Какие свойства человека позволяют считать его часть живой природы ответы
Урок окружающего мира в 3 В классе ЛГ МАОУ «СОШ№3»
УМК “Планета знаний”
Тема урока: Человек-часть живой природы.
Планируемые результаты.
Предметные : определить место человека в окружающем мире, сравнить признаки человека с различными группами животного мира, продолжить формирование понятия “отличительный признак”;
дать первоначальные сведения о системах органов человека;формировать способность выделять главное, обобщать, анализировать, структурировать знания.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков сходства и различия.
Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группах, слушать и принимать мнение собеседника,
развивать эмоциональную сферу познавательной активности, способности к творческому самовыражению и общению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, создать условия для развития умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения; учащихся оценочной деятельности учащихся, путем обсуждения участия в выборе ответа в группе
Личностные результаты:
Создание условий для формирования интереса к учебной деятельности при изучении сходства и различия человека и животного, при изучении органов чувств и внутренних органов, проявление положительного отношения к здоровому образу жизни.
Методико-дидактическое оснащение урока:
учебники, печатные тетради, памятки для работы с текстом “инсерт”, карточки с признаками групп животного мира, цветная бумага, ткань разной фактуры, карточки для составления кластера, карточки “Тонкие и толстые вопросы”, цветные карандаши, презентация, видеозапись интервью учителя биологии, “Толковый словарь”, музыкальная физминутка.
Ход урока.
I. Приветствие гостей и детей .
На меня вы посмотрите,
Тихо носиком дышите.
Выше к солнцу подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
II. Учебная мотивация.
Девиз нашего урока:
«Без труда –не вытащишь рыбку из пруда»
III. Определение личностного опыта уч-ся, связанного с проблемой урока.
1.Самоконтроль с самопроверкой знаний по эталону:
-ответ”да” закрашиваем зеленым
-“нет”- красным.
(5 вопросов по прошедшему материалу)
1.Без чего животные на Земле смогут обойтись?
1) без солнечного света 3) без воздуха
2) без воды 4) без зоопарка
2.. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ.
дышат, питаются, двигаются
растут, приносят потомство, умирают
дышат, растут, общаются друг с другом
3. Продолжи фразу: «Живая и неживая природа…»
не связаны друг с другом
иногда связаны друг с другом
всегда связаны друг с другом
IV. Целеполагание .
-Сегодня мы познакомимся с удивительным животным, которое любит печенье и варенье, его детеныши резвятся, но , повзрослев начинают писать и считать, а еще это особенное животное понимает речь, оно разумно.
-Как ты думаешь, кто это?
Может быть это котенок?
-Возможно, это щенок?
V. Кросворд «Человек»
1. Задышал прохладный вечер – ты платок накинь на … 2. Чтобы в цель попасть хоть раз, нужен острый, меткий … 3. Сжали пальцы мы руки – получились … 4. Она ласкает, утешает и отведёт беды огонь; любой малыш всегда узнает любимой мамочки … 5. В середине человечка день и ночь стучит … 6. В щель пролезешь без хлопот, если втянешь свой … 7. Чтобы выглядеть моложе, крем хороший нужен … 8. Превратятся скоро в когти неподстриженные …
VI. Актуализация
ЖИВАЯ ПРИРОДА.
Давайте определим место человека в окружающем мире живой природы.
1 группа: сравнить признаки человека с признаками рыб
2 группа: с признаками птиц
3 группа: с признаками насекомых
4 группа: с признаками млекопитающих
Составление схемы:
ЖИВАЯ ПРИРОДА
↓
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
↓
ЧЕЛОВЕК
-В чем же главное отличие человека от животных?
VIII. Физминутка.
Вправо, влево повернулись,
На носочках потянулись,
Помашите все руками
И садись работать с нами.
IX.Подача нового материала.
Если рассмотреть себя, то у каждого человека есть организм, который состоит из частей. Давайте рассмотрим таблицу о строении организма человека. Человек – живое существо. Тело человека имеет голову, шею, туловище, конечности (руки и ноги). Это внешние органы. Тело человека состоит из многих внутренних органов. Каждый орган выполняет определенную работу. Органы человека связаны друг с другом. Все вместе они составляют сложный живой организм.
– Для чего человеку нужны глаза?
Глаза – орган зрения. Головной и спинной мозг – «командиры» нашего организма. Поэтому организм человека работает, как часы.
1.Мы назвали самый главный орган – мозг. Он управляет работой всех органов, которые участвуют в дыхании, переваривают пищу, позволяют нам ходить на двух ногах.
– Сейчас послушайте загадку и скажите, о каком органе человека идет речь.
Чудный орган есть у нас,
В него входят кровь и газ.
