Какие речевые ошибки содержатся в данных предложениях исправь их
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.
I.
1. Эта модель демонстративная, она не продается.
2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.
3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.
4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.
5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.
6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.
8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.
9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.
10. Я перешел на более экономический тариф.
Задания
1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)
2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)
3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.
II.
1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.
2. Красивые портьеры украшали комнату.
3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.
5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.
6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.
7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.
8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
9. Ты не видишь очевидных фактов.
10. В этом магазине дорогие цены.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)
2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)
3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.
III.
1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.
2. Мой брат закончил школу с медалью.
3. Ты довел меня до белого колена.
4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.
5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.
6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.
7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.
8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.
9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.
10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)
2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)
3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.
IV.
1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.
2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.
3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.
4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.
5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.
6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.
7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.
8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.
9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.
10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)
2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)
3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)
4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)
5) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.
V.
Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
(А.Пушкин. Зимняя дорога)
(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она) помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)
3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)
4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.Тютчев. Сны)
(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)
5. Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.
(Н.Некрасов. Зеленый шум)
(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум (катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)
VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.
Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них.
Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой – человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова
Источник
| |
| |
| ||
ИСПРАВЛЯЕМ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
| ||||||
| |
Источник
Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.
Эти функции поручаются отделам рекламы. | Эти функции возлагаются на отделы рекламы. |
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. | В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями. |
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. | Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе. |
Они работают как самые отъявленные специалисты. | Они работают как самые опытные специалисты. |
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. | Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя. |
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. | В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза. |
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. | Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта. |
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. | Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности. |
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. | Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры. |
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. | В этом бою он был ранен осколками в обе ноги. |
Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Античный, классический. | Мифология, языки. |
Врождённый, прирождённый. | Талант, ум. |
Гостеприимный, радушный, хлебосольный. | Приём, хозяин, человек. |
Губительный, пагубный. | Влияние, действие. |
Единый, один. | Миг, момент. |
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. | Воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. | Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки. |
Найти, обрести. | Опора, поддержка. |
Обнаружить, открыть. | Закон, закономерность. |
Доказать, обосновать. | Теорема, теория. |
Предвещать, предсказать. | Поражение, успех. |
Расширить, увеличить, повысить. | Возможности, потенциал, уровень. |
Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.
1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.
► Читать тему 6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
► Смотреть Ответы к упражнениям
Источник