Какие психофизиологические свойства человека

Какие психофизиологические свойства человека thumbnail

Страница 3

Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

– самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;

– авторитет в трудовом коллективе;

– признание родных, знакомых, друзей;

– самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

– применение свои знаний, умений, способностей;

– творческий характер труда;

– стать мастером своего дела;

– романтика трудовой деятельности;

– материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;

– должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

– общая мотивировка;

– романтика профессий;

– мотивы познавательного характера;

– мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

– ссылка на пример;

– немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

– мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

– мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

– мотивация неуверенная, неаргументированная;

– никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес— это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психологическая природа мыслительного процесса

Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, …

Сравнение особенностей личности с выраженным
мотивом достижения успеха и мотивом избегания
неудач

Как уже отмечалось в предыдущей главе, ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи.

Понятие общих и специальных способностей

Способности – индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности.
Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и про …

Источник

ôåíðåòáíåîô.
ðóéèïæéúéïìïçéþåóëéå ïóïâåîîïóôé þåìï÷åëá.
þÁÓÔØ 1.

ïóîï÷îùå æïòíù ðòïñ÷ìåîéñ ðóéèéëé

ðóéèéþåóëéå
ðòïãåóóù

ðóéèéþåóëéå
óïóôïñîéñ

ó÷ïêóô÷á
ìéþîïóôé

ðÏÚÎÁ×ÁÔÅÌØÎÙÅ

 ïÝÕÝÅÎÉÑ
 ÷ÏÓÐÒÉÑÔÉÅ
 ðÁÍÑÔØ
 íÙÛÌÅÎÉÅ
 ÷ÏÏÂÒÁÖÅÎÉÅ
 òÅÞØ
 ÷ÎÉÍÁÎÉÅ

üÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏ-×ÏÌÅ×ÙÅ

 þÕ×ÓÔ×Á
 ÷ÏÌÑ

 ô×ÏÒÞÅÓËÉÊ ÐÏÄßÅÍ
 áÐÁÔÉÑ
 õÇÎÅÔÅÎÎÏÓÔØ
 õÔÏÍÌÅÎÉÅ
 ôÒÅ×ÏÇÁ
 óÔÒÅÓÓ

 ôÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ
 èÁÒÁËÔÅÒ
 óÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ
 îÁÐÒÁ×ÌÅÎÎÏÓÔØ

     ôÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ – ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÅ ÓÏÏÔÎÏÛÅÎÉÅ ÕÓÔÏÊÞÉ×ÙÈ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÙÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÌÉÞÎÏÓÔÉ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÉÈ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÓÔÏÒÏÎÙ ÄÉÎÁÍÉËÉ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ.

     ïÓÎÏ×ÎÙÅ ÐÒÏÂÌÅÍÙ × ÉÚÕÞÅÎÉÉ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ÒÁÓËÒÙÔÉÅÍ ÅÇÏ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÎÏ×, Ó ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅÍ ÅÇÏ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÏÊ ÐÒÉÒÏÄÙ.
     óÌÏ×Ï “ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ” × ÐÅÒÅ×ÏÄÅ Ó ÌÁÔÉÎÓËÏÇÏ “temperamentum” ÏÚÎÁÞÁÅÔ “ÎÁÄÌÅÖÁÝÅÅ ÓÏÏÔÎÏÛÅÎÉÅ ÞÁÓÔÅÊ”.

     ðÒÏÑ×ÌÅÎÉÑ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ.
     ï ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÅ ÍÏÖÎÏ ÓÕÄÉÔØ ÐÏ ×ÎÅÛÎÉÍ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÍ:

  • ÐÏ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏÊ ×ÏÚÂÕÄÉÍÏÓÔÉ (ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÒÁÄÏÓÔÉ, ÇÎÅ×Á), ÐÏ ÓÉÌÅ ÜÍÏÃÉÊ (ÐÏ×ÅÒÈÎÏÓÔÎÙÅ ÉÌÉ ÇÌÕÂÏËÉÅ ÞÕ×ÓÔ×Á),

  • ÐÏ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÔÒÅ×ÏÖÎÏÓÔÉ,

  • ÐÏ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ×ÎÉÍÁÎÉÑ,

  • ÐÏ ÎÅÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÙÍ Ä×ÉÖÅÎÉÑÍ,

  • ÐÏ ÐÌÁÓÔÉÞÎÏÓÔÉ (ÂÙÓÔÒÁÑ ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÑÅÍÏÓÔØ Ë ÎÏ×ÏÍÕ) / ÒÉÇÉÄÎÏÓÔÉ (ÐÏÓÔÕÐÁÔØ ÐÏ ÐÒÉ×ÙÞÎÙÍ ÏÂÒÁÚÃÁÍ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ),

  • ÐÏ ÒÅÚÉÓÔÅÎÔÎÏÓÔÉ (ÓÏÐÒÏÔÉ×ÌÑÅÍÏÓÔÉ) × ÐÏ×ÅÄÅÎÉÉ: ÌÅÇËÏ ÓÌÉ×ÁÀÔÓÑ Ó ÓÉÔÕÁÃÉÅÊ (ë.ìÅ×ÉÎ “ÐÏÌÅ×ÏÅ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÅ”) ÉÌÉ ÎÅÔ (ÎÅ ÐÏÚ×ÏÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÍÁÎÉÐÕÌÉÒÏ×ÁÔØ), ÞÔÏ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÅÍ ÖÉÚÎÅÎÎÏÊ ÓÉÌÙ,

  • ÐÏ ÔÅÍÐÕ ÒÅÞÉ,

  • ÐÏ ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÏÍÕ ÐÒÅÄÐÏÞÔÅÎÉÀ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÓÔÒÅÍÌÅÎÉÅ Ë ÓÍÅÎÅ ÏÂÓÔÁÎÏ×ËÉ ÉÌÉ ÐÒÅÄÐÏÞÔÅÎÉÅ ÎÅÉÚÍÅÎÎÏÊ ÓÒÅÄÁ, ÐÏËÏÀ).

