Какие свойства человеческой личности определяются наследственностью
Роль наследственности в развитии личности
Введение
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму
Педагогическая наука в оценке факторов развития личности прошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания в области социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.
Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетический подход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский . Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, что главное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней 90% социального и лишь 10% биологического.
С течением времени, однако, психологи и педагоги вынуждены были поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности, биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную» науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, что наследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка , наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности. Сегодня это аксиомы педагогики.
Цель представленной работы – рассмотреть роль наследственности в развитии личности.
1. Основные факторы, влияющие на развитие человека
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.1
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.
Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей2.
В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.
Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.3
В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности4:
1. Наследственность:
а )физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха», психофизиологические особенности);
б) социальная (соборность);
в) духовная, его «крест».
2. Среда :
а) социальная наследственность (традиции);
б) социальная среда (круг общения);
в) географическая среда.
3. Воспитание:
а) социальное;
б) активность (самовоспитание).
2. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»5.
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)6. К ним относятся:
пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
предрасположенность к целенаправленному труду,
развитие мыслительных способностей человека,
осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:
физический облик,
цвет волос,
физические данные;
группу крови и резус-фактор,
задатки способностей;
программирует также свойства нервной системы,
свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.7
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.8
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей9.
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это
умственные способности,
тонкость и точность ручных движений,
развитая память,
совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
математические,
музыкальные,
лингвистические,
литературные,
художественно-творческие,
технические,
спортивные,
организаторские,
экономические и др.
Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений…»10. Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены11.
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.12
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека13.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
Заключение
Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
Литература
Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
Лихачев Б. Т. Педагогика – М., 1999.
Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.
Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
1 Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
2 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
3 Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
4 Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
5 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
6 Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976
7 Там же
8 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
9 Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
10 Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
11 Лихачев Б. Т. Педагогика – М., 1999
12 Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
13 Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
Источник
В настоящее время исследование причин индивидуальных психологических различий в человеческой популяции основывается на теории двух факторов – генетического наследования и средовых влияний, где генетический фактор формирует врожденную предрасположенность к тем или иным проявлениям. В отечественной науке данная концепция представлена в трудах А.А. Александрова [1], И.В. Равич-Щербо [2], Т.М. Марютиной [2], Е.Л. Григоренко [2]. Альтернативными по отношению к теории двух факторов являются концепции информационной негенетической наследственности психических свойств и личностных качеств человека (M.Bowen [4], E.Berne [3], Bracken H. [5], F.Dolto [6], A.A.Schutzenberger [7]). В отечественной психологии данное направление практически не представлено. Однако, по нашему мнению, именно оно может быть наиболее перспективным в теоретическом обосновании и эмпирических исследованиях феномена наследования личностных свойств. Очевидным является тезис о том, что личность формируется в ходе индивидуального психического развития ребенка в условиях социума, а значит, личностные черты не могут быть запрограммированы генотипически. С другой стороны, факт повторения из поколения в поколение рода личностных свойств и стереотипов реагирования не позволяет говорить об исключительно средовой детерминации. Таким образом, встает вопрос о специфических психологических механизмах передачи личностных черт, не сводящихся к взаимодействию генотипа и среды. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что впервые было эмпирически обнаружено и теоретически обосновано наличие негенетического механизма наследования психических свойств личности, в основе которого лежат стереотипы и динамика внутрисемейных отношений, наблюдающиеся в смене поколений родовых линий.
Гипотеза исследования предполагает, что в рамках родовой истории семьи (родового анамнеза) существуют определенные полимодальные механизмы и закономерности наследования личностных черт. Для этого необходимо было оценить степень взаимосвязи между различными личностными чертами в последнем поколении и аналогичными признаками у их предков. Во втором этапе исследования на основании полученных данных были сформулированы общие закономерности наследования личностных черт, а также рассмотрены теоретические и методологические обоснования для механизмов, приводящих их в действие. Объектом исследования является родовой анамнез пациентов, обращавшихся за психологической помощью в психокоррекционные центры Санкт-Петербурга, а также добровольцев, принявших участие в исследовании. Общее число обследованных составило 925 человек.
МЕТОДОЛОГИЯ
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования был отобран ряд методов – психодиагностических, графических, ретроспективных – с целью обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Специфика предмета исследования предполагает учет ряда методологических особенностей. Специфичность методологии исследования заключается, прежде всего, в сочетании диахронного и синхронного аспектов изучаемого предмета. Диахронный аспект предполагает историческое временное развертывание последовательности событий, в которых формировался личностный опыт человека и развивались его психические качества. Здесь наиболее адекватными являются так называемые ретроспективные методы, дающие сведения о прошедшем времени. Синхронный аспект предполагает рассмотрение исторического явления в одной временной плоскости и влияния его на становление психических свойств личности в данный момент времени, где наиболее адекватными будут методы, дающие единовременный «срез» актуальных тенденций (психодиагностика личности). Синхронное изучение исторических явлений учеными-исследователями традиционно связывалась со структурно-функциональным подходом, а диахронное – с генетическим.
Методологически наиболее близкими для нашего исследования являются подходы, разработанные в рамках такого научного направления, как историческая психология, развитие которой привело научную мысль к созданию единой структурно-генетической концепции. Данная концепция предполагает структурирование исторических фактов на теоретической основе причинно-следственного анализа временных последовательностей. При исследовании проблем психогенетической наследственности человека стоит задача реконструкции личностного опыта и психических свойств в нескольких поколениях одного рода.
Методологически данная задача частично решается в рамках интерпретационизма. Рассматривая жизненный путь личности через призму наиболее значимых, в том числе кризисных, событий прошлого в рамках новейшей истории, в которых человек принимал непосредственное участие или которые определенным образом отразились на его жизнедеятельности, возможно выявить ведущие мотивационные тенденции личности, мировоззренческую позицию, экзистенциональное содержание, которые определяют стереотипы поведения и отношений.
В отличие от задач исторической психологии, наше исследование ставит задачу посредством изучения исторических, социальных, экономических и культуральных аспектов воспроизвести психический тип человека, реконструировать его психические свойства и личностные особенности. Данная задача решается средствами культурно-исторического анализа времени и места жизнедеятельности человека: как общей характеристики и анализом документов биографий, воспоминаний – как частной характеристики.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования, а также в связи со спецификой предмета исследования, нами был отобран ряд методов – психодиагностических, графических, ретроспективных – с целью обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Личностные черты и особенности межличностного взаимодействия последнего поколения изучались при помощи двух групп методов: психодиагностических и ретроспективных.
Осуществляя отбор психодиагностических методик, мы исходили из принципа их взаимодополняемости. В качестве стандартизированного опросника был выбран СМИЛ (российская модификация теста MMPI). Кроме того, мы использовали ряд проективных тестов: графические (рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек») и «Hand-тест».
В целом, на основании анализа результатов всей совокупности психодиагностических и ретроспективных методов осуществлялось заключение о ведущих, наиболее устойчивых личностных особенностях обследуемого. Использование такого комплекса методов позволило нам учитывать максимальное количество факторов: сознательные и бессознательные механизмы психики, status quo и динамику развития личностных черт.
В связи с тем, что представители предшествовавших поколений рода не были доступны для прямого исследования, для исследования присущих им личностных качеств и особенностей построения межличностного общения нами был разработан метод интегральной психогенетической реконструкции (ИПГР), в основе которого лежит методологический принцип генетизма. Реконструкция условий жизнедеятельности и анализ биографических материалов, составленных на основе воспоминаний потомков и сохранившихся документов из семейных архивов, позволяют реконструировать личностные особенности и коммуникативные качества человека, закончившего свой жизненный путь или не доступного для непосредственного исследования, и установить причинно-следственные связи их формирования.
В основе ИПГР лежат четыре вида источников:
- Воспоминания потомков.
- Материалы семейных архивов (официальные документы, личные дневники, письма, кино-фото-аудио материалы).
- Семейные предания и легенды.
- Анализ социально-экономических и культурно-исторических условий жизнедеятельности.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Для страндартизации и обобщения данных различных методов, а также обеспечения возможности их сравнения и сопоставления, нами была выделена группа признаков – типы личности – по которым прослеживалась наследуемость между поколениями одного рода: истероидность, шизоидность, психопатичность, депрессивность, тревожность, неврастеничность, импульсивность, ригидность.
Сбор данных осуществлялся в несколько этапов и производился индивидуально. На первом этапе исследовательской работы производилось психодиагностическое обследование представителей первого поколения, принимавших непосредственное участие в исследовании. На втором этапе осуществлялось изучение принесенных обследуемыми ретроспективных материалов, их анализ и систематизация результатов. На третьем этапе осуществлялось обобщение полученных данных и их статистическая обработка. Наличие данных о четырех поколениях позволило произвести двойной корреляционный анализ: первого поколения – со вторым и третьим, и второго – с третьим и четвертым, что делает возможным выделение ведущих корреляционных связей по сравнению с второстепенными или менее универсальными.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования нами был выявлен ряд особенностей повторения отдельных личностных черт внутри родовой истории. Наследование личностных особенностей осуществляется преимущественно в сопряженности с полом. При этом наиболее сильное наследственное влияние на личностные черты последнего поколения имеют особенности личности прародителя идентичного пола по линии родителя противоположного пола, что позволяет предположить наиболее значимое – доминантное – наследственное влияние по линии родителя противоположного пола (отца – для девочек, и матери – для мальчиков).
Данный механизм наследственной передачи психических свойств в трех поколениях графически представлен на схеме, где: С – сын; Д – дочь; О – отец; М – мать; Од – дедушка; Мб – бабушка.
Взаимосвязи с аналогичными чертами в поколении родителей либо характеризуются слабой степенью корреляции (истероидные, депрессивные, тревожные, неврастеничные, педантичные черты), либо не наблюдаются вообще (шизоидные, психопатические, импульсивные черты), что свидетельствует о том, что передача личностных свойств основана не на подражании, копировании особенностей поведения родителей, а на более сложных механизмах наследования. Мы предполагаем, что формирующей основой для передачи психических свойств и особенностей личности является система внутрисемейных отношений, обусловленная, в свою очередь, сочетанием воспринятых родителями моделей взаимоотношений прародителей в их нуклеарных семьях. Данная система отношений включают в себя модели межличностного, межполового, внутрисемейного взаимодействия, структуру жизненных ценностей и приоритетов, основы индивидуального мировоззрения, специфику самооценки и самовосприятия. При этом, вероятно, родитель противоположного пола является для ребенка референтным лицом, источником значимой оценки поведенческих проявлений, самооценки, в то время как родитель идентичного пола в большей степени является объектом идентификации. Действие механизма основано на том факте, что в самом начале жизненного пути человек переживает свою принадлежность к роду, семье, идентифицирует себя по половому признаку, определяя тем самым основные параметры программы своей дальнейшей жизнедеятельности, связанной с полоролевым функционированием и личностными родовыми паттернами. Данное теоретическое положение вполне согласуется с концепциями трансакционных паттернов Э. Берна, объектных отношений Р. Фейрберна, Д. Фрамо, синдрома предков А. Шутценбергер и других.
ЛИТЕРАТУРА
- Александров, А.А. Психогенетика / А.А. Александров. – СПб. : Питер, 2004. – 192 с.
- Равич-Щербо, И.В. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 447 с.
- Berne, E. Transactional Analysis in Psychotherapy / Eric Berne. – New York : Grove Press. Inc., 1961. – 224 p.
- Bowen, M. Famili therapy in clinical practice / Murray Bowen. – New York : Jason Aronson, 1978. – 496 p.
- Bracken, H. von. Humangenetische Psychologie / Helmuth von Bracken // Human Genetic. Stuttgart. – 1969. – P. 409-562.
- Dolto, F. La cause des enfants / Françoise Dolto. – Paris : Robert Laffont, 1985. – 469 p.
- Schützenberger, A.A. Aïe, Mes Aïeux! / Anne Ancelin Schutzenberger. – Paris : La méridienne, Desclée de Brouwer, 2004. – 257 p.
Источник