Какие свойства человека автор включает в понятие природы человека
Часть 1.
При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1
1
Общество, как и природа,
1) является системой
2) образует биологическую среду обитания человека
3) целенаправленно совершенствуется
4) создает духовные ценности
2
2
Незначительное случайное или специально созданное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, называется
1) причиной
2) поводом
3) предметом
4) противоречием
3
3
Старшеклассники подготовили и провели вечер встречи выпускников военной поры в школе. На него были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Данный факт является примером деятельности
1) духовно-теоретической
2) социально-преобразовательной
3) учебно-исследовательской
4) ценностно-ориентировочной
4
4
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Человек по своей сути есть существо биосоциальное.
Б. Человек является частью природы и неразрывно связан с обществом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5
5
Алина учится в 8-м классе гимназии и занимается в спортивной секции волейболом. На какой ступени образования находится Алина?
1) основное общее
2) полное (среднее) общее
3) начальное профессиональное
4) среднее профессиональное
6
6
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Во многих странах сложилась многоуровневая система образования.
Б. Школьное образование предполагает изучение
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7
7
От количества населения, его образования и квалификации прямо зависит следующий фактор производства —
1) капитал
2) труд
3) налоги
4) земля
8
8
Обязательные платежи физических и юридических лиц государству — это
1) пошлины
2) субсидии
3) страховые взносы
4) налоги
9
9
Перед новогодними праздниками резко возрастает количество торговцев конфетами, игрушками, сувенирами, ёлочными украшениями. Это является результатом
1) государственного регулирования
2) ценового сговора производителей
3) покупательского спроса
4) конкурентной борьбы
10
10
Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.
Б. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11
11
Преодолению национальных противоречий способствует
1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
2) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности
3) государственная поддержка малого бизнеса
4) переход к рыночным методам ведения хозяйства
12
12
«Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром» (Конфуций). О каких социальных нормах идёт речь?
1) нормы права
2) нормы морали
3) нормы этикета
4) религиозные нормы
13
13
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества, называется социальной мобильностью.
Б. Основными социальными лифтами являются образование, армия, церковь, брак.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14
14
Внутреннее строение государственного аппарата, порядок взаимоотношений различных органов власти называется
1) функциями государства
2) компетенцией государственного аппарата
3) структурой государственного аппарата
4) полномочиями государственного аппарата
15
15
В избирательном округе выставлены два списка кандидатов от двух партий. Мандаты между партиями распределялись в соответствии с количеством полученных голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном округе?
1) мажоритарной
2) пропорциональной
3) смешанной
4) одномандатной
16
16
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество защищает права граждан.
Б. Гражданское общество отстаивает интересы различных социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17
17
Этот принцип гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. Обвиняемый освобождается от доказывания своей невиновности». Укажите его.
1) презумпция невиновности
2) независимость суда
3) гласность судебного разбирательства
4) подсудность
18
18
Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина к социальным и культурным правам не относится право на
1) труд
2) отдых
3) образование
4) доход от собственности
19
19
Гражданин Н. может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение
1) 5 лет
2) 3 лет
3) одного года
4) 2 лет
20
20
Верны ли следующие суждения о правовом статусе ограниченного в дееспособности гражданина?
А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки.
Б. Ограниченный в дееспособности гражданин не имеет право самостоятельно продать дом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.
21
21
Экономика государства Z. эволюционировала из командной в рыночную.
Сравните два вида экономики, упомянутые в условии задания: командную и рыночную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) осуществляет сбор налогов
2) устанавливает цены на основные виды сырья
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
4) создает правовую базу для развития конкуренции
Черты сходства | Черты различия | ||
---|---|---|---|
22
22
Установите соответствие между товарами и соответствующими им типами рынка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ТОВАР | ТИП РЫНКА |
А) облигации | 1) фондовый |
Б) газеты | 2) информационный |
В) телеканал | |
Г) реклама | |
Д) акции |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
Социологической службой проведён опрос старшеклассников и студентов с целью выявления патриотических настроений российской молодёжи. Результаты опроса (в% от числа респондентов) представлены в виде гистограммы.
23
23
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы,и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У более половины опрошенных развиты патриотические чувства.
2) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину.
3) Лишь четвёртая часть опрошенных не интересуется политической жизнью страны и не участвует в выборах.
4) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ.
5) Почти половина респондентов хотела бы выехать за границу на постоянное место жительства.
24
24
Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной в ходе опроса информации?
1) Большинство молодёжи связывает свое будущее с Россией.
2) Респонденты проявили заинтересованность и неравнодушие к судьбе страны.
3) Страна находится в состоянии духовно-нравственного кризиса.
4) Чувство патриотизма не свойственно современной молодёжи.
5) Службу в армии и защиту Родины воспринимают как долг и почётную обязанность гражданина РФ более 30 % респондентов.
25
25
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, женщин в России больше, чем мужчин на 10 миллионов. (Б) На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. (В) Можно предположить, что данное соотношение окажет негативное воздействие на брак и семью, результатом которого станут их многочисленные деформации.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26—31.
Многие философы задавались вопросом: можно ли, изучая «природу» человека — устройство органов его восприятия, характер психических процессов и т. п.,— понять структуру и границы человеческого познания. Или, может быть, не существует такой «природы», и в человеке всё — от восприятия до высших форм мышления — формируется исторически, в социально-культурном процессе. Не в них ли тогда следует искать предельные условия и доминанты познания? Как совместить факт неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания, с требованием, чтобы получаемое знание было истинным, то есть отражало не структуры и особенности сознания и деятельности человека, а объективное положение дел в самом мире? Как научно-теоретическое познание связано с теми видами мышления, на которые он опирается в практической жизни и в которых человеку дан мир его наличного бытия?
С другой стороны, уже в последние десятилетия — в эпоху научно- технической революции — в теме «Познание и человек» выявились и неведомые ранее проблемы, связанные с социально-гуманистическими аспектами научного прогресса, с непосредственным влиянием последнего на судьбу человечества. Открытие атомной физики, исследования в области генетики, глобальное вмешательство человека в биосферу, сделавшее вероятным её необратимое изменение, — эти и многие другие результаты современной науки и техники уже не могут оцениваться однозначно положительно лишь в силу их научного происхождения.
(В. Филатов)
26
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Показать ответ
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Определение структуры и границы человеческого познания.
2. Источник предельных условий и доминант познания.
3. Проблема влияния научно-технической революции на судьбу человечества.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27
Привлекая знания обществоведческого курса, раскройте смысл понятия «познание». Напишите два предложения, раскрывающих смысл понятия.
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
познание есть процесс приобретения знаний;
2) два предложения с информацией о познании, например:
— «Потребность в познании — одна из базовых потребностей человека»;
— «Источниками и способами познания являются человеческие чувства, разум и интуиция».
Могут быть составлены другие предложения.
28
Какие две группы проблем познания природы человека указаны в тексте?
Показать ответ
Должны быть указаны следующие проблемы:
1) сложность совмещения факта неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания;
2) связь научно-теоретического познания с «практическими» видами мышления.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.
29
Используя знание обществоведческого курса, приведите три проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека.
Показать ответ
В ответе могут быть приведены следующие проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека:
1) каждый человек в процессе практической деятельности использует результаты научных достижений, воплотившихся в массе современных вещей;
2) научные представления определяют сознание, поведение и мировоззрение многих людей;
3) материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.
30
Какие свойства человека автор включает в понятие «природа человека»? Укажите не менее трёх свойств.
Показать ответ
Могут быть названы следующие свойства человека:
1) устройство органов восприятия;
2) характер психических процессов;
3) мышление.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.
31
Раскройте противоречивость последствий одного из названных в тексте результатов развития науки в XX веке. Назовите результат и укажите два его последствия.
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Результат развития науки в XX веке, например,
открытия атомной физики.
2) Последствия:
— получение и использование нового источника энергии (атомная энергия, АЭС);
— создание мощного атомного оружия и углубление глобальной проблемы войны и мира.
Могут быть указаны другие результаты и последствия.
Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:
Источник
Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.
Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).
Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.
Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.
Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.
Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.
Из чего же складывается индивидуальность?
- внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
- привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
- общая культура воспитания и поведения человека;
- способность человека к творчеству и самовыражению.
Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека
1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)
2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)
3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)
Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.
Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.
Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.
Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.
Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.
Качества личности
- автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
- самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
- самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
- жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).
Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.
Маркерами зрелой личности являются:
- способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
- степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
- умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
- самостоятельность в поступках.
В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности
- стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
- обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
- обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
- осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
- обладает высокими нравственными качествами;
- обладает творческим началом.
Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.
Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.
Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.
Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.
Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).
Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.
Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).
Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.
Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).
Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).
Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.
Источник