Какие сведения должны содержаться в уставе кредитной организации
Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”, N 395-1 | ст. 10
Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Устав кредитной организации должен содержать:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное фирменные наименования;
2) утратил силу. – Федеральный закон от 28.03.2017 N 41-ФЗ;
3) сведения об адресе и месте нахождения кредитной организации;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” федеральный орган исполнительной власти (далее – уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 10 Закона о Банках:
Решение Верховного суда: Определение N 8-КГ15-17, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон) лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий. В подпункте 1 пункта 1 статьи 10 Закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения…
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11654/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 10 Закона о банках обязывает отражать в уставе кредитной организации сведения о месте нахождении (адресе) органов управления и обособленных подразделений…
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-11654/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Статья 10 Закона о банках обязывает отражать в уставе кредитной организации сведения о месте нахождения (адресе) органов управления и обособленных подразделений. Суды указали…
Источник
Устав кредитной организации.
Требования к содержанию
Устав кредитной организации должен
содержать:
полное официальное
фирменное и сокращенное фирменное наименования
кредитной организации на русском языке;
полное официальное фирменное и
сокращенное фирменное наименования кредитной
организации на языках народов Российской
Федерации и (или) иностранных языках (в случае
наличия таких наименований);сведения о местонахождении (адресе)
органов управления кредитной организации и ее
обособленных подразделений;тип общества (открытое
или закрытое);перечень осуществляемых кредитной
организацией банковских
операций и сделок, определенный в соответствии
со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 г.
№ 395-1 “О банках и банковской
деятельности”;сведения о размере уставного
капитала, о порядке его формирования, а также (для
кредитной организации в форме акционерного
общества) сведения о размере резервного фонда (в
процентах к уставному капиталу) и размере
ежегодных отчислений для его формирования;сведения о системе органов
управления кредитной организации, в том числе ее
исполнительных органов, и органов внутреннего
контроля кредитной организации, о порядке их
образования и их полномочиях;положения, касающиеся обеспечения
учета и сохранности документов, а также
своевременной передачи их на государственное
хранение в установленном порядке при
реорганизации или ликвидации кредитной
организации;положения, определяющие порядок
реорганизации и ликвидации кредитной
организации;
количество, номинальную стоимость,
категории (обыкновенные, привилегированные)
акций и типы привилегированных акций,
размещаемых обществом;права акционеров – владельцев акций
каждой категории (типа);размер уставного капитала общества;
структуру и компетенцию органов
управления общества и порядок принятия ими
решений;порядок подготовки и проведения
общего собрания акционеров, в том числе перечень
вопросов, решение по которым принимается
органами управления общества квалифицированным
большинством голосов или единогласно;сведения о филиалах и
представительствах общества;уставом общества могут быть
установлены ограничения количества акций,
принадлежащих одному акционеру, и их суммарной
номинальной стоимости, а также максимального
числа голосов, предоставляемых одному акционеру.иные положения, предусмотренные
Федеральным законом Банка России от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ
и иными федеральными законами.
(Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ
“Об акционерных обществах”, cтатья 11, п.3)
(Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И
“О порядке принятия Банком России решения о
государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий на осуществление
банковских операций”, п.3.1.3)
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510
Источник
Устав КБ наряду с учредительным договором является необходимым условием создания КБ.
2 стороны — для внешнего пользования.
— для корпоративного управления.
Требования в законе «О банках и банковской деятельности» ст. 10.
Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное наименование;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных
подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей
настоящего Федерального закона;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и
органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
1) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Наиболее типовыми ситуациями для изменения УК являются:
— изменение организационно правовой формы (реорганизация).
— изменение уставного капитала, что может привести к перераспределению долей.
— изменение состава учредителей.
— изменение в системе управления, контроля.
— изменение перечня выполняемых операций и др.
БР в 1 месяц со дня подачи всех надлежащих образом оформленных документов, принимает решения о государственной регистрации изменений.
Требования к органам управления КО ст. 11. п.1 :
Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее
учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется
единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального
исполнительного органа (далее — руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета),
руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех
предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об
освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера,
заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя,
заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об
избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
Корпоративное управление – управление отношениями между учредителями банка и между учредителями и менеджментом банка (концепция агентских отношений).
Холдинг – (объединение) организация бизнеса, при которой в корпорации выделяют материнскую компанию и дочернюю компанию.
УК материнской компании состоит из контрольного пакета акций предприятий или банков, которые называются дочерними.
Следует обратить внимание, что эта трактовка холдинга отличается от принятой в БЗ ст. 4 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Банковским холдингом – признаётся, не являющимся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации, в которой юридическое лицо не является КО (головная организация банковского холдинга). Имеет возможность прямо или косвенно (через третьи лица) оказывать существенное влияние на решения принимаемые органом управления КО.
Банковской группой – признаётся, не являющимся юридическим лицом объединение КО, в котором 1 – головная КО оказывает прямо или косвенно существенное влияния на решения, принимаемые органом управления другой КО.
Головная КО – банк группа или холдинг. Обязаны уведомлять БР об образование банковской группы или банковского холдинга.
Информация о принадлежности к банковской группе или холдингу заноситься в ставные документы.
Источник права – форма выражения государственной воли.
Важным с точки зрения эффективности системы права являются наличие в правовой системе законодательно нерегулируемых ситуаций.
1) пробелы права
2) противоречие норм права
3) разрывы норм права – нарушение логической (цепи) связи ном права и системы.
Метка: Основы банковской деятельности
Источник
Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами. Однако Федеральный закон предусматривает специфику устава кредитной организации.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона, Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные Федеральным законом;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;
7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Как сказано в этой же статье Федерального закона, кредитная организация должна регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы.*(113) В Инструкции Банка России N 109-И (пункт 3.1.3) перечень требований к уставу кредитной организации несколько расширен по сравнению со статьей 10 Федерального закона. Помимо перечисленного в статье 10 Федерального закона, согласно этой Инструкции, должно быть еще указано:
– о порядке формирования уставного капитала, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования;
– положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, а также своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации;
– положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации.
Это все важно, но на наш взгляд, Банк России не вправе дополнять Федеральный закон своими требованиями. Это нужно делать с помощью внесения изменений в Федеральный закон. А Банк России может устанавливать только процедуру применения Федерального закона. Ведь единственное о чем говорит статья 10 в отношении полномочий Банка России, так это о том, что “документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке”.*(114) Получается, что Банк России должен установить порядок представления документов.
Между прочим, Инструкция Банка России N 109-И называется: “О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций”. Как мы видим, в названии все полномочия сужены до процедуры и не более того, а фактически в этой Инструкции, Банк России устанавливает много норм материального права, в том числе и таких, которые должны устанавливаться только федеральными законами. Вот оно, еще одно подтверждение того, о чем уже говорилось в начале книги, – в науке нужно четко разграничить гражданское право и банковское право, законодательство и подзаконные акты, тогда и на практике это станет четче.
В отношении требований, закрепленных в статье 10 Федерального закона, обращаем внимание на следующее. Здесь надо иметь в виду несколько моментов, специфичных именно для кредитной организации.
Во-первых, в уставе должны быть указаны не только местонахождение органов управления кредитной организации, но и ее обособленных подразделений. Такими являются не только филиалы и представительства кредитной организации, но и другие обособленные подразделения – отделения, обменные пункты, дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла. Поэтому на наш взгляд, нужно предусмотреть в Федеральном законе, что во всех случаях открытия обособленных подразделений должны вноситься соответствующие изменения в устав кредитной организации.
Аргументы в пользу такой точки зрения следующие. В Федеральном законе (в рассматриваемой статье) не используется термин “филиал”, представительство”, то есть как раз те термины, которые приводятся в статье 22 этого же закона. Законодатель использует термин “обособленные подразделения” кредитной организации. Стало быть, речь идет именно о любом обособленном подразделении кредитной организации. Однако при этом нужно иметь в виду, что Банк России издал Инструкцию N 109-И,*(115) в которой он избегает применять термин “обособленное подразделение”. Соответствующий раздел (Раздел II. Инструкции называется “Порядок открытия (закрытия) подразделений кредитной организации (филиала) на территории Российской Федерации” В статьях 9.1.-9.2 этого раздела сказано “Кредитная организация может открывать обособленные подразделения (представительства и филиалы), сведения о которых должны содержаться в ее уставе. Кредитная организация (филиал) может также открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала. К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты”.
Здесь вполне очевидно и стремление с помощью этих норм инструкции создать некоторые понятия, которые бы не подпадали под действие Федерального закона, что, на наш взгляд, неправомерно и неустойчиво в юридическом отношении, и создает явное противоречие с законодательством.
Во-вторых, в уставе должны быть указаны органы управления, и, что самое важное – органы внутреннего контроля. Дальше о них скажем подробнее, когда будем рассматривать органы управления кредитной организацией.
Источник