Какие программные продукты относятся к интегрированным средам разработки

Интегри́рованная среда́ разрабо́тки, ИСP (англ. Integrated development environment IDE), также единая среда разработки, ЕСР — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Среда разработки включает в себя:

  • текстовый редактор,
  • Транслятор (компилятор и/или интерпретатор),
  • средства автоматизации сборки,
  • отладчик.

Иногда содержит также средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. ИСР обычно предназначены для нескольких языков программирования — такие как IntelliJ IDEA, NetBeans, Eclipse, Qt Creator, Geany, Embarcadero RAD Studio, Code::Blocks, Xcode или Microsoft Visual Studio, но есть и IDE для одного определённого языка программирования — как, например, Visual Basic, Delphi, Dev-C++.

Частный случай ИСР — среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность наглядного редактирования интерфейса программы.

Обзор[править | править код]

Использование ИСР для разработки программного обеспечения является прямой противоположностью способу, в котором используются несвязанные инструменты, такие как текстовый редактор, компилятор, и т. п. Интегрированные среды разработки были созданы для того, чтобы максимизировать производительность программиста благодаря тесно связанным компонентам с простыми пользовательскими интерфейсами. Это позволяет разработчику сделать меньше действий для переключения различных режимов, в отличие от дискретных программ разработки. Однако так как ИСР является сложным программным комплексом, то среда разработки сможет качественно ускорить процесс разработки ПО лишь после специального обучения. Для уменьшения барьера вхождения многие достаточно интерактивны, а для облегчения перехода с одной на другую интерфейс у одного производителя максимально близок, вплоть до использования одной ИСР.

ИСР обычно представляет собой единственную программу, в которой проводится вся разработка. Она, как правило, содержит много функций для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения. Цель интегрированной среды заключается в том, чтобы объединить различные утилиты в одном модуле, который позволит абстрагироваться от выполнения вспомогательных задач, тем самым позволяя программисту сосредоточиться на решении собственно алгоритмической задачи и избежать потерь времени при выполнении типичных технических действий (например, вызове компилятора). Таким образом, повышается производительность труда разработчика. Также считается, что тесная интеграция задач разработки может далее повысить производительность за счёт возможности введения дополнительных функций на промежуточных этапах работы. Например, ИСР позволяет проанализировать код и тем самым обеспечить мгновенную обратную связь и уведомить о синтаксических ошибках.

Большинство современных ИСР являются графическими. Но первые ИСР использовались ещё до того, как стали широко применяться операционные системы с графическим интерфейсом — они были основаны на текстовом интерфейсе с использованием функциональных и горячих клавиш для вызова различных функций (например, Turbo Pascal, созданный фирмой Borland).

История[править | править код]

Первые ИСР были созданы для работы через консоль или терминал, которые сами по себе были новинкой: до того программы создавались на бумаге, вводились в машину с помощью предварительно подготовленных бумажных носителей (перфокарт, перфолент) и т. д.

Dartmouth BASIC был первым языком, который был создан с ИСР, и был также первым, который был разработан для использования в консоли или терминале. Эта ИСР (часть Dartmouth Time Sharing System) управлялась при помощи команд, поэтому существенно отличалась от более поздних, управляемых с помощью меню и горячих клавиш, и тем более графических ИСР, распространённых в XXI веке. Однако она позволяла править исходный код, управлять файлами, компилировать, отлаживать и выполнять программы способом, принципиально подобным современным ИСР.

Maestro I — продукт от Softlab Munich, был первой в мире интегрированной средой разработки для программного обеспечения в 1975 г.[2] и, возможно, мировым лидером в этой рыночной нише в течение 1970-х и 1980-х годов. Он был установлен у 22000 программистов во всем мире. До 1989 года 6000 копий было установлено в Федеративной Республике Германия. Ныне Maestro I принадлежит истории и может быть найден разве что в Музее Информационной технологии в Арлингтоне.

Одной из первых ИСР с возможностью подключения плагинов была Softbench.

Пометки в комментариях[править | править код]

Единые среды разработки также часто поддерживают пометки в комментариях в исходном тексте программ, отмечающие места, требующие внимания в будущем или предполагающие внесение изменений в дальнейшем, такие как TODO, FIXME и т. п.[3][4]

См. также[править | править код]

  • Сравнение интегрированных сред разработки
  • Редактор исходного кода

Примечания[править | править код]

Источник

Программисты предпочитают использовать интегрированную среду разработки (Integrated Development Environment — IDE), объединяющую этапы программирования, компиляции и компоновки в пределах единого пользовательского интерфейса, предоставляющего также средства отладки, облегчающие обнаружение ошибок и устранение проблем.

Наиболее используемыми IDE: QT Creator, Dev C++, Microsoft Visual C++, CodeLite, NetBeans, Eclipse, Xcode и др. Большинство сред разработки на языке C++ способны компилировать программы на обоих языках, C и C++.

Рассмотрим наиболее популярные IDE:

1) Visual Studio.

Это известная среда разработки от компании Microsoft. Эта серия программного обеспечения включает в себя множество инструментов для тестирования совместимости, так что вы можете увидеть, как ваши приложения работают на более чем 300 устройств и браузеров. Благодаря своей гибкости Visual Studio является отличным инструментом как для студентов, так и для профессионалов.

Читайте также:  Какие продукты есть для увеличения массы

Поддерживаемые языки: ASP.NET, DHTML, JavaScript, JScript, Visual Basic, Visual C#, Visual C++, Visual F#, XAML и более

Примечательная особенность:

  • Массивная библиотека расширений, которая постоянно растет;
  • Технология IntelliSense;
  • Настраиваемая панель мониторинга и закрепляемые окна;
  • Простой рабочий процесс и иерархия файлов;
  • Аналитика для мониторинга производительности в режиме реального времени;
  • Средства автоматизации;
  • Простой рефакторинг и вставка фрагментов кода;
  • Поддержка разделенного экрана;
  • Список ошибок, который позволяет отлаживать при построении;
  • Проверка утверждения при развертывании приложений с помощью ClickOnce, установщика Windows или мастера публикации.

Недостатки: поскольку Visual Studio – это тяжеловесная среда IDE, она требует значительных ресурсов для открытия и запуска, поэтому выполнение простых изменений может занять много времени на некоторых устройствах. Для более простой задачи может быть проще использовать легкий редактор.

2) CLion (произносится как “морской лев”)

Это интегрированная кросс платформенная среда разработки C и C++, которая используется для разработки или тестирования C++ с помощью набора инструментов Cygwin. Он предназначен для macOS, Linux и Windows, интегрированных с системой сборки CMake. Наряду с C++ и C, CLion поддерживает другие языки, такие как Kotlin, Python, Rust и т. д., напрямую или с помощью плагинов.

Особенности:

  • Легко запускать новые проекты и добавлять файлы в один клик.
  • Проанализирует контекст вашего проекта и сделает кодирование быстрее.
  • Позволяет легко перейти к символу, файлу или классу.
  • CLion генерирует код для вас и избавляет вас от ненужного набора текста.

3) Eclipse

Это бесплатный и гибкий редактор с открытым исходным кодом, полезный как для новичков, так и для профессионалов. Первоначально среда Java, Eclipse теперь имеет широкий спектр возможностей благодаря большому количеству плагинов и расширений. В дополнение к инструментам отладки и поддержке Git/CVS, стандартная версия Eclipse поставляется с инструментами разработки Java и плагинов. Если этого недостаточно для вас, есть много других пакетов на выбор, которые включают инструменты для построения диаграмм, моделирования, отчетности, тестирования и построения графических интерфейсов. Клиент Eclipse Marketplace предоставляет пользователям доступ к сокровищнице плагинов и информации, предоставляемой расширяющимся сообществом разработчиков.

Поддерживаемые языки: C, C++, Java, Perl, PHP, Python, Ruby и многое другое

Примечательная особенность:

  • Множество пакетных решений, обеспечивающих поддержку нескольких языков;
  • Усовершенствования Java IDE, такие как иерархические представления вложенных проектов с настраиваемыми перспективами;
  • Интерфейс, ориентированный на задачи, включая уведомления в системном трее;
  • Автоматическая отчетность об ошибках;
  • Варианты оснастки для проектов JEE;
  • Интеграция JUnit;

Недостатки: в то время как Eclipse является очень универсальным программным обеспечением, многие варианты могут быть пугающими для новичков.

4) Qt Creator

Это кросс-платформенная интегрированная среда разработки (IDE)для разработки и отладки приложений C++ с использованием пакета SDK Qt GUI Application Development Framework, входящего в состав пакета SDK. Программное обеспечение имеет бесплатную лицензию LGPL и работает на Windows, OS X, Linux и BSD.

Qt Creator поставляется с редактором кода, визуальным отладчиком, дизайнером форм и инструментом компоновки GUI. Редактор поддерживает такие функции, как автозавершение и подсветка синтаксиса.

Плюсы Qt Creator:

  • Элегантный и отзывчивый интерфейс, разработанный для опытных программистов;
  • Поставляется со встроенным инструментом GUI, который не требует кодирования;
  • Поддерживает рабочие процессы CMake и non-IDE;
  • Большое сообщество пользователей и качественная документация;

5) DEV C++

Это бесплатная интегрированная среда разработки приложений для языков программирования C/C++. В дистрибутив входит компилятор MinGW.

  • Удобный редактор с подсветкой синтаксиса, нумерацией строк, автоотступами и т.д.;
  • Возможность автозавершения кода для удобства работы и повышения производительности;
  • Заготовки кода и шаблоны для вставки;
  • Использование закладок в редакторе для быстрого перемещения по коду;
  • Экспорт исходных файлов или целого проекта в HTML или RTF для публикации исходных кодов на своём веб сайте;
  • Встроенный менеджер проектов;
  • Импорт проектов из MS Visual C++;
  • Возможность настройки ассоциации файлов по расширению – c, cpp, h и т.д;
  • В навигаторе классов два варианта обзора – просмотр функций, классов и их членов как для всего проекта, так и для текущего редактируемого файла;
  • Гибкая настройка рабочей среды, редактора и компилятора, большое количество различных опций;
  • Используется Mingw GCC компилятор, может работать с любым компилятором GCC;
  • Воможность отладки проекта – встроенный дебаггер GDB;
  • Возможна работа с CVS (скачивается отдельно);

6) Code::Blocks

Это бесплатная C и C++ IDE с открытым исходным кодом, приложение расширяемое, полностью настраивается и может работать на нескольких платформах.

Это программное обеспечение разработано для Windows, Linux, FreeBSD и Mac OS X. Оно создано с использованием плагинов и может быть расширено путём установки или создания дополнительных компонентов.

Особенности CodeBlocks:

  • Программа имеет WYSIWYG-редактор для библиотеки wxWidgets для разработки графического интерфейса пользователя (GUI).
  • Поддержка нескольких компиляторов: MinGW/GCC C/C++, Microsoft Visual C++, Borland C++ и др.
  • Настраиваемый и расширяемый пользовательский интерфейс с поддержкой вкладок, с подсветкой синтаксиса, сворачиванием блоков кода, авто-завершением кода, интеллектуальными отступами и браузером классов.
  • Имеется быстрая система сборки и используются рабочие пространства для объединения нескольких проектов.
  • Code::Blocks имеет расширенную функциональность для отладки и поддерживает GNU GDB и MS CDB.
  • Кроме того, у программы есть полная поддержка точек остановки (breakpoints), отображение стека вызовов, дизассемблер, настраиваемый дамп памяти и отображение информации профайлера (GNU Profiler).
  • IDE совместима с MSVC и Dev-C++, может импортировать проекты и рабочие пространства.

Надеюсь, вам понравился данный обзор. Подписывайтесь и ставьте лаки. Со временем будут добавляться новые и интересные статьи.

Источник

Интегрированная среда разработки, ИСР (англ. IDE, Integrated Development Environment или Integrated Debugging Environment) — система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Читайте также:  Какие продукты можно при прыщах

Обычно среда разработки включает в себя:

  • текстовый редактор;
  • компилятор и / или интерпретатор;
  • средства автоматизации сборки;
  • отладчик.

Иногда содержит также средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. Хотя и существуют ИСР, предназначенные для нескольких языков программирования — такие, как Eclipse, NetBeans, Embarcadero RAD Studio, Qt Creator или Microsoft Visual Studio, но обычно ИСР предназначается для одного определённого языка программирования – как, например, Visual Basic, PureBasic, Delphi, Dev-C++.

Частный случай ИСР, их эволюционное развитие — среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы.

Интегрированные среды разработки были созданы для того, чтобы максимизировать производительность программиста благодаря тесно связанным компонентам с простыми пользовательскими интерфейсами. Это позволит разработчику делать меньше действий для переключения различных режимов, в отличие от дискретных программ разработки. Однако, так как IDE является сложным программным комплексом, то лишь после долгого процесса обучения среда разработки сможет качественно ускорить процесс разработки ПО.

Обычно IDE ориентирована на определенный язык программирования, предоставляя набор функций, который наиболее близко соответствует парадигмам этого языка программирования. Однако, есть некоторые IDE с поддержкой нескольких языков, такие как Eclipse, ActiveState Komodo, последние версии NetBeans, Microsoft Visual Studio, WinDev и Xcode.

IDE обычно представляет из себя единственную программу, в которой проводилась вся разработка. Она обычно содержит много функций для создания, изменения, компилирования, развертывания и отладки программного обеспечения. Цель среды разработки заключается в том, чтобы абстрагировать конфигурацию, необходимую, чтобы объединить утилиты командной строки в одном модуле, который позволит уменьшить время, чтобы изучить язык, и повысить производительность разработчика. Также считается, что трудная интеграция задач разработки может далее повысить производительность. Например, IDE позволяет проанализировать код и тем самым обеспечить мгновенную обратную связь и уведомить о синтаксических ошибках. В то время как большинство современных IDE являются графическими, они использовались еще до того, как появились системы управления окнами (которые реализованы в Microsoft Windows или X11 для *nix-систем). Они были основаны на тексте, используя функциональные клавиши или горячие клавиши, чтобы выполнить различные задачи (например, Turbo Pascal). Использование IDE для разработки программного обеспечения является прямой противоположностью способа, в котором используются несвязанные инструменты, такие как vi (текстовый редактор), GCC (компилятор), и т.п.

Интегрированные среды разработки также часто поддерживают пометки в комментариях в исходном тексте программ, отмечающие места, требующие дальнейшего внимания или предполагающие внесение изменений, такие как TODO. В дальнейшем эти пометки могут выделяться редакторами (напр. vim, emacs, встроенный редактор Visual Studio) или использоваться для организации совместной работы с построением тегов и задач (например, в IntelliJ). Использование комментариев с TODO так же является стандартом оформления кода на Object Pascal, Delphi. Microsoft в руководстве по Visual Studio рекомендует использовать тег TODO (наравне с HACK, UNDONE) для следующих пометок:

  • добавление новых функций;
  • известных проблем, которые нужно устранить;
  • предполагаемых к реализации классов;
  • мест размещения кода обработчиков ошибок;
  • напоминаний о необходимости переработки участка кода.

Обычно интегрированная среда разработки – это совокупность программных средств, поддерживающая все этапы разработки программного обеспечения от написания исходного текста программы до ее компиляции и отладки, и обеспечивающая простое и быстрое взаимодействие с другими инструментальными средствами (программным отладчиком-симулятором, внутрисхемным эмулятором, эмулятором ПЗУ и программатором).

Строго говоря, интегрированные среды разработки не относятся к числу средств отладки. Отладка – лишь одно из свойств интегрированных сред, которые представляют собой основу любой визуальной среды разработки или RAD-среды.

При традиционном подходе, начальный этап написания программы строится следующим образом:

  1. Исходный текст набирается при помощи какого-либо текстового редактора.
  2. По завершении набора, работа с текстовым редактором прекращается и запускается кросс компилятор.
  3. Как правило, вновь написанная программа содержит синтаксические ошибки, и компилятор сообщает о них на консоль оператора.
  4. Вновь запускается текстовый редактор, и оператор должен найти и устранить выявленные ошибки, при этом сообщения о характере ошибок выведенные компилятором уже не видны, так как экран занят текстовым редактором.

И этот цикл может повторяться не один раз. Если программа имеет большой объем, собирается из различных частей, и подвергается длительному редактированию или модернизации, то даже этот начальный этап может потребовать много сил и времени. После этого наступает этап отладки программы и к редактору с компилятором добавляется эмулятор или симулятор, за работой которого хотелось бы следить прямо по тексту программы в текстовом редакторе.

Читайте также:  Какие продукты крепят кормящей маме

Интегрированные среды (оболочки) разработки (Integrated Development Environment, IDE) позволяют избежать большого объема однообразных действий и тем самым существенно повысить эффективность процесса разработки и отладки позволяют, то есть они являются RAD-средами различной степени автоматизации процесса программирования.

Работа в интегрированной среде дает программисту:

  • Возможность использования встроенного многофайлового текстового редактора, специально ориентированного на работу с исходными текстами программ;
  • Иметь автоматическую диагностику выявленных при компиляции ошибок, когда исходный текст программы, доступный редактированию, выводится одновременно с диагностикой в многооконном режиме;
  • Возможность параллельной работы над несколькими проектами. Менеджер проектов позволяет использовать любой проект в качестве шаблона для вновь создаваемого проекта;
  • Минимум перекомпиляции. Ей подвергаются только редактировавшиеся модули;
  • Возможность загрузки отлаживаемой программы в имеющиеся средства отладки, и возможность работы с ними без выхода из оболочки;
  • Возможность подключения к оболочке практически любых программных средств.

В последнее время, функции интегрированных сред разработки становятся стандартной принадлежностью программных интерфейсов эмуляторов и отладчиков-симуляторов.

Подобные функциональные возможности, в сочетании с дружественным интерфейсом, в состоянии существенно увеличить скорость разработки программ, особенно для микроконтроллеров и процессоров цифровой обработки сигналов, являющихся очень трудоемкими и труднообозримыми процессами.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СРЕД

ActiveState Komodo

Anjuta

Aptana Studio

AVR Studio

Axure RP

BlueJ

Borland C++

C++ Builder

Cloud9

Code Composer Studio

Code::Blocks

CodeLite

Codelobster

CodeWarrior

Delphi (среда разработки)

Delphi for PHP

Delphi Sources

Digital Visual Fortran

DJGPP

EASy68K

Eclipse (среда разработки)

Embarcadero RAD Studio

Eric

Flash Develop

FreeBASIC

Fresh (IDE)

Game Maker

Geany

GNU toolchain

HaiQ

HiAsm

IBM Lotus Domino Designer

IBM VisualAge

IntelliJ IDEA

ISaGRAF

JBuilder

JDeveloper

JetBrains MPS

KDevelop

Kuzya

Kylix

Lazarus

Microsoft QuickC

Microsoft Robotics Developer Studio

Microsoft Small Basic

Microsoft Visual Studio

Microsoft Visual Studio Express

MIDletPascal

MonoDevelop

MSE (среда визуального программирования)

NetBeans

Open Cobalt

Open Watcom

Oracle Solaris Studio

PascalABC.NET

Pelles C

PHP Development Tools

PHP Expert Editor

PocketStudio

Portable.NET

PowerBASIC

PowerBuilder

PureBasic

PyScripter

QDevelop

Qt Creator

Quanta Plus

QuickPascal

Rational Software Architect

RPG Maker

SharpDevelop

Stardust (движок)

THINK C

Turbo C

Turbo Pascal

Ultimate++

Visible Pascal

Visual Prolog

Visual Studio LightSwitch

WebLogic

WinAsm Studio

WxDev-C++

Xcode

Zend Studio

Литература

Книги

  1. В.В.Корнеев, А.И.Киселев Современные микропроцессоры.- М.: НОЛИДЖ, 1998
  2. Ю.В.Новиков, О.А.Калашников, С.Э.Гуляев Разработка устройств сопряжения для персональных компьютеров типа IBM PC. Под общей редакцией Ю.В.Новикова. Практ. пособие. – М.: ЭКОМ., 1997
  3. Микропроцессорные ситемы и микроЭВМ в измерительной технике: Учеб. пособие для вузов/ А.Г.Филиппов, А.М.Аужбикович, В.М.Немчинов и др.- М.: Энергоатомиздат, 1995.
  4. Б.М.Каган, В.В.Сташин Основы проектирования микропроцессорых устройств автоматики.- М.: Энергоатомиздат, 1987
  5. Г.Науман,В.Майлинг, А.Щербина Стандартные интерфейсы для измерительной техники: пер. с нем.- М.: Мир,1982.
  6. Казаченко В.Ф. Микроконтроллеры: Руководство по применению 16-разрядных микроконтроллеров INTEL MCS-196/296 во встроенных системах управления. – М.: Издательство Эком, 1997.

Ресурсы Internet

Страница разработчика отечественного нейропроцессора NeuroMatrix – https://www.module.ru/runews/, https://www.module.ru/runews/

Описание отечественного нейропроцессора NeuroMatrix – https://www.module.ru/ruproducts/nm6403core.html

Chip news Инженерная микроэлектроника https://chipnews.gaw.ru/

Рынок микроэлектроники https://www.gaw.ru/

Фирма Телесистемы https://www.ts.aha.ru/

Atmel в России

https://atmel.argussoft.ru/

Знаете ли Вы, что только в 1990-х доплеровские измерения радиотелескопами показали скорость Маринова для CMB (космического микроволнового излучения), которую он открыл в 1974. Естественно, о Маринове никто не хотел вспоминать. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА

Рыцари теории эфира

 22.11.2020 – 18:34: ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – Theorizing and Mathematical Design -> ФУТУРОЛОГИЯ – прогнозы на будущее – Карим_Хайдаров.
22.11.2020 – 18:33: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ – Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Владимира Николаевича Боглаева – Карим_Хайдаров.
22.11.2020 – 17:42: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА – War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма – Карим_Хайдаров.
22.11.2020 – 17:42: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ – Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Пламена Паскова – Карим_Хайдаров.
22.11.2020 – 17:15: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ – Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Александра Флоридского – Карим_Хайдаров.
22.11.2020 – 16:31: СОВЕСТЬ – Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 23:42: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ – Economy and Finances -> КОЛЛАПС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 23:41: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА – War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 21:05: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ – Economy and Finances -> ПРОБЛЕМА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 21:04: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ – Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от проф. В.Ю. Катасонова – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 18:56: ЭКОЛОГИЯ – Ecology -> Биологическая безопасность населения – Карим_Хайдаров.
21.11.2020 – 18:49: ЭКОЛОГИЯ – Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ – Карим_Хайдаров.

Источник