Какие существуют свойства занятий

Какие существуют свойства занятий thumbnail

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

Образовательный процесс должен:

  • иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • включать разнообразные формы и типы;
  • опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • принимать во внимание потребности общества;
  • учитывать региональные и национальные традиции.

Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.

Какие существуют формы занятий

Ученики на экскурсии в музееУроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.

К классическим видам относятся:

  • лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссии – постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
  • обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

  • презентацию – публичное представление определенной темы или предмета;
  • защиту проекта – обоснование проделанной работы;
  • круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговую атаку – коллективное решение нестандартных задач;
  • ролевые игры – предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятий

Ролевая игра - форма занятий в дополнительном образованииВ настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:

  • комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
  • подача нового материала;
  • повторение и усвоение пройденного – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • применение полученных знаний и навыков – прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия – обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • цели и задачи занятия;
  • методы и приемы работы с детьми;
  • задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • структура занятия;
  • список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

Источник

Методический бюллетень «Типы и виды учебных занятий в соответствии с ФГОС»

Помыкина Светлана Михайловна, методист

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Читайте также:  Какое вещество проявлять как окислительные так и восстановительные свойства

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:

1Какие существуют свойства занятий) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2Какие существуют свойства занятий) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3Какие существуют свойства занятий) Интерактивные: от англ. (inter – “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Классификация методов обучения

По источнику передачи и восприятия учебной информации

Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе

По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов

По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

По логике передачи и восприятия информации

По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся

Каунов А.М.

Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование).

Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения.

Способствует развитию абстрактного мышления.

Сообщение новых знаний (объяснение, рассказ, лекция, демонстрация и др.).

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением).

Применим в случаях, когда:

учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым;

у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности.

Индуктивный метод от частного к общему.

Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач).

Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления.

Пассивные методы:

Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись.

Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение.

Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму.

Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации).

Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.

Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия).

Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции).

Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала.

Способствует быстрому формированию практических умений и навыков.

Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение.

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление

Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением.

Методы активного обучения

неимитационные:

проблемная лекция;

проблемный семинар;

диспут;

дискуссия;

имитационные:

неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги);

игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры).

Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач).

Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения.

Способствует укреплению связи теории и практики.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.).

Проблемно-поисковые:

Проблемный (проблемное изложение).

Применим в случаях, когда:

1) содержание учебного материала:

  1. связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами;

    не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное;

    доступно для самостоят. поисковой деятельности;

2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий.

Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации).

Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты).

    Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности.

     

    Интерактивные методы:

    практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

    Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка).

    Мыследеятельностный (метод ассоциаций, мозговой штурм, аукцион идей).

    Смыслотворческий (кейс-метод, разбор ситуаций, интерактивная беседа).

    Читайте также:  Какими свойствами обладает олово

    Типы и виды занятий в соответствии с ФГОС

    Типы учебных занятий – это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.

    В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов занятий. Дидакты считают, что классифицировать типы занятий нужно по признаку ихосновной дидактической цели.Исходя из этого, можно указать следующие типы занятий и их структуру:

    1. Усвоение новых знаний и способов действия

    Организационный этап.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

    Актуализация знаний и способов действия.

    Первичное усвоение.

    Первичная проверка понимания.

    Первичное закрепление.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Рефлексия (подведение итогов занятия).

    2. Комплексное применение знаний и способов действия

    (урок закрепления).

    Организационный этап.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

    Первичное закрепление:

    – в знакомой ситуации (типовые);

    – в изменённой ситуации (конструктивные).

    Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Рефлексия (подведение итогов занятия).

      3. Актуализация знаний и способов действия

      (урок повторения).

      Организационный этап.

      Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

      Актуализация знаний и способов действия:

      – с целью подготовки к контрольному уроку;

      – с целью подготовки к изучению новой темы.

      Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

      Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

      Рефлексия (подведение итогов занятия).

        4. Систематизация и обобщение знаний и способов действия

        Организационный этап.

