Какие социальные свойства человека
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
Индивид, развиваясь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, превращается в личность. Окружающая среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит физическое развитие человека. Психическое развитие человека, происходит в социальной среде.
Психология рассматривает развитие личности в процессе её социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения общественно-исторического опыта и социальных ролей.
Социализация обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе, приобретение социально ценных психических свойств и форм поведения. Только в обществе людей человек становится разумным, одухотворенным, наделенным самосознанием. В процессе социализации происходит формирование личности, осознающей свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Общество и культура способствуют социализации индивида, определяя его умственное и духовное развитие.
Общество – это различные объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей.
Культура – это отражение материальной и духовной жизни общества.
Культура определяет:
– язык;
– социальные формы организации общества;
– обычаи, нравы, традиции;
– религиозные взгляды;
– уклад жизни людей;
– межличностные отношения;
– отношения людей в процессе производства;
– средства передачи общественного опыта.
Психические свойства, возникшие у индивида под влиянием культуры и общества, обозначаются в психологии термином экзопсихика.
Экзопсихика – это отношение личности к внешним объектам, основанное на влиянии средовых условий. К внешним объектам относят: природу, людей, духовные блага, душевную жизнь самой личности.
В структуре экзопсихики выделяют:
1. Психические свойства:
– проявляются в отношении личности к другим людям и к самой себе;
– формируются на основе межличностного взаимодействия в социальной среде;
– обеспечивают жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
2. Психические явления:
– являются основой духовного мира личности, ее взглядов, идеалов, верований и убеждений;
– выражаются в мировосприятии, осознании своего места и предназначения в жизни.
В процессе развития и человек становится личностью. Каждая личность является уникальной и неповторимой. Своеобразное сочетание психических свойств личности определяет ее индивидуальность.
Индивидуальный путь развития личности зависит от природной организации человека и социальных условий его жизни.
Природные и социальные свойства личности, помогают адаптироваться в сложной среде обитания – человеческом обществе.
Психические свойства личности бывают:
1. Интроиндивидные свойства:
– направленность на собственную личность;
– возникают на основе рефлексии;
– помогают осознавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею.
К ним относят: рефлексивность, самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, ответственность, самообладание, самоидентичность, расчетливость, настойчивость, терпеливость и др.
2. Экстроиндивидные свойства:
– имеют внешнюю направленность,
– обеспечивают поведение человека в обществе;
– проявляются в отношении к другим людям.
К ним относят: заботливость, нежность, привязанность, открытость, преданность, остроумие, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, обязательность в отношениях и др.
Психические свойства личности определяют ее жизненную позицию в обществе.
Активная жизненная позиция характеризует личность как: энергичную, настойчивую, предприимчивую, деловитую.
Пассивная жизненная позиция выражена в апатии, вялости, безразличии, равнодушии.
Демонстрируя равнодушие к окружающей действительности, человек становится безразличным для других людей. Выпадая из общественного бытия, личность замыкается в своем одиночестве, становится замкнутой, угрюмой, необщительной, черствой. Пассивная жизненная позиция может привести к деперсонализации личности.
Таким образом, психические свойства личности, ее культурный и духовный облик, активная жизненная позиция, определяют ее положение в обществе.
Источник
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
- Биологическое в человеке.
- Социальное в человеке.
- Человек и животное: сходства, различия, общее.
- Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
- Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
- Во внешности
- В чертах характера
- В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
- Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Если рассмотренные ранее антропометрические, физиологические и психические характеристики человека определяют генным составом и окружающей природной средой, то существуют характеристики, определяемые, в первую очередь, воспитанием: воспитанием в семье, в детском саду, в школе, в других учебных заведениях, на улице, на работе, в среде товарищей и друзей. Это – социальные характеристики. Они, безусловно, связаны с психическими и психологическими характеристиками. Вместе с тем они – плод воспитания. Такими характеристиками применительно к безопасности являются:
– трудолюбие;
– дисциплинированность;
– аккуратность;
– добросовестность;
– чувство опасности (бесстрашие);
– обученность (обучаемость);
– выносливость;
– сила.
Трудолюбие как характеристика человека воспитывается и в семье, и в обществе и сказывается на полноте выполнения всех операций, особенно, применительно к безопасности, по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и систем защиты.
Дисциплинированность человека характеризует его с точки зрения безопасности как человека, выполняющего все меры и правила безопасности, предписанные для данного рабочего места. Воспитание дисциплинированности происходит с раннего детства и всю взрослую жизнь, если этому качеству человека уделяется должное внимание.
Аккуратность как характеристика человека с позиций безопасности очень важна, ибо отражает точность выполнения операций, своевременность включения и выключения органов управления, отсутствие на рабочем месте посторонних предметов, мешающих выполнению операций.