ôÒÉ ÐÏÄÈÏÄÁ Ë ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÀ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ.

     óÕÝÅÓÔ×ÕÅÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÐÏÄÈÏÄÏ× Ë ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÀ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ: ÇÕÍÏÒÁÌØÎÙÊ (Ó×ÑÚØ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ Ó ÏÂÍÅÎÏÍ ×ÅÝÅÓÔ×), ÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÉÊ ÉÌÉ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÏÎÁÌØÎÙÊ (Ó×ÑÚØ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ ÓÏ ÓÔÒÏÅÎÉÅÍ ÔÅÌÁ), ÐÏ ÔÉÐÕ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ.

     çÕÍÏÒÁÌØÎÁÑ ËÏÎÃÅÐÃÉÑ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ ÂÙÌÁ ÐÒÅÄÌÏÖÅÎÁ × äÒÅ×ÎÅÊ çÒÅÃÉÉ ×ÒÁÞÁÍÉ çÉÐÐÏËÒÁÔÏÍ É çÁÌÅÎÏÍ × V-IV ×.×. ÄÏ Î.Ü. ÷ ÅÅ ÏÓÎÏ×Å – ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÎÉÅ ÔÏÊ ÉÌÉ ÉÎÏÊ ÖÉÄËÏÓÔÉ × ÔÅÌÅ (× ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÒÁÂÏÔÙ ÖÅÌÅÚ ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÊ ÓÅËÒÅÃÉÉ): ËÒÏ×Ø (ÓÁÎÇ×Á) – ÓÁÎÇ×ÉÎÉË (ÖÉ×ÏÊ, ÜÎÅÒÇÉÞÎÙÊ), ÓÌÉÚØ (ÆÌÅÇÍÁ) – ÆÌÅÇÍÁÔÉË (ÈÌÁÄÎÏËÒÏ×ÎÙÊ, ÍÅÄÌÉÔÅÌØÎÙÊ), ÖÅÌÞØ Ó×ÅÔÌÁÑ (ÈÏÌÅ) – ÈÏÌÅÒÉË (×ÓÐÙÌØÞÉ×ÙÊ, ÉÍÐÕÌØÓÉ×ÎÙÊ), ÖÅÌÞØ ÔÅÍÎÁÑ (ÍÅÌÁÎ) – ÍÅÌÁÎÈÏÌÉË (ÓÅÎÚÉÔÉ×ÎÙÊ, ÓÅÎÔÉÍÅÎÔÁÌØÎÙÊ). ëÌÁÓÓÉÞÅÓËÉÍ ÐÒÉÍÅÒÏÍ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÔÉÐÏ× ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÇÅÒÏÉ áÌÅËÓÁÎÄÒÁ äÀÍÁ “ôÒÉ ÍÕÛËÅÔÅÒÁ”: áÔÏÓ (ÓÁÎÇ×ÉÎÉË), ðÁÒÔÏÓ (ÆÌÅÇÍÁÔÉË), áÒÁÍÉÓ (ÆÌÅÇÍÁÔÉË), ä’áÒÔÁÎØÑÎ (ÈÏÌÅÒÉË).
     ÷ ÉÓÔÏÒÉÉ ÎÁÕË ÉÚ×ÅÓÔÎÙ ÔÉÐÏÌÏÇÉÉ ÌÀÄÅÊ × ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÏÞÅÒÔÁÎÉÑ ÌÉÃÁ (ÆÉÚÉÏÇÎÏÍÉËÁ), ÏÔ ÓÔÒÏÅÎÉÑ ÞÅÒÅÐÁ (ÆÒÅÎÏÌÏÇÉÑ çÁÌÌÑ) É ÏÔ ÆÏÒÍÙ ËÉÓÔÉ ÒÕË É ÓËÌÁÄÏË ËÏÖÉ.
     îÅÍÅÃËÉÊ ÐÓÉÈÉÁÔÒ ü.ëÒÅÞÍÅÒ ÓÞÉÔÁÌ, ÞÔÏ ÐÏ ÓÔÒÏÅÎÉÀ ÔÅÌÁ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÍÏÖÎÏ ÓÕÄÉÔØ Ï ÅÇÏ ÒÅÁËÃÉÉ ÎÁ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÉ. ïÎ ÐÒÅÄÌÏÖÉÌ ÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÕÀ ËÏÎÃÅÐÃÉÀ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ. éÓÈÏÄÑ ÉÚ ÜÔÏÊ ËÏÎÃÅÐÃÉÉ ×ÙÄÅÌÑÀÔÓÑ ÔÒÉ ÔÉÐÁ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÉ É ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ ÔÒÉ ÔÉÐÁ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ:

  1. ÐÉËÎÉÞÅÓËÉÊ ÔÉÐ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÉ – ÃÉËÌÏÔÉÍÉÞÅÓËÉÊ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ: ÐÏÌÎÙÊ, ÎÅ×ÙÓÏËÏÇÏ ÒÏÓÔÁ Ó ËÏÒÏÔËÏÊ ÛÅÅÊ, ÌÅÇËÏ ËÏÎÔÁËÔÉÒÕÅÔ Ó ÏËÒÕÖÁÀÝÉÍÉ, ÄÒÕÖÅÌÀÂÅÎ, ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÂÙÓÔÒÙÅ ÒÅÛÅÎÉÑ ÐÏÄ ×ÌÉÑÎÉÅÍ ÍÉÎÕÔÙ, ÎÅ ÓËÌÏÎÅÎ Ë ÓÁÍÏÁÎÁÌÉÚÕ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÍÏÖÅÔ ÐÏÓÔÒÁÄÁÔØ ÓÁÍÏËÏÎÔÒÏÌØ;

  2. ÁÔÌÅÔÉÞÅÓËÉÊ ÔÉÐ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÉ – ÉËÓÏÔÉÍÉÞÅÓËÉÊ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ: ×ÙÓÏËÏÇÏ ÉÌÉ ÓÒÅÄÎÅÇÏ ÒÏÓÔÁ, ÛÉÒÏËÉÅ ÐÌÅÞÉ, ÈÏÒÏÛÏ ÒÁÚ×ÉÔÁÑ ÇÒÕÄÎÁÑ ÍÕÓËÕÌÁÔÕÒÁ, ÏÔÌÉÞÁÅÔÓÑ ÓÐÏËÏÊÓÔ×ÉÅÍ, ÓÄÅÒÖÁÎÎÙÍÉ ÖÅÓÔÁÍÉ, ÎÏ ÍÏÖÅÔ ÎÅÏÖÉÄÁÎÎÏ “×ÚÒÙ×ÁÔØÓÑ”, ÒÅÁÌÉÓÔÉÞÅÎ ×Ï ×ÚÇÌÑÄÁÈ, ÔÒÕÄÎÏ ÐÒÉÓÐÏÓÁÂÌÉ×ÁÅÔÓÑ Ë ÎÏ×ÏÍÕ;

  3. ÁÓÔÅÎÉÞÅÓËÉÊ ÔÉÐ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÉ (ÌÅÐÔÏÓÏÍÁÔÉÞÅÓËÉÊ) – ÛÉÚÏÔÉÍÉÞÅÓËÉÊ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔ: ÈÕÄÏÝÁ×ÙÊ, ×ÙÓÏËÏÇÏ ÒÏÓÔÁ, ÔÏÎËÁÑ ËÏÖÁ, ÕÚËÉÅ ÐÌÅÞÉ, ÔÏÎËÉÅ ÒÕËÉ, ÕÄÌÉÎÅÎÎÁÑ ÇÒÕÄÎÁÑ ËÌÅÔËÁ ÓÏ ÓÌÁÂÏÒÁÚ×ÉÔÏÊ ÍÕÓËÕÌÁÔÕÒÏÊ, ÚÁÍËÎÕÔÙÊ, ÍÁÌÏ ÐÏÄÁÔÌÉ×ÙÊ Ë ÉÚÍÅÎÅÎÉÀ ×ÚÇÌÑÄÏ×, ÔÒÕÄÎÏ ÐÒÉÓÐÏÓÁÂÌÉ×ÁÅÔÓÑ Ë ÎÏ×ÏÍÕ.

     óÐÒÁ×ËÁ. ü.ëÒÅÞÍÅÒ ÏÂÒÁÔÉÌ ×ÎÉÍÁÎÉÅ ÎÁ ÞÅÔÙÒÅ ÇÒÕÐÐÙ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ËÁÞÅÓÔ×, Ó×ÑÚÁÎÎÙÈ, ÐÏ ÅÇÏ ÍÎÅÎÉÀ, Ó ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÏÍ: ÐÓÉÈÁÓÔÅÚÉÑ – ÞÒÅÚÍÅÒÎÁÑ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ/ÎÅÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÐÏ ÏÔÎÏÛÅÎÉÀ Ë ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÍ ÒÁÚÄÒÁÖÅÎÉÑÍ, ÆÏÎ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÑ – ÏÔÔÅÎÏË ÕÄÏ×ÏÌØÓÔ×ÉÑ/ÎÅÕÄÏ×ÏÌØÓÔ×ÉÑ × ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÅÒÅÖÉ×ÁÎÉÑÈ (×ÅÓÅÌÙÊ – ÐÅÞÁÌØÎÙÊ), ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÊ ÔÅÍÐ – ÕÓËÏÒÅÎÉÅ ÉÌÉ ÚÁÄÅÒÖËÁ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ÉÌÉ ÉÈ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÒÉÔÍÁ, ÐÓÉÈÏÍÏÔÏÒÎÁÑ ÓÆÅÒÁ (ÏÂÝÉÊ Ä×ÉÇÁÔÅÌØÎÙÊ ÔÅÍÐ) – ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔØ/ÚÁÔÏÒÍÏÖÅÎÎÏÓÔØ, ÓÐÅÃÉÁÌØÎÙÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ Ä×ÉÖÅÎÉÊ (ÂÙÓÔÒÙÊ, ÍÑÇËÉÊ, ÚÁËÒÕÇÌÅÎÎÙÊ É Ô.Ð.).

     õ. ûÅÌÄÏÎ ÔÁËÖÅ ÓÞÉÔÁÌ, ÞÔÏ ÏÔ ×ÎÅÛÎÅÇÏ ×ÉÄÁ ÚÁ×ÉÓÉÔ ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÏÂÌÉË, Á ×ÎÅÛÎÉÊ ×ÉÄ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÎÉÅÍ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ ÏÄÎÏÊ ÉÚ ÔÒÅÈ ÔËÁÎÅÊ ÚÁÒÏÄÙÛÅ×ÏÊ ËÌÅÔËÉ: ÜÎÄÏÄÅÒÍÙ (ÉÚ ÎÅÅ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÅ ÏÒÇÁÎÙ, ÏÒÇÁÎÙ ÐÉÝÅ×ÁÒÅÎÉÑ), ÍÅÚÏÄÅÒÍÙ (ÉÚ ÎÅÅ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÓËÅÌÅÔ É ÍÕÓËÕÌÁÔÕÒÁ), ÜËÔÏÄÅÒÍÙ (ÉÚ ÎÅÅ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ÎÅÒ×ÎÁÑ ÓÉÓÔÅÍÁ, ÜÐÉÔÅÌÉÁÌØÎÙÅ ÔËÁÎÉ, ×ÏÌÏÓÙ, ÎÏÇÔÉ).

  1. üÎÄÏÍÏÒÆÎÙÊ ÔÉÐ ÔÅÌÏÓÌÏÖÅÎÉÑ – ×ÉÓÃÅÒÏÔÏÎÉË: ÉÍÅÅÔ ÂÏÌØÛÏÊ ÖÉ×ÏÔ, ÍÁÌÅÎØËÉÅ ËÏÎÅÞÎÏÓÔÉ, ÏÎ ÄÏÂÒÏÄÕÛÎÙÊ É ÐÏËÌÁÄÉÓÔÙÊ, ÄÒÕÖÅÌÀÂÎÙÊ É ÐÒÉ×ÅÔÌÉ×ÙÊ, ÌÅÇËÏ ×ÙÒÁÖÁÅÔ ÞÕ×ÓÔ×Á, Õ ÎÅÇÏ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÔÑÇÁ Ë ÌÀÄÑÍ × ÔÑÖÅÌÕÀ ÍÉÎÕÔÕ, ÍÑÇËÏÓÔØ ÐÒÉ ÏÐØÑÎÅÎÉÉ;

  2. ÍÅÚÏÍÏÒÆÎÙÊ ÔÉÐ ÔÅÌÏÓÌÏÖÅÎÉÑ – ÓÏÍÁÔÏÔÏÎÉË: ÉÍÅÅÔ ÍÏÇÕÞÅÅ ÔÅÌÏÓÌÏÖÅÎÉÅ, “ÇÒÕÄØ ËÏÌÅÓÏÍ”, Õ×ÅÒÅÎ × ÏÓÁÎËÅ É Ä×ÉÖÅÎÉÑÈ, ÌÀÂÏ×Ø Ë ÐÒÉËÌÀÞÅÎÉÑÍ, ÓËÒÙÔÎÏÓÔØ × ÞÕ×ÓÔ×ÁÈ É ÜÍÏÃÉÑÈ, ÔÑÇÁ Ë ÄÅÊÓÔ×ÉÑÍ × ÔÑÖÅÌÕÀ ÍÉÎÕÔÕ, ÞÁÓÔÏ ÎÅÓÐÏËÏÅÎ É ÁÇÒÅÓÓÉ×ÅÎ ÐÒÉ ÏÐØÑÎÅÎÉÉ;

  3. ÜËÔÏÍÏÒÆÎÙÊ ÔÉÐ ÔÅÌÏÓÌÏÖÅÎÉÑ – ÃÅÒÅÂÒÏÔÏÎÉË: ÈÕÄÏÊ, ×ÙÓÏËÉÊ, ÏÓÁÎËÁ ÓËÏ×ÁÎÁ, ÓÏÃÉÁÌØÎÏ ÚÁÔÏÒÍÏÖÅÎÎÙÊ, ÉÎÔÒÏ×ÅÒÔ, ÎÅÏÂÝÉÔÅÌØÎÙÊ, ÓËÒÙÔÎÙÊ, ÔÑÇÁ Ë ÏÄÉÎÏÞÅÓÔ×Õ × ÔÑÖÅÌÕÀ ÍÉÎÕÔÕ, ÕÓÔÏÊÞÉ×ÏÓÔØ Ë ÄÅÊÓÔ×ÉÀ ÁÌËÏÇÏÌÑ, ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÙÊ, Ô×ÏÒÞÅÓËÉÊ.

     óÐÒÁ×ËÁ. ñÎ óÔÒÅÌÑÕ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÏÓÎÏ×ÎÙÈ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÍÅÞÁÎÉÊ Ë ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÏÎÁÌØÎÙÍ ÔÉÐÏÌÏÇÉÑÍ: ÉÇÎÏÒÉÒÕÅÔÓÑ ÒÏÌØ ÓÏÃÉÁÌØÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÊ × ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÉ ÐÓÉÈÉÞÅÓËÉÈ Ó×ÏÊÓÔ× ÞÅÌÏ×ÅËÁ, ÏÔÏÖÄÅÓÔ×ÌÑÀÔÓÑ ÌÉÞÎÏÓÔÎÙÅ ÞÅÒÔÙ Ó ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÍÉ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÅÊ, ÎÅÐÒÁ×ÏÍÅÒÎÏ ÐÅÒÅÎÏÓÑÔÓÑ ÚÁËÏÎÏÍÅÒÎÏÓÔÉ, ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÄÌÑ ÇÒÕÐÐÙ ÂÏÌØÎÙÈ ÌÀÄÅÊ, ÎÁ ×ÓÀ ÐÏÐÕÌÑÃÉÀ.
     é.ð. ðÁ×ÌÏ× × ÏÓÎÏ×Õ ÄÅÌÅÎÉÑ ÎÁ ÔÉÐÙ ÐÏÌÏÖÉÌ ×ÒÏÖÄÅÎÎÙÅ Ó×ÏÊÓÔ×Á ÎÅÒ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ É ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ. ïÎ ×ÙÄÅÌÉÌ ÔÁËÉÅ Ó×ÏÊÓÔ×Á ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ (îó), ËÁË: ÓÉÌÁ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌØÎÙÈ É ÔÏÒÍÏÚÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×, ËÏÔÏÒÁÑ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔ ÒÁÂÏÔÏÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØ ÎÅÒ×ÎÏÊ ËÌÅÔËÉ (ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ), ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÏÓÔØ/ ÎÅÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÏÓÔØ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ É ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ, ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔØ – ÓËÏÒÏÓÔØ ÓÍÅÎÙ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÅÍ É ÎÁÏÂÏÒÏÔ (×ÒÅÍÑ ÒÅÁËÃÉÉ).

     þÅÔÙÒÅ ÔÉÐÁ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉ ÄÅÔÅÒÍÉÎÉÒÏ×ÁÎÎÏÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ (îó) Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÏÓÎÏ×ÏÊ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ.

ôÉÐ îó

èÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ ÎÅÒ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×

èÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ ÒÅÁËÃÉÉ

ôÉÐ ÔÅÍÐÅÒÁÍÅÎÔÁ

óÉÌÁ

õÒÁ×ÎÏ×Å-ÛÅÎÎÏÓÔØ

ðÏÄ×ÉÖ-ÎÏÓÔØ

éÎÔÅÎÓÉ×ÎÏÓÔØ

óËÏÒÏÓÔØ

 âÅÚÕÄÅÒÖÎÙÊ

+

+

 þÒÅÚÍÅÒÎÁÑ

+

 èÏÌÅÒÉË

 öÉ×ÏÊ

+

+

+

 õÍÅÒÅÎÎÁÑ

+

 óÁÎÇ×ÉÎÉË

 éÎÅÒÔÎÙÊ

+

+

 óÉÌØÎÁÑ

 æÌÅÇÍÁÔÉË

 óÌÁÂÙÊ

+ –

 óÌÁÂÁÑ

 íÅÌÁÎÈÏÌÉË

 üËÓÔÒÁ×ÅÒÔ

 óÉÌØÎÁÑ îó

 âÙÓÔÒÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ

 ÷ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÅ

 éÎÔÒÏ×ÅÒÔ

 óÌÁÂÁÑ îó

 íÅÄÌÅÎÎÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ

 ôÏÒÍÏÖÅÎÉÅ

     ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ Ó×ÏÉÈ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ é.ð.ðÁ×ÌÏ× ÄÅÌÁÅÔ ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ×Ù×ÏÄÙ:

  1. óÕÝÅÓÔ×ÕÅÔ ÍÎÏÖÅÓÔ×Ï ÔÉÐÏ× îó.

  2. ôÉÐ ×ÙÓÛÅÊ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ (÷îä) ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉ ÄÅÔÅÒÍÉÎÉÒÏ×ÁÎ, ÎÏ ÍÏÖÅÔ ÍÅÎÑÔØÓÑ ÐÏÄ ×ÌÉÑÎÉÅÍ ÓÒÅÄÙ (ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ÉÚÏÌÑÃÉÑ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÔÒÕÓÏÓÔÉ, Á ÖÅÓÔËÁÑ ÉÚÏÌÑÃÉÑ Ë ÁÇÒÅÓÓÉÉ). ÷îä – ÕÓÌÏ×ÎÏ-ÒÅÆÌÅËÔÏÒÎÁÑ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔØ ×ÙÓÛÉÈ ÏÔÄÅÌÏ× îó.

  3. óÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ×ÒÏÖÄÅÎÎÙÅ ÐÒÏÇÒÁÍÍÙ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ.

óÐÒÁ×ËÁ. ÷ 1917 ÇÏÄÕ î.é. ëÒÁÓÎÏÇÏÒÓËÉÊ, ÉÓÓÌÅÄÕÑ ÔÏÒÍÏÚÎÙÅ ÒÅÁËÃÉÉ Õ ÄÅÔÅÊ, ×ÙÄÅÌÉÌ Ä×Á ÔÉÐÁ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ – ÎÏÒÍÁÌØÎÙÊ É ÉÎÅÒÔÎÙÊ. äÁÌÅÅ, ÎÁ ÏÓÎÏ×Å ÒÅÚÕÌØÔÁÔÏ× ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÂÅÚÕÓÌÏ×ÎÙÈ É ÕÓÌÏ×ÎÙÈ ÒÅÆÌÅËÓÏ×, É Ó ÕÞÅÔÏÍ ×ÅÒÂÁÌØÎÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ É ÏÂÝÅÇÏ ÒÉÓÕÎËÁ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ, ÂÙÌÉ ×ÙÄÅÌÅÎÙ 4 ÔÉÐÁ ÷îä (1958).

  1. óÉÌØÎÙÊ ÔÉÐ ÷îä: ×ÏÚÂÕÄÉÍÙÊ, ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÙÊ, ÐÏÄ×ÉÖÎÙÊ – ÓÁÎÇ×ÉÎÉË.

  2. óÉÌØÎÙÊ ÔÉÐ ÷îä: ×ÏÚÂÕÄÉÍÙÊ, ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÙÊ, ÉÎÅÒÔÎÙÊ – ÆÌÅÇÍÁÔÉË.

  3. óÉÌØÎÙÊ ÔÉÐ ÷îä: ×ÏÚÂÕÄÉÍÙÊ, ÎÅÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÙÊ, ÐÏÄ×ÉÖÎÙÊ (Ó ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÎÉÅÍ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ × ÐÏÄËÏÒËÏ×ÙÈ ÃÅÎÔÒÁÈ) – ÈÏÌÅÒÉË.

  4. óÌÁÂÙÊ ÔÉÐ ÷îä: ÐÏÎÉÖÅÎÎÙÊ ÕÒÏ×ÅÎØ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ ËÁË ËÏÒÙ, ÔÁË É ÐÏÄËÏÒËÏ×ÙÈ ÃÅÎÔÒÏ×, ÎÅÕÒÁ×ÎÏ×ÅÛÅÎÎÏÓÔØ ÐÒÏÃÅÓÓÏ× ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ É ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ – ÍÅÌÁÎÈÏÌÉË.

     ôÉÐÙ ÷îä ÍÏÇÕÔ ÍÅÎÑÔØÓÑ ÐÏÄ ×ÌÉÑÎÉÅÍ “ÐÉÔÁÎÉÑ, ÎÁÕÞÅÎÉÑ, ÓÏÂÙÔÉÊ × ÓÏÃÉÁÌØÎÏÍ ÏËÒÕÖÅÎÉÉ, ×ÏÓÐÉÔÁÎÉÑ”. úÎÁÞÅÎÉÅ ÒÁÂÏÔÙ î.é.ëÒÁÓÎÏÇÏÒÓËÏÇÏ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÉ ÞÅÔËÏÊ ÇÒÁÎÉÃÙ ÍÅÖÄÕ Ó×ÏÊÓÔ×ÁÍÉ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÎÁ ÕÒÏ×ÎÑÈ ËÏÒÙ É ÐÏÄËÏÒËÏ×ÙÈ ÃÅÎÔÒÏ×.

     íÅÔÏÄÙ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÑ Ó×ÏÊÓÔ× ÎÅÒ×ÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×.

  1. íÅÔÏÄÉËÁ Ó×ÅÒÈÓÉÌØÎÏÇÏ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÑ – ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÉÅ ÉÎÔÅÎÓÉ×ÎÏÓÔÉ ÕÓÌÏ×ÎÏÇÏ ÓÉÇÎÁÌÁ ÐÒÉ ÚÁÐÒÅÄÅÌØÎÏÍ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÉ. úÁÐÒÅÄÅÌØÎÏÅ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÅ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ËÁË ÍÉÎÉÍÁÌØÎÁÑ ÒÅÁËÃÉÑ ÎÁ ÄÅÊÓÔ×ÉÅ Ó×ÅÒÈÓÉÌØÎÙÈ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ ÉÌÉ ÎÁ ÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÓÌÁÂÙÈ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ, ÎÏ ÄÌÉÔÅÌØÎÏ ÄÅÊÓÔ×ÕÀÝÉÈ. ðÒÉÍÅÎÑÅÔÓÑ ÆÁÒÍÁËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÅÔÏÄ Ó ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ× ËÏÆÅÉÎÁ ÉÌÉ ÂÒÏÍÁ. þÅÍ ÂÏÌØÛÅ ÄÏÚÁ ËÏÆÅÉÎÁ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÏÊ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÕÈÕÄÛÅÎÉÅ ÒÅÆÌÅËÔÏÒÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÔÅÍ ÓÉÌØÎÅÅ ÐÒÏÃÅÓÓ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ, ÔÅÍ ÓÉÌØÎÅÅ îó.

  2. ðÏ ÓËÏÒÏÓÔÉ ×ÙÒÁÂÏÔËÉ ÕÓÌÏ×ÎÏÇÏ ÒÅÆÌÅËÓÁ (õò). þÅÍ ÂÙÓÔÒÅÅ ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÔÓÑ õò Ó ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÍ ÐÏÄËÒÅÐÌÅÎÉÅÍ, ÔÅÍ ÂÏÌØÛÅ ÓÉÌÁ ×ÏÚÂÕÄÉÔÅÌØÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×. þÅÍ ÂÙÓÔÒÅÅ ×ÙÒÁÂÏÔËÁ õò Ó ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÙÍ ÐÏÄËÒÅÐÌÅÎÉÅÍ, ÔÅÍ ÂÏÌØÛÅ ÓÉÌÁ ÔÏÒÍÏÚÎÏÇÏ ÐÒÏÃÅÓÓÁ.

  3. ðÏ ÓËÏÒÏÓÔÉ ×ÙÒÁÂÏÔËÉ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ËÉ (ÕÍÅÎÉÅ ÒÁÚÌÉÞÁÔØ ÐÏÈÏÖÉÅ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÉ ÐÕÔÅÍ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÐÏÄËÒÅÐÌÅÎÉÑ ÏÄÎÉÈ É ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÐÏÄËÒÅÐÌÅÎÉÑ ÄÒÕÇÉÈ). þÅÍ ÂÙÓÔÒÅÅ ×ÙÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ËÁ, ÔÅÍ ÂÏÌØÛÅ ÓÉÌÁ ÔÏÒÍÏÚÎÙÈ ÐÒÏÃÅÓÓÏ×;

  4. ðÏ ÓËÏÒÏÓÔÉ ÕÇÁÓÁÎÉÑ õò ÐÏÓÌÅ ÏÔÍÅÎÙ ÐÏÄËÒÅÐÌÅÎÉÑ. þÅÍ ÂÙÓÔÒÅÅ ÕÇÁÓÁÎÉÅ, ÔÅÍ ÓÉÌØÎÅÅ ÔÏÒÍÏÚÎÙÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ.

  5. ðÏ ÓÏÐÒÏÔÉ×ÌÑÅÍÏÓÔÉ îó Ë ÔÏÒÍÏÚÎÏÍÕ ÄÅÊÓÔ×ÉÀ ÐÏÂÏÞÎÙÈ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ ÏÐÒÅÄÅÌÑÀÔ ÓÉÌÕ îó. éÚ×ÅÓÔÎÏ, ÞÔÏ ÚÒÉÔÅÌØÎÁÑ É ÓÌÕÈÏ×ÁÑ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÐÒÉ ÄÅÊÓÔ×ÉÉ ÐÏÓÔÏÒÏÎÎÉÈ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ ÐÏÎÉÖÁÅÔÓÑ Õ ÌÉà ÓÏ ÓÌÁÂÏÊ îó, Á ÐÒÉ ÓÉÌØÎÏÊ îó ÏÓÔÁÅÔÓÑ ÎÅÉÚÍÅÎÎÏÊ ÉÌÉ ÄÁÖÅ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ.

  6. ðÏ ÚÒÉÔÅÌØÎÙÍ É ÓÌÕÈÏ×ÙÍ ÁÂÓÏÌÀÔÎÙÍ ÐÏÒÏÇÁÍ ÍÏÖÎÏ ÏÐÒÅÄÅÌÉÔØ ÓÉÌÕ îó. òÁÚÌÉÞÁÀÔ: ÁÂÓÏÌÀÔÎÙÊ ÐÏÒÏÇ – ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÑ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÑ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÏÍ ÎÁÞÉÎÁÅÔÓÑ ÏÝÕÝÅÎÉÅ; ÓÕÂÓÅÎÓÏÒÎÙÊ ÄÉÁÐÁÚÏÎ – ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌØ ×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÅÔÓÑ, ÎÏ ÎÅ ÏÓÏÚÎÁÅÔÓÑ (25-Ê ËÁÄÒ). ÷ÙÓÏËÉÊ ÐÏÒÏÇ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ Ï ÎÉÚËÏÊ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÎÉÚËÉÊ ÐÏÒÏÇ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ Ï ×ÙÓÏËÏÊ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔÉ. þÅÍ ÓÌÁÂÅÅ îó, ÔÅÍ ÎÉÖÅ ÁÂÓÏÌÀÔÎÙÊ ÐÏÒÏÇ, ÔÅÍ ×ÙÛÅ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ. óÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÏÂÒÁÔÎÙÅ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ÍÅÖÄÕ ÓÉÌÏÊ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ É ÁÂÓÏÌÀÔÎÏÊ ÓÅÎÓÏÒÎÏÊ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØÀ: ÞÅÍ ×ÙÛÅ ÞÕ×ÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏÓÔØ, ÔÅÍ ÍÅÎØÛÅ ÓÉÌÁ ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ.

ðÒÏÄÏÌÖÅÎÉÅ ÓÌÅÄÕÅÔ:

òÕÐÞÅ×Á é.÷.,

ÐÓÉÈÏÌÏÇ.

Источник

Важнейшее значение для безопасности имеет психологическое состояние оператора. Психология безопасности труда изучает психологические процессы, психологические свойства, формы психологических состояний, наблюдаемых в трудовой деятельности (Эргономические..,2005).

Исследователи, занимающиеся вопросами психологии безопасности труда, отмечают, что на надёжность человека, принимающего решения, влияют такие факторы, как:

1 – Привлекательность труда (мотивационный фактор): несоответствие выполняемых обязанностей способностям человека, высокая степень риска могут снизить активность и отрицательно влиять на принятие решений в экстремальной ситуации;

2 – Ссоры или конфликты на рабочих местах могут привести к развитию аффектных состояний (взрыву эмоций) вследствие чего человек может совершать неадекватные действия;

3 – Негативное влияние оказывает бытовой алкоголизм и особенно посталкогольная астения (похмелье), которые снижают работоспособность, ведут к снижению скорости реакций и нарушению координации движений;

4 – Значительное влияние на работоспособность человека оказывает стресс, под которым понимают состояние организма, возникающее под воздействием чрезвычайных ситуаций или хронических раздражителей, приводящих к напряжению адаптационных механизмов организма (Селье Г., 1960; Селье Г., 1982);

5 – Интенсификация психической деятельности, обусловленная увеличением объема и разнообразия информации, увеличение ответственности за принятие решений приводит к повышению уровня психической напряжённости (Захарченко М.П. и др., 1995). Считается, что для сохранения работоспособности в течение длительного времени (например, смены) нормальная нагрузка оператора не должна превышать 40-60% максимально допустимой;

6 – Фактор усталости является причиной многих аварий. Усталость развивается при превышении продолжительности работы сверх установленных норм, при нарушении режима труда и отдыха, при монотонности выполняемых операций, при неудобной рабочей позе и др.

Выполняя мышечную или умственную работу в процессе трудовой деятельности, человек затрачивает энергию мозга, нервов и мускулов, при этом в его организме происходят сложные нервно-психические и физиологические процессы. При физических перегрузках, при однообразии и монотонности трудового процесса, при нервных перенапряжениях и стрессовых возбуждениях, при воздействии на человека неблагоприятных внешних условий снижается его работоспособность, повышается утомляемость, снижение качества выполняемой работы. Утомление и стрессовые нагрузки часто приводят к неправильным действиям, конечным результатом которых может быть авария.

Существует ряд объективных показателей физиологических функций организма, по которым оценивают тяжесть и напряженность работы. К таким показателям относятся средняя величина энергозатрат, средняя частота пульса, мышечная выносливость, температура тела, объем оперативной памяти, простые и сложные моторные реакции на сигналы различных раздражителей (например, зрительно-моторные), концентрация внимания и другие.

Энергетические затраты организма в покое и выполнении определенной работы вычисляют по объёму потребляемого кислорода. Энергетические затраты в покое составляют от 65 до 100 Дж/с (54-86 ккал/ч).

Характеристики сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются важными показателями физиологического состояния организма. В нормальном состоянии у здорового человека частота пульса составляет 60-64 удара в минуту, при физических нагрузках может достигать 200 ударов. При этом минутный объем сердца в покое составляет 3-4 л/мин, а при интенсивной нагрузке может достигать 30-35 л/мин. Артериальное давление в норме составляет 120 на 80 мм. рт. ст., при работе у здорового человека может увеличиваться на 70-80 мм. рт. ст. Легочная вентиляция в покое составляет6-8 л/мин, при работе может доходить до 100 л/мин. Частоты дыхания в покое составляет 14-18 вдохов в минуту, а при работе доходит до 30-40 вдохов.

Основными анализаторами, с помощью которых человек получает информацию из окружающей среды являются: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кинестатический, температурный и вестибулярный. В табл. 2.15 приведены характеристики основных анализаторов человека.

С помощью анализаторов человек ощущает и различает тот или иной сигнал. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, носит название абсолютного нижнего порога, а максимально допустимая – название верхнего порога чувствительности, сигналы, величина которых меньше нижнего порога не воспринимаются, а сигналы, превышающие верхний порог вызывают болевые ощущения. Интервал между нижним и верхним порогами называется диапазоном чувствительности анализатора.

Дифференциальный порог представляет минимальное различие между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее заметное различие ощущений.

Оперативный порог различия между сигналами в 10 – 15 раз больше дифференциального и соответствует такой величине различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог имеет очень важное значений при проектировании систем «человек-машина» и при учете факторов влияния внешнего воздействия на реакции человека в процессе работы.

Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Раздражителем зрительного анализатора является световая энергия, а рецептором глаз. Диапазон чувствительности зрительного анализатора от 10-6 до 106 кд/м2 . Наилучшие условия для работы при условиях адаптирующей яркости от нескольких десятков до нескольких сотен кд/м2. Человек воспринимает освещённость предмета, которая измеряется в люксах.

Табл. 2.15

Характеристики основных анализаторов человека

Анализатор Абсолютный порог Дифференциальный порог Степень использования в технических системах
Единицы измерения Примерная величина Единицы измерения Измеряемая величина
Зрительный кд/м2,
лк
10-6 ÷ 106
4·10-9 ÷ 103
лк 1% от исходной интенсивности
Слуховой н/м2 (Паскаль) 4·10-9 ÷ 200 дБ 0,3 ÷ 0,7
Тактильный мг/мм2 3 ÷ 300 мг/мм2 7% от исходной интенсивности
Вкусовой мг/л 10 ÷ 104 мг/л 20% от исходной концентрации  
Обонятельный мг/л 0.001 ÷ 1 мг/л 16 ÷ 50% от исх. концентрации концентрации  
Кинестатический кГ кГ 2,5 ÷ 9% от исх. величины  
Темперытурный ОС – 30 ÷ 80 ОС 2,5 ÷ 9% от исх. величины  
Вестибулярный м/с2 0,1 ÷ 0.12    

Диапазон от 4·10-9 до 103 лк. Видимость предметов определяется контрастом их по отношению к фону. Оптимальная величина контраста считается равной 0,6 – 0,95. Работа при прямом контрасте считается более благоприятной.

Пространственные характеристики зрительного анализатора определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в пространстве. Остротой зрения называется способность глаза различать мелкие детали предметов. Они определяются величиной, обратной тому минимальному размеру предмета, при котором глаз его различает. Угол зрения равный 1′, соответствует единице остроты зрения. Оперативный порог остроты зрения составляет 15′, при этом острота зрения зависит от уровня освещённости, расстояния до рассматриваемого предмета и его положения относительно наблюдателя. Наиболее чёткое различение деталей имеет место в зоне центрального зрения (примерно 10О). В зоне ясного видения (30 – 35О) опознаются предметы без различения мелких деталей – при неподвижном глазе, В зоне периферического зрения (75 – 90О), при неподвижном глазе, предметы обнаруживаются, но не распознаются.

Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения.

Латентный период – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения, т.е. период зрительной реакции для большинства людей лежит в пределах 160 – 240 мс. Если же человек должен реагировать на дискретно появляющиеся сигналы, то период их следования должен быть не меньше времени сохранения ощущения и составляет
0,2 – 0,5 с.

Критической частотой мельканий называется та минимальная частота появления изображений, при которой возникает их слитное восприятие. Она зависит от яркости, размеров и конфигурации предмета. При обычных условиях она лежит в пределах 15 – 25 Гц.

Временные характеристики зрения определяют также восприятие движущихся объектов. Минимальная скорость движения, которая может быть замечена глазом, зависит от наличия в поле зрения фиксированной точки отсчета. При наличии такой точки абсолютный порог восприятия скорости равен 1 – 2 угл. мин/с. Если такая точка отсутствует – 15 – 30 угл. мин/с.

Для некоторых видов трудовой деятельности (операторов пультов управления в системах «человек-машина») процесс восприятия состоит в информационном поиске тех или иных символов. При этом средняя длительность зрительной фиксации в различных задачах поиска характеризуется следующими данными: чтение буквы или цифры – 310 мс, поиск условных знаков – 300 мс, поиск простых геометрических фигур – 200 мс, фиксация загорания или погасания индикатора – 280 мс. Информационное поле оператора, с точки зрения минимизации поиска, должно быть ограничено зоной ясного видения – примерно 10О и в эту зону должно попадать не более чем 4 – 8 предметов различения.

Слуховой аппарат человека воспринимает звуки в диапазоне частот от 15 Гц до 20 кГц. Порог слышимости Ро на частоте 2000 Гц соответствует звуковому давлению 2·10-5 Па., а порог Рбо болевого ощущения – 2·102 Па. Звуковой анализатор различает относительную громкость звуков. Поэтому громкость звука измеряют в децибелах – дБ. Порог слышимости принят за уровень отсчета громкости и соответствует 0 дБ. Порог болевого ощущения

дБ.

Дифференциальный порог зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты. В пределах среднечастотного участка (1000 – 4000 Гц) величина дифференциального порога составляет примерно 0,1 от исходной интенсивности.

Различение по частоте при интенсивности звука выше 30 дБ в диапазоне частот от60 до 2000 Гц составляет 2 – 3 Гц. В диапазоне более высоких частот дифференциация звуков по частоте затрудняется. При достаточно высокой интенсивности (более 30 дБ) и частоте более 1000Гц слуховое ощущение возникает уже при длительности звука 1 мс, но она воспринимается как щелчок. При меньшей интенсивности временной порог растет и при 10 дБ на той же частоте составляет 50 мс. Другие анализаторы в практике построения систем «человек-машина» практически не используются, поэтому мы их не рассматриваем. Восприятие и понимание речевых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи. Оптимальным считается темп 120 слов в минуту. Сообщения хорошо воспринимаются при темпе 160 слов в минуту. Чтобы речевые звуки были понятными, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно на 6 дБ.

При проектировании систем «человек-машина» учитывают также антропометрические характеристики операторов, к которым относятся размеры и пропорции человеческого тела. Очень важно, чтобы рабочее место, его освещенность, окраска, расположение приборов и элементов управления были спроектированы в гармонии с антропометрическими параметрами оператора, такими как высота тела, длина вытянутой руки, высота глаз, высота колен, длина вытянутой ноги и др. Обычно проектировщики используют среднестатистические данные для населения.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник