Какие свойства бумаги ты знаешь
Моя статья поможет раскрыть основные свойства бумаги. А так же варианты, опыты и эксперименты с бумагой. Зная основные свойства бумаги, дети лучше выполняют поделки. Дочитав статью до конца, вы узнаете о каких свойствах бумаги рассказать детям и как это сделать.
Содержание статьи
- Какая бывает бумага?
- Основные свойства бумаги, опыты.
- Бумага мнётся.
- Бумагу можно сгибать.
- Бумага рвётся.
- Бумага и клей.
- Свойства горения бумаги.
- На бумаге можно рисовать.
- Рисуем и стираем.
- Очки из бумаги.
- Бумага мокнет.
- Какие поделки можно делать из бумаги?
Какая бывает бумага?
Для начала предложите детям бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.Соприкасаясь с кусочками такой бумаги, задействуя тактильные рецепторы, ребенок получает наиболее полные представления. Поэтому целесообразно иметь образцы разных видов бумаги в постоянном доступе. Это может быть альбом, коробочка или картотека. И всё же не смотря на то, что бумага является самым знакомым и доступным материалом для детей, надо знакомить с её свойствами.
Основные свойства бумаги, опыты.
1. Бумага мнётся.
Предложите детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно. На основе мятых кусочков можно делать много интересных поделок.(Пластическая аппликация, торцевание)
2. Бумагу можно сгибать.
Предложить детям согнуть бумагу пополам и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.
Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму и поэтому на её основе можно делать разные поделки. Оригами, шары кусудама, киригами.
3. Бумага рвётся.
Разорвите бумагу разной плотности и попробуйте восстановить разрыв. Когда дети скажут, что восстановить разрыв невозможно, предложите им склеить разорванные кусочки.
Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться. Рваная бумага применяется для изготовления отрывной аппликации, папье-маше.
4. Бумага и клей.
Предложить детям расположить на листе бумажные детальки и поднять лист вертикально. Естественно детальки осыпятся.
Вывод: Выполнить бумажное изделие без клея очень сложно. Значит при выполнении поделок нужно использовать клей ПВА, клейстер или обойный клей.
5. Свойства горения бумаги.
Взрослый может показать детям ещё одно свойство — горение. Для этого небольшой лист поджигают над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения дети делают свои выводы.
Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.
6. На бумаге можно рисовать.
Предложить детям провести черту красным цветом по белому листу. А потом провести такую же черту по бумаге красного цвета. А так же попробовать рисовать на салфетке, глянцевой бумаге, гофрированной или тисненной. Спросить у детей на какой бумаге им понравилось рисовать больше.
Вывод: На бумаге можно рисовать. Но если бумага такого же цвета, как и фломастер, карандаш, то рисунок будет не виден. Следовательно бумагу для рисования лучше выбирать белую или отличную от цвета карандаша. Если бумага сильно тонкая, то при рисовании бумага рвется. На тисненной бумаге рисовать сплошной линией не получается.
7. Рисуем и стираем.
Ещё можно попробовать рисовать на бумаге простым карандашом. А затем попросить детей стереть нарисованное ластиком. Будет лучше, если вы нарисуете на бумаге полоски простым карандашом с разным нажимом.
Вывод: Если рисовать на бумаге простым карандашом, используя слабый нажим, то можно стереть нарисованное. Значит можно делать на бумаге наброски, стирать их и снова рисовать. Пока не добьешься желаемого результата.
8. Очки из бумаги.
Раздать детям бумажные очки, в которых и стекла сделаны из бумаги. Спросить детей, что они видят. Предложить объяснить это явление. Далее взять лист с рисунком и приложить его к стеклу, предложить обвести рисунок.
Вывод: Бумага непрозрачная. Но если на неё направить свет, то можно увидеть рисунок и перевести его на другой лист.
9. Бумага мокнет.
Перед детьми стоит контейнер с водой и бумага разной толщины. Предложить поочередно опустить в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. В результате опыта дети делают выводы. Затем педагог опускает в контейнер бумажный кораблик. Для точности эксперимента можно оставить кораблик в воде на продолжительное время.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Это свойство бумаги применяется в технике работы с бумагой папье-маше, а так же мокрое складывание оригами. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.
Какие поделки можно делать из бумаги?
