Какие свойства былинного богатыря присущи ермаку
Урок литературы в 8 классе
Тема: Историческая песня как жанр устного народного творчества.
Цели урока: ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к родине, к её истории.
У нас то было на святой Руси,
На святой Руси, в каменной Москве,
Был –жил царь тут Иван Васильевич…
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы:
- Каково назначение народных песен?
- На какие группы делятся народные песни?
- Что является предметом изображения в каждой из них?
Выразительное чтение песен, выученных наизусть.
В опросных листах написать определение «Песня – это…»
- Слово учителя. Песня – один из самых распространённых на протяжении многих веков жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.
Выступление подготовленного ученика. Первый крупный тематический цикл народных песен рисует события второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына» и др.). В многочисленных (в том числе казацких) исторических песнях XVII в. – эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков»). В ряде исторических песен XVII в. Изображены Пётр I, восстания К. Булавина и Е. Пугачёва. Последний значительный цикл исторических песен – об Отечественной войне 1812 г.
Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?
Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.
Прослушивание аудиозаписи песни «Ермак готовится в поход на Сибирь»
Беседа по содержанию песни:
– Какие события передаются в песне?
– Какие конкретно-исторические, географические реалии в ней отражены?
– Как объясняется цель похода?
– Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?
Выполнение задания:
В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь-
Взговорил Ермак Тимофеевич…
Заполнение учащимися опросных листов.
«Эпитеты» -это…
Выписать из текста песни «Ермак готовится в поход на Сибирь» эпитеты.
Беседа по содержанию песни:
эпитеты
Труба (злата)
Зима (холодная)
Лето (тёплое)
Царь (Белый, православный)
Головы (повинные)
Казаки люди (вольные)
Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие
носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?
- Учитель. Другими историческими деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв
Выступление подготовленного ученика. Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.
Стенька Разин был человеком опытным, хитрым, злым и умным. Современники отмечали его склонность к авантюрам, военную сноровку и замашки безжалостного атамана. Собрав весной 1667 года ватагу из голытьбы, Стенька пошёл гулять «на синее море», чтобы «добыть себе казны, сколько надобно». Сказочно обогатившись в «Каспийском походе», он вернулся домой, собрал вокруг себя около 5 тысяч казаков. В начале мая 1669 года разгорелось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Пытаясь привлечь как можно больше народа, он рассылал «прелестные письма», обещая людям волю, житьё сладкое, безбедное. Люди Степана Разина убивали, жгли, вешали и истязали. В 1760 году под Симбирском Стенька был ранен, а затем выдан своими людьми правительству. Его привезли в Москву. После жестоких пыток, его жестоко казнили.
Выразительное чтение песни «Степан Разин на Волге»
Аналитическая беседа:
– Как вы думаете, почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).
– Найдите в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?
(«То не гром на Волгу грянул, Стенька Разин слово молвил». Гиперболизация, аналогия с былинным героем).
– К кому и как обращается Степан в песне? (К гребцам – «ребята», к астраханскому воеводе – «ой ты гой еси воевода».) К кому ближе атаман: к простым гребцам или к чиновному воеводе?
– Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)
Заполнение учащимися опросных листов
Выписать из текста песни «Степан Разин на Волге» эпитеты.
Выступление подготовленного ученика. Емельян Иванович Пугачёв родился в 1742 году в станице Зимовейской, на Дону, в рядовой казачьей семье. По признанию самого Пугачёва, он никогда не учился и по сему не умел ни читать, ни писать, занимаясь с малых лет вместе с отцом крестьянским трудом. Три года провёл в действующей армии в Пруссии, затем в Польше, в 1768 году в русско-турецкой войне, по болезни отпущен домой, вскоре его арестовали за участие в организации побегов донских казаков на Терек, бежал из-под ареста. С этого времени начались его скитания. Назвался Петром III, собрал крестьянскую армию. Захватив несколько городов, Пугачёв «жаловал» крестьян «вольностью и свободой», землями и угодьями «без покупки и оброку», освобождал их от рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, призывая он дворян, помещиков и «мздоимцев-судей», как противников «нашей власти» и «возмутителей империи и разорителей крестьянства ловить, казнить и вешать». Однако среди казаков возник заговор: надеясь получить от императрицы прощение, они решили выдать Пугачёва правительству. Под усиленной охраной в железной клетке Пугачёва привезли в Москву и публично казнили на Болотной площади.
Аналитическая беседа.
– как народ в песнях называет Емельяна Пугачёва? («народный заступник», «родный батюшка»)
– какой устойчивый поэтический образ-символ в песне выражает тоску народа после смерти Емельяна Пугачёва? («Красно солнышко закатилось»)
– докажите, что песня «Пугачёв в темнице» построена по принципу психологического параллелизма.
Заполнение учащимися опросных листов
Выписать из текста песни «Пугачёв в темнице» эпитеты.
Подведение итога урока.
Домашнее задание:
С точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)
–
Источник
Автор:
05 ноября 2015 18:34
Кто не знает народного героя, присоединившего Сибирь к России? Имя Ермака давно стало легендарным. Легендарным настолько, что уже трудно отделить реальность от вымысла. «Вокруг света» разоблачает мифы об атамане казаков, попавшие в его жизнеописания — фольклорные, летописные и даже научные
Ермак — покоритель Сибири
Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу — Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), — и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».
На самом деле покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.
Ермак был выходцем из Ногайской орды
Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время — в 1996 году — в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.
На самом деле в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток — Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…
Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя
«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» — так в исторической песне обозначили цель похода казаки.
На самом деле решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко — осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.
Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни
В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом — благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».
На самом деле то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.
С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань
«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.
На самом деле сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.
В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек
Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».
На самом деле людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек — такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.
Ермак распространял в Сибири христианство
В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан — первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.
На самом деле казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.
У Ермака был двойник
Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.
На самом деле, как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.
Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти
Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.
На самом деле в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.
Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского
Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.
На самом деле документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.
В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели
По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.
На самом деле, как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем — деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».
Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным
В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.
На самом деле никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник