Какие сведения содержатся в реестре недобросовестных поставщиков

Какие сведения содержатся в реестре недобросовестных поставщиков thumbnail

Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 104

– Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

– Порядок и сроки включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике

– Заявление и документы для включения в реестр недобросовестных поставщиков

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2 ч. 3 ст. 104 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 09.04.2020 N 16-П).

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 – 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 – 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 – 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.

10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Источник

Сегодня мы рассмотрим часть 7 третьей статьи и статью 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, и речь пойдет о Реестре недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) рассматривается как способ фиксации отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов. С содержательной точки зрения РНП – свод систематизированных сведений об участниках закупок и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), признанных в установленном порядке недобросовестными.

В ч. 7 статьи 3 223-ФЗ отражено право заказчика установить в документации требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (далее – РНП) в соответствии с нормами 223 и 44-ФЗ.

Примечание: в какой именно реестр включен недобросовестный поставщик, не имеет значения. Установление данного требования является средством защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Статьей 5 223-ФЗ предусмотрено формирование РНП, а также установлен порядок его ведения.

Согласно ч. 1 статьи 5 ведение РНП осуществляется Федеральной антимонопольной службой и осуществляется в Единой информационной системе (известной как zakupki.gov.ru).

Ч. 2 статьи 5 установлены основания для включения в РНП. К ним относятся:

  • уклонение участника закупки от заключения договора;
  • существенное нарушение поставщиком условий договора, повлекшее расторжение договора по решению суда.

Определение понятия “уклонение участника закупки от заключения договора” отсутствует в 223-ФЗ, но отчасти конкретизировано в других нормативно-правовых актах.

В Правилах направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС, указывается, что уклонением участника закупки от заключения договора является непредоставление заказчику:

  • подписанного договора в срок, предусмотренный документацией о закупке;
  • обеспечения исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения.

Получается, что за уклонением от заключения договора стоит множество факторов, которые зависят как минимум от содержания документации о закупке и действий заказчика.

Рассматривая судебную практику, в первую очередь хочу отметить, что уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении действий, так и в бездействии, а так же по неосторожности, т.е. когда участник не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения договора и создает условия, влекущие невозможность его подписания.

При этом форма вины не влияет на квалификацию действий (бездействия) участника закупки в качестве уклонения. Вместе с тем наличие вины участника закупки – необходимое условие для квалификации его действий (бездействия) в качестве уклонения.

Аналогичным образом для включения в РНП сведений о поставщике (подрядчике, исполнители), договор с которым расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора, также необходимо установить его вину в ненадлежащем исполнении договора.

Примечание: суды рассматривают включение в РНП в качестве вида юридической ответственности.

Исходя из вышесказанного необходимо учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 21 ноября 2002 г. N 15-П, согласно которым меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. На практике это означает, что при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника.

Примечание: то естьнедоказанность антимонопольным органом недобросовестного поведения участника закупки является основанием для признания недействительным решения о включении в РНП.

С учетом изложенного при определенных условиях действия участника закупки хотя формально и будут являться основаниями для включения в РНП, вместе с тем в качестве уклонения классифицированы быть не могут.

Нормой ч. 3 статьи 5 к компетенции Правительства РФ отнесено установление:

  • перечня сведений, включаемых в РНП;
  • порядка направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение РНП;
  • порядка ведения РНП;
  • требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211, в котором подробно расписаны вышеуказанные пункты.

В ч. 4 статьи 5 установлено, что сведения, содержащиеся в РНП, должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.

Примечание: данное положение является составным элементом механизма обеспечения принципа информационной открытости. Помимо этого ФАС обеспечивает:

  • бесперебойность работы ведения РНП;
  • поиск сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках);
  • формирование по запросу посетителя ЕИС справки о нахождении в РНП сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках).

В ч. 5 статьи 5 установлен предельный срок нахождения сведений об участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП, который составляет два года.

Исключение сведений из РНП по истечении двух лет со дня их внесения нередко квалифицируется в судебной практике в качестве несвоевременного, нарушающего права и законные интересы. Основанием для такой квалификации могут являться факты:

  • включения ФАС России сведений об участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в РНП с нарушением срока в три рабочих дня со дня проверки направленных заказчиком сведений (у случае отсутствия замечаний);
  • направления заказчиком сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в ФАС России с нарушением сроков.

Примечание: нарушение этих сроков не отвечает как целям и задачам РНП, так и гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам, включенным в соответствующий реестр, что несет за собой исключение сведение из РНП о таком участнике.

Согласно ч. 6 статьи 5 включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП или наличие таких сведений в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Стоит выделить возможный предмет судебного оспаривания:

  • включение сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП;
  • содержание таких сведений в РНП.

Право на оспаривание предоставлено “заинтересованным лицам”. Данное понятие не раскрывается в 223-ФЗ, однако исходя из судебной практики:

заинтересованные лица – это либо субъекты, сведения о которых внесены в РНП, либо заказчики, направивших эти сведения для включения в РНП.

Такие дела рассматриваются в соответствии со ст. 4 “Право на обращение в арбитражный суд” АПК РФ в арбитражном суде.

Спасибо за прочтение! У вас остались какие-либо вопросы? Можете задать их в комментариях к данной статье. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

По вопросам тендерного сопровождения вашей организации и обучению участию в закупках можете писать мне в личные сообщения.

Перейти к разбору ч. 8 ст. 3 223-ФЗ: Полномочиям Правительства РФ по регулированию закупок.

Читайте другие статьи моего канала:

223 ФЗ – простыми словами! (ст. 1)

Как выбрать электронную подпись?

Участник закупки – кто это?

Может ли физлицо участвовать в закупках?

Квоту малого бизнеса в закупках госкомпаний увеличат

Источник

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок. Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах. Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.  

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.  

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.  

Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся. Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков  

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Онлайн-обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и контрактной системе

Начать обучение

Не пропустите новые

публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник