Какие свойства человека являются социальными
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Социальные свойства личности проявляются в результате вклю чения ее в ту или иную социальную структуру, в тот или иной «социальный организм» (семья, классный коллектив, школа, пред приятие, учреждение, организация).
При этом способом проявле ния социальных свойств выступает социальная роль, которую иг рает личность вольно или невольно.
Социальная роль определяется положением, статусом челове ка в системе отношений людей внутри социального образования. Это положение (должность, профессия) определяет его задачи и полномочия, нормы поведения и способы действия. Иначе гово ря, определяет требования, которым он должен соответствовать, чтобы успешно играть свою роль. Требования, в свою очередь, предполагают наличие определенных свойств личности.
В качестве социальных могут выступать названные выше пси хические свойства личности, если оказывается, что они необхо димы для выполнения социальной роли и связанной с нею дея тельности. В этой деятельности на основе психических свойств формируются и новые свойства личности. Социальными те или иные свойства личности становятся в силу их использования в социальной деятельности личности. Социальную значимость мо гут приобрести и физические, и физиологические свойства лич-ности.
Социальные свойства личности принято разделять на три ос новные группы: нравственные свойства, деловые свойства и по литические свойства.
Нравственные свойства. Нравственные (или моральные) свой ства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как пра вило, неписаным нормам и образцам поведения, принципам и обычаям. Нравственные свойства личности связаны с ее отноше нием к событиям, затрагивающим вопросы добра и зла, справед ливости и несправедливости, вопросы совести, чести, ответствен ности за свои поступки. Они выявляются в тех взаимоотношениях с другими людьми, в которые вступает личность, выполняя со-циальную роль.
Различные социальные роли предъявляют раз ные требования к нравственным качествам личности, более того, в различных организациях требования одной и той же социаль ной роли оказываются различными. Совокупность морально-нрав-ственных норм поведения, принципов и обычаев, принятых в коллективе организации, образует морально-психологический климат.
Следует иметь в виду, что нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, кото рые принято называть безнравственными. Злость, мстительность,
злопамятство, безразличие к другим людям, эгоизм, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являют ся нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило, знакомы идеи добра, справедливости, чести, досто инства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представ ленных в различных личностях, но и не меньшая пестрота пред ставлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое — безнравственным.
Формулировка морального кодекса строителя коммунизма в 60-х гг. XX в. не помешала процессу глубокого морального разло-жения, сопровождавшего общественное развитие в нашей стране в 70-х — начале 80-х гг. XX в. и явившегося не только следствием, но и причиной вначале застойных явлений, а затем развала Со-ветского государства. Это убедительно свидетельствует о том, что превращение неписаных норм нравственности в «писаные» не га-рантирует их повсеместного распространения. Необходимость нрав ственного очищения делает особенно важным изучение нравствен ных свойств личности и причин нравственной деформации, по разившей не только отдельные личности, но и целые коллективы и социальные группы, в том числе и в сфере образования.
Деловые свойства. Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, делу. Деловые свойства обеспечи вают успешность выполнения деятельности, определяемой соци альной ролью.
Как уже говорилось, в роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, и психические свой ства личности. Например, решительность, будучи психическим свойством, проявлением воли, выступает в то же время в роли профессионально-важного свойства личности. Сила нервной сис-темы, непосредственно определяющая работоспособность лично-сти, также является деловым свойством.
Некоторые деловые свойства личности представляют собой сложные образования, включающие комплекс органических и психических свойств. Такова компетентность, т.е. знание дела, умение решать возникающие вопросы в реальном масштабе вре мени, предполагающее определенный уровень знаний, навыков и умений, определяемый квалификацией и практическим опы том работы.
1. С одной стороны, учитель должен обладать особой компетен цией, которую принято называть социально-психологической: умением общаться с людьми, понимать и влиять на их поведение. С другой стороны, именно как учитель он должен уметь переда вать свой опыт учащимся. Другим деловым свойством личности, представляющим собой сложное образование, является автори тет, определяемый обычно степенью уважения со стороны других
людей, признанием заслуг, превосходства в знаниях, умениях, опыте, способности умело вести дело. Авторитет может основы-ваться не только на деловых, но и на нравственных или полити-ческих свойствах личности, т.е. можно говорить о деловом, нрав-ственном или политическом авторитете личности.
В настоящее время в новых социальных условиях на первое ме сто выдвигаются такие деловые свойства личности, как предпри имчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, чтобы эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия при нимаемых решений и предпринимаемых действий.
Политические свойства личности. Политика в общепринятом смысле представляет собой действия, взгляды и намерения поли тических партий. К политическим свойствам личности принято относить идейную убежденность, умение разбираться в текущей государственной политике, принципиальность в отстаивании своих политических взглядов и убеждений.
Однако политические свойства личности могут проявляться не только в делах государственной политики, но и в политике, свя занной с взаимоотношениями различных социальных групп и сло-ев, с борьбой их взглядов и интересов, стремлением к доминиро ванию.
Успешность деятельности любого человека, его карьера зави сят подчас от умения разобраться именно в политической обста новке, примкнуть к сильной группе и отмежеваться от опальной. Это иной уровень политики, не менее важный, чем уровень госу дарственной политики. Более того, успех государственной поли тики зависит от того, насколько она согласуется с политикой со циальных групп.
Наконец, политические свойства личности могут проявляться на уровне индивидуального общения, предполагают знание лю дей, умение пользоваться их слабостями или их достоинствами для достижения собственных целей, умение вовремя смолчать и вовремя заговорить, умение вести себя должным образом, соот ветственно ситуации общения.
В отечественной литературе принято сводить политические свойства личности исключительно к уровню государственной по литики и судить об этих свойствах личности по ее отношению к политике государства. Однако следует признать, что никакая убеж денность в правоте государственных политических принципов не будет достаточной для успешной реализации этих принципов, если будет отсутствовать способность разобраться во взаимоот ношениях социальных групп и отдельных людей, которые будут реализовывать эти принципы и использовать эти взаимоотноше ния, или если будет отсутствовать способность влиять на людей, вовлекать их в дело, используя необходимые средства воздей-
ствия. Короче говоря, к политическим свойствам следует отно сить весь комплекс свойств личности, определяющих ее способ ность ориентироваться в обстановке и действовать с учетом вза имоотношений отдельных людей, социальных групп и полити ческих партий. Школа является первичной естественной средой, в которой формируются политические свойства личности во всех отмеченных значениях.
Мировоззрение. Свойством, интегрирующим социальные свойст ва личности, подобно тому как темперамент интегрировал физио логические свойства, а характер — психические свойства лично сти, следует назвать мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных лич ности, определяющих ее поведение в решающих жизненных ситу ациях, ее отношения к окружающей действительности.
Характерная особенность мировоззрения заключается в том, что оно является не только представлением о существующей дей-ствительности, но и представлением о том, какой она должна быть. Несмотря на то что люди сталкиваются с одной и той же действительностью, их представления о ней, их мировоззрения могут значительно различаться — отсюда разногласия, конфликты.
Важным фактором, определяющим мировоззрение помимо соб ственных свойств личности, является образ жизни личности, свя занный с ее общественным положением, социальной ролью, кру-гом обязанностей. Вместе с образом жизни, который личность ве дет в силу своего положения, она усваивает свойственные этому образу жизни правила и нормы поведения, жизненные цели, нрав ственные ценности и идеалы, а вместе с ними и мировоззрение.
Различия в мировоззрении будут тем значительнее, чем более дифференцированно общество, чем более выражено различие социальных групп и их интересов, чем выше степень обществен ного разделения труда, наконец, чем меньше удовлетворенность личности тем образом жизни, который она ведет, и соответствен но тем мировоззрением, которое ей диктуется образом жизни.
Единство мировоззрения является условием объединения лю дей, сплоченности социальных групп, организаций и общества, государства в целом.
Еще по теме 2.3. Социальные свойства:
- Социально значимые свойства и качества
- СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ
- 8.1. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации
- 19. Значение механических и физических свойств при эксплуатации изделий Свойства, как показатели качества материала
- § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
- 2. Структура свойств личности
- 2.2. Психические свойства
- 2.1. Органические свойства
- 15. Общие свойства неметаллов
- Функциональные свойства
- Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
- СВОЙСТВА ФИНАНСОВ
- Свойства электронных денег.
- 65. Волевые свойства личности
- Эргономические свойства
- 45. Физические свойства металлов
Источник
Индивид, развиваясь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, превращается в личность. Окружающая среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит физическое развитие человека. Психическое развитие человека, происходит в социальной среде.
Психология рассматривает развитие личности в процессе её социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения общественно-исторического опыта и социальных ролей.
Социализация обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе, приобретение социально ценных психических свойств и форм поведения. Только в обществе людей человек становится разумным, одухотворенным, наделенным самосознанием. В процессе социализации происходит формирование личности, осознающей свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Общество и культура способствуют социализации индивида, определяя его умственное и духовное развитие.
Общество – это различные объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей.
Культура – это отражение материальной и духовной жизни общества.
Культура определяет:
– язык;
– социальные формы организации общества;
– обычаи, нравы, традиции;
– религиозные взгляды;
– уклад жизни людей;
– межличностные отношения;
– отношения людей в процессе производства;
– средства передачи общественного опыта.
Психические свойства, возникшие у индивида под влиянием культуры и общества, обозначаются в психологии термином экзопсихика.
Экзопсихика – это отношение личности к внешним объектам, основанное на влиянии средовых условий. К внешним объектам относят: природу, людей, духовные блага, душевную жизнь самой личности.
В структуре экзопсихики выделяют:
1. Психические свойства:
– проявляются в отношении личности к другим людям и к самой себе;
– формируются на основе межличностного взаимодействия в социальной среде;
– обеспечивают жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
2. Психические явления:
– являются основой духовного мира личности, ее взглядов, идеалов, верований и убеждений;
– выражаются в мировосприятии, осознании своего места и предназначения в жизни.
В процессе развития и человек становится личностью. Каждая личность является уникальной и неповторимой. Своеобразное сочетание психических свойств личности определяет ее индивидуальность.
Индивидуальный путь развития личности зависит от природной организации человека и социальных условий его жизни.
Природные и социальные свойства личности, помогают адаптироваться в сложной среде обитания – человеческом обществе.
Психические свойства личности бывают:
1. Интроиндивидные свойства:
– направленность на собственную личность;
– возникают на основе рефлексии;
– помогают осознавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею.
К ним относят: рефлексивность, самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, ответственность, самообладание, самоидентичность, расчетливость, настойчивость, терпеливость и др.
2. Экстроиндивидные свойства:
– имеют внешнюю направленность,
– обеспечивают поведение человека в обществе;
– проявляются в отношении к другим людям.
К ним относят: заботливость, нежность, привязанность, открытость, преданность, остроумие, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, обязательность в отношениях и др.
Психические свойства личности определяют ее жизненную позицию в обществе.
Активная жизненная позиция характеризует личность как: энергичную, настойчивую, предприимчивую, деловитую.
Пассивная жизненная позиция выражена в апатии, вялости, безразличии, равнодушии.
Демонстрируя равнодушие к окружающей действительности, человек становится безразличным для других людей. Выпадая из общественного бытия, личность замыкается в своем одиночестве, становится замкнутой, угрюмой, необщительной, черствой. Пассивная жизненная позиция может привести к деперсонализации личности.
Таким образом, психические свойства личности, ее культурный и духовный облик, активная жизненная позиция, определяют ее положение в обществе.
Источник