Воздух смело пробирается,
Как же орган называется? (легкие)
– Какую роль они выполняют?
Легкие – орган дыхания. Когда человек делает вдох, легкие расширяются и наполняются воздухом
Есть в груди у нас мотор,
Не железный, но хитер.
День и ночь стучит, стучит
Горе, если замолчит. (сердце)
– А зачем нам сердце?
Сердце, как кровь, качает кровь ко всем частям тела.
– А зачем нам нужна печень?
Печень очищает кровь, избавляет ее от вредных веществ.
Пережеванную, смоченную слюной пищу мы проглатываем, и она по пищеводу проходит в желудок. В желудке пища находится 3-4 часа. Там она переваривается под действием желудочного сока и поступает в кишечник.
Теперь назовите важные внутренние органы человека. Покажите их.
Все органы здорового человека действуют в организме согласованно. Есть специальная наука, которая изучает строение тела человека – анатомия, а работу ее органов – физиология человека.
– Так что же изучает наука анатомия?
– А физиология?
X. Закрепление.
Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал урока, давайте выполним такое задание. У меня на доске написаны слова. Вам нужно выбрать слова, которые подходят только здоровому человеку.
Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный, румяный, хилый.
Послушайте следующее задание. Я вам буду называть органы человека, а вы будете показывать на себе, где эти органы находятся.
Следующее задание:
Продолжить предложение: Здоровый человек – это…
XI. Итог урока.
– Чем человек отличается от животного?
– Из чего состоит организм человека?
– Какие науки изучает человек?
XII.Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему: Здоровый человек.
1. Чтение текста учебника.
2. Ответы на вопросы учебника.
3.Составление рассказа «Я-человек»
Источник
Человек разумный – часть природы.
Тема: Про тебя.
Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;
Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;
Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;
Развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
-На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)
– Чем отличается живая природа от неживой?
Признаки живой природы:
*живые организмы рождаются.
*питаются
*дышат
*растут
*развиваются
*размножаются (оставляют потомство)
– А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)
Докажите.
А к какой группе животного мира относится человек?
«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»
(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)
– Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».
2. Работа над темой урока.
И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?
(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)
– Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с. 50-51)
(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)
– Чем похожи люди между собой?
(черты лица, части тела, характер и т.д.)
– Рассмотрите рисунки в уч. с. 45. Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)
Работа в тетради. С. 34 № 48.
Физминутка.
– Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.
– Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)
– У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.
3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.
1. Взять листок бумаги.
2. Сложить его вдвое.
3. Оторвать верхний правый угол.
4. Снова сложить бумагу вдвое.
5. Оторвать верхний правый угол.
6. Снова сложить бумагу вдвое.
7. Оторвать верхний правый угол.
8. Снова сложить бумагу вдвое.
9. Оторвать верхний правый угол.
10. Развернуть листок бумаги.
– Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)
Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)
Работа в тетради. С. 35 № 50.
– На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.
Чтение последнего абзаца на с. 47
4. Органы чувств.
– Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)
Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)
Две куколки на кровельке сидят. (уши)
– С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)
– Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?
– А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)
– А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)
5. Сходство и отличие человека и животных.
– Чем человек похож на разных животных и чем отличается?
– Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
6. Итог урока.
– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?
– Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?
– Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?
(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)
7. Домашнее задание. Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я – ___________.
Источник
Ответ или решение3
Человек – часть живой природы. Потому что он, как и другие живые
существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается.
Аноним
Человек – часть живой природы. Потому что он, как и другие живые
существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается.
Человек – часть живой природы. Потому что он, как и другие живые
существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается.Для жизни человеку нужны воздух, вода, пища, тепло, свет.
Знаешь ответ?
Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Пример вопроса
Аноним
Русский язык
7 минут назад
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Хороший ответ
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Плохой ответ
Аноним
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Будьте внимательны!
- Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
- Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!
Как добавить хороший ответ?
Что необходимо делать:
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Что делать не стоит:
- Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
- Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
- Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
- Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.
Пример вопроса
Аноним
Русский язык
7 минут назад
Какой синоним к слову «Мореплаватель»?
Хороший ответ
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Плохой ответ
Аноним
Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.
Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020
Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами
Перейти к разделу
Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?
Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков.Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!
Играть!
Получи подарки и стикеры «Вконтакте»
Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!
Узнать больше
Источник
ВИДЕОУРОК
Биологическая система
– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.
Признаки биологических систем
– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:
1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.
2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.
4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.
5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией.
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.
7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.
9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.
10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.
11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 1.
