Какие расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете
Особенности государственного бюджета России
Определение 1
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов, запланированная и обязательная к исполнению на очередной календарный год.
Бюджетный процесс включает в себя этапы анализа бюджета прошедшего года, прогнозирования, разработки нового бюджетного плана, его утверждения, исполнения и завершающего контроля. Процесс обслуживается уполномоченными органами государственной власти. В России разработкой бюджета занимается Правительство РФ утверждение проводится силами Федерального собрания в нескольких чтениях. В случае возникновения разногласий относительно отдельных пунктов бюджета, формируется специальная комиссия, чьей основной задачей является достижение компромисса.
За исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейства страны. Оно может выполнять кассовые операции, открывать и закрывать счета, присваивать им определённые режимы. Федеральное казначейства выполняет контрольную функцию относительно органов власти, распоряжающихся бюджетными средствами, а также лиц, уполномоченных управлять ими.
Бюджет России состоит из трех уровней:
- федерального;
- местного;
- регионального.
Межбюджетные отношения регламентируются Бюджетным Кодексом РФ. Существует так же понятие консолидированного бюджета. Это все финансовые средства страны, находящиеся в государственном ведении и управлении. Госбюджет является основой финансовой системы страны. С его помощью государство обеспечивает свою деятельность, а также обороноспособность государственных границ. Часть средств идет на экономическое и социальное развитие общества. Стоит отметить, что госбюджет является инструментом государственного воздействия на экономику. Через него органы власти могут влиять на хозяйственные процессы, стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства.
Статьи доходов бюджета государства
Доход государственного бюджета представляет собой всю совокупность денежных средств, поступающих государству в виде налоговых и неналоговых отчислений, а также денег с предназначенных для внебюджетных организаций.
Около 84% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Налоги являются обязательными платежами, проводимыми субъектами хозяйствования в пользу государства, путём отчуждения части их имущества на безвозвратной основе. Это могут быть налоги на прибыль организаций, косвенные налоги, связанные с реализацией продукции и услуг. Некоторые налоги и платежи поступают только в федеральный бюджет, другие частично направляются в местные и региональные бюджеты.
Местные бюджеты, как правило, пополняются за счет земельного налога, а также налогов на рекламу, на действия дарения или вступления в наследство и лицензионных сборов. На региональном уровне аккумулируются налоги на дорожную часть домашних хозяйств, акцизы за добычу алмазов, подоходный налог, уплачиваемый иностранными гражданами в пользу бюджета.
Неналоговые поступления включают в себя деньги от эксплуатации имущества государства и муниципалитетов. На счета бюджета могут поступать прибыль санитарных и государственных предприятий, доходы от услуг, оказываемых бюджетными организациями, проценты по кредитам, выданным иностранным государствам и международным организациям. Так же неналоговые доходы могут складываться из иностранных займов, прибыли от размещения государственных ценных бумаг и других коммерческих доходов.
Особняком стоят доходы внебюджетных фондов, так как юридически они считаются независимыми от государственного бюджета. Однако, их связь с бюджетом очевидна. Средства внебюджетных фондов используются строго для определённых целей. Расходование средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.
Статьи расходов бюджета государства
Под расходами государственного бюджета понимается распределение средств, находящихся в нем, согласно бюджетном проекту страны. Все расходы бюджета делят на текущие и капитальные расходы. Текущие направлены на оказание поддержки субъектами государственной власти, а также для формирования субсидий и субвенций в рамках меж бюджетных отношений. Капитальные расходы идут на инвестиционную деятельность, инновации.
В зависимости от выполняемых целей все расходы бюджета делят на:
- Военные расходы. Они идут на обеспечение национальной обороны, безопасности населения.
- Содержание государственного аппарата управления. Государство не может осуществлять коммерческую деятельность и получать доход. Обеспечение функционирования государства осуществляется за счет бюджетных средств. С помощью денег бюджета работает Президент, Правительство РФ, органы судебной и исполнительной власти, правоохранительным система, организации бюджетной сферы.
- Социальные расходы в виде компенсаций государственным организациям, обеспечивающим выплаты страхового характера. Средства, направленные на содержание учреждений государственной и муниципальной сферы деятельности и другое.
- Экономические расходы. Могут быть представлены в виде субсидий отдельным отраслям народного хозяйства. Средства бюджета используются для поддержания отраслей, не способных приносить существенные коммерческие доходы. Экономическое применение бюджетных средств предполагает погашение государственного долга, пополнение госбюджета драгметаллами, резервной валютой.
- Внешнеполитические расходы. Сюда относят расходы на организацию политической деятельности государства за его пределами, расходы в области международного сотрудничества и другое.
Расходы бюджета планируются так же, как и доходы. Их объёмы должны быть сбалансированными. На практике часто возникает профицит или дефицит бюджета. В случае превышения доходов над расходами, часть свободных средств направляется на укрепление золотовалютного фонда, инвестиции в экономику, науку. Если расходы превышают объем доходов, то государство стремится к уменьшению текущих и будущих расходов.
Источник
Ключевые слова: понятие, структура, состояние, государственного, бюджета, дефицит, долг
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.
БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов.
Доходные статьи бюджета:
• налог на прибыль предприятий;
• налог на добавленную стоимость;
• налог на доходы физических лиц;
• местные налоги;
• доходы от внешнеэкономической деятельности,
• рентные платежи;
• неналоговые доходы и др.
Расходные статьи бюджета:
• финансирование экономики;
• социально-культурные программы;
• НИОК- и НТ-программы;
• оборона;
• управление;
• целевые программы;
• кредиты и помощь другим государствам.
Различают два состояния госбюджета.
НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна доходной.
ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политики.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных бюджетов.
Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию.
Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.
Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Источник
В новой серии заметок мы поговорим о государственном бюджете и его дефиците. В жертву бюджетному дефициту приносятся пенсии, больницы и школы, им пугают взрослых и детей. Притом мало кто понимает, как этот бюджет устроен, и мало кто знает, что большая часть рассказов о дефиците бюджета – обман.
Что такое государственный бюджет? Из чего он состоит?
Вообще говоря, бюджет – это всего лишь запись доходов и расходов. Государственный бюджет – доходов и расходов государства. На первый взгляд, это не сложно. Однако любой бухгалтер быстро объяснит, насколько сложно вести бюджет, например, фирмы, и насколько много в нем можно «спрятать». Государство много больше фирмы, и спрятать в его бюджете можно все, что угодно.
Поскольку Россия юридически считается федерацией, то ее бюджет построен в несколько уровней. Обычно называют два уровня, но на самом деле их шесть. Эти бюджеты сильно по-разному устроены (некоторые даже измеряются не в рублях), некоторые нужно не складывать, а вычитать… но все они тесно взаимосвязаны. И именно деление бюджета на много разных частей позволяет государству постоянно обманывать людей, рассказывая им, что «у государства нет денег» (а на самом деле есть, просто спрятаны).
1. Бюджет федерации (федерального правительства)
Из этого бюджета содержатся федеральные министерства и ведомства, в том числе армия, спецслужбы, наука, бюджетные места в ВУЗах, мега-проекты вроде Олимпиады…
2. Бюджет субъектов федерации (регионов)
Этот бюджет «кормит» большинство социальных программ государства: больницы, школы, дороги и т.д. Раньше многие из них были «записаны» в федеральный бюджет, но постепенно все больше расходов передали регионам.
3. Бюджет местного самоуправления
Местное самоуправление юридически не относится к государству, но в России это настолько далеко от истины, что бюджеты муниципалитетов все давно уже считают частью «консолидированного бюджета субъекта федерации (региона)». То есть, грубо говоря, в России сегодня бюджеты местного самоуправления – это часть регионального бюджета, выделяемая на решение местных проблем (благоустройство дворов, например).
4. Бюджет социальных внебюджетных фондов
Бюджет социальных внебюджетных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного страхования) формально отделен от государственного бюджета, но на самом деле неразрывно с ним связан. Медицина финансируется как из средств ФОМС, так и из бюджета министерства здравоохранения. Пенсии выплачиваются из пенсионного фонда, но ежегодно триллионы рублей на это идут из федерального бюджета – в том числе на пенсии военным и чиновникам. Внебюджетные фонды давно уже превратились в фикцию, но Вы не найдете официальных государственных публикаций, где они включались бы в бюджет.
5. Бюджет (несоциальных) фондов Правительства
Несоциальные фонды правительства – главный секрет бюджетной системы России, и именно им будет посвящена сегодняшняя заметка. Эти фонды – своего рода «клад» государства, в который прячутся собираемые с экономики налоги.
6. Бюджет и резервы Центрального банка
Центральный банк, его резервы и запасы – отдельная тема, поскольку они измеряются в двух валютах и устроены не так, как все остальные бюджеты России. Рассказ о них потребует отдельной заметки.
Куда государство прячет наши налоги и доходы от нефти?
Любой разговор о бюджетной системе России должен начинаться с Бюджетного правила. Которое в России ввел Кудрин в далеком 2004г. Попробуем объяснить его, не слишком углубляясь в теорию и детали.
Одним из важнейших товаров, производимых Россией, является нефть (+газ и иное сырье того же происхождения). Производители нефти платят с нее много налогов (причем не только с экспорта нефти, но и с продажи на внутреннем рынке: отсюда у нас такой дорогой бензин). Это и «Налог на добычу полезных ископаемых», и таможенные пошлины на нефть и т.п. Все они платятся рублями и поступают государству. Вот только в бюджет поступают далеко не все эти деньги.
Государство устанавливает некоторую пороговую цену (например, 90$ за баррель, т.е. бочку нефти). Все доходы с нефти (и других аналогичных ресурсов) ниже пороговой цены идут в бюджет, как и полагается. Но если цена продажи выше, то в бюджет зачисляется столько же денег, сколько и при пороговой цене. А все дополнительные деньги перечисляются в специальный фонд.
В разные годы он назывался по-разному: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд… В дальнейшем мы будем называть их все Федеральными резервами, чтобы не тратить время на разборки с названиями. Когда-то давно считалось, что эти деньги будут использоваться государством для выплаты пенсий и других социальных расходов в периоды низких цен на нефть. «Но что-то пошло не так»…
На самом деле если Вы учили макроэкономику, то знаете, что идея «сберечь деньги» работает для человека или фирмы, но не для государства. В отдельной заметке мы обязательно поговорим о том, что значит «профицит бюджета» и что происходит с деньгами, изымаемыми государством из экономики (спойлер: они сгорают). А сейчас ограничимся тем, что констатируем: резервные фонды государство решило использовать для совсем других целей. А именно:
· для проведения олимпиад, чемпионатов и других «мега-строек»
· для поддержки близких Кремлю олигархов (через кредиты, выкуп у них активов, инвестиций в их бизнес-проекты и т.д.)
· для финансирования военных расходов в 2014-2016гг., когда налогов поступало мало, а на вооружения были потрачены огромные деньги
Цены на нефть были низкими в 2014-2016гг., и все это время Федеральные резервы тратились на мега-стройки, олигархов и танки. Но в 2017г. и особенно 2018г. цены на нефть и другое сырье опять сильно выросли. Государство снова направило огромные суммы денег в Федеральные резервы. В результате мы имеем следующую картину. Федеральный бюджет России на 2018г. был ДЕФИЦИТНЫМ примерно на 1,25 трлн. рублей. За этот же год Федеральные резервы увеличились примерно на 1,75трлн. рублей! Для покрытия бюджетного дефицита государство берет кредиты (!!!), этим дефицитом оправдывается повышение пенсионного возраста, а на самом деле ЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Можно было бы спорить о том, стоит ли отправлять триллионы рублей в резервные фонды, если бы в период кризиса они тратились на жизненно важные для государства расходы: больницы, школы, пенсии. Так номинально и полагается, если читать официальные документы по Федеральным резервам. Но фактически их используют только для того, чтобы закупать оружие и поддерживать сверхбогатых олигархов. Ради их увеличения «оптимизируют» здравоохранение, образование, повышают пенсионный возраст. Продолжая рассказывать людям сказки про «денег нет» и «время затянуть пояса».
К сожалению, одними лишь бюджетными фондами государственные махинации с бюджетом не ограничиваются. В следующей заметке – том, какой на самом деле государственный долг России и где хранится «черная касса Кремля».
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist
Источник