        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

        Актуализация знаний и способов действия.

        Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

        Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

        Рефлексия (подведение итогов занятия).

        5. Контроль знаний и способов действия

        Организационный этап.

        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

        Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

        Рефлексия (подведение итогов занятия).

        6. Комбинированное занятие.

        Организационный этап.

        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

        Актуализация знаний.

        Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

        Первичная проверка понимания.

        Первичное закрепление.

        Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

        Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Вид занятия – это форма его организации (проведения).

        На каждом этапе занятия формы организации учебной деятельности различны, поэтому, вид занятия определяется по той форме проведения, на которую отводится большее время. Формы организации учебной деятельности могут быть объединены. Например, беседа с элементами самостоятельной работы, лекция с демонстрацией наглядных пособий и т.д.

        Читайте также:  Какое свойство нового окна задается параметром scrollbars

        Основные виды учебных занятий:

        1. Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная).

          Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

          Беседа, дискуссия, обсуждение с элементами самостоятельной работы.

          Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут).

          Конференция, пресс-конференция (тематическая, обзорная, заключительная).

          Решение задач (познавательных, профессиональной направленности), выполнение упражнений.

          Лабораторная, практическая, самостоятельная, контрольная работа.

          Круглый стол.

          Игра (деловая, ролевая).

          Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная).

          Исследование (теоретическое, практическое) обучающихся.

          Имитационно-ролевое моделирование.

        Классификация и структура типов, видов занятия и методов обучения.

        Типы занятий, их структура

        Визы занятий (методы обучения)

        1. Структура занятия усвоения новых знаний и способов действия

        Организационный этап.

        Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

        Актуализация знаний и способов действия.

        Первичное усвоение.

        Первичная проверка понимания.

          Первичное закрепление.

            Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

            Рефлексия (подведение итогов занятия).

              Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный)

              Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

              Беседа, объяснение (репродуктивный)

              Объяснение.

              2. Структура занятия комплексного применения знаний и способов действия (урок закрепления).

              Организационный этап.

              Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действия обучающихся. Актуализация.

              Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

              Первичное закрепление:

              – в знакомой ситуации (типовые);

              – в изменённой ситуации (конструктивные).

              Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации (проблемные задания).

              Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

              Рефлексия (подведение итогов занятия).

                Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий; упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования)

                Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный)

                Объяснение

                3. Структура занятия актуализации знаний и способов действия (урок повторения).

                Организационный этап.

                Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний и способов действия обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

                Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

                Актуализация знаний и способов действия:

                – с целью подготовки к контрольному уроку;

                – с целью подготовки к изучению новой темы.

                Применение знаний и способов действия в новой ситуации.

                Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

                Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                Рефлексия (подведение итогов занятия).

                  Беседа (репродуктивный)

                  Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый)

                  Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый)

                  Обсуждение выполненных работ (репродуктивный)

                  Объяснение

                  4. Структура занятия систематизации и обобщения знаний и способов

                  действия

                  Организационный этап.

                  Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

                  Актуализация знаний и способов действия.

                  Обобщение и систематизация знаний и способов действия (переформулированные вопросы).

                  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

                  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                  Рефлексия (подведение итогов занятия).

                  Опрос (фронтальный, индивидуальный…)

                  Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.)

                  Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый)

                  Объяснение

                  5. Структура занятия контроля знаний и способов действия

                  Организационный этап.

                  Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

                  Выявление знаний и способов действия, проверка уровня сформированности у обучающихся тех или иных компетенций. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

                  Рефлексия (подведение итогов занятия).

                  Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный).

                  Семинар, круглый стол, дискуссия, обсуждения, контрольная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского)

                  6. Структура комбинированного занятия.

                  Организационный этап.

                  Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

                  Актуализация знаний.

                  Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

                  Первичная проверка понимания.

                  Первичное закрепление.

                  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

                  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

                  Рефлексия (подведение итогов занятия).

                  Беседа (репродуктивный)

                  Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный)

                  Различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский)

                  Объяснение

                  Источник