Зная свойства бумаги вы легко найдете ей применение. Дети очень любят мастерить из этого универсального материала. К тому же техник по работе с бумагой великое множество. Начиная от простой аппликации можно постепенно переходить к оригами, квиллингу, моделированию. Более подробно вы сможете ознакомиться с с техниками работы с бумагой в моей статье.
Желаю всем творческих успехов!
Tatiana
27.05.2019
Источник
Вероника Чиняева
Конспект занятия «Бумага и её свойства»
Конспект занятия по ОО «Познание»
старшая группа
Тема: Бумага, ее свойства и виды.
Программное содержание:
– расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
– пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление.
– совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
– развивать воображение, сообразительность;
– формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Материал: проектор, образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.
А что это за материал, мы узнаем из загадки.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…. (бумага).
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.).
А как вы думаете, чего нужны нам эти материалы? (ответы детей).
А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
2. Беседа «Изготовление бумаги»
Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из размоченных растительных волокон. К нам в страну она попала уже намного позже. Оказалось, что её можно делать из дерева, тряпок и даже…. из старой бумаги – макулатуры (слайд 2).
Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят на бумажных фабриках (слайд 3).
Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд 4).
На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд 5).
Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд 6).
Для этого щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту (слайд 7).
Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей, мусора. И обрабатываемая масса уже называется бумажным сырьем. После добавляют к бумажномусырью дополнительные вещества: клей, который помогает отталкивать влагу. Смола помогает сохранить написанное на бумаге, чернила не растекаются и легко распознаются (слайд 8).
Затем в бумажную массу добавляют красители, в зависимости от того, какого цвета бумага необходима. Потом превращенная в кашицу, бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. Здесь сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее (слайд 9).
В конце бумажное полотно перемещается в секцию прессования. Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.
Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон (слайд 10).
Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд 11).
Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Физкультминутка
3. Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).
А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов
1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?
Бумага рвется, а значит она непрочная.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?Вывод: бумага горит.
6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите.Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. Из бумаги можно сделать поделки.
6. «Бумага горит»
Молодцы! Много свойств мы с вами обнаружили у бумаги.
Зная, все эти свойства мы будем их использовать в дальнейшей работе.
4. Игра «Волшебная бумага»
Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).
5. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
– Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать коллекционный альбом и назвать его «Виды бумаги»
(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом)
– салфетка,
– газета,
– открытка,
– фотография,
– коробка,
– цветная,
– гофрированная бумага и картон,
– бархатная бумага и картон,
– обойная,
– тетрадная.
Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
6. Подведение итогов занятия
Ребята, скажите, что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось, запомнилось? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Молодцы! Занятие наше окончено!
Источник
Тема: Виды и свойства бумаги.
Цели:
1. дать сведения о бумаге и ее свойствах; учить складывать бумагу разными способами;
2. развивать навыки работы с ножницами; расширять кругозор, словарный запас;
3. воспитывать мотивацию к учению, аккуратность, стремление создавать своими руками красивые вещи.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: практический, наглядный
Оборудование: цветная бумага, цветной картон, ножницы, карандаш, ластик, линейка.
Ход урока:
Оргмомент.
1. Психологический настрой
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность
II. Вводная часть
2. Актуализация имеющихся знаний.
Сегодня мы с вами поговорим о бумаге.
– Что вы знаете об этом материале?
– Где используют бумагу?
Ответы детей (газеты, салфетки, книги и т.д.)
– Из какого материала производят бумагу?
– Бесконечны ли природные запасы?
– Что должен делать человек, чтобы сохранить природные запасы?
Виды бумаги.
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Поделочный материал (оригами, папье-маше)
Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Для производства денег
Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага).
Техника безопасности
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И держа за острый край,
Другу не передавай
-А как обращаться с клеем?
III.Основная часть
1.Вступительная беседа
2.Сообщение темы и целей урока
– Сегодня у нас очень интересная новая тема.
– Мы будем учиться складывать бумагу разными способами
3. План работы.
– Для работы нам понадобится цветная бумага, карандаш и линейка.
– Учитель показывает способы сгибания бумаги, попутно объясняя их .
ФИЗМИНУТКА
IV.ПРАКТИЧЕСКАЯ часть
— На сегодняшнем занятии мы проведем исследование видов и свойств бумаги. Наше исследование будет проходить в два этапа.
1 этап – изучение свойств бумаги.
Рассмотрим свойства бумаги.
Гладкость.
На примере разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид – шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.
Прозрачность бумаги.
Прозрачность бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине.
Пористость
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась. Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.
Растяжимость
Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует
способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)
Мягкость
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и
пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.
Влагопрочность
Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.
Горение
Как вы знаете бумага хорошо горит. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения
комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.
-2 этап – практическая работа по изучению осн6овных способов сгибания бумаги.
1. сложи бумагу от себя
2. сложи бумагу к себе
3. соедини кромки листа
4. прогладь линию сгиба большим пальцем
5. прогладь линию сгиба твердым предметом.
-Сейчас мы попробуем поработать с бумагой и изготовить мордочку котенка.
Схема выполнения мордочки котенка
1. Сделайте перегиб и сложите листок по диагонали.
2. Согните уголки вниз.
3. Отогните оба нижних уголка вперёд, как показано на рисунке.
4. Переверните.
5.Котёнок готов.
Физкультминутка
V.Итог урока:
Выставка лучших работ. Анализ каждой работы
-Что нового вы узнали на уроке?
-Как правильно работать с пластилином?
-Что показалось сложным?
-Что нового вы узнали о посуде казахского народа?
Источник
в старшей группе
Тема: «Бумага и ее свойства»
Задачи:
Расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах. Изучить структуру, свойства бумаги, в процессе выполнения с ней различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических опытов с бумагой.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Оборудование: Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон альбомный лист, бархатная бумага, гофрированный картон). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой, полотенце, ножницы, графитный карандаш, микроскоп, лупы, для воспитателя железная миска (поднос, спички).
Ход занятия:
Воспитатель: Мы поднялись, потянулись, друг другу улыбнулись.
Артикуляционные упражнения.
Вытягиваем губки трубочкой (губы сомкнуты), сейчас улыбаемся широко, показываем сомкнутые зубки («заборчик»).
Ребята, я принесла вам сундучок. В нем много разных предметов, но все они сделаны из одного материала. Этот материал мы сегодня будем исследовать.
Послушайте загадку про один предмет.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней. (книга)
Пальчиковая гимнастика
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» – ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» – ладони прижимаются друг к другу.
А что такое книга? (Это сшитые в один переплёт листы.) Значит, она состоит из листов бумаги. Назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага? Давайте поиграем с сундучком. Вынуть предмет и назвать, какой он по материалу.
Игра «Чудо – сундучок»
(Спрятаны: салфетки, открытки, журнал, газеты, коробка, тетрадь, туалетная бумага, конверт, стаканчик, пакет). Дети на ощупь определяют, что они держат в руках. Затем показывают всем. Называют бумажный конверт, бумажная газета, бумажная и т.д.
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим, будем проводить опыты с бумагой.
Ребята, возьмите листочки. Какая бумага? (ответы: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная).
Бумага такая разная, а из чего она состоит? Вспомните, какие деревья используются для производства бумаги?
Проведем первый опыт .
Попробуйте разорвать бумагу. Получилось? А сможете разорвать полотенце? Почему не получилось? Ткань прочнее бумаги. Сделаем вывод: бумага рвется, непрочная.
Выставляется значок
Ребята, давайте посмотрим разрыв бумаги под лупой. Что видите? Она состоит мелких растительных волокон – целлюлозы. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях. Посмотрим под микроскопом.
Следующий опыт. Попробуйте смять бумагу. Какая бумага смялась легко? Самая тонкая бумага мнется сильнее, чем толстая. Попробуйте распрямить, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему нет?
Сделаем вывод: бумага мнется, непрочная, не разглаживается.
Сейчас возьмите ножницы и разрежьте бумагу, какая бумага режется легче?
Значит, бумага режется
Для следующего опыта нам понадобится вода.
Поместите листочки в воду. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) Достаньте бумагу. Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная.
Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию. Получилось?
Значит, на бумаге можно писать, рисовать.
Сейчас я вам покажу ещё одно свойство бумаги, бумага очень хорошо горит. Но это свойство очень опасно, его можно проверять только взрослым!
Вывод: бумага хорошо горит, она пожароопасная!
Итог. Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали? Бумага мнется, рвется, намокает, режется, горит. Значит, бумага материал непрочный. Вот поэтому нужно бережно относиться к вещам, которые сделаны из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат книги. Ребята, что вам понравилось на нашем занятии?
А почему нужно беречь бумагу? Не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Да, бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Занятие закончено.
Источник