Какие свойства человека относятся к социальным
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.
Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе [4].
Монахов Н.И. выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников [6].
Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам.
Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.
Учитель английского языка высшей категории Понасенко И.И. выделяет другие значимые качества личности ученика [7]:
инициативность;
самостоятельность и ответственность за результат собственных решений;
готовность и потребность работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности;
способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире;
готовность к образованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Педагоги томской общеобразовательной школы скомпилировали более полный список социальных качеств школьников в таблицу и выделили два типа личностных качеств [11]:
Интеллектуальные | Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность | Самостоятельность Восприимчивость к новому Системность Аналитичность Аргументированность |
Речевые | Правильность Выразительность Ясность Точность Уместность Логичность | |
Рефлексивные | Способность выделять риски | |
Психосоциальные | Эмоционально-чувственные | Этические (любовь, достоинство, честь). Эстетические (чувство прекрасного). Культура эмоций и чувств |
Поведенческие | Активность Воля (целеустремленность, настойчивость, внутренняя дисциплина) Ответственность | |
Коммуникативные | Толерантность Умение слушать и слышать Умение ориентироваться в аудитории Открытость | |
Творческие | Исследовательские, художественные, технические способности |
Однако это скорее базовый набор социальных качеств людей, который должен сформироваться у каждого человека. Для нас гораздо интереснее выяснить какие социальные качества присущи или должны быть присущи непосредственно юристам.
Рассмотрим социально-значимые качества юристов на основе профессиональных факторов, влияющих на их личность.
Первый фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации формирует следующие социальные качества:
высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Второй фактор – нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:
устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.
Третий фактор – высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими социальными качествами личности:
развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Четвертый фактор – коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:
способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;
проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;
умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;
адекватную самооценку;
чувство юмора.
Пятый фактор – организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие социальные качества:
активность, инициативность, находчивость, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе.
Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.
К важным нервно-психическим социальным качествам профессии можно отнести: эмоциональную устойчивость; пластичность нервных процессов; пониженный уровень тревожности толерантность устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
Таким образом видов социальных качеств людей очень много и все перечислить не берется даже сама социология, так как у каждой профессии, каждой национальности, у каждого возраста помимо общепринятого базового есть и свой особенный набор социальных качеств.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Если рассмотренные ранее антропометрические, физиологические и психические характеристики человека определяют генным составом и окружающей природной средой, то существуют характеристики, определяемые, в первую очередь, воспитанием: воспитанием в семье, в детском саду, в школе, в других учебных заведениях, на улице, на работе, в среде товарищей и друзей. Это – социальные характеристики. Они, безусловно, связаны с психическими и психологическими характеристиками. Вместе с тем они – плод воспитания. Такими характеристиками применительно к безопасности являются:
– трудолюбие;
– дисциплинированность;
– аккуратность;
– добросовестность;
– чувство опасности (бесстрашие);
– обученность (обучаемость);
– выносливость;
– сила.
Трудолюбие как характеристика человека воспитывается и в семье, и в обществе и сказывается на полноте выполнения всех операций, особенно, применительно к безопасности, по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и систем защиты.
Дисциплинированность человека характеризует его с точки зрения безопасности как человека, выполняющего все меры и правила безопасности, предписанные для данного рабочего места. Воспитание дисциплинированности происходит с раннего детства и всю взрослую жизнь, если этому качеству человека уделяется должное внимание.
Аккуратность как характеристика человека с позиций безопасности очень важна, ибо отражает точность выполнения операций, своевременность включения и выключения органов управления, отсутствие на рабочем месте посторонних предметов, мешающих выполнению операций.
Добросовестность – характеристика человека, отражающая то, что человек будет выполнять все нормы, правила, предписанные для конкретного рабочего места, будет использовать все средства защиты, которые определены для данного рабочего места.
Чувство опасности и, в противоположность – бесстрашие как характеристика человека исключительно важно при рассмотрении проблем безопасности. Пока научно не установлено, что определяет в человеке бесстрашие и фобии. Излишнее бесстрашие приводит к неразумным поступкам и, как следствие, к травмам самого человека и окружающих. С другой стороны, бесстрашие позволяет прийти на помощь людям, находящимся в опасной ситуации и спасти их от угрозы травм или гибели. Чувство опасности у человека определяет его осторожное поведение и, тем самым, позволяет избежать попадания в опасные ситуации. Однако чрезмерно развитое чувство опасности сковывает человека, делает его нерешительным, робким, что замедляет выполнение необходимых операций и может привести к созданию опасной ситуации, к травмам и гибели самого человека и окружающих.
Воспитание преодоления страха вполне возможно при определенных программах, когда шаг за шагом, постепенно, преодолевается сначала небольшие опасные ситуации, а затем более сложные.
Исключительно важной характеристикой для обеспечения безопасности является обучаемость, следствием которой является обученность. Обучаемость также развивается и может определить высокую степень обучения. Для целей безопасности обученность – это своевременность и безошибочность выполнения операций основного производства, что влечет за собой и безопасность деятельности человека. Человек, безошибочно выполняющий операции на рабочем месте, не допустит возникновения опасных ситуаций и обеспечит безопасность себе и окружающим. Своевременность выполнения операций также обеспечивает безопасность, так как своевременное реагирование на показания приборов, на режимы работы оборудования, на звуки, вибрацию, запахи и т.п. позволяет избежать опасных ситуаций.
Оценка своевременности и безошибочности, т.е. обученности человека с точки зрения безопасности сегодня производится путем проверки знаний правил и мер безопасности устно и письменно, а также путем проверки правильности выполнения отдельных операций. Все это оценивается в 4х-бальной шкале или «зачет – незачет». Эта оценка не в полной мере может быть использована для оценки обученности безопасности, а именно – оценки своевременности и безошибочности выполнения операций.
Статистический подход в оценке безошибочности выполнения операций основан на измерении количества операций, выполненных с ошибкой Nош из общего количества операций N, выполняемых за рабочую смену.
. (2.1)
Оценка своевременности выполнения операций производится путем сравнения времени выполнения всех операций tоп с временем несвоевременного выполнения операций tнс
. (2.2)
И Рб, и Рс – статические оценки вероятности безошибочного и своевременного выполнения операций. Тогда вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций Рсб определяется их произведением
. (2.3)
Определение величины Рсб для конкретного человека возможно на тренажерах, которые позволяют и тренировать человека, и оценивать его обученность.
Безошибочное и своевременное выполнение операций описывается и непрерывным распределением. Экспериментально установлено, что процесс обучения и забывания (рис. 2.1) описывается показательным распределением
, (2.4)
где Рсб0 – исходный уровень обученности,
Kо – коэффициент обучения,
Kз – коэффициент забывания,
tр – время работы,
tотд – время отдыха.
Рис. 2.11. Кривая обучения–забывания
За время обучения уровень обученности повышается до некоторого, достижимого для данного человека уровня. Практический опыт производственной деятельности позволяет этот уровень поддерживать. Однако даже небольшой перерыв снижает этот уровень и для достижения необходимого уровня Рсб необходимо снова пройти обучение – инструктажи, практическое обучение, тренировки.
Вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций изменяется в течение рабочего дня и рабочей недели.
Как видно из рис. 2.2 и рис. 2.3, в начале недели и рабочего дня происходит «врабатывание» человека, когда ошибок и несвоевременного выполнения операций больше. Постепенно человек выходит на свой уровень обученности. Некоторое снижение Рсб перед обедом связано с психологическим предчувствием обеда. После обеденного перерыва человек вновь «врабатываается», а снижение Рсб в конце рабочего дня и недели определяется усталостью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные системы человеческого организма.
2. Укажите анализаторы человека.
3. Для каких целей используются антропометрические характеристики человека?
4. Для каких целей используются психофизиологические характеристики человека?
5. Состав психических характеристик человека?
6. Как описывается процесс обучения человека?
Рис. 2.12. График изменения Рсб в течение рабочего дня
Рис. 2.13. График изменения Рсб в течение рабочей недели
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3398; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник