Какие свойства человека относят к биологическим
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Человек как личность развивается только в обществе. Если он находится вне социума, он не развивается. Разберемся, какие свойства человека являются биологическими, а какие – социальными.
Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим?
Дети, воспитанные в животной среде, не умели разговаривать, общаться с другими людьми. Они остаются на уровне развития маленького ребенка.
Ребенок не развивается в среде животных, потому что ему не хватает опыта общения с себе подобными. Эволюционно развитый мозг и слабое (в сравнении с животными) тело не позволяют человеку успешно конкурировать с представителями стаи. Поскольку в раннем детстве ребенок усваивает базовые навыки выживания, он не может адаптироваться к новой среде, если годами подражал повадкам животных.
Основные биологические свойства человека – расти и размножаться. Понятия человек-личность раскрывает более сложные процессы.
Оцени, какие качества успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе еще нужно работать?
У многих молодых людей часто присутствует сильная мотивация, стремление к переменам, новаторство и целеустремленность. Однако не хватает старательности и терпеливости. Эти качества приходят с дисциплиной и опытом. Возможно, многим молодым и зрелым личностям необходимо работать над волей и настойчивостью. Такие качества помогают добиваться успеха даже после продолжительной серии неудач.
Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
Девушка на первом изображении мечтательная и задумчивая. Она будто ненадолго отвлеклась от своих мыслей. Сложенные руки и взгляд снизу-вверх характеризует ее печальное настроение.
Вторая девушка более активная. Она кажется жизнерадостной и полной сил. Судя по румянцу на щеках, девушка активно двигается, причесывая свои волосы. Улыбчивой ее назвать нельзя, потому что нет морщинок в уголках глаз. Однако сейчас (в запечатленный момент) она попыталась улыбнуться.
Хотелось бы тебе общаться с человеком, который смотрит на тебя свысока, смеется над тобой или только ждет, чтобы с тобой случились какие-нибудь неприятности?
Как ты думаешь, удалось художнику предать индивидуальность каждого персонажа картины? Если да, то в чем это проявилось?
Художник, несомненно, передал индивидуальность Петра I и его свиты. Сам царь выглядит уверенным и упорным. Несмотря на ненастье, он не прячется в одежды и смотрит вдаль, используя все преимущества своего роста. Его шаги тверды и быстры.
Два человека, идущие сзади Петра, ежатся от холода. Один даже посматривает на другого, возможно с презрением. Человек, идущий за ними, тоже кутается в плащ, однако выглядит уверенно.
Раскрой, в чем проявилась сила личности Бетховена? Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое?
Бетховен проявил силу своей личности, когда продолжил заниматься музыкой, невзирая на потерю слуха. Даже практически глухим он сочинял великие произведения. Он использовал все возможности своего таланта. Без слуха он опирался на вибрации, которые создаются каждым музыкальным инструментом (попробуйте заткнуть уши и дотронуться до корпуса гитары, а затем защипнуть одну струну).
Слова самого композитора подтверждают, что его дело ему не только нравилось, он горел музыкой. Так же каждый человек должен гореть каким-то делом.
Проверим себя
- Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
Основное доказательство того, что человек – существо социальное, пример детей «маугли». Без общения с другими людьми ребенок не вырастет «Человеком». Он будет походить на животное.
- Какие качества характеризуют личность?
Среди качеств, характеризующих личность, выделяют
- целеустремленность – способность держать в памяти свою цель и при каждом удобном случае пытаться к ней приблизиться;
- терпеливость – качество, позволяющее переносить невзгоды и трудные времени;
- настойчивость – волевое качество, помогающее двигаться к поставленной цели, несмотря ни на что;
- воля – умение подчинять свои действия разуму, невзирая на эмоции.
Если каждое качество надо развивать. Важно ставить цели и понимать, чего хочешь добиться.
- Подумай, есть ли в тебе черты сильной личности, и над чем тебе предстоит работать, что ты должен воспитывать в себе.
У многих молодых людей в возрасте от 11 и до 20 лет редко встречается целеустреленность и терпеливость, и это нормально. Молодой мозг постоянно требует нового. Мышление в подростковом и юношеском возрасте слишком гибкое. Настойчивость – это качество, возможно, одно из немногих из перечисленных выше, которым обладают многие подростки.
