Какие свойства былинного богатыря присущи ермаку

Какие свойства былинного богатыря присущи ермаку thumbnail

Урок литературы в 8 классе

Тема: Историческая песня как жанр устного народного творчества.

Цели урока: ознакомление  с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к  родине, к её истории.

                                                                                                     У  нас то было на святой Руси,

                                                                                                                     На святой Руси, в каменной Москве,

     Был –жил царь тут Иван Васильевич…

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы:

  1.  Каково назначение народных  песен?
  2. На какие группы делятся народные песни?
  3. Что является предметом изображения в каждой из них?

Выразительное чтение песен, выученных наизусть.

В опросных листах  написать определение «Песня – это…»

  1. Слово учителя.   Песня – один из самых распространённых  на протяжении многих веков  жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.

Выступление подготовленного ученика.  Первый  крупный тематический цикл народных песен рисует события второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и др.). В многочисленных  (в том числе казацких) исторических песнях  XVII в. – эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков»). В ряде исторических песен  XVII в. Изображены Пётр I, восстания К. Булавина и Е. Пугачёва. Последний значительный цикл исторических песен – об Отечественной войне 1812 г.

Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.

Прослушивание аудиозаписи  песни «Ермак готовится в поход на Сибирь»

Беседа по содержанию песни:

–  Какие события передаются в песне?

–  Какие  конкретно-исторические,  географические  реалии в ней отражены?

–  Как объясняется цель похода?

–  Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?

Выполнение задания:

В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:

Не злата труба вострубила им,

Не она громко взговорила речь-

Взговорил Ермак Тимофеевич…

Заполнение учащимися опросных листов.

«Эпитеты» -это…

Выписать из текста песни «Ермак готовится в поход на Сибирь» эпитеты.

Беседа по содержанию песни:

эпитеты

Труба (злата)

Зима (холодная)

Лето (тёплое)

Царь (Белый, православный)

Головы (повинные)

Казаки люди (вольные)

                            Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие      

                    носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?

  1. Учитель. Другими историческими  деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв

Выступление подготовленного ученика.  Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.

Стенька Разин был человеком  опытным, хитрым, злым и умным. Современники отмечали его склонность к авантюрам, военную сноровку и замашки безжалостного атамана. Собрав весной 1667 года ватагу из голытьбы, Стенька пошёл гулять «на синее море», чтобы «добыть себе казны, сколько надобно». Сказочно обогатившись в «Каспийском походе», он вернулся домой, собрал вокруг себя около 5 тысяч казаков. В начале мая  1669 года разгорелось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Пытаясь привлечь как можно больше народа, он рассылал  «прелестные письма», обещая людям волю, житьё сладкое, безбедное. Люди Степана Разина  убивали, жгли, вешали и истязали. В 1760 году под Симбирском  Стенька был ранен, а затем выдан своими людьми правительству. Его привезли в Москву. После жестоких пыток, его  жестоко казнили.

Выразительное чтение песни «Степан Разин на Волге»

Читайте также:  Каким свойством углерода объясняется то что он является

Аналитическая беседа:

–  Как вы думаете,  почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).

–  Найдите  в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?

(«То не гром на Волгу грянул, Стенька Разин слово молвил». Гиперболизация, аналогия с былинным героем).

–  К кому и как обращается Степан  в песне? (К гребцам – «ребята», к астраханскому воеводе – «ой ты гой еси воевода».) К кому ближе атаман: к простым гребцам или к чиновному воеводе?

–  Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)

 Заполнение учащимися опросных листов

Выписать из текста песни «Степан Разин на Волге» эпитеты.

Выступление подготовленного ученика.  Емельян Иванович Пугачёв родился  в 1742 году в станице Зимовейской, на Дону, в рядовой казачьей семье. По признанию самого Пугачёва, он никогда  не учился и по сему не умел ни читать, ни писать, занимаясь с малых лет вместе с отцом крестьянским трудом. Три года провёл в действующей армии в Пруссии, затем в Польше, в 1768 году в русско-турецкой войне, по болезни отпущен домой, вскоре его арестовали за участие в организации побегов донских казаков на Терек, бежал из-под ареста. С этого времени начались его скитания. Назвался Петром III, собрал крестьянскую армию. Захватив  несколько городов,  Пугачёв «жаловал» крестьян «вольностью и свободой», землями и угодьями «без покупки и оброку», освобождал их от рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, призывая он дворян, помещиков и «мздоимцев-судей»,  как противников «нашей власти»    и «возмутителей империи и разорителей крестьянства ловить, казнить и вешать». Однако среди казаков возник заговор: надеясь получить от императрицы прощение, они решили выдать Пугачёва правительству.  Под усиленной охраной в железной клетке Пугачёва привезли в Москву и публично казнили на Болотной площади.

Аналитическая беседа.

–  как народ в песнях называет Емельяна Пугачёва? («народный заступник», «родный батюшка»)

–  какой устойчивый поэтический образ-символ в песне выражает тоску народа после смерти Емельяна Пугачёва? («Красно солнышко закатилось»)

–  докажите, что песня «Пугачёв в темнице» построена по принципу психологического параллелизма.

Заполнение учащимися опросных листов

Выписать из текста песни «Пугачёв в темнице» эпитеты.

Подведение итога урока.

Домашнее задание:

С точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)

–  

Источник

Автор:

05 ноября 2015 18:34

Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания — фольклорные, летописные и даже научные

Авторский пост

Ссылки по теме:

Какие свойства былинного богатыря присущи ермаку

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник