Какие свойства человеческой личности темперамент характер
Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний. В это понятие входят только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Черты темперамента являются наследственными и поэтому практически не поддаются измерению.
Темперамент человека в первую очередь определяют конституциональные особенности его нервной и эндокринной системы.
Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их измерение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, с тем чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности.
Родоначальник учения о темпераменте — древнеримский врач Гиппократ (V в. до н. э.).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, оптимистичен, гибок, способен к компромиссам. Ориентирован на свободу, риск, быстрый результат, активность. Мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик. Отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, часто раздражительностью. Активен, напорист. В зависимости от направленности личности данный тип темперамента может проявляться в виде инициативности, принципиальности или своеволия, агрессивности. Перепады настроения и работоспособности.
Флегматик. Обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но стойкие. В зависимости от условий может быть сдержанным, вдумчивым или вялым, безучастным, безвольным.
Меланхолик. Чувствителен к внешним раздражителям. Ему свойственны тревожность, склонность к “ступору” в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях это человек сдержанный, глубоко чувствующий, склонный к пессимизму.
По Павлову (рис. 3.1), в основе темперамента лежат свойства нервной системы:
сила основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;
равновесие нервных процессов;
подвижность нервных процессов.
Рис. 3.1
Другое основание для выделения четырех типов темперамента предложено Г. Айзенком. Он выделяет два базисных параметра индивидуальности:
экстраверсия — интроверсия; нейротизм — эмоциональная устойчивость.
У каждого типа темперамента свои “отношения” со временем. Для холерика субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Он стремится вперед, испытывает острый дефицит времени. Препятствия вызывают агрессию и ярость.
Для сангвиника субъективно переживаемое время не очень отличатся от реального. Стремление вперед сочетается с боязнью опоздать. Этот тип тоже спешит жить и поэтому испытывает острый дефицит времени.
Для меланхолика нет ни опережения, ни остановки времени. Он “привязан” к объективному времени. Этот тип как бы стоит во времени. При отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: “Что-то должно произойти”.
Для флегматика субъективное время отстает от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть избыток. Он ориентирован на прошлое, к изменениям привыкает медленно, с трудом.
Человек, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминанте одной из составляющих.
Без учета специфики индивидуальности формально при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Эти особенности выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.
Характер формируется на основе темперамента, чертой характера может считаться любая черта личности, если она систематически проявляется в различных видах деятельности. Характер — не просто совокупность изолированных черт, различные его свойства взаимосвязаны и взаимозависимы.
В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду (склонность к творчеству, трудолюбие, инициативность, лень, безответственность, пассивность);
другим людям (общительность, чуткость, коллективизм, замкнутость, черствость, индивидуализм);
самому себе (скромность, самокритичность, обидчивость, эгоцентризм);
вещам (аккуратность, щедрость, скупость).
Любая черта при чрезмерном развитии может сделать характер человека деформированным или акцентуированным. Акцентуированные характеры разнообразны, но их обладатели бросаются в глаза: им “присуща готовность к особенному, т. е. как к социальноположительному, так и к социально-отрицательному развитию” (К. Леонгард). Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда ставится вопрос о наличии психопатии.
Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими. Акцентуации характера чаще наблюдаются у подростков и юношей (50—80 %), чем у взрослых. С годами акцентуации могут сглаживаться или, наоборот, усиливаться.
Можно выделить следующие типы акцентуации характера:
Демонстративный тип. Стремится быть в центре внимания и добиваться целей любым способом. Часто эгоистичен, необуздан. Конфликты с такими людьми происходят при ущемлении их интересов, недооценке заслуг. Истеричен, непригоден для однообразной работы. Показана деятельность с кратковременными, часто меняющимися контактами.
Педантичный тип. Сверхточен, стремится соблюдать всегда и во всем порядок, чрезмерно аккуратен. Окружающих такие люди привлекают добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Отталкивающие черты — формализм, крючкотворство, занудство. Конфликты возможны при их личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Склонны к навязчивости. Предпочтительнее бумажная работа. Не склонны к перемене места работы.
Ригидный тип. Отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу (задержка аффектов): ярость, гнев, страх. Аффект может не затихать или вспыхивать с первоначальной силой спустя годы. Долго помнит обиды. Большое честолюбие, уверен в своей исключительности, необходимо реал ьное уважение и признание окружающих. Хорошо проявляет себя в работе, дающей ощущение независимости.
Возбудимый тип. Повышенно раздражителен, несдержан, угрюм. Но может быть льстивым, услужливым (как маскировка), склонен к хамству или молчаливости. Активно и часто конфликтует с начальством, неуживчив, в семье может быть деспотичным и жестоким. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Предпочтительны физический труд, атлетические виды спорта. Часто меняют место работы.
Гипертимный тип. Очень энергичен, самостоятелен, стремится клидерству, авантюрам, риску. Отсутствует самокритичность. Повышенная самооценка, веселые, легкомысленные, поверхностные люди. Умеют развлекать других. Любят жизнь и удовольствия. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Успешно выполняют работу, требующую постоянного общения. Показана организаторская деятельность.
Дистимичиый тип. Серьезен, даже подавлен, медлителен; слабость волевых усилий. Характерно пессимистичное отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Домосед, индивидуалист. В конфликты вступает редко, являясь в них пассивной стороной. Смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. Хорошо справляется с работой, не требующей широкого круга общения. При неблагоприятных условиях проявляет склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает у представителей меланхолического темперамента.
Тревожный тип. Пониженный фон настроения, робок, неуверен в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, тяжело переживают экзамены, контрольные. Рано формируется чувство дома. Высокие моральные и этические нормы. Чувство собственной неполноценности стремится замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где может раскрыть свои способности. Нередко служит козлом отпущения, мишенью для шуток. Противопоказано быть руководителем.
Экза.1ьтированный тип. Изменчивое настроение, словоохотливость, повышенная отвлекаемость, способность восхищаться, восторгаться. Высокая контактность, влюбчивость. Часто спорит, но не доходит до открытых конфликтов. Альтруист, привязан к друзьям и близким. Может быть паникером, подвержен порывам.
Эмотивный тип. Родственен экзальтированному типу, но проявления не столь бурны. Чувствительность, ранимость, тревожность, болтливость, гуманность. Часто печальное настроение. Отзывчив, сопереживает чужому горю. Обиды носит в себе. Бережно ухаживает за растениями, животными. Дорожит семьей. Конфликты с близкими воспринимает трагически.
Циклотимный тип. Смена гипертимных и дистимных состояний. Смена настроения, зависимость от внешних событий. В дистимич- ный период обостренно воспринимаются неприятности. Склонность к перемене места работы, интересов. Данный тип характера встречается у лиц холерического темперамента.
Источник
Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.
ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР
Характер – критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.
Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда – на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.
Характер – понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.
Еще один важный термин в психологии – склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).
Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.
Классификация черт характера
Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса – первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.
Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:
- Познавательные (интеллектуальные) – характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
- Эмоциональные – выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
- Волевые – характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий – смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
- Коммуникативные – выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие – с другой.
- Психомоторные – определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.
Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:
- К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
- К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
- К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
- К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
- К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.
Градация по Олпорту
Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:
- Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
- Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
- Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.
Структура характера
Структура характера – это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.
В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.
По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:
- Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
- Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
- Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.
В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.
На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера – это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик – безудержный, сангвиник – живой, флегматик – спокойный) и 1 слабого (меланхолик):
- Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
- Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
- Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
- Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:
- Агрессивность – стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
- Безразличие – сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
- Болтливость – болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
- Глупость – отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
- Гордыня – убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.
Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.
Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА
Основные отличия характера от темперамента:
- Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер – на ее содержание.
- Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
- Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
- Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).
Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)
Источник