Добросовестность – характеристика человека, отражающая то, что человек будет выполнять все нормы, правила, предписанные для конкретного рабочего места, будет использовать все средства защиты, которые определены для данного рабочего места.
Чувство опасности и, в противоположность – бесстрашие как характеристика человека исключительно важно при рассмотрении проблем безопасности. Пока научно не установлено, что определяет в человеке бесстрашие и фобии. Излишнее бесстрашие приводит к неразумным поступкам и, как следствие, к травмам самого человека и окружающих. С другой стороны, бесстрашие позволяет прийти на помощь людям, находящимся в опасной ситуации и спасти их от угрозы травм или гибели. Чувство опасности у человека определяет его осторожное поведение и, тем самым, позволяет избежать попадания в опасные ситуации. Однако чрезмерно развитое чувство опасности сковывает человека, делает его нерешительным, робким, что замедляет выполнение необходимых операций и может привести к созданию опасной ситуации, к травмам и гибели самого человека и окружающих.
Воспитание преодоления страха вполне возможно при определенных программах, когда шаг за шагом, постепенно, преодолевается сначала небольшие опасные ситуации, а затем более сложные.
Исключительно важной характеристикой для обеспечения безопасности является обучаемость, следствием которой является обученность. Обучаемость также развивается и может определить высокую степень обучения. Для целей безопасности обученность – это своевременность и безошибочность выполнения операций основного производства, что влечет за собой и безопасность деятельности человека. Человек, безошибочно выполняющий операции на рабочем месте, не допустит возникновения опасных ситуаций и обеспечит безопасность себе и окружающим. Своевременность выполнения операций также обеспечивает безопасность, так как своевременное реагирование на показания приборов, на режимы работы оборудования, на звуки, вибрацию, запахи и т.п. позволяет избежать опасных ситуаций.
Оценка своевременности и безошибочности, т.е. обученности человека с точки зрения безопасности сегодня производится путем проверки знаний правил и мер безопасности устно и письменно, а также путем проверки правильности выполнения отдельных операций. Все это оценивается в 4х-бальной шкале или «зачет – незачет». Эта оценка не в полной мере может быть использована для оценки обученности безопасности, а именно – оценки своевременности и безошибочности выполнения операций.
Статистический подход в оценке безошибочности выполнения операций основан на измерении количества операций, выполненных с ошибкой Nош из общего количества операций N, выполняемых за рабочую смену.
. (2.1)
Оценка своевременности выполнения операций производится путем сравнения времени выполнения всех операций tоп с временем несвоевременного выполнения операций tнс
. (2.2)
И Рб, и Рс – статические оценки вероятности безошибочного и своевременного выполнения операций. Тогда вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций Рсб определяется их произведением
. (2.3)
Определение величины Рсб для конкретного человека возможно на тренажерах, которые позволяют и тренировать человека, и оценивать его обученность.
Безошибочное и своевременное выполнение операций описывается и непрерывным распределением. Экспериментально установлено, что процесс обучения и забывания (рис. 2.1) описывается показательным распределением
, (2.4)
где Рсб0 – исходный уровень обученности,
Kо – коэффициент обучения,
Kз – коэффициент забывания,
tр – время работы,
tотд – время отдыха.
Рис. 2.11. Кривая обучения–забывания
За время обучения уровень обученности повышается до некоторого, достижимого для данного человека уровня. Практический опыт производственной деятельности позволяет этот уровень поддерживать. Однако даже небольшой перерыв снижает этот уровень и для достижения необходимого уровня Рсб необходимо снова пройти обучение – инструктажи, практическое обучение, тренировки.
Вероятность своевременного и безошибочного выполнения операций изменяется в течение рабочего дня и рабочей недели.
Как видно из рис. 2.2 и рис. 2.3, в начале недели и рабочего дня происходит «врабатывание» человека, когда ошибок и несвоевременного выполнения операций больше. Постепенно человек выходит на свой уровень обученности. Некоторое снижение Рсб перед обедом связано с психологическим предчувствием обеда. После обеденного перерыва человек вновь «врабатываается», а снижение Рсб в конце рабочего дня и недели определяется усталостью.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные системы человеческого организма.
2. Укажите анализаторы человека.
3. Для каких целей используются антропометрические характеристики человека?
4. Для каких целей используются психофизиологические характеристики человека?
5. Состав психических характеристик человека?
6. Как описывается процесс обучения человека?
Рис. 2.12. График изменения Рсб в течение рабочего дня
Рис. 2.13. График изменения Рсб в течение рабочей недели
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3041; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник