Какие сведения содержатся в части летописи расселение славян
Урока литературы для 5 класса на тему
«Повести временных лет»
Класс: 5
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012 (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом.
Цели урока: – воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство.
– формирование навыков составления высказываний на географические, культурно – исторические, литературные темы; умений выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, конструировать диалог на уроке.
– воспитание интереса к истории, литературе, культуре Древней Руси.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо!
– А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Вступительное слово учителя.
– Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела «Устное народное творчество». Мы помним, что жанры устного народного творчества передавались из уста в уста. А сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе. О том времени, когда на Руси уже появляется первая печатная книга.
Слушают учителя.
Индивидуальное сообщение ученика о первой печатной книге и создателях славянской азбуки.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Первая печатная книга была издана в Китае в первой половине XIвека. В Европе книгопечатание относят к 40-м годам XV века, когда Иоганн Гуттенберг издал «Библию», а первые славянские печатные книги вышли в 1491 году. Первая точно датированная книга в Москве – «Апостол» – напечатание в 1564 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
До печатной книги были книги рукописные. Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.
Создатели славянской азбуки братья Кирилл и Мефодий – просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.
В честь святых Кирилла и Мефодия 24 мая в славянских странах проводятся Дня славянской письменности и культуры.
– В каких целях использовалась письменность на Руси X века?
– Каково происхождение жанра летописи?
– Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»?
– В каком году была составлена «Повесть временных лет»?
– Каковы главные темы «Повести временных лет»?
Мы уже узнали, что автором «Повести временных лет» является Нестор Летописец. Ему посвятил свою скульптуру М.М.Антокольский
Для творчества М.М.Антокольского характерны черты историзма, то есть приверженность к исторической теме и стремление к скрупулезной точности, суховатой документальности. В образах Антольского раскрывались особенности конкретных исторических личностей. Так, скульптура «Нестор Летописец» (1890г) представляет облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполненного простоты и благородства, отрешенности и мирской суеты.
Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании. Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.
Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.
Беседа по отрывку «Повести временных лет» «Расселение славян»
– Чем было вызвано расселение славян?
– Каково происхождение названия славянских племен?
– Какие сведения содержатся в части летописи «Расселение славян»?
Летописец вводит русскую историю в контекст мировой, сообщая самые разнообразные сведения – географические, этнографические, культурно-исторические. Неторопливо раскрывает летописец ту историческую обстановку, в которой родилось Русское государство.
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. Три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом.
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».
Индивидуальное сообщение «Хазары».
Древнерусский язык – это язык древнерусской народности. Датируется обычно VIII – XIV вв. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Предшественник русского, украинского и белорусского языков.
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, – он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.
Обратимся к учебнику (стр.59, вопрос 5). (Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»)
Объясните значения слов и словосочетаний: насладиться, неоскудевающую, засеял книжными словами, пожинаем ученье книжное.
С детства Ярослав тянулся к книжной премудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков, и была ему «оттого честь от других стран». Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевел несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.
Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли еще и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси еще с языческих времен.
– Каково значение памятника древнерусской литературы «Из похвалы князю Ярославу» для современного читателя?
– Почему необходимо изучать памятники древнерусской литературы?
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы.
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
Индивидуальное сообщение «Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
Имя Кий имеет истоки во многих языках. По одной из версий, это имя произошло от славянского слова, означающего «палица, дубина, боевой молот».
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха. Легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, означающему «змей».
Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и означающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.
Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.
Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племен. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань».
Пересказ отрывка «Повести временных лет» «Дань хазарам».
Индивидуальное сообщение «Хазары»
Хазары – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племён.Хазарский язык является вымершим.
Славянские племена были данниками хазар, что указывает на предшествующую войну, которую хазары выиграли, но о которой не осталось сведений в летописях.
Русская летопись говорит, что славяне платили хазарам дань в виде шкур, однако видимо, главным образом славяне поставляли хазарам рабов.
Работают с учебником в парах.
Объясняют значения слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий. Понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства. Осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов. Противопоставление Олегу волхвакак представителя местного общества.
ІV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
– Оцените свою работу на уроке. Работу класса
– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Дома Стр.62 – 66 – прочитать, пересказать
Индивидуальное задание:
1. Подготовить сообщение об Эзопе, Жане де Лафонтене.
2. Подготовить выразительное чтение басен «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Источник
5 класс
Урок № 9.
Тема. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство;
формировать умения выделять главное в прослушанном сообщении, формулировать вопросы к статье учебника, навыков выразительно чтения, работы с учебником и иллюстрациями;
воспитывать интерес к отечественной истории.
Оборудование: аудиозапись арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», мультипликационный фильм «Создание русской азбуки».
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Работа со статьями учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», прочитанными учащимися дома.
Учащиеся задают классу вопросы, составленные по статьям.
– В каких целях использовалась письменность на Руси в X веке?
– Когда назрела необходимость в распространении книг?
– Как выглядели древние книги?
– Где была издана первая печатная книга?
– Кто является создателем славянской азбуки?
– Каково происхождение названия жанра летописи?
– Кто является автором новой редакции летописи, которую мы называем «Повесть временных лет»?
– В каком году была составлена «Повесть временных лет»?
– Каковы главные темы «Повести временных лет»?
3. Письменность в дохристианский период.
Сообщение подготовленного ученика.
Открытия, сделанные Новгородской экспедицией Академии наук и Московского университета, свидетельствуют о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Старшие берестяные грамоты относятся к первой половине – середине XI в. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма, которые датируются, по археологическим данным, временем до крещения Руси: одно – 953-957 гг., а другое – 972-989 гг. Такие орудия письма на бересте или дощечке с воском представляют собой металлический или костяной стержень с остриём на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного. В Древней Руси их называли писалом.
Беседа.
– Как в Древней Руси называли орудия письма?
– К какому времени относятся старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных?
4. Крещение Руси и его значение.
Сообщение подготовленного ученика.
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры константинопольских императоров Василия и Константина. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Беседа.
– Назовите дату крещения Руси.
– Почему произошло это историческое событие?
5. Обращение к учебнику. Знакомство с определениями летописи и повести, с.59-60, ч. 1.
6. Просмотр мультипликационного фильма «Повесть временных лет. Создание славянской азбуки».
7. Образ летописца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов». Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена.
Создавая драму, Пушкин хотел подчеркнуть непроницаемость духовного мира Пимена, всю его недоступность для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»:
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум.
Григорию летописец, «склонившийся над своими трудами», больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.
Так точно дьяк в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных.
Добру и злу внимая равнодушен,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо— наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело,/ Кровавый грех».
Наивысшее предназначение жизни летописца Пимен усматривает в том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу…»
Сам Александр Сергеевич Пушкин замечал, что в образе Пимена нет никакого вымысла, это исторически достоверный характер. Писателю лишь хотелось собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности.
8. Выразительное чтение учащимся наизусть отрывка из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает.
9. Прослушивание арии Пимена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
10. Обращение к иллюстрации в учебнике «Нестор-летописец», скульптор М.М.Антокольский.
Для творчества М.М.Антокольского характерны черты историзма, то есть приверженность исторической теме и стремление к скрупулёзной точности, суховатой документальности. В образах Антокольского раскрывались особенности конкретных исторических личностей, например скульптура «Нестор-летописец» (1890). Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешённости от мирской суеты.
В Ближних пещерах Киево-Печёрской лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца.
11. Слово учителя о «Повести временных лет».
Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в её средневековом понимании. «Повесть временных лет» открывается историко-этнографическим введение. Нестор ведёт свой рассказ от Всемирного потопа и распределения земель между сыновьями Ноя. Он перечисляет страны, отошедшие к Симу, затем земли Хама и, наконец, особенно подробно останавливается на тех «полунощных» (северных) и западных странах, которые отошли к Иафету. Затем Нестор рассказывает об образовании народов и языков. Он передаёт библейскую легенду о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках, и отмечает происхождение славян «от племени» Иафета.
Первоначально, утверждает Нестор, славяне жили вдоль Дуная – там, где ныне Венгерская («Угорьска») и Болгарские земли. Отсюда-то и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племён и народностей.
III. Закрепление изученного.
– Какие географические названия и названия славянских племён вы вписали из фрагмента «Повести временных лет» о расселении славян?
– Чем было вызвано расселение славян?
2. Слово учителя.
Волохи (влохи, влахи, волхва), по преданиям начальной летописи, народ, принудивший славян двинуться с Дуная на Вислу, Днепр и др. места. Этим именем древние славяне называли также итальянцев. Теперь волохами называют жителей Молдавии и Валахии.
Летописец называет западных славян – мораву и чехов, южных – белых хорватов, сербов и хорутан. Часть славян ушла от волохов на Вислу и прозвалась ляхами (поляками). Некоторые из дунайских славян осели по Днепру и назвались полянами, другие – древлянами, третьи – дреговичами, четвёртые – половчанами. Наконец, часть «словен» оказалась около озера Ильменя и прозвалась «своим именем» (то есть славянами), и построили город, названный Новгородом. Затем Нестор указывал место поселения племени севера, после чего следовала заключительная фраза – «тако разидеся словеньский язык» – и сообщалось, что по имени славян назвалась и грамота славянской.
За этими обстоятельными сведениями о расселении племён летописец переходит к сообщению географических сведений о Русской земле. Просто и наглядно даёт летописец географическое описание Руси, путей, связывающих её с другими странами.
IV. Подведение итогов урока.
– Какие сведения содержатся в части летописи «Расселение славян»?
V. Домашнее задание.
1.Прочитать отрывки из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам», с.57-58, часть 1.
2.Подготовить пересказ одного из отрывков, используя старинные слова и выражения.
3. Инд.задание: подготовить сообщение «Происхождение имён и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве».
4. Инд.задание: подготовить сообщение о Константинополе и хазарах.
4
Источник