- О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы:
Семь раз отмерь, один раз отрежь – целеустремленность и терпеливость. Если постоянно держать свою цель в уме, можно избежать многих поспешных решений.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда – настойчивость. Только постоянно совершая какие-либо действия, можно что-то изменить.
Без терпения нет учения – терпеливость. Некоторые предметы могут казаться очень сложными, поэтому им придется уделить немного больше внимания. Это требует терпеливости.
Не сиди на печи, будешь есть калачи – воля. Это качество помогает пересиливать лень и нежелание заниматься тем, что необходимо делать.
В классе и дома
Прочитай высказывания. Выбери качества личности, которые тебе хотелось бы развить.
Качества личности, которые не мешало бы развить многим людям:
- мужественность сердца – умение стоять на своем и в то же время признавать ошибки, идти на риск и отступать в нужный момент;
- чувство справедливости – помогает в нужной ситуации встать на «правильную» сторону;
- честность – важное качество для создания хороших отношений с людьми.
- любовь – важно понимать, когда она искренняя, а когда – корыстная.
Проблема личности человека сегодня рассматривается как первостепенная, ведь от качеств личности зависит ее успешность.
Какие положительные качества ты можешь еще назвать, а какие вызывают у тебя отрицательные чувства?
Еще я могу назвать такие положительные качества, как любознательность, дружелюбие, толерантность, трудолюбие.
Если у самого себя или окружающих найдены следующие качества, они вызывают отрицательные чувства:
- Малодушие – нежелание менять мир вокруг себя, стремление всегда подстраиваться под других людей или какие-то условия жизни.
- Личный эгоизм – желание всегда искать выгоду только для себя – скверное качество. Эгоист может переступить через правила и навредить другим людям в погоне за собственной выгодой.
- Праздность – это качество характеризует личность, которая не развивается. Такой человек стремится уйти от проблем и желает только веселиться.
Эти качества стоит заменять настойчивостью и трудолюбием.
Выскажи свое мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй данные высказывания.
Из всех ребят сильной личностью можно назвать только Валентина (буква «в)»). Он ухаживает за больной матерью, но не жалуется. Ему трудно, но он все равно старается не опускает руки, при этом не бахвалясь перед другими.
Словесный портрет сильного человека:
- умеет справляться с трудностями;
- не жалеет себя;
- не выставляет свои «сильные» поступки напоказ;
- не «опускает руки», даже если ему приходится очень тяжело.
Тема «человек-личность» довольно интересна и требует внимательного изучения. Полученные знания помогают понять себя и окружающих.
Похожие материалы:
Источник
Что такое биосоциальная природа людей
Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».
Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.
Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств. Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).
Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.
Основные факторы антропогенеза человека
Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.
Для данного процесса характерны факторы:
- биологические;
- социальные.
К первой группе относят:
- мутации;
- изоляцию;
- популяционные волны;
- борьбу за существование;
- естественный отбор.
Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.
Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.
Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:
- речь;
- мышление;
- социальный образ жизни.
Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.
Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.
Биологические особенности
Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:
- Прямохождение. Млекопитающие не передвигаются на двух конечностях, им удобнее задействовать в процессе все четыре конечности. Человек – исключение.
- Развитые кисти рук. Человек предрасположен к мелкой моторике, в отличие от животного.
- Отсутствие большого количества волос на теле. Кожа человека выглядит более уязвимой в сравнении с кожей животных.
- Развитый головной мозг. Его объем увеличился за несколько тысячелетий в три раза.
- Речевой аппарат. Человек приспособлен к произнесению членораздельных звуков, благодаря биологическим изменениям, происходившим на протяжении долгих лет.
Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.
Социальные особенности
Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.
Можно выделить следующие социальные особенности человека:
- Речь. Посредством речи человек способен передавать информацию последующим поколениям, учиться, общаться.
- Сознание. Отражает реальный мир через мысли человека, его чувства, переживания.
- Мышление. Позволяет разумно воспринимать происходящее в мире, анализировать, делать выводы, искать рациональные решения проблем.
- Культура. Искусственная среда, демонстрирующая уровень развития человечества, способная сохранять и приумножать его достижения.
- Труд. Умение изготавливать орудия труда и применять их в практической деятельности – фактор, обусловивший наиболее интенсивное социальное развитие.
- Творчество. Потребность в создании чего-либо принципиально нового, не существовавшего ранее – важнейшее отличие человека от животных.
Как развивается взаимосвязь, схема
По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.
Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.
Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.
Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.
Источник: yandex.ru
Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.
Источник