1! Из клеток состоят:
а) растения
б) грибы
в) люди
г) горные породы
2! Питание – это поступление в организм:
а) воды
б) любых веществ
в) веществ, необходимых для роста
г) веществ, необходимых для жизни
3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:
а) дыхания
б) выделения
в) питания
г) движения
4! В течение всей жизни растут:
а) люди
б) животные
в) грибы
г) растения
5! Найдите верные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) животные растут всю жизнь
в) животные двигаются всю жизнь
г) растения выделяют кислород
6! О развитии можно говорить, если:
а) семя превратилось в растение
б) щенок вырос в собаку
в) листья повернулись к свету
г) маленькое дерево стало большим
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 2.
1! Внутри много маленьких клеток у:
а) кошки
б) рябины
в) змеи
г) телевизора
2! Благодаря пище живые организмы получают:
а) энергию для жизни
б) вещества для «строительства» тела
в) вещества для «ремонта» тела
г) только вещества, необходимые для роста
3!* Ответные действия называют:
а) дыханием
б) реакцией
в) движением
г) раздражимостью
4! Найдите верные утверждения:
а) все живые организмы состоят из клеток
б) растения питаются готовыми органическими веществами
в) все живые организмы размножаются
г) основной источник кислорода на Земле – растения
5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:
а) им нужно больше пищи
б) им нужно больше энергии
в) они должны свою пищу поймать или найти
г) они состоят из клеток и размножаются
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 3.
1! Из невидимых глазом клеток построены:
а) Луна
б) ваши родители
в) кочан капусты
г) деревянная скамейка
2!* Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию
б) движению
в) дыханию
г) выделению
3! Двигаться могут:
а) микробы
б) растения
в) животные
г) только листья растений
4! Найдите ошибочные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) животные растут всю жизнь
в) животные двигаются все время
г) растения выделяют кислород
5! Выделение помогает организму избавиться от:
а) лишних питательных веществ
б) ядовитых веществ
в) непереваренных веществ
г) лишней энергии
6. Найдите верные утверждения:
а) если двигается, то живое
б) дышат только животные
в) к выделению отходов способны только животные
г) если размножается, то живое
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 4.
1! Из клеток состоят:
а) горные породы
б) растения
в) люди
г) грибы
2! Питание – это поступление в организм:
а) веществ, необходимых для жизни
б) веществ, необходимых для роста
в) любых веществ
г) воды
3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:
а) выделения
б) дыхания
в) питания
г) движения
4! В течение всей жизни растут:
а) грибы
б) животные
в) люди
г) деревья
5! Найдите верные утверждения:
а) бактерии состоят из одной клетки
б) растения выделяют кислород
в) дышат только грибы
г) животные растут всю жизнь
6! О развитии можно говорить, если:
а) маленькое дерево стало большим
б) семя превратилось в растение
в) листья повернулись к свету
г) щенок вырос в собаку
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 5.
1! Внутри много маленьких клеток у:
а) окуня
б) рябины
в) телевизора
г) змеи
2! Благодаря пище живые организмы получают:
а) только вещества, необходимые для роста
б) энергию для жизни
в) вещества для «ремонта» тела
г) вещества для «строительства» тела
3!* Ответные действия называют:
а) реакцией
б) движением
в) раздражимостью
г) дыханием
4! Найдите верные утверждения:
а) растения питаются готовыми органическими веществами
б) все живые организмы размножаются
в) все живые организмы состоят из клеток
г) основной источник кислорода на Земле – растения
5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:
а) им нужно больше пищи
б) они должны свою пищу поймать или найти
в) они состоят из клеток и размножаются
г) им нужно больше энергии
Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»
Вариант 6.
1! Из невидимых глазом клеток построены:
а) ваши родители
б) Луна
в) клубень картофеля
г) волк
2!* Живые организмы получают энергию благодаря:
а) питанию
б) дыханию
в) движению
г) выделению
3! Двигаться могут:
а) растения
б) только листья растений
в) насекомые
г) бактерии
4! Найдите ошибочные утверждения:
а) животные растут всю жизнь
б) бактерии состоят из одной клетки
в) растения выделяют кислород
г) вирусы имеют клеточное строение
5! Выделение помогает организму избавиться от:
а) непереваренных веществ
б) лишней энергии
в) лишних питательных веществ
г) ядовитых веществ
6. Найдите верные утверждения:
а) клетки растений имеют ядро
б) дышат только животные
в) к выделению отходов способны только животные
г) грибы способны активно передвигаться
Ответы:
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в-1 | а, б, в | в, г | б | в, г | а, г | а, б |
в-2 | а, б, в | а, б, в | б, г | а, в, г | в | |
в-3 | б, в, г | а, в | а, б, в | б, в | б, в | г |
в-4 | б, в, г | а, б | а | а, г | а, б | б, г |
в-5 | а, б, г | б, в, г | а, в | б, в, г | б | |
в-6 | а, в, г | а, б | а, в, г | а, г | а, г | а |
Источник