Какие простые и сложные вещества содержатся в воздухе укажите
Упражнение: 1
Филео (греч.) означает «люблю», фобос – «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
«Хемофилия» – интерес, склонность к химии. Также люди увлеченные наукой химией, интересующиеся ею, считающие, что современный мир невозможен без разработок новых химических веществ, и относящиеся положительно к производству химических веществ нужных в промышленности, сельском хозяйстве, космической индустрии, пищевой промышленности, в быту и т.д.
«Хемофобия» – неприятие химии и всего химического, противопоставление «химического» и «натурального». (Например, при выращивании растений в пищу.) Также люди, отрицательно относящиеся, к химии приводят, в пример загрязнение окружающей среды почвы, воды, воздуха. Это ведет к повышению заболеваемости людей и животных, живущих рядом с химическими производствами.
Правы и «хемофилы» и «хемофобы» – без химии невозможно существование современного мира, но создание безотходных, не отравляющих окружающую природу производств, создание производств по вторичной переработке различных пластиковых и иных отходов абсолютно необходимо. Химия – это только наука, а пользу или вред она приносит людям зависит от самих людей.
Упражнение: 5
Сравните понятие «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
Общее у простых и сложных веществ, то, что они состоят из молекул и атомов.
Разное: простые состоят из атомов одного химического элемента, а сложные – из атомов разных химических элементов.
Упражнение: 6
Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 6, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
Простые вещества: кислород, сера, гелий, озон.
Сложные вещества: этиловый спирт, метан, углекислый газ, угарный газ.
Упражнение: 8
Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе:
в) в воздухе содержится 20% кислорода (по объему);
г) кислород входит в состав углекислого газа.
О химическом элементе:
б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;
г) кислород входит в состав углекислого газа.
О простом веществе:
а) кислород мало растворим в воде;
в) в воздухе содержится 20% кислорода (по объему).
Упражнение: 10
Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере: а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.
Стекло: твёрдое, прозрачное вещество, при плавлении способно принимать различную форму и сохранять её, не ядовито. На этих свойствах основано применение стекла в производстве оконных стекол, посуды, в оптических приборах.
Полиэтилен: легкое, пластичное вещество, не ядовито, способно вытягиваться в тонкие пленки, при плавлении способно принимать различную форму и сохранять её. На этих свойствах основано применение полиэтилена в производстве одноразовой посуды, упаковочного материала, в производстве труб.
Сахар: белое твердое вещество хорошо растворимо в воде не ядовито, без запаха, имеет сладкий вкус. Его используют в пищу, также применяют в пищевой промышленности и медицине.
Железо: серебристо-белый блестящий металл, Тпл.= 15390С, пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется, тепло- и электропроводный. Железо способно намагничиваться и размагничиваться, его применяют в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах.
Железо – это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, средств связи всей современной цивилизации. От швейной иглы до космической техники.
Упражнение: 2
Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений – цианистый калий, точнее цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.
В произведении Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей» – упоминается о фосфоре (светящемся веществе).
Упражнение: 3
Из приведенного перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела – существительному – можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь – железный гвоздь.
Вещества: медь, стекло, керамика, алюминий.
Тела: монета, стакан, ваза, проволока.
Упражнение: 4
Выпишите качественные прилагательные: легкий, круглый, длинный, тяжелый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный – которые могут быть отнесены:
а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам.
Вещества: твердый, растворимый, жидкий, тяжелый, прозрачный, пахучий.
Тела: тяжелый, увесистый, вогнутый, мягкий, твердый, пахучий, прозрачный, жидкий.
Вещества и тела: твердый, жидкий, прозрачный, пахучий.
Упражнение: 7
Какое понятие более широкое: химический элемент или простое вещество? Дайте доказательный ответ.
Понятие химический элемент более широкое, чем простое вещество. Например, когда говорят о том, что в состав воды входит водород, то имеют ввиду химический элемент, а когда говорят о том, что водород – экологически чистый вид топлива, то имеют в виду простое вещество.
Упражнение: 9
Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где – как о химическом элементе:
а) водород входит в состав большинства органических соединений;
б) водород – самый легкий газ;
в) водородом заполняют воздушные шары;
г) молекула метана содержит четыре атома водорода.
О химическом элементе:
а) водород входит в состав большинства органических соединений;
г) молекула метана содержит четыре атома водорода.
О простом веществе:
б) водород – самый легкий газ;
в) водородом заполняют воздушные шары;
Источник
Проверочная работа включает в себя девять заданий. На её выполнение отводится 90 минут.При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; – таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде; – ряд активности металлов / электрохимический ряд напряжений; – непрограммируемый калькулятор.
Официальные (реальные) варианты можно приобрести на нашем сайте: Смотреть
Скачать вариант ВПР: Скачать
Скачать ответы ВПР: Скачать
Решать вариант ВПР: Онлайн
Некоторые задания
Предметом изучения химии являются вещества.
1.1. Внимательно рассмотрите предложенные рисунки. Укажите номер рисунка, на котором изображён объект, содержащий индивидуальное химическое вещество.
1.2. Какие вещества содержатся в объектах, изображённых на остальных рисунках? Приведите по ОДНОМУ примеру.
Для каждого вещества укажите его химическое название и формулу.
2. Превращение одних веществ в другие называется химической реакцией.
2.1. Из представленных ниже рисунков выберите тот, на котором изображено протекание химической реакции.
Объясните сделанный Вами выбор.
2.2. Укажите один ЛЮБОЙ признак протекания этой химической реакции:
3. В таблице приведены названия и химические формулы некоторых газообразных веществ.
3.1. Используя предложенные Вам справочные материалы, вычислите молярные массы каждого из газов и запишите полученные данные в таблицу.
3.2. Какой из приведённых в таблице газов имеет при заданных условиях такую же плотность, как и веселящий газ N2O, молярная масса которого равна 44 г/моль? Укажите номер вещества.
4.Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А содержится 11 электронов, а в атоме элемента Б – 15 протонов.
4.1. Используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, определите химические элементы А и Б.
4.2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен каждый элемент.
4.3. Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами.
4.4. Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б.
5.Восьмиклассница Лариса съела за обедом в составе порции второго блюда 80 г отварной
моркови.
5.1. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчётом.
5.2. Какую долю суточной физиологической нормы (400 г) составляет потреблённое Ларисой количество углеводов? Ответ подтвердите расчётом.
6.Имеется следующий перечень химических веществ: железо, хлор, хлорид железа(III), сульфит натрия, серная кислота, сульфат натрия, оксид серы(IV), вода. Используя этот перечень, выполните задания 6.1–6.5.
6.1. Напишите химические формулы каждого из указанных веществ.
6.2. Какое из веществ, упоминаемых в перечне, соответствует следующему описанию: «Ядовитый газ жёлто-зелёного цвета с резким удушающим запахом»?
6.3. Из приведённого перечня веществ выберите соединение, содержащее атомы водорода (кроме воды). Запишите его химическую формулу и укажите, к какому классу веществ оно относится.
6.4. Из приведённого перечня веществ выберите ЛЮБОЕ соединение, состоящее из атомов ТРЁХ элементов. Вычислите массовую долю кислорода в этом соединении.
6.5. Вычислите массу 0,6 моль железа.
7. Ниже даны описания двух химических превращений с участием веществ, перечень которых был приведён в задании 6:
(1) железо + хлор → хлорид железа(III);
(2) сульфит натрия + серная кислота → сульфат натрия + оксид серы(IV) + вода.
7.1. Составьте уравнения указанных реакций, используя химические формулы веществ из п. 6.1.
7.2. В зависимости от числа и состава веществ, вступающих в химическую реакцию и образующихся в результате неё, различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Выберите ЛЮБУЮ реакцию (1) или (2) и укажите её тип.
7.3. Из приборов, изображённых на рисунках, выберите тот, с помощью которого можно получить газообразный оксид серы(IV) по реакции (2).
Как правильно должен быть расположен приёмник оксида серы(IV) – вверх дном или вниз дном?
Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для получения оксида серы(IV)?
8. Установите соответствие между названием химического соединения и областью его применения. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
9. Из приведённого списка выберите верные суждения о правилах поведения в химической лаборатории и обращения с химическими веществами в быту. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны. (В задании может быть несколько верных суждений.)
1) При нагревании пробирки с раствором её следует располагать над горелкой строго вертикально.
2) Реактив, просыпанный на лабораторный стол, следует собрать щёткой и положить обратно в банку, откуда его взяли.
3) Бытовой газ образует взрывчатые смеси с воздухом.
4) Средства для мытья посуды не следует хранить вместе с продуктами питания.
Официальные (реальные) варианты ВПР:
Реальные (официальные) задания и ответы ВПР 2020 по Географии 9 (бывший 8) класс
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Источник
1. Как можно доказать, что кислород, железо и водород — простые вещества, а вода и сульфид железа — сложные вещества? Каковы условия возникновения и течения реакции образования сульфида железа?
Способов доказательства два:
- Получение из сложного вещества простых веществ.
- Синтез из простых веществ, сложного вещества.
Разложить сульфид железа крайне сложно, зато легко его получить. В параграфе это подробно описано. Для возникновения и течения этой реакции необходимо соблюсти следующие условия:
- Соприкосновение веществ.
- Измельчение веществ (кусок железа и кусок серы при обычных условиях взаимодействовать не будут).
- Нагревание.
Доказать, что кислород и водород простые вещества, можно путем электролиза воды. При котором вода разлагается на простые, составляющие ее вещества — водород и кислород. Водород можно условно определить по тому, что он горит с образованием воды. А кислород поддерживает горение (поместить в емкость с кислородом тлеющую лучинку).
2. Чем отличаются по составу и свойствам смеси от химических соединений? Приведите примеры.
По составу: смесь представляет собой два или более разных химических веществ, а химическое соединение это одно вещество.
По свойствам: химические свойства смеси — это химические свойства веществ, ее составляющих. А химическое соединение обладает уникальными свойствами, отличными от свойств веществ, из которых оно образовано. Кроме того, смесь нередко можно разделить на компоненты физическими методами (фильтрование, центрифугирование, отстаивание, воздействие магнитом и проч.), а химическое соединение так разделить нельзя.
Примеры:
Смесь железа и серы: можно разделить магнитом (железо обладает магнитными свойствами) или водой (сера не смачивается и всплывает на поверхность). Температура плавления серы 112° C, железа 1 539° C.
Сульфид железа: не обладает магнитными свойствами, нерастворим в воде (и оказывается на дне). Температура плавления 1 194° C.
Водород и кислород: оба — бесцветные газы, не обладающие запахом. Водород горюч и взрывоопасен. Кислород поддерживает горение. Сама смесь водорода и кислорода взрывоопасна, взрывается с громким хлопком, отчего получила название «гремучая смесь». Температура кипения водорода -253° C, кислорода — 183° C.
Вода — бесцветная жидкость, без вкуса и запаха. Температура плавления 0° C, кипения 100° C.
3. При помощи каких способов из смесей можно выделить вещества, входящие в их состав? Приведите примеры.
См. вопрос №1 в § 4. Чистые вещества и смеси.
Тестовые задания
1. На рисунках условно изображены простые и сложные вещества. Простое вещество изображено на рисунке:
Чтобы ответить, нужно вспомнить, что простое вещество образовано одним химическим элементом, а сложное — несколькими. Таким образом, на картинке нужно найти вещество, состоящее из одинаковых частиц.
Ответ: 4
2. На рисунках условно изображены простые и сложные вещества. Сложное вещество изображено на рисунке:
Этот вопрос с подвохом, т.к. на рисунках есть смеси простых и сложных веществ. 1- простое вещество (одинаковые частицы соединены попарно), 2 — сложное вещество (разные размеры частиц), 3 и 4 — смеси простых (одинаковые частицы соединены попарно) и сложных (частицы разного размера соединены между собой) веществ.
Ответ: 2
3. На рисунках условно изображены химические соединения и смеси. Смеси показаны на рисунках:
В этом случае наша задача — найти разные типы молекул, частиц. На рисунках 1 и 2 молекулы одинаковые. А вот на рисунках 3 и 4 видно, что молекулы образованы разными частицами.
Ответ: 3 и 4.
Источник
Задача 1. «Чистые вещества и смеси»
- Закончите фразы:
- (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси __________ и может быть выражен химическ__ __________;
- (б) __________ в отличие от __________ кипит при постоянной __________.
- Какая из двух жидкостей – ацетон и молоко – представляет собой индивидуальное вещество, а какая – смесь?
- Вам надо доказать, что выбранное Вами вещество (одно из двух в п. 2) – смесь. Кратко опишите Ваши действия.
Решение
- (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси постоянен и может быть выражен химической формулой; (б) индивидуальное вещество в отличие от смеси веществ кипит при постоянной температуре.
- Ацетон – индивидуальное вещество, молоко – смесь.
- Поместим капли обеих жидкостей в микроскоп. Молоко под микроскопом будет неоднородно. Это – смесь. Ацетон под микроскопом будет однородным.
Другое возможное решение: ацетон кипит при постоянной температуре. Из молока при кипячении испаряется вода, на поверхности молока образуется плёнка – пенка. Принимаются также другие разумные доказательства.
Система оценивания:
1) По 2 балла за каждую фразу | 4 балла |
2) За правильный ответ | 2 балла |
3) За мотивировку | 4 балла |
Всего – 10 баллов |
Задача 2. «Распространённое вещество»
«Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок желудка».
- Определите вещество на основе его описания.
- Какие названия этого вещества Вам известны?
- Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники образования этого вещества.
Решение и критерии оценивания
- Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода (IV)) (4 балла). Возможный ответ – вода – считать неправильным. Вода не раздражает желудок.
- Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид (по 1 баллу за каждый ответ).
- Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков, сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков, в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа, древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.) (По одному баллу за пример, но не более 3-х баллов). Всего – 10 баллов.
Задача 3. «Атомные доли»
Состав химических соединений часто характеризуют с помощью атомных долей. Так, молекула углекислого газа CO2 состоит из одного атома C и двух атомов O, всего в молекуле три атома. Тогда атомная доля C равна 1/3, атомная доля O – 2/3.
Приведите по одному примеру веществ, в которых атомные доли составляющих их элементов равны:
- 1/2 и 1/2;
- 2/5 и 3/5;
- 1/3, 1/3 и 1/3;
- 1/6, 1/6 и 2/3;
- 1.
Решение
- Два элемента, число атомов в молекуле (формульной единице) одинаково: HCl, HgO, CO.
- Два элемента, атомов одного из них в молекуле (формульной единице) – 2, другого – 3: Al2O3, Fe2O3.
- Три элемента, всех атомов поровну: KOH, NaOH.
- Три элемента: атомов двух из них в молекуле (формульной единице) поровну, а третьего элемента в 4 раза больше: KMnO4, CuSO4.
- Любое простое вещество.
По 2 балла за каждый пункт.
Всего – 10 баллов.
Задача 4. «Вдох-выдох»
В процессе дыхания человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Содержание этих газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе приведено в таблице.
Воздух | O2 (% по объёму) | CO2 (% по объёму) |
Вдыхаемый | 21 % | 0,03 % |
Выдыхаемый | 16,5 % | 4,5 % |
Объём вдоха-выдоха – 0,5 л, частота нормального дыхания – 15 вдохов в мин.
- Сколько литров кислорода потребляет человек за час и сколько выделяет углекислого газа?
- В классе объёмом 100 м3 находятся 20 человек. Окна и двери закрыты. Каким будет объёмное содержание CO2 в воздухе после урока длительностью 45 минут? (Совершенно безопасное содержание – до 0,1 %).
Решение и критерии оценивания
1. За час человек делает 900 вдохов и через лёгкие проходит 450 л воздуха. | 1 балл |
Потребляется не весь вдыхаемый кислород, а только 21 % – 16,5 % = 4,5 % от объёма воздуха, т. е. примерно 20 л. | 2 балла |
Углекислого газа выделяется столько же, сколько израсходовано кислорода, 20 л. | 2 балла |
2. За 45 минут (3/4 часа) 1 человек выделяет 15 л CO2. | 1 балл |
20 человек выделяют 300 л CO2. | 1 балл |
Изначально в воздухе содержалось 0,03% от 100 м3, 30 л CO2, | 1 балл |
после урока стало 330 л. Содержание CO2: 330 л / (100 000 л) · 100% = 0.33 % | 2 балла |
Это содержание превышает безопасный порог, поэтому класс необходимо проветривать.
Примечание. Расчёт во втором вопросе использует ответ на первый вопрос. Если в первом вопросе получено неправильное число, но потом с ним выполнены верные действия во втором пункте, за этот пункт ставится максимальный балл, несмотря на неверный ответ.
Всего – 10 баллов.
Задача 5. «Соединения урана»
Где больше урана – в 1,2 г хлорида урана(IV) или 1,0 г оксида урана(VI)?
- Запишите формулы этих соединений.
- Ответ обоснуйте и подтвердите расчётом.
- Запишите уравнения реакций получения этих веществ из урана.
Решение
- UCl4, UO3.
- UCl4 ω(U) = 62,6 %, значит в 1,2 г этого вещества содержится 0,75 г урана UO3 ω(U) = 83,2 %, значит в 1,0 г этого вещества содержится 0,83 г урана. Больше урана содержится в 1,0 г оксида урана(VI).
- U+ 2Cl2 = UCl4; 2U + 3O2 = 2UO3
Система оценивания:
1. По 1 баллу за формулу | 2 балла |
2. По 2 балла за каждый расчёт и по 1 баллу за верный ответ с обоснованием | 6 баллов |
3. По 1 баллу за уравнение реакции | 2 балла |
Всего – 10 баллов.
Задача 6. «Пять порошков»
В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера. Цвет веществ, находящихся в стаканах, указан на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1
Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.
Номер стакана | «Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой | Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе |
1 | плавает на поверхности воды | начинает тлеть |
2 | тонет в воде | не изменяется |
3 | плавает на поверхности воды | плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом |
4 | тонет в воде | горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета |
5 | тонет в воде | постепенно чернеет |
- Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
- Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.
- Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.
Решение и критерии оценивания
1) В стакане
№ 1 находится порошок угля. Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.
№ 2 – оксид меди (II); имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.
№ 3 – сера; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.
№ 4 – красный фосфор; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).
№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).
По 0,5 балла за каждое верное определение и ещё по 0,5 балла за разумное обоснование. Всего — 5 баллов
2) Уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе:
- C + O2 = CO2
- S + O2 = SO2
- 4P + 5O2 = 2P2O5
- 2Cu + O2 = 2CuO
По 1 баллу за каждое уравнение. Всего – 4 балла
3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл.
К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.
1 балл Всего – 10 баллов
В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается.
Источник