Какие свойства человека являются природными

Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).

Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.

Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.

Из чего же складывается индивидуальность?

  • внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
  • привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
  • общая культура воспитания и поведения человека;
  • способность человека к творчеству и самовыражению.

Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека

1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)

2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)

3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)

Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.

Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.

Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.

Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.

Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.

Качества личности

  • автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
  • самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
  • самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
  • жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).

Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.

Маркерами зрелой личности являются:

  • способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
  • степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
  • умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
  • самостоятельность в поступках.

В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности

  • стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
  • обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
  • обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
  • осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
  • обладает высокими нравственными качествами;
  • обладает творческим началом.

Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.

Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.

Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.

Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).

Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.

Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).

Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.

Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).

Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).

Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.

Источник

Кто такой человек? В чём сущность человека? Как и каким возник человек? Фундаментальные вопросы обществознания.

Человек — это биосоциальное существо. Основополагающая формулировка, которая встречается в любом учебнике или пособии по обществознанию. Что скрывается за этой магической формулой – “биосоциальное существо“?

Проблемное задание

Чем различаются два утверждения: а) человек — существо биологическое и социальное; б) человек — существо биосоциальное.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно почувствовать нюансы. В первом случае мы как бы разводим биологическую и социальную сущность человека через союз “и”, во втором показываем их неразрывную взаимосвязь. Поэтому формулируя определение понятия “человек” мы используем формулировку “биосоциальное существо“, а не “биологическое и социальное существо“.

Как же показать биосоциальную сущность человека? Здесь нужно показать неразрывное единство биологического и социального в человеке. Для этого уместно продемонстрировать, как многие социальные характеристики человека вырастают на основе биологических предпосылок.

  1. Наличие мышления и сознания является одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от других живых существ. Для того чтобы навыки мышления сформировались и развивались, человеку необходимо находиться в обществе, пройти путь воспитания, обучения и т.д. Но биологической основой мышления и сознания является хорошо развитый головной мозг. Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать окружающий мир. Развитый головной мозг позволяет человеку контролировать своё поведение и изменять его в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
  2. Создание и использование орудий труда – ещё одна характеристика, отличающая человека от животного. Животные способны использовать природные предметы (например, птицы вьют гнёзда, используя веточки и траву), и только человек способен создавать орудия труда и использовать их в своей деятельности. Биологической предпосылкой формирования и развития этого навыка является прямохождение и особое строение кисти руки. Прямохождение освободило верхние конечности для трудовой деятельности, а особое строение кисти руки дало возможность человеку совершать такие операции, которые не доступны животным.
  3. Членораздельная речь и общение – третья характеристика, на примере которой можно показать взаимосвязь биологоческого и социального. Ребёнка нужно учить говорить и понимать, что за каждым словом (набором звуков) скрывается какой-то предмет, явление и т.д. Так что общение и речь – это социальные характеристики. Но их развитие было бы невозможно без биологического основания в виде особой анатомии и физиологии, а именно, особого строения органов речи.

И так, развести биологическую и социальную природу человека невозможно.

Что же будет, если мы начнём смещать акценты в понимании человека либо в сторону его биологической природы, либо в сторону его социальной сущности?

Биологизаторский подход к пониманию человека

  • человек существо биологическое, в первую очередь;
  • поведение человека определяется его наследственностью, инстинктами, темпераментом и т.д.;
  • социальная среда и воспитания только незначительно корректируют поведение человека;
  • биологические потребности являются базисными для любого индивида.

Социологизаторский подход к пониманию человека

  • человек существо социальное, в первую очередь№
  • общество и воспитание формируют характер и личность человека;
  • только в обществе человек может раскрыть свои биологические задатки и способности;
  • человеку присущи не только биологические, но и социальные, а также духовные потребности.

В чём опасность биологизаторского и социологизаторского подхода?

Опасность биологизаторского подхода.

  • К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что природа человека определяется его расовой принадлежностью.
  • Социальный дарвинизм – концепция, согласно которой механизмы развития общества повторяют биологические механизмы, законы общества являются продолжением биологических законов. В любом обществе социальные отношения можно описать как естественный отбор и борьбу за существование. Например, к власти приходят наиболее приспособленные к этой деятельности, остальные проигрывают борьбу и вынуждены уйти с политической арены. Мы знаем, что социальный мир гораздо более многообразен и многомерен нежели простое поле борьбы за существование и не может описываться исключительно биологическими закономерностями.
  • Биологизаторский подход может привести к порабощению или даже истреблению менее приспособленных и менее развитых физиологически представителей человечества. (В Древней Спарте слабых и хилых младенцев умерщвляли, сбрасывая со скалы).
  • Абсолютизация биологических потребностей может привести к социальной и духовной деградации человечества, т.к. удовлетворение социальных и духовных потребностей будет признано не необходимым.

Опасность социологизаторского подхода.

  • Отношение к биологической природе человека как к расходному материалу, которым можно манипулировать для формирования нужного типа человека, соответствующего определённому социальному идеалу. Пример – «О, дивный новый мир» О. Хаксли. Человек должен быть приспособлен к определённому виду общественно полезной деятельности, поэтому разные типы людей создаются искусственно, с заранее заданными характеристиками, необходимыми для данной деятельности и ограниченными во всех других отношениях.
  • Абсолютизация социальных и духовных потребностей человека приведёт к его физиологической деградации. Например, распределение ограниченных в обществе ресурсов, в пользу создания культурных объектов (театров, музеев, академий и т.д.), а не в пользу развития медицины, исследования заболеваний и т.д., может привести к увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни человека.
  • Подавление природных инстинктов приведёт к утрате инстинкта самосохранения, неадекватному реагированию на опасность, что ставит под угрозу выживание человека.

И так, человек – это биосоциальное существо. Отделить его биологическую и социальную сущность друг от друга невозможно.

Но достаточно ли этого для понимания человека и для того чтобы сформулировать определение понятия “человек“?. Нет, нужно ещё уточнить, какие важные характеристики отличают человека от остальных живых существ. Об этом в следующей статье.

Источник

Природа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], в той или иной мере присущие всем людям[2].

Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы[править | править код]

Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой[3]. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует.
В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей[4], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[5] и труду[6].

  • Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[7]
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[9]

Душа и тело[править | править код]

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.[10]

В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[11], эфирное тело[12], монада[13], аура, тело).

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Древнегреческий поэт Солон выразил в стихе «Седмицы человеческой жизни»[14] основные этапы человеческой жизни.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[15]

В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека.

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[16] и социализации[17].

Самоценность и уникальность человека[править | править код]

В библейской книге Бытия говорится (Быт. 1:26—27), что человек задуман «по образу и подобию [Бога]» и создан «по образу Божию», чтобы с помощью Бога достичь Его подобия самостоятельно. Целью человека считается вечная жизнь в гармонии с Творцом, ближними и мирозданием.

Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19].

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

Происхождение человека[править | править код]

С научной точки зрения человек произошёл от приматов и представляет собой биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид.

Согласно фундаменталистским и близким к ним религиозным представлениям, предки человека были созданы Богом в том же виде, в котором существует человек сейчас. Деятели же модернистского направления в современном богословии разделяют эволюционную точку зрения на происхождение человека, считая её не противоречащей вере в Божественное творение[20].

Мораль и гуманизм[править | править код]

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных[21] и религиозных норм.

Судьба и характер человека[править | править код]

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством.[22] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра[23].

Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека[править | править код]

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:[24]

  • Натурализаторский –
    • Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
    • Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
  • Экзистенциальный –
    • Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
  • Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
    • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
    • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

Сравнение природы человека и животных[править | править код]

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,[25] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • разум,
  • воля к самосовершенствованию,[26]
  • духовность,[27]
  • высокий уровень абстракции,[28]
  • совесть,
  • эстетические чувства,
  • религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[29], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости[30], красоты[31], и даже аналог суеверий[32].

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.
[33]

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму[34], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов.[35] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[36]

Понятие человека в культуре[править | править код]

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[37]

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!Максим Горький — «На дне»

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
  2. ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
  3. ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
  4. ↑ Человек // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. ↑ Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  6. ↑ Account Suspended
  7. ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
  8. ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
  9. ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  10. ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
    «Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
  11. ↑ Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  12. ↑ {title} (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009. Архивировано 30 апреля 2009 года.
  13. ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
  14. ↑ Русский перевод В. В. Латышева
  15. ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
  16. ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2009. Архивировано 2 февраля 2009 года.
  17. ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257 Архивная копия от 3 июля 2007 на Wayback Machine
  18. ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
  19. ↑ В. В. Карева. История Средних веков
  20. ↑ Протоиерей Александр Мень. Человек во Вселенной. Творение, эволюция, человек (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  21. ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
  22. ↑ Человек // Символы, знаки, эмблемы
  23. ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
  24. ↑ Человек // Энциклопедия социологии
  25. ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
  26. ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
  27. ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2668 дней] — историякопия)
  28. ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
  29. ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
  30. ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
  31. ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема Архивировано 17 февраля 2011 года.
  32. ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
  33. ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
    • Конрад Лоренц. Мораль и оружие в мире животных. Также Агрессия. Поведенческие аналоги морали
    • Виктор Рафаэльевич Дольник. Homo militaris. Убегая от обезьяны
    • Дмитрий Антонович Сахаров. Агрессия сверчков
  34. ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
    • Ричард Докинз. Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?. Какая польза от религии.
    • В. Р. Дольник. Кто сотворил творца
  35. ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
  36. ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
  37. ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2009. Архивировано 20 мая 2007 года.

Литература[править | править код]

  • Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.

См. также[править | править код]

  • Антропоморфизм
  • Гуманизм
  • Долгожитель
  • Каннибализм
  • Список альтернативных названий видов человека разумного
  • Философская антропология
  • Человек
  • Человечество

Ссылки[править | править код]

  • Предыстория человека

Источник