Какие свойства человека обусловленные биологическими факторами

Какие свойства человека обусловленные биологическими факторами thumbnail

3. Основными признаками личности являются:

а) активность, индивидуальность, субъективность, речь;

б) включенность в общественные отношения, активность, участие в совместной деятельности, развитое самосознание;

в) наличие психики, сознание, самосознание, общение.

4. Согласно теории З.Фрейда, структура личности человека состоит из трех компонентов: «Оно», «Я», «сверх-Я»

5. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“человек” (А) – “личность” (Б)

6. В каком из следующих отношений находятся понятия: “индивидуальность” (А) – “личность” (Б)

    
  
 
 

7. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“индивид” (А) и “индивидуальность” (Б)

 
 

8. Биогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так: в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма

9. Социогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так:объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми

10. В каком из следующих отношений находятся понятия:

“личность” (А) – “индивид” (Б)

 
 

11. Какие из перечисленных свойств человека обусловлены главным образом биологическими, а какие социальными факторами?

Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность.

ВЫВОД: Биологическими: темперамент, инстинкты, задатки, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, зрительные свойства, механическая память, ум, эмоции, музыкальный слух, меланхолия, агрессивность.

Социальными: авторитет, речь, мировоззрение, воля, убеждения, знания, идеалы, способности, характер, логическая память, мышление, внимание, язык, творческое отношение к делу, равнодушие, гуманность.

12. По мнению А.Н.Леонтьева, структуру личности определяют следующие компоненты: внитрииндивидная, межиндивидная, надиндивидная (метаиндивидная)

13. Среди основных положений развития личности можно выделить следующие:

1) личностью не рождаются, а становятся;

2) …; 3) …; 4) …; 5) ….

ОТВЕТ: Развитие личности возможно только в социальной среде.

· Активность личности – условие ее развития.

· Развивающаяся личность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями

· В развитии личности существуют периоды, чувствительные к усвоению определенных знаний, норм, отношений (сенситивные периоды).

14. Сущность системного подхода (А.Н.Леонтьев) по вопросу развития и формирования личности такова:________________________________

15. Основными факторами развития личности являются:

а) окружающая среда (общество), физиологические и психогенетические особенности личности;

б) потребности и мотивы;

в) установки, интересы, жизненные цели.

16. Условиями формирования личности выступают:

а) среда и деятельность;

б) деятельность и общение;

в) речь и среда.

17. Сущность внутриличностного конфликта состоит в…Противоречие между разными мотивами, установками, ценностями, желаниями

18. Установите соответствие между механизмами психологической защиты и их содержанием:

1) вытеснение а) человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям;
2) проекция б) трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами;
3) рационализация в) вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание;
4) отрицание г) ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих;
5) сублимация д) бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.

ОТВЕТ 1-в; 2- а; 3-г; 4-д; 5-б.



Источник

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Читайте также:  Каким свойством обладает мелисса

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

Биологически обусловленные особенности личности достаточно отчётливо проявляются в индивидуальном развитии человека и в детском, и в и в зрелом, и в старческом возрасте. Однако в процессе развития личности биологическое подчинено социальному, хотя и откладывает определённый отпечаток на её характеристику, особенности жизнедеятельности. Остановимся на компонентах данной стороны личности.

Биологические особенности личности являются врождёнными, зависят от наследственности и мало поддаются изменению под влиянием социальных воздействий. Таковыми являются задатки личности, тип нервной системы и темперамент, естественные потребности.

Задатки и тип нервной системы.

Задатки-анатомо-физиологические (врождённые, преимущественно наследственные) различия между людьми, проявляющиеся прежде всего, в особенностях нервной системы человека.

Нервная система подразделяется на три основные группы: центральную нервную систему (головной и спинной мозг), периферическую (расположенную во всех органах чувств и коже) и вегетативную, управляющую деятельностью внутренних органов. Она состоит из клеток-нейронов. Цепь нейронов образует нервное волокно, из которого, в свою очередь, образуется нерв.

Задатки нервной системы:

А) Уровень чувствительности анализаторов-органов чувств, каждый из которых состоит из периферического отдела (рецептор-ухо, глаз и пр.), центростремительного нерва, соответствующих отделов коры головного мозга и подкорки. Это цветоощущение, острое обоняние, музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Читайте также:  Какие есть свойства у тюльпана

Б) Пластичность нервной системы, т.е. податливость изменениям, воспитуемость, скорость образования условных рефлексов (устойчивых реакций на одинаковые раздражители).

В) Свойства нервной системы относительно процессов возбуждения и торможения. В основе всей психической деятельности лежат два основных процесса –возбуждение и торможение. Возбуждение нервных центров вызывает ту или иную деятельность организма. Торможение, напротив, означает такое состояние, когда работа связанного с ними органа прекращается. Со стороны возбуждения и торможения нервная система характеризуется тремя основными свойствами: силой способность переносить сильные раздражители), уравновешенностью (их взаимным «балансом») и подвижностью (быстротой их сменяемости).

Сочетание этих свойств нервной системы- силы, уравновешенности и подвижности-обусловливает типичные для данного индивидуума особенности реакции на те или иные раздражители, особенности поведения и жизнедеятельности в целом. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности характеризуются не каким-либо из этих свойств, а именно их сочетанием. Поскольку интенсивность каждого из этих свойств может быть выражена у каждого индивидуума в разной степени, поскольку количество возможных сочетаний, строго говоря есть множеств, которое вряд ли можно выразить числом. Однако академик И.П. Павлов создал классификацию основных типов нервной системы, выделив четыре типа:

Ø «Живой» -это сильный, уравновешенный, подвижный

Ø «Безудержный» – сильный, неуравновешенный, подвижный

Ø «Спокойный» – сильный, уравновешенный, инертный

Ø «Слабый» – слабый, неуравновешенный, инертный

Тип нервной системы (или тип высшей нервной деятельности) хотя и относится к природным, биологически обусловленным особенностям личности, всё же не является чем-то абсолютно неизменным. Он развивается, тренируется, изменяется под влиянием окружающих условий, хотя и очень незначительно.

Проявление свойств типа нервной системы в поведении и жизнедеятельности личности и составляет такое её общее свойство, как темперамент.

Темперамент

Темперамент-это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся на энергетическом уровне поведения, в динамичности и во временных параметрах индивида. Темперамент проявляется в действиях независимо от содержания и направленности, причём не только в эмоциональных и волевых реакциях, но и в интеллектуальных действиях, характеристике актив является в действиях независимо от содержания и направленности, причём не только в эмоциональных и волевых реакциях, но и в интеллектуальных действиях, характеристике активности и работоспособности, в характеристике общения и т.д.

Свойства темперамента в определённой степени регулируют деятельность личности. Они не оказывают большого влияния на итоговую результативность деятельности, но обусловливают формирование индивидуального стиля деятельности конкретного человека.

Выделяют четыре основные типа темперамента –в соответствии с четырьмя типами нервной системы. Каждому типу нервной системы соответствует свой темперамент:

1) Живому типу-сангвистический темперамент

2) Безудержному-холерический

3) Спокойному-флегматический

4) Слабому-меланхолический.

Названия темпераментов закрепились за ними традиционно и заимствованы из учения древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ утверждал, что в теле человека текут четыре жидкости: кровь (сангвис), желчь(холе), слизь(флегма), чёрная желчь (мелайне холе). От преобладания одной из этих жидкостей, согласно Гиппократу, и зависят особенности поведения человека.

Сангвинику присущи: возбудимость и достаточно быстрая смена чувств и настроений, высокая переключаемость на разные виды работы и быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, достаточно высокая активность и энергичность, быстрый контакт с окружением, бодрое настроение и жизнерадостность, сдержанность, общительность и отсутствие скованности в общении с новыми людьми.

Холерику присущи: возбуждённое состояние, очень быстрая смена чувств и настроений, аффективность, высокая переключаемость на разные виды деятельности, быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, повышенная активность и энергичность.

Для флегматика характерны: слабая эмоциональная возбудимость, всегда ровное настроение, повышенная сдержанность и терпеливость, медленное возникновение чувств, медленная переключаемость на другую работу и медленное усвоение навыков.

Меланхолику свойственны: медленное возникновение чувств, зато исключительная их глубина , впечатлительность, сентиментальность, мнительность, легкая ранимость.

Следует учитывать, что «чистые», сангвиники, холерики, меланхолики, холерики встречаются крайне редко. Чаще всего встречаются менее или более выраженные носители определённого темперамента. Зачастую речь может идти просто о преобладании признаков какого-то из темпераментов.

Темперамент подвержен изменениям под влиянием жизненных условий и обстоятельств, но, как и тип нервной системы, не в очень значительных пределах. Он более предрасположен к маскировке, чем к действительному изменению.

Естественные потребности

К биопсихическим свойствам относятся и некоторые потребности человека, а именно-естественная точка успешное выполнение организмом жизненно важных функций, успешная организация жизнедеятельности человека требует удовлетворения нужд в том, что необходимо для поддержания, продолжения и развития жизни.

Любая нужда организма в условиях, необходимых для жизни, выражается в требованиях его к этим условиям, т.е. в потребностях. Потребность и есть внутренняя нужда организма в тех или иных условиях, необходимых для жизни. Среди множества потребностей человека естественные занимают особое положение, к ним относятся: потребности в пище и питье, половые, оборонительные (т.е. потребность в самосохранении, самозащите) и ориентировочные (потребность ориентироваться в наличной обстановке), потребности в тепле, воздухе и отдыхе.

Читайте также:  По каким свойствам можно отличить песок от железа

Естественные потребности человека не являются специфическими человеческими потребностями, а имеют свой аналог в мире высших животных. Тем не менее, будучи очеловеченными, социологизированными, естественные потребности человека существенно отличаются от соответствующих потребностей животных как по своему предмету, так и по способу их удовлетворения.

Следует отметить, что биопсихические свойства, особенности личности – это основа, на которой развивается психика человека. Это своего радо фундамент, на котором жизнь строит грандиозное здание условно-рефлекторных благоприобретении, качеств, свойств и т.д. . И поэтому с прикладной точки зрения исключительно важна диагностика биопсихических качеств лиц, изучаемых в тех или иных практических целях.

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности

руководителя в процессе общения с подчинёнными

1)Темперамент – свойство личности, что характеризует динамику протекания психических процессов: а) возбуждение; б) торможение.

Они характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Возбуждение – функциональная активность нервных классов и центров.

Сила нервных процессов определяется способностью нервной системы выдерживать наибольшие нагрузки без ущерба для деятельности.

Уравновешенность – определённый баланс процессов, возбуждающих торможение.

Подвижность—быстрота смены одного процесса другим.

Отсюда холерик-это сильный, неуравновешенный, подвижный тип личности.

Холерику присущи : неусидчивость, невыдержанность, вспыльчивость, нетерпеливость, резкость и прямолинейность в отношениях с людьми, присущ быстрый контакт с окружением, решительность и инициативность. Упрямый, находчивый в споре. Работает рывками, быстро усваивает навыки, быстро приспосабливается к новой обстановке, склонен к риску. Неуравновешенный и склонный к горячности, нетерпеливый к недостаткам. Обладает поразительной мимикой. Склонен быстро действовать и решать, неустанно стремится к новому, характерна цикличность в деятельности (со всей страстью отдаётся делу, увлекается, преодолевает все препятствия, потеря интереса к делу; затем цикл повторяется). Обладает резкими, порывистыми движениями, настойчив в достижении поставленной цели, склонен к резкой смене настроения.

2) На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает разное психологическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчинённого; получая сведения о ходе выполнения работы, он взаимодействует с ним.

Тип руководства – это выбор системы методов и приёмов, которые использует руководитель при работе с подчинёнными. От этого выбора зависит авторитет руководителя. Важно так же помнить о том, что стиль управления должен удовлетворять основным требованиям:

· обоснованное распределение полномочий и ответственности между отдельными звеньями и работниками аппаратного управления;

· поручения выполнения задач с учётом навыков подчинённых;

· внимательное отношение к подчинённым;

· сплочение коллектива;

· проявление воли и настойчивости при организации управленческих решений.

Когда действия и поступки руководителя соответствуют системе социальных ожиданий, его авторитет в глазах подчинённых повышается, и он быстрее и легче оказывает действенное влияние на них, не пользуясь своим должностным преимуществом. Однако любой коллектив не состоит из абсолютных единомышленников, и в нем неизбежно возникнут противоречивые представления о допустимом и недопустимом. И тогда перед руководителем непременно встанет непростая задача — определить, на какие же силы ориентироваться в первую очередь. Волевой руководитель решит такую задачу легко и скоро. Но излишне рефлексирующий шеф всегда рискует оказаться в состоянии конфликта с самим собой, что очень скоро почувствуют подчинённые и не преминут этим воспользоваться.

Не будет большим открытием сказать, что в общении каждый хочет, чтобы его поняли, но не каждый стремится понять другого, и зачастую таким “непонятливым” оказывается именно волевой руководитель, который не очень-то озабочен тем, чтобы принять все доводы подчинённых, а просто навязывает им свою волю, подавляя их “авторитетом кресла” (авторитарный стиль руководства). В коллективе, которым командует авторитарный руководитель, по-настоящему сплочённый коллектив создать практически невозможно.

Демократический стиль управления — это совокупность приёмов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчинённых. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчинённых.

Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования организационных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчинённым, так и между самими подчинёнными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику чётко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчинённым.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.024 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник