Какие статьи конституции с юридическими свойствами
Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.
Юридические свойства Конституции– это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.
1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, – учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
4. Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.
6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.
8. Программность. Проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1.
10. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Федеральный закон « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации.
2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.
3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами “Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации” с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.
5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.
Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой
1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.
2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.
Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 5219 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Конституция, являясь юридическим документом, обладает особыми юридическими свойствами, т.е. признаками основного закона государства, отличающими ее от иных нормативных правовых актов. Рассмотрим их на примере Конституции РФ.
Высшая юридическая сила конституции. Это свойство подчеркивается в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу… Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Нормы Конституции — основополагающий источник конституционного права, однако Конституция реализуется и через другие акты — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Все эти нормативные акты не должны противоречить Конституции, их должны выполнять как граждане, так и органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица и др. Если эти акты не выполняются, то как бы не выполняется Конституция РФ.
Верховенство, или учредительный характер, Конституции проявляется в том, что никто и нигде, кроме Конституции, не может установить основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан. Никакой государственный орган не может изменить порядок своего формирования, деятельности, взаимодействия с другими органами, которые установлены в Конституции РФ.
Конституция — ядро правовой системы, основной закон страны. Она является базой текущего законодательства России. Законы конкретизируют положения Конституции, детализируют конституционные нормы. Например, ст. 37 Конституции РФ закрепляет права в сфере труда, но подробно они детализируются в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Иногда Конституция прямо указывает виды законов, требуемых для регулирования определенных вопросов (ст. 6 — о гражданстве, ст. 59 — об альтернативной гражданской службе, ст. 81 — о выборах Президента Российской Федерации и др.).
Конституция может не давать наименования, но указывает вид нормативного правового акта, которым регулируется данная область. Например, согласно ст. 118, судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.
Конституция не указывает конкретный вид закона, а отсылает к текущему законодательству. Например,ч.4ст. 35 Конституции РФ закрепляет право наследования, т.е. должен быть принят определенный акт (Гражданский кодекс РФ).
Из формулировки ряда статей Конституции РФ очевидна необходимость последующего нормативного регулирования для обеспечения применения конституционной нормы. Например, ст. 46 Конституции РФ «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» требует принятия специального закона для действия данной нормы.
Конституция — акт прямого действия. Нормы Конституции не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, в опосредованных актах. Например, не требуют дополнения нормы, регулирующие статус Президента Российской Федерации, здесь нормы Конституции действуют напрямую (нет закона о Президенте РФ). Некоторые конституционные нормы требуют дополнительного разъяснения и соответственно принятия дополнительного акта. Например, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ закрепляет в определенных случаях замену военной службы альтернативной гражданской службой. Однако Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (об АГС) № 113-ФЗ был принят только в 2002 г., вследствие чего прямое действие данной конституционной нормы стало возможным только после принятия этого закона.
Особая правовая охрана Конституции РФ. Под охраной Конституции РФ понимаются меры по устранению препятствий в ее реализации и предотвращению конституционных нарушений. Гарантом выполнения Конституции выступает Президент Российской Федерации. Охрана Конституции РФ находится в сфере непосредственного ведения специально созданного органа — Конституционного Суда Российской Федерации.
Стабильность Конституции. Конституция должна быть составлена так, чтобы она охватывала длительный период времени, отвечала не только особенностям сегодняшнего дня, но и учитывала будущее. Например, в Конституцию США за более чем 200 лет ее существования было внесено всего 26 поправок из более 10 тыс. предложенных.
Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это юридическое свойство Конституции РФ будет в статье “Изменение Конституции”.
Содержание Конституции РФ
Конституция РФ — это основной закон общества и государства, в котором закреплены основы конституционного строя, организация государства, правовое положение личности.
Государственной основой конституционного строя является Российское государство. Это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его официальные наименования — Российская Федерация и Россия — равнозначны.
Власть в Российской Федерации строится на основе первичности и единства власти народа в сочетании с принципом разделения властей и разграничением компетенции между органами государственной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, что народу принадлежит вся полнота государственной власти, народ осуществляет власть сам непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Признание высшей ценностью прав и свобод человека — одна из незыблемых основ конституционного строя РФ. Россия учитывает международные правовые нормы, закрепляющие права человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., закрепляет признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав и является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В силу этого Конституция РФ в ст. 2 обязывает государство соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Идеологическое многообразие и политический плюрализм Конституция РФ закрепляет в качестве основ конституционного строя. Ни одна идеология не может признаваться государственной, господствующей. Утверждая политический плюрализм, конституция закрепляет свободу и равенство перед законом политических партий и других общественных объединений.
Единство общечеловеческих и национальных ценностей является одной из основ конституционного строя РФ. Общемировая человеческая культура богата и ценна тем, что обогащает друг друга, независимо от того, кем, когда, в какой стране она создавалась.
Гражданское общество выступает одним из важнейших элементов конституционного строя России и представляет собой совокупность не обывателей, а граждан данной страны, политически активных, самодеятельных, самостоятельных. Гарантии такой самостоятельности, независимости общества от государства должны быть закреплены в конституции и заключаются не в отвлеченной самостоятельности общества, а в его взаимоотношениях с государством.
Гражданское общество — то, в котором граждане могут свободно выражать свое мнение, создавать различные общественные объединения, политические партии.
Свобода хозяйствования и возможность существования разных форм собственности — характеристика конституционного строя России. Конституция РФ закрепляет такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные, не запрещенные законом формы собственности, гарантируя их равную защиту государством. Развитию рыночных отношений способствует свобода конкуренции и ценообразования в условиях организационно-правового регулирования со стороны государства. Экономические отношения так или иначе отражаются в нормах права, превращаясь в правовые отношения, но не утрачивая своей экономической сути.
Национальное равноправие и свобода народов в выборе форм своего национального самоопределения является неотъемлемой чертой конституционного строя Российской Федерации. В связи с этим Конституция РФ закрепляет федеративное устройство России, которое состоит из трех видов субъектов — республика (государство), национально-территориальные образования — автономные округа и автономная область, территориальные образования — край, область, города федерального значения. Согласно Конституции РФ, субъекты являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство России основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Форму правления и систему органов власти Российской Федерации также закрепляет Конституция. Россия — государство с республиканской формой правления. Конституция РФ определяет такие признаки республиканской формы правления, как выборность гражданами органов государственной власти и местного самоуправления. Республиканская форма правления основывается на том, что властные функции народ вправе осуществлять непосредственно. Сами органы избираются народом на выборах.
В соответствии с Конституцией РФ главой государства является Президент РФ, который избирается народом путем прямых и всеобщих выборов. Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этим Конституция подчеркивает роль Президента как института, цементирующего всю государственную систему. Каждый государственный орган обязан выполнять функции, которые тоже направлены на обеспечение действия Конституции РФ, на защиту прав и свобод личности.
Принцип системы местного самоуправления, впервые введенный Конституцией РФ, является составной частью конституционного строя России. Он признается и гарантируется и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В гл. 8 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Второй раздел Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяет приоритет Конституции перед иными актами. 12 декабря 1993 г., когда были официально опубликованы результаты всенародного голосования, объявлено Днем принятия Конституции Российской Федерации.
Источник
Þðèäè÷åñêèå ñâîéñòâà Êîíñòèòóöèè
Êîíñòèòóöèÿ îòëè÷àåòñÿ îò îñòàëüíûõ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ ñâîèìè îñîáûìè ïðèçíàêàìè, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü þðèäè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè. Ê èõ ÷èñëó îòíîñÿòñÿ: (1) ïðèçíàíèå Êîíñòèòóöèè îñîáûì èñòî÷íèêîì ïðàâà, èìåþùèì íàèâûñøóþ þðèäè÷åñêóþ ñèëó, þðèäè÷åñêîé áàçîé òåêóùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà; (2) ïîâûøåííàÿ ñòàáèëüíîñòü; (3) îñîáûé ïîðÿäîê ïðèíÿòèÿ, èçìåíåíèÿ è îõðàíû.
Êîíñòèòóöèÿ ÐÔ îñîáûé íîðìàòèâíûé ïðàâîâîé àêò, ïîñêîëüêó îíà ïðèíèìàåòñÿ â ñïåöèàëüíîì ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì åå ïîëîæåíèÿìè, çàêðåïëÿåò âàæíåéøèå ïðàâîâûå íà÷àëà æèçíè îáùåñòâà è ãîñóäàðñòâà, ôîðìèðóåò íîâûå èëè èçìåíÿåò ïðåæíèå áàçîâûå öåííîñòè. Êðîìå òîãî, îíà èìååò ñâîé îñîáûé ïðåäìåò ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ: îñíîâû êîíñòèòóöèîííîãî ñòðîÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïðàâîâîãî ñòàòóñà ëè÷íîñòè, ôåäåðàòèâíîå óñòðîéñòâî è äð. Íèêàêîé äðóãîé ïðàâîâîé àêò íå èìååò òàêîé ñôåðû ïðàâîâîãî âîçäåéñòâèÿ, êàê Êîíñòèòóöèÿ. Ýòî âîçäåéñòâèå îõâàòûâàåò îòíîøåíèÿ âî âñåõ îáëàñòÿõ æèçíè îáùåñòâà ïîëèòè÷åñêîé, ýêîíîìè÷åñêîé, ñîöèàëüíîé è äð.
Ìíîãèå ñîâðåìåííûå êîíñòèòóöèè íå ïðîñòî ðàñøèðÿþò, íî è âèäîèçìåíÿþò îáúåêò ðåãóëèðîâàíèÿ, âêëþ÷àÿ â íåãî íîðìû, ðåãëàìåíòèðóþùèå ïðàâîâûå îñíîâû ýêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé îðãàíèçàöèè îáùåñòâà, äóõîâíîé æèçíè, êóëüòóðû, âçàèìîñâÿçåé ëè÷íîñòè, êîëëåêòèâîâ, îáùåñòâà è ãîñóäàðñòâà. «Èñïîëüçîâàíèå ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè äëÿ óñòàíîâëåíèÿ öåëîñòíîãî êàðêàñà îáùåñòâà íà óðîâíå îñíîâíîãî, íåïðåðåêàåìîãî çàêîíà õàðàêòåðíàÿ ÷åðòà ñîâðåìåííîé êîíñòèòóöèè. Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî íå ïîëíîñòüþ óòî÷íåíî â Êîíñòèòóöèè ÐÔ»1×èðêèí Â.Å. Êîíñòèòóöèÿ: ðîññèéñêàÿ ìîäåëü. Ì., 2002. Ñ. 36..
1. Âåðõîâåíñòâî Êîíñòèòóöèè îçíà÷àåò åå íàèâûñøóþ þðèäè÷åñêóþ ñèëó ïî îòíîøåíèþ ê ëþáûì íîðìàòèâíûì ïðàâîâûì àêòàì ãîñóäàðñòâà. Êîíñòèòóöèÿ ÐÔ ïðÿìî çàêðåïëÿåò ýòî ñâîéñòâî â ÷. 1 ñò. 15: «Êîíñòèòóöèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èìååò âûñøóþ þðèäè÷åñêóþ ñèëó, ïðÿìîå äåéñòâèå è ïðèìåíÿåòñÿ íà âñåé òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Çàêîíû è èíûå ïðàâîâûå àêòû, ïðèíèìàåìûå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, íå äîëæíû ïðîòèâîðå÷èòü Êîíñòèòóöèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè».
Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñâîéñòâó Êîíñòèòóöèÿ âîçãëàâëÿåò èåðàðõèþ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ â ñòðàíå, îíà âûäåëÿåòñÿ ñðåäè íèõ âûñîêîé çíà÷èìîñòüþ ðåãóëèðóåìûõ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé. Ïîñðåäñòâîì ñâîèõ íîðì Êîíñòèòóöèÿ âëèÿåò íà ñîäåðæàíèå âñåé ïðàâîòâîð÷åñêîé è ïðàâîïðèìåíèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Âåðõîâåíñòâî Êîíñòèòóöèè îçíà÷àåò, ÷òî ëþáîå äåéñòâèå îðãàíà ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè èëè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èõ äîëæíîñòíûõ ëèö äîëæíî ñîîòâåòñòâîâàòü Êîíñòèòóöèè, íå ïðîòèâîðå÷èòü åé.
Ãàðàíòèÿìè îáåñïå÷åíèÿ âåðõîâåíñòâà Êîíñòèòóöèè âûñòóïàþò (1) êîíñòèòóöèîííûé êîíòðîëü, êîòîðûé â Ðîññèè îñóùåñòâëÿåòñÿ Êîíñòèòóöèîííûì Ñóäîì ÐÔ, áîëüøèíñòâî ïîëíîìî÷èé êîòîðîãî íàïðàâëåíû íà îáåñïå÷åíèå âåðõîâåíñòâà Êîíñòèòóöèè ÐÔ â ñèñòåìå äåéñòâóþùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà. (2) Ê òàêèì ãàðàíòèÿì ñëåäóåò îòíåñòè âîçëîæåííóþ ïîëîæåíèÿìè ÷. 2 ñò. 80 Êîíñòèòóöèè ÐÔ íà Ïðåçèäåíòà ÐÔ îáÿçàííîñòü ãàðàíòà Êîíñòèòóöèè ÐÔ, ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà.  óñòàíîâëåííîì Êîíñòèòóöèåé ÐÔ ïîðÿäêå îí ïðèíèìàåò ìåðû ïî îõðàíå ñóâåðåíèòåòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, åå íåçàâèñèìîñòè è ãîñóäàðñòâåííîé öåëîñòíîñòè, îáåñïå÷èâàåò ñîãëàñîâàííîå ôóíêöèîíèðîâàíèå è âçàèìîäåéñòâèå îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. (3) Ñâÿçàííîå ñ ýòèì ïðàâî Ïðåçèäåíòà ÐÔ îòìåíÿòü àêòû Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ â ñëó÷àå èõ ïðîòèâîðå÷èÿ Îñíîâíîìó çàêîíû ñòðàíû, à òàêæå ïðàâî ïðèîñòàíàâëèâàòü äåéñòâèå ïðîòèâîðå÷àùèõ Êîíñòèòóöèè àêòîâ îðãàíîâ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ (÷. 2 ñò. 85, ÷. 3 ñò. 115 Êîíñòèòóöèè ÐÔ). (4)  êà÷åñòâå ãàðàíòèè îáåñïå÷åíèÿ âåðõîâåíñòâà ðîññèéñêîé Êîíñòèòóöèè â ñóáúåêòàõ Ôåäåðàöèè ìîæåò âûñòóïàòü äåÿòåëüíîñòü Ãîñóäàðñòâåííîãî Ñîâåòà ÐÔ, îáðàçîâàííîãî â 2000 ã. Îäíà èç îñíîâíûõ çàäà÷ ýòîãî îðãàíà óêðåïëåíèå îñíîâ ôåäåðàëèçìà, ÷òî ïðåäïîëàãàåò îáñóæäåíèå âîïðîñîâ îá èñïîëíåíèè è ñîáëþäåíèè îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè Êîíñòèòóöèè ÐÔ, ïðèâåäåíèÿ èìè â ñîîòâåòñòâèå ñ ôåäåðàëüíûì Îñíîâíûì çàêîíîì ñâîèõ êîíñòèòóöèé, óñòàâîâ, çàêîíîâ è äðóãèõ íîðìàòèâíûõ àêòîâ.
2. Èç âåðõîâåíñòâà Êîíñòèòóöèè âûòåêàåò, ÷òî îíà ÿâëÿåòñÿ þðèäè÷åñêîé áàçîé òåêóùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî êîíñòèòóöèîííûå ïðèíöèïû è ïîëîæåíèÿ èãðàþò íàïðàâëÿþùóþ ðîëü äëÿ çàêîíîäàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Òåêóùåå çàêîíîäàòåëüñòâî ìîæåò ðàçâèâàòü êîíñòèòóöèîííûå ïðåäïèñàíèÿ, êîíêðåòèçèðîâàòü èõ, óñòàíàâëèâàòü äîïîëíèòåëüíûå ãàðàíòèè ïðàâ è ñâîáîä ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà, à òàêæå îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ãîñóäàðñòâåííûõ èíñòèòóòîâ.
Êîíñòèòóöèÿ äàåò èìïóëüñ äëÿ ñîçäàíèÿ íîâûõ íîðì ïðàâà, ñîçäàåò ïðåäïîñûëêè äëÿ ïðèíÿòèÿ íîâûõ ïðàâîâûõ àêòîâ, ÷àñòî ïðÿìî îïðåäåëÿåò òå ñôåðû îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, ãäå òðåáóåòñÿ ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå. Êîíñòèòóöèÿ ïðÿìî ïðåäóñìàòðèâàåò, êàêèå ôåäåðàëüíûå êîíñòèòóöèîííûå è ôåäåðàëüíûå çàêîíû òðåáóþòñÿ äëÿ ðåãóëèðîâàíèÿ íàèáîëåå âàæíûõ îòíîøåíèé è èíñòèòóòîâ. Êðîìå òîãî, ñòàòüè Êîíñòèòóöèè ÷àñòî ñôîðìóëèðîâàíû òàê, ÷òî èç íèõ î÷åâèäíà îáÿçàòåëüíîñòü ïðèíÿòèÿ àêòà òåêóùåãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî êîíñòèòóöèîííàÿ íîðìà áóäåò ðåàëèçîâàíà íàèëó÷øèì îáðàçîì ëèáî áóäóò óñòàíîâëåíû äîïîëíèòåëüíûå ãàðàíòèè åå ðåàëèçàöèè.
Ðàññìàòðèâàåìîå þðèäè÷åñêîå ñâîéñòâî Êîíñòèòóöèè ïðîÿâëÿåòñÿ òàêæå â òîì, ÷òî èìåííî îíà îïðåäåëÿåò âåñü ïðîöåññ ïðàâîòâîð÷åñòâà, óñòàíàâëèâàÿ, êàêèå íîðìàòèâíûå ïðàâîâûå àêòû èìåþò ïðàâî ïðèíèìàòü ðàçëè÷íûå îðãàíû çàêîíîäàòåëüíîé, èñïîëíèòåëüíîé è ñóäåáíîé âåòâåé âëàñòè, îïðåäåëÿÿ èõ þðèäè÷åñêóþ ñèëó. Êîíñòèòóöèÿ óñòàíàâëèâàåò îáùèå ïðàâèëà çàêîíîäàòåëüíîãî ïðîöåññà, íàçûâàÿ ñóáúåêòîâ çàêîíîäàòåëüíîé èíèöèàòèâû, ðåãóëèðóÿ â ñàìîì îáùåì âèäå ïîðÿäîê ïðèíÿòèÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ çàêîíîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïîðÿäîê èõ îáíàðîäîâàíèÿ.
3. Ëåãèòèìíîñòü Êîíñòèòóöèè ÐÔ îäíî èç âàæíåéøèõ åå þðèäè÷åñêèõ ñâîéñòâ. Ïîñëå ïðèíÿòèÿ Êîíñòèòóöèè ÐÔ â 1993 ã. îáîñòðèëñÿ âîïðîñ êàê ðàç î åå ëåãèòèìíîñòè. Äâàæäû ýòîò âîïðîñ ðàññìàòðèâàëñÿ â Âåðõîâíîì Ñóäå ÐÔ, êîòîðûé îáà ðàçà ïîäòâåðäèë ôàêò åå ëåãèòèìíîñòè. Âìåñòå ñ òåì ðÿä àâòîðîâ îòìå÷àëè, ÷òî ñàì ôàêò «âñåíàðîäíîãî ãîëîñîâàíèÿ» ñåé÷àñ òðóäíî äîêàçóåìûé, ïîñêîëüêó áþëëåòåíè ïî ãîëîñîâàíèþ çà Êîíñòèòóöèþ îôèöèàëüíî óíè÷òîæåíû2Ìàçóðîâ À.Â. Êîíñòèòóöèÿ è îáùåñòâåííàÿ ïðàêòèêà: Ìîíîãðàôèÿ / Ïîä ðåä. Â.Î. Ëó÷èíà. Ì.: ×àñòíîå ïðàâî. 2004. Ñ. 179, 180.. Òåì íå ìåíåå, åñëè èñõîäèòü èç îôèöèàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ ãîëîñîâàíèÿ, ñòîèò îòìåòèòü ñëåäóþùåå. Ñîâîêóïíûé ýëåêòîðàò íà ìîìåíò ïðîâåäåíèÿ ðåôåðåíäóìà ïî Êîíñòèòóöèè 12 äåêàáðÿ 1993 ã. ñîñòàâëÿë 106 182 òûñ. (äàííûå îêðóãëåííûå).  ãîëîñîâàíèè ïðèíÿëè ó÷àñòèå 57 ìëí. èçáèðàòåëåé, ò.å. ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ íåîáõîäèìûé êâîðóì áûë äîñòèãíóò. ×èñëî ïðèíÿâøèõ ó÷àñòèå â ãîëîñîâàíèè áîëåå ïîëîâèíû èç ÷èñëà çàðåãèñòðèðîâàííûõ èçáèðàòåëåé, ò.å. 54,8%. Èç ïðèíÿâøèõ ó÷àñòèå â ãîëîñîâàíèè çà ïðèíÿòèå Êîíñòèòóöèè ÐÔ ïðîãîëîñîâàëè îêîëî 33 ìëí. èçáèðàòåëåé, ò.å. 58,4% (ïðîòèâ 41,6%).  ñîîòâåòñòâèè ñ ñóùåñòâóþùèìè èçáèðàòåëüíûìè ñòàíäàðòàìè è ñîâðåìåííîé ýëåêòîðàëüíîé ïðàêòèêîé ðåçóëüòàò ðåôåðåíäóìíîãî ãîëîñîâàíèÿ êàê ðàç è îïðåäåëÿåòñÿ îò ÷èñëà èçáèðàòåëåé, ïðèíÿâøèõ ó÷àñòèå â ãîëîñîâàíèè, à íå îò ÷èñëà ñîâîêóïíîãî ýëåêòîðàòà, íà ÷åì íàñòàèâàëè îïïîíåíòû, ÷òî, ñîáñòâåííî, ïîäòâåðäèë è Âåðõîâíûé Ñóä Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Òàêèì îáðàçîì, ëåãèòèìíîñòü Êîíñòèòóöèè ÐÔ íå ìîæåò âûçûâàòü ñîìíåíèé è îáóñëîâëèâàåò äðóãèå åãî þðèäè÷åñêèå ñâîéñòâà.
4. Ñòàáèëüíîñòü Êîíñòèòóöèè îäíî èç âàæíåéøèõ åå ñâîéñòâ, ïîñêîëüêó âûñòóïàåò â êà÷åñòâå îñíîâîïîëàãàþùåãî óñëîâèÿ óñïåøíîãî è áåñêîíôëèêòíîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà è îáåñïå÷åíèÿ åäèíñòâà êîíñòèòóöèîííîãî ïðîñòðàíñòâà ñòðàíû. Ñòàáèëüíîñòü Êîíñòèòóöèè îáåñïå÷èâàåòñÿ îñîáûì, ïî ñðàâíåíèþ ñ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè, ïîðÿäêîì åå ïðèíÿòèÿ è âíåñåíèÿ â íåå ïîïðàâîê.
Êîíñòèòóöèÿ Ðîññèè îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó æåñòêèõ êîíñòèòóöèé, êîòîðûå ïðåäóñìàòðèâàþò äîñòàòî÷íî ñëîæíûé ïîðÿäîê åå èçìåíåíèÿ è äîïîëíåíèÿ.
Ïðèìåíèòåëüíî ê ïîðÿäêó ïðèíÿòèÿ Êîíñòèòóöèè îí çàêëþ÷àåòñÿ, âî-ïåðâûõ, â òîì, ÷òî äëÿ ðàçðàáîòêè íîâîãî åå ïðîåêòà ñîçäàåòñÿ ñïåöèàëüíàÿ êîíñòèòóöèîííàÿ êîìèññèÿ, îò ó÷àñòíèêîâ êîòîðîé òðåáóþòñÿ âûñîêàÿ ñòåïåíü êâàëèôèêàöèè â ñàìûõ ðàçíûõ îòðàñëÿõ çíàíèé, ïðåæäå âñåãî þðèñïðóäåíöèè, ïðàêòè÷åñêèé îïûò, þðèäè÷åñêèå è çàêîíîäàòåëüíûå íàâûêè. Ðàáîòå ïî ñîçäàíèþ ïðîåêòà Êîíñòèòóöèè äîëæíà ïðåäøåñòâîâàòü îãðîìíàÿ íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêàÿ ðàáîòà, íàïðàâëåííàÿ íà âûÿâëåíèå òåíäåíöèé ñîâðåìåííîãî ìèðîâîãî è îòå÷åñòâåííîãî êîíñòèòóöèîííîãî ðàçâèòèÿ, íîâûõ ìåòîäîâ êîíñòèòóöèîííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ. Âî-âòîðûõ, îñîáûé ïîðÿäîê ïðèíÿòèÿ Êîíñòèòóöèè çàêëþ÷àåòñÿ â âîçìîæíîñòè âûíåñåíèÿ åå ïðîåêòà íà âñåíàðîäíîå ãîëîñîâàíèå (ðåôåðåíäóì) ëèáî â óòâåðæäåíèè åå ñïåöèàëüíî ñîçäàâàåìûì îðãàíîì òèïà Ó÷ðåäèòåëüíîãî ñîáðàíèÿ Êîíñòèòóöèîííûì Ñîáðàíèåì.
Îñîáûé ïîðÿäîê èçìåíåíèÿ è äîïîëíåíèÿ Êîíñòèòóöèè ýòî ïðåäóñìîòðåííàÿ â ãë. 9 ñïåöèàëüíî óñëîæíåííàÿ ïðîöåäóðà âíåñåíèÿ è ïðèíÿòèÿ ïðåäëîæåíèé î ïåðåñìîòðå èëè èçìåíåíèè ðàçëè÷íûõ ÷àñòåé Êîíñòèòóöèè ÐÔ. Ïðè ýòîì äëÿ èçìåíåíèÿ ðÿäà ãëàâ Êîíñòèòóöèè òðåáóåòñÿ ñîáëþäåíèå èíòåðåñîâ áîëüøèíñòâà ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè, âûðàæåííîå â îáÿçàòåëüíîñòè óòâåðæäåíèÿ òàêèõ èçìåíåíèé ïóòåì ïðèíÿòèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ çàêîíîâ ïðåäñòàâèòåëüíûìè îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ.
Ìèðîâàÿ êîíñòèòóöèîííàÿ èñòîðèÿ çíàåò òàêèå ïðèìåðû êîíñòèòóöèîííîãî äîëãîëåòèÿ, êàê Êîíñòèòóöèÿ ÑØÀ (íàèáîëåå ÿðêèé ïðèìåð), Êîíñòèòóöèÿ Ìåêñèêè, ìíîãèå åâðîïåéñêèå êîíñòèòóöèè îòìåòèëè ñâîé ïîëóâåêîâîé þáèëåé (Èòàëèÿ, Àâñòðèÿ, ÔÐÃ, Äàíèÿ). Ñòàáèëüíîñòü Êîíñòèòóöèè îçíà÷àåò åå íåèçìåííîñòü â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè. Îäíàêî ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî íóæíî âñåìè ñèëàìè ñòàðàòüñÿ ñîõðàíèòü íåòðîíóòûì êîíñòèòóöèîííûé òåêñò. Ðàäèêàëüíûå ðåôîðìû ãîñóäàðñòâåííîé è îáùåñòâåííîé æèçíè ñîçäàþò íåîáõîäèìûå ïðåäïîñûëêè äëÿ âíåñåíèÿ ïîïðàâîê â Êîíñòèòóöèþ, íà åå ñòàáèëüíîñòü ìîæåò âëèÿòü ïîëèòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ â ñòðàíå. Íåñîâåðøåíñòâî Îñíîâíîãî çàêîíà òàêæå ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåíå Êîíñòèòóöèè.
Ñòàáèëüíîñòü Êîíñòèòóöèè äîëæíà ñî÷åòàòüñÿ ñ åå äèíàìèçìîì, ïîñêîëüêó «çàìîðîçèòü» òåêñò Êîíñòèòóöèè íåâîçìîæíî. Íî èçìåíåíèÿ íå äîëæíû áûòü ÷àñòûìè, èíà÷å ýòî ñâåäåò «íà íåò» ñàì ïðèíöèï ñòàáèëüíîñòè.
Ñåé÷àñ âîïðîñ îá èçìåíåíèè Êîíñòèòóöèè ðåøåí ïîëîæèòåëüíî: çàêîíîäàòåëåì ïðèíÿòû áûëè ïðåäëîæåíèÿ áûâøåãî Ïðåçèäåíòà ÐÔ Ä.À. Ìåäâåäåâà î âíåñåíèè ïîïðàâîê â Êîíñòèòóöèþ ÐÔ, âûñêàçàííûå èì â åæåãîäíîì Ïîñëàíèè Ôåäåðàëüíîìó Ñîáðàíèþ ÐÔ 5 íîÿáðÿ 2008 ã.  ñîîòâåòñòâèè ñ Ïîñëàíèåì áûëè ðåàëèçîâàíû ïåðâûå çàêîíîäàòåëüíûå èíèöèàòèâû, ñâÿçàííûå ñ óâåëè÷åíèåì ñðîêîâ ïîëíîìî÷èé Ãîñäóìû è Ïðåçèäåíòà ÐÔ, à òàêæå î ðàñøèðåíèè êîíòðîëüíûõ ïîëíîìî÷èé Ãîñäóìû çà äåÿòåëüíîñòüþ Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ.
Òàêîâû îñíîâíûå þðèäè÷åñêèå ñâîéñòâà Êîíñòèòóöèè, êîòîðûå ïðåäîïðåäåëÿþò åå õàðàêòåðèñòèêó êàê îñîáîãî ïðàâîâîãî àêòà.
Источник