Какие сведения должны содержаться в заявке на проведение экспертизы
5.1. Основание и порядок назначения товароведной экспертизы
Правильная организация товароведной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных результатов ее. При планировании проведения товарной экспертизы принято выделять три этапа:
· подготовительный;
· основной;
· заключительный.
Для каждого этапа характерны специфические особенности – средства, методы и приемы. Рациональный выбор их предопределяет успех экспертизы,ее конечные результаты.
Перед началом проведения экспертизы рассматриваются основания для ее проведения, что и определяет цели и задачи экспертизы. После этого выбираются средства и методы проведения экспертизы. Экспертные организации оказывают услуги по товароведной экспертизе по заявкам организаций на основании:
· договора установленной формы;
· долгосрочной письменной заявки с гарантией заказчика по созданию условий для проведения экспертиз и оплате расходов за оказанные услуги;
· заявка (письмо) юридического лица;
· заявление от потребителя (физического лица).
Заявка на проведение экспертизы подается поставщиком, получателем товаров, транспортной организацией или назначается решением арбитража, рассматривающего иск по определенной товарной партии. В заявке должны содержаться необходимые сведения, позволяющие правильно идентифицировать товар, а также изготовителей, поставщиков, получателей, посредников, даты отправки и получения, номера товаросопроводительных документов. Кроме того, заказчик должен определить цели и задачи, которые ставятся перед экспертом. В заявке указываются дата и номер вызова эксперта, а также сведения о вызове поставщика, объем товарной партии и метод исследования. Если при проведении экспертизы требуется применение метода разрушающего контроля, в заявке должно быть отражено согласие заказчика на разрушение образца товара в количестве, предусмотренном ТНПА.
Целесообразно, чтобы заказчик в заявке определил наиболее приемлемые для него дни и часы явки эксперта, а также дал гарантию и указал форму оплаты всех затрат на экспертизу, включая командировочные расходы, если экспертиза проводится в другом населенном пункте. При безналичном расчете указываются необходимые банковские реквизиты.
Заявка должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером. Подписи заверяются подлинной печатью.
Если экспертизу проводят по заявлению потребителя, то до ее проведения заявитель вместе с экспертом должны решить следующие вопросы:
· может ли интересующее обстоятельство быть предметом экспертного исследования;
· какие задачи может решить эксперт в ходе проведения экспертизы;
· возможно ли решение проблемы, поставленной на экспертизу;
· соизмеримы ли затраты на экспертизу со стоимостью объекта экспертизы;
· какую дополнительную информацию нужно представить эксперту.
В ряде экспертных организаций имеются разработанные формы заявки. После приема заявки (заявления) с заказчиком составляется договор на оказаниеэкспертных услуг.
При проведении товароведной экспертизы, назначенной арбитрами, судом или следственными органами, к заявке должны быть приложены решения или постановления, в которых указываются место проведения экспертизы, ее вид (повторная или комплексная), субъекты, привлекаемые к экспертизе, состояние товара и товарной партии (целостность, наличие пломб), документы об изъятии проб, акты первичных экспертиз, форма оплаты и банковские реквизиты плательщика.
Заявка регистрируется в экспертной организации в «Журнале регистрации документов по проведению экспертизы» с присвоением ей порядкового номера.
Вторым документом о назначении экспертизы является наряд на проведение экспертизы, выдаваемый эксперту, который служит документом подтверждения прав эксперта на проведение экспертизы. Он выдается руководителем экспертной организации или его заместителем либо уполномоченным лицом. Наряд оформляется на специальном бланке и подписывается руководителем выдавшей его экспертной организации. Подпись должна быть заверена печатью.
В наряде указываются номер, дата поступления заявки, дата начала экспертизы, организация-заказчик, ее адрес, телефон, фамилия и должность представителей, участвующих в проведении экспертизы, наименование и место нахождения товара, его поставщик, а также задание эксперту, которое определяется целями и задачами экспертизы.
Заявка и наряд относятся к обязательным техническим документам подготовительного периода. Перед выдачей наряда руководство экспертной организации должно установить правомочность проведения экспертизы с учетом правил и норм, регламентируемых действующим законодательством. Наряд выдается, если имеется основание для проведения экспертизы. В случае отсутствия такого основания или нецелесообразности проведения экспертизы (например, стоимость экспертизы больше стоимости товара) руководство экспертной организации должно дать мотивированный отказ. В этом случае наряд не выписывается.
Исправления в заявке и наряде, как правило, не допускаются. Однако если они все же возникли, то должны быть оговорены соответствующим образом, иначе эти документы считаются недействительными.
Выдачей наряда экспертная организация подтверждает правомочность назначения эксперта. Назначение эксперта для проведения товарной экспертизы должно осуществляться в сроки, согласованные с заказчиком (по скоропортящимся товарам – в течение 24 ч). Факт выдачи наряда регистрируется в специальном журнале.
Неоправданная задержка сроков назначения экспертизы так же, как и явки экспертов, может привести к нарушению сроков приемки товаров по количеству или качеству, вследствие чего результаты экспертизы будут отклонены, а заказчик может понести большие убытки.
После завершения экспертизы на обратной стороне наряда фиксируется время работы эксперта в соответствии с условиями оплаты за экспертные услуги. Обратная сторона заверяется представителем заказчика. Оформленный таким образом наряд эксперт сдает в экспертную организацию.
Назначение эксперта руководство экспертной организации осуществляет с учетом:
· его квалификации и общей подготовки, отсутствия правовых обстоятельств, из-за которых назначаемое лицо не может проводить экспертизу у данного заказчика.
· наличия у него достаточного времени для проведения экспертизы без задержек.
При направлении группы экспертов необходимо учитывать их опыт работы в данной области экспертизы, знания конкретных товаров. Один из членов группы назначается ответственным. Если эксперт не имеет достаточного опыта работы, то вначале его лучше включать в экспертные группы вместе с более опытными экспертами. Не следует также привлекать для проведения самостоятельной товарной экспертизы конкретных товаров экспертов, не являющихся специалистами по этим товарам.
На подготовительном этапе может быть проведен при необходимостиинструктаж экспертов. Особенно необходим такой инструктаж перед началом товарной экспертизы органолептическим, комплексным или другими экспертными методами. При проведении инструктажа указываются цели и задачи конкретной экспертизы, особенности применяемых средств и методов. Если при проведении экспертизы заполняются анкеты, дегустационные листы или другие формы опроса, то необходимо проинструктировать экспертов о правилахихзаполнения, что позволит избежать многих технических ошибок.
Особое внимание должно быть уделено при проведении инструктажа оформлению окончательных результатов экспертизы (актов экспертизы или заключений эксперта). К сожалению, иногда эту часть устного инструктажа подменяют показом ранее составленных актов и заключений. Однако даже правильно оформленные акты отражают лишь результаты конкретной экспертизы, но они не предназначены для обобщенного анализа всего многообразия возможных результатов. Поэтому устный инструктаж руководителя экспертной группы или более опытного эксперта с анализом типовых, ранее допущенных ошибок очень важен, особенно для начинающих экспертов.
Инструктаж не относится к обязательным операциям подготовительного периода. Для опытных экспертов ежедневный инструктаж перед проведением товароведной экспертизы по качеству зачастую и не нужен. Достаточно проводить этот инструктаж с разбором типовых ошибок периодически. Однако в ряде случаев, например при экспертизе новых товаров, определении коэффициентов весомости, инструктаж необходим, так как без него возможны грубые погрешности из-за технических ошибок, незнания экспертами конкретного объекта и т.п.
На подготовительном этапе определяютсявзаимоотношения эксперта и заказчика экспертизы. Эксперт, получивший назначение на проведение экспертизы, должен связаться с заказчиком и согласовать с ним дату экспертизы.
Иногда заказчик просит провести экспертизу в более поздние сроки. Об этом он должен уведомить эксперта в письменной мотивированной просьбе. В этом случае эксперт должен доложить об изменении сроков руководству экспертной организации или руководителю экспертной группы.
Заказчик экспертизы на подготовительном этапе обязан:
· выделить для участия в экспертизе своих представителей (не менее двух), компетентных в вопросах товарной экспертизы и уполномоченных подписывать констатирующую часть акта экспертизы. Если товар подлежит досмотру таможенной или карантинной службами, должно быть обеспечено присутствие представителей этих служб, а при необходимости – присутствие представителей изготовителя или поставщика;
· представить, в случае необходимости, образец-эталон, с которым эксперт должен ознакомиться, проверив его надлежащее оформление;
· подготовить рабочее место для эксперта и необходимые для проведения товарной экспертизы средства (нормативные и технические документы, оборудование, исправные и поверенные средства измерения и т. п.);
· подготовить товар к экспертизе (например, произвести сортировку по партиям, а при необходимости – расстановку по сортам, размерам);
· обеспечить свободный доступ к товару;
· выделить подсобных рабочих для осуществления вспомогательных операций, необходимых в ходе проведения экспертной оценки (перемещение товара, вскрытие ящиков, рассортировка и т. п.);
· обеспечить соблюдение техники безопасности при проведении экспертизы и личной безопасности эксперта.
Эксперт на подготовительном этапе должен ознакомиться с ТНПА, в соответствии с которыми должна осуществляться экспертиза.
Источник
9.1. ЗАПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ, ОСНОВНОМ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПАХ.
При проведение товароведной экспертизы выделяют три этапа:
1. Подготовительный этап. На этом этапе в экспертную организацию подается Заявка в письменном виде. Организацией рассматривается основание для проведения экспертизы. В заявке должны быть указаны цели и задачи экспертизы. Дополнительно составляется договор между заказчиком и экспертной организацией на проведение экспертизы, в котором указываются стороны, ответственность сторон, стоимость, заключительные условия, штрафные санкции. Заявке присваивается десятизначный номер, в котором отражается индекс экспертной организации и подразделения. Заявка должна быть подписана руководителем подразделения и заверена печатью. Эксперт должен приступать к экспертизе только при наличии письменной заявки, которая регистрируется в экспертной организации. После регистрации заявки выписывается Наряд. Он служит поводом к началу экспертизы. Проводится инструктаж экспертов, определяются взаимоотношения эксперта и заказчика.
Заказчик обязан:
1) выделить для участия своих представителей (не менее 2-х человек);
2) подготовить рабочее место и средства экспертизы;
3) подготовить товар к экспертизе;
4) обеспечить свободный доступ к товару;
5) выделить подсобных рабочих.
2. Основной этап. На этом этапе эксперту предоставляются все необходимые документы, он устанавливает их подлинность. Производится отбор проб и составляется Акт отбора проб. Пробы отбирает лично эксперт. Для проведения непосредственно самой экспертизы заказчик должен пригласить представителя производителя.
Все моменты эксперт записывает в рабочую тетрадь. Отказ заказчика от проведения лабораторных испытаний является основанием для аннулирования заявки.
3. Заключительный этап. На этом этапе проводится анализ и оценка полученных результатов и их документальное оформление. Оформляется Акт экспертизы, который состоит из трех частей и подписывается только аттестованным лицом:
1) Общая (протокольная) (п.п. 1…21) – в ее пунктах эксперт указывает все необходимые сведения общего характера об объекте экспертизы и участвующих в ней сторонах;
2) Констатирующая (п.22) – в ней описывается ход изучения предъявленных документов, излагаются методы и фактически установленные результаты экспертизы, проставляются даты и часы проведения экспертизы; эта часть подписывается экспертом и представителями, принимавшими участие в экспертизе.
3) Заключительная (п.23) – эксперт отвечает на поставленные задачи и аргументировано формулирует выводы. Этот пункт эксперт заполняет самостоятельно, не доводя информации до представителей; заключение подписывается только экспертом, без представителей, иначе протокол аннулируется; эксперт не имеет права знакомить спорящие стороны с заключением до регистрации акта вышестоящей организацией.
Акт регистрируется не позднее следующего дня после его оформления.
Заключение должно быть составлено кратко и обосновано, исходя из объективных данных. Акт и приложения к нему должны быть читаемы, заверены печатью. Исправления протокольной и констатирующей частей должны быть заверены подписями эксперта и представителей. Исправления, вносимые в заключение акта, должны быть заверены подписью только эксперта.
9.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМКИ ПО КАЧЕСТВУ И КОЛИЧЕСТВУ.
Эксперт должен быть из торгово-промышленной палаты. В течение 7 дней со дня приема заявки руководство присылает эксперта. Он прибывает с документом на право проведения экспертизы. Эксперт должен предъявить свои права. Руководство пострадавшего предприятия должно обеспечить эксперту место для работы, доступ к продукции и сопроводительным документам, а также необходимую рабочую силу.
Если существует явное нарушение тары и маркировки, то необходим сплошной контроль. В соответствии с требованием стандарта ГОСТ Р по конкретному проверяемому товару отбирается указанное там количество единиц транспортной тары от каждой партии, а также проверяется соблюдение всех правил транспортировки.
Во время проведения экспертизы помещение, где она проводится, должно быть опломбировано пломбой эксперта и опечатано его печатью и может вскрываться только по указанию эксперта и в его присутствии.
Эксперты торгово-промышленной палаты пользуются услугами лаборатории СЭС или Центра стандартизации, сертификации и метрологии.
Заказчиком экспертизы является пострадавшее предприятие, но в дальнейшем, если экспертиза установит, что продукция не соответствует качеству, это предприятие может подать судебный иск на предприятие-ответчика. В результате этого суд, как правило, будет на стороне заказчика, поэтому предприятие-ответчик должно будет заплатить стоимость продукции, штраф в обязательном порядке до 20 минимальных окладов + 5% от стоимости продукции за моральный ущерб, стоимость экспертизы, стоимость обращения в суд и другие расходы.
9.3. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ.
При подготовке и проведении товарной экспертизы иногда допускаются ошибки, которые в дальнейшем влияют на ее результативность и служат причиной возникновения разногласий между экспертами и заказчиком. Вот некоторые из них:
1) При неполных и расплывчатых формулировках задания в заявке или наряде эксперт не требует его уточнения и дополнения.
2) Товарная экспертиза проводится экспертом без письменного оформления заявки, переданной по телефону.
3) Проведение экспертизы без достаточных оснований.
4) При наличии разногласий между поставщиком и получателем эксперт не требует от заказчика вызова поставщика.
5) Использование устаревших или отмененных нормативных или технологических документов при проведении товарной экспертизы или написании заключения.
6) Согласование и подписание заключения эксперта представителями заинтересованной стороны.
7) Использование неполной или недостоверной информации, предоставленной одной из заинтересованных сторон без всесторонней проверки.
8) Передача части своих полномочий представителю одной из заинтересованных сторон.
9) Ориентация в экспертной оценке на мнения других экспертов или представителей заинтересованных сторон.
10) Неправильное оформление актов экспертизы, актов отбора проб и образцов и т.д. без указания всего необходимого перечня сведений о товаре, его изготовителе, поставщике, получателе и т.п.
Источник
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Особенности приемки по 44-ФЗ
- Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
- Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году
- Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
- Как заключить контракт с экспертом
- Каковы итоговые документы по проведенной экспертизе
- Об ответственности при проведении экспертизы
Экспертная оценка – один из важнейших этапов тендерной деятельности. Именно поэтому экспертные заключения по 44-ФЗ необходимо воспринимать всерьез, ведь на стадии приемки товаров или услуг зачастую разгораются нешуточные споры.
Заказчики иной раз злоупотребляют своими правами на этапе приемки товаров, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Подрядчики же, стремясь выполнить порой необоснованные требования заказчиков, поставляют не предусмотренные контрактом либо отличающиеся по характеристикам товары.
Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя экспертную оценку товара или услуги. Иными словами, заказчик обязан провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору и представить экспертные заключения по 44-ФЗ.
Особенности приемки по 44-ФЗ
Согласно статье 94 закона 44-ФЗ в обязанности заказчика входит не только оплата ТРУ либо отдельных этапов работы, зафиксированных в условиях соглашения, но и их предварительная приемка.
Отношения исполнителя госконтракта и заказчика регулируются положениями ГК РФ. Гражданское законодательство фиксирует особенности поставки, подряда, оказания услуг, порядка приемки, а именно устанавливает момент начала приемки и возможные основания для отказа.
Приемка ТРУ может производиться специально созданной приемочной комиссией. Последняя должна включать в себя не меньше пяти человек. Обычно в данном случае покупатели редко сталкиваются с трудностями.
Однако нужно понимать, что закон о госзакупках, а точнее положение 3 ст. 94, требует от заказчика проведения экспертизы. Она позволяет проверить, насколько результаты работы исполнителя соответствуют нормам, зафиксированным в тексте контракта. Аналогичное правило установлено пп. 1 п. 1 ст. 94: одним из обязательных этапов приемки является получение заключения экспертной комиссии по 44-ФЗ.
Достаточно часто заказчики игнорируют данную обязанность либо забывают оформить проведение экспертизы в соответствии с требованиями закона.
Порядок и сроки приемки изначально прописываются сторонами в контракте.
После проведения приемки стороны подготавливают документ, который фиксирует исполнение контракта. Возможен и другой вариант развития событий, при котором заказчик оформляет мотивированный отказ. Иногда в контрактах предусматриваются положения, согласно которым покупатель получает право требовать от поставщика какие-либо разъяснения.
Отметим, что не любое письмо, в шапке которого обозначено, что данный документ является мотивированным отказом, на самом деле может выполнять такую функцию.
Обычно поводом для отказа от приемки являются выявленные серьезные недостатки поставленной продукции. Однако достаточно часто заказчики не хотят принимать товар, обнаружив даже несущественные минусы, не способные сказаться на потребительских характеристиках продукта. Хитрые покупатели начинают пользоваться результатами выполненных работ, оказанных услуг, отказываясь принимать работу, подписывать акт и выплачивать сумму, прописанную в условиях контракта.
Положения о необходимости проведения экспертизы в законе о госзакупках, вероятно, направлены на исключение случаев, когда заказчики предъявляют к исполнителям необоснованные претензии. Если говорить об общем порядке урегулирования споров между заказчиком и подрядчиком, вне работы по госконтрактам и 44-ФЗ, то он предполагает получение экспертного заключения.
Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
Внутренняя экспертиза – это проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг, проводимая силами заказчика. Для соглашения, условия которого выполняются поэтапно, экспертиза проводится отдельно для каждого этапа, о чем говорится в п. 1 ч. 1 ст. 94 закона 44-ФЗ.
Исключение из общего правила могут составлять только случаи, устанавливаемые на правительственном уровне. Однако на данный момент не существует подобных актов, поэтому заказчики имеют право отказаться от экспертной оценки и принять ТРУ самостоятельно.
Для организации внутренней проверки покупатель назначает ответственного штатного специалиста либо формирует экспертную группу. Такой сотрудник или комиссия могут разово участвовать в приемке или на постоянной основе.
Рекомендуется привлекать для проведения экспертизы сотрудников, имеющих специальные знания по предмету торгов, а также опыт и соответствующую квалификацию. Допустим, при закупке медикаментов на роль эксперта лучше выбрать сотрудника с фармацевтическим образованием. Тогда как специалист в IT-сфере будет незаменим, если предметом госзакупки является компьютерное оборудование. Убедитесь, что выбранный вами человек не является родственником поставщика, не имеет с ним иных связей, способных сказаться на его экспертном заключении по 44-ФЗ.
Чтобы внутренний эксперт получил необходимые полномочия, следует издать приказ, где указывают:
- Ф. И. О. и должность специалиста;
- реквизиты проверяемых закупок;
- сроки проведения оценки;
- алгоритм подведения итогов;
- возможность запросить дополнительные материалы, имеющие отношение к выполнению условий соглашения.
Работа экспертной комиссии невозможна без соответствующего приказа и положения – именно в этих документах утверждается состав и порядок работы данной группы. В положении прописывают:
- задачи, а также чем именно руководствуется комиссия;
- полномочия, например, экспертная группа имеет право запрашивать дополнительные материалы у обеих сторон договора;
- порядок оформления результатов.
Если вы хотите, чтобы проверкой занималась приемочная комиссия, необходимо указать это в положении.
После поставки продукции обязательно проверяются количество и характеристики – они должны полностью отвечать нормам, указанным в тексте контракта. Если товар имеет ограниченный срок годности, его тоже важно обязательно проверить. Изучите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, полученные с товаром от продавца.
В процессе приемки услуг и работ убедитесь, что они выполнены без нарушения сроков и в полном объеме. Для этого сопоставьте акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по договору. Любые допущенные исполнителем нарушения фиксируются при помощи фото либо видео, о чем говорится в части 3 ст. 94 закона 44-ФЗ. Также эта норма успела пройти проверку на практике.
Можно не составлять отдельное экспертное заключение. Просто зафиксируйте в акте либо товарной накладной, что качество и характеристики были проверены, пропишите итоги работ по оценке, после чего эксперты должны поставить подписи.
Достаточно часто заказчики предпочитают фиксировать результаты в виде отдельного экспертного заключения. По закону 44-ФЗ такие действия не являются нарушением. Если вы решили пойти таким путем, в данном документе необходимо указать:
- дату и место составления заключения;
- номер, дату, предмет договора;
- сведения об исполнителе;
- дату предоставления ТРУ;
- перечень документов, полученных во время поставки и их реквизиты, то есть вид документа, номер, дата, пр.;
- сведения о соответствии ТРУ требованиям соглашения;
- подписи проверяющих.
Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году
31.07.2019 г. перестала действовать часть 4 ст. 94 закона о госзакупках, требовавшая проведения проверки сторонними специалистами, экспертными компаниями, при условии, что закупка проводилась у единственного поставщика. Но из данного правила были свои исключения.
Так как на данный момент эта норма не имеет юридической силы, заказчик может отказаться от оценки, проводимой сторонними специалистами. При этом ему придется самостоятельно провести экспертизу ТРУ.
Часть 4.1 ст. 94 закона 44-ФЗ дает правительству РФ возможность устанавливать ситуации, в которых проверка закупок обязательно проводится приглашенными специалистами или экспертными организациям. На данный момент такой нормативный акт не издан, а значит, покупатель сам выбирает формат проведения проверки. Вне зависимости от последнего, заказчику необходимо экспертное заключение по 44-ФЗ.
Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
В качестве эксперта заказчик может пригласить ИП, физическое лицо или соответствующую организацию. При этом любой привлекаемый специалист должен отвечать ряду норм. В первую очередь, ему важно быть информированным в сфере, к которой относятся закупаемые ТРУ. Также он не может относиться к группе людей, в последние два года работавших у одной из сторон контракта либо заинтересованных в итогах экспертизы. Также эксперты не должны входить в закупочную комиссию заказчика.
С приглашенным специалистом подписывается договор, фиксирующий порядок оказания услуг, время проведения и стоимость работ. Последняя складывается из всех расходов исполнителя, не исключая командировочных, налогов, сборов. Обязательно указывается, каким образом планируется проведение приемки, перечень необходимых документов. Также нужно сформировать техническое задание для экспертов, то есть список вопросов, на которые им нужно дать ответы во время оценки.
Приглашенные специалисты должны убедиться, что:
- товар соответствует государственным нормативам, стандартам;
- закупка проведена согласно техническому заданию;
- товар обладает характеристиками, указанными на маркировке, ярлыке, этикетке;
- продукция соответствует сведениям из сопроводительной документации;
- упаковка не имеет повреждений;
- исполнитель создал необходимые условия для транспортировки;
- товар хранился по правилам, указанным в приложенных к нему документах.
Эксперт рассматривает результаты работ, отталкиваясь от стандартов, норм и требований технического задания. Кроме того, оцениваются объемы, сроки и качество предоставленных ТРУ.
Закон позволяет экспертам запрашивать у заказчика документы, необходимые для оценки работ по договору. Если такой запрос поступил, покупатель не может отказаться от предоставления необходимых бумаг.
По результатам проверки закупки специалисты формируют итоговый акт или экспертное заключение по 44-ФЗ. Если у них не возникло серьезных замечаний, то по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». При выявлении нарушений эксперты дают рекомендации, назначают ответственных лиц и срок для устранения проблем.
Экспертная организация имеет право работать над заключением в течение четырех дней, отсчет начинается после получения от заказчика соответствующего запроса. Экспертное заключение по 44-ФЗ не имеет жесткой формы, в нем должна быть информация:
- о договоре;
- о заказчике и поставщике;
- об исполнении условий соглашения;
- о Ф. И. О. экспертов и их должностях;
- о критериях оценки;
- о выводах о соответствии ТРУ требованиям, указанным в соглашении;
- о списке нарушений, если проверка показала их наличие;
- о дате составления документа с подписью эксперта.
Оценка специфических ТРУ сопровождается проведением исследований и испытаний. Поскольку для такой работы требуются соответствующие лицензии, заказчику не удастся обойтись без услуг сторонних специалистов.
Как заключить контракт с экспертом
В данном случае закон не устанавливает специальных правил, поэтому рекомендуется отталкиваться от общих требований закона 44-ФЗ. В соглашение желательно включить следующую информацию:
- предмет, вопросы к эксперту или порядок их установления;
- функции и полномочия проверяющего;
- сроки осуществления оценки;
- обязанность проверяющего заблаговременно письменно уведомить стороны договора о том, что у него есть право проводить экспертизу и отсутствуют основания для отказа от таких работ, согласно ч. 3 ст. 41 закона 44-ФЗ;
- условие об ответственности эксперта, организации, уполномоченного представителя и должностных лиц;
- иные положения, которые должны присутствовать в контракте, в соответствии с нормами ст. 34 закона 44-ФЗ.
Итоговые документы по проведенной экспертизе
После экспертизы необходимо подготовить два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.
1. Акт экспертизы
Здесь прописывается такая информация:
- номер и дата заключения контракта, идентификационный код закупки, упрощающий распознавание договора;
- данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе сведения о лицах, присутствующих во время проведения мероприятий по оценке результатов закупки;
- дата проведения экспертного исследования;
- предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, присутствующей в документации по закупке от извещения до документов о приемке;
- перечень представителей сторон, игравших роль свидетелей во время выборки образцов для экспертного исследования;
- перечень мероприятий, которые были проведены, чтобы выявить, насколько указанные выше образцы отвечают условиям соглашения между поставщиком и заказчиком;
- содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые являются признаками некачественного проведения работ исполнителем;
- подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
- приложения к акту (если они необходимы), свидетельствующие об уровне квалификации лиц, включенных в экспертную комиссию.
2. Акт приемки результатов исполнения контракта
Опираясь на информацию акта экспертизы, покупатель формирует акт о приемке результатов работ, где содержатся:
- данные о заключенном контракте, а именно номер, идентификационный код закупки, дата подписания, участники;
- данные о предмете закупки в строгом соответствии с формулировкой, использованной в документации к закупке и контракте;
- решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора, при этом обязательно прописываются итоги экспертизы;
- подпись руководителя комиссии и ее членов, если же члены комиссии не смогли прийти к единому решению, мнение меньшинства оформляется как специальное приложение к протоколу и подписывается руководителем группы.
В некоторых случаях экспертиза позволяет обнаружить у ТРУ недостатки, из-за которых они не могут быть безоговорочно приняты. Тогда все минусы прописываются в акте, указывается время, выделенное на их устранение.
Если продавец не успел исправить ситуацию в установленный срок, осуществляется одностороннее расторжение соглашения по решению заказчика. Далее исполнитель должен быть внесен в РНП.
Ответственность при проведении экспертизы
27.12.2018 г. президент подписал законы, устанавливающие ответственность за ложную экспертизу результатов госзакупок. В результате изменения претерпели УК РФ, КоАП и закон 44-ФЗ.
Подготовка заведомо ложного экспертного заключения по 44-ФЗ, спровоцировавшая крупный ущерб, то есть не менее 2 250 000 рублей, карается штрафом в пределах 300 000 рублей. Более серьезное наказание ждет экспертов, если такое преступление привело к получению человеком тяжкого вреда здоровью или стало причиной смерти. Кроме того, осужденный может утратить право занимать определенные должности и работать по некоторым направлениям.
Для физических лиц законы предусматривают административную ответственность в виде штрафа 30 000–50 000 рублей. Для юридических лиц сумма больше и составляет 100 000–150 000 рублей. Также эксперты могут быть отстранены от закупок на срок от полугода до года.
Источник