Какие продукты регулирует государство
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 1995 г. N 239
Список изменяющих документов |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.02.1996 N 131,
от 31.07.1996 N 915, от 30.06.1997 N 773, от 30.07.1998 N 865,
от 06.02.2001 N 88, от 16.06.2001 N 467, от 20.08.2001 N 593,
от 02.04.2002 N 226, от 12.12.2004 N 769, от 28.12.2007 N 935,
от 09.02.2008 N 59, от 23.04.2008 N 293, от 08.08.2009 N 654,
от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 16.04.2012 N 323,
от 09.03.2013 N 199, от 19.06.2014 N 566, от 28.01.2015 N 63,
с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ
от 30.07.2002 N КАС 02-381)
Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, добытый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения (кроме газа, реализуемого публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации, либо организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта, а также природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации, поставляемого потребителям, не относящимся к категории “население”), а также реализуемый акционерными обществами “Якутгазпром”, “Норильскгазпром”, “Роснефть – Сахалинморнефтегаз”.
(см. текст в предыдущей редакции)
Продукция ядерно-топливного цикла
Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам
(см. текст в предыдущей редакции)
Продукция оборонного назначения
Алмазное сырье, драгоценные камни
(см. текст в предыдущей редакции)
Протезно-ортопедические изделия
Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте
Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)
Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2010 N 522, от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути
(см. текст в предыдущей редакции)
Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов
Абзац исключен. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522
(см. текст в предыдущей редакции)
Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации
(см. текст в предыдущей редакции)
Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации
Абзац исключен с 1 января 2008 года. – Постановление Правительства РФ от 28.12.2007 N 935
(см. текст в предыдущей редакции)
Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Источник
Социально значимые продукты – те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.
Как формируется перечень?
Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.
Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.
Социально значимые продукты: список
На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.
№ | Наименование | Характеристика |
1 | Говядина | Кроме бескостного мяса |
2 | Свинина | |
3 | Баранина | |
4 | Курятина | За исключением обработанного мяса и окороков |
5 | Замороженная рыба | Неразделанная |
6 | Молоко | Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5% |
7 | Масло сливочное | Жирностью до 72,5% |
8 | Масло подсолнечное | – |
9 | Чай | Черный байховый |
10 | Мука | Только пшеничная |
11 | Хлеб ржаной | Без пищевых добавок и прочих примесей |
12 | Хлеб пшеничный | |
13 | Яйца | Первой категории |
14 | Сахар | Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде |
15 | Соль | Каменная поваренная |
16 | Рис | Шлифованный круглый |
17 | Пшено | – |
18 | Крупа гречневая | |
19 | Вермишель | Без пищевых добавок и прочих примесей |
20 | Картофель | – |
21 | Капуста | Белокочанная |
22 | Морковь | – |
23 | Лук | Репчатый |
24 | Яблоки | Отечественных сортов |
Грядущие изменения
Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.
Цены на социально значимые продукты
Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, – цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.
№ | Наименование | Количество | Цена (в российских рублях) | ||
Минимум | Средняя | Максимум | |||
1 | Говядина | 1 кг | 250 | 285 | 320 |
2 | Свинина | 190 | 245 | 300 | |
3 | Курятина | 112 | 122,74 | 141 | |
4 | Замороженная рыба | 42,6 | 68,43 | 82,8 | |
5 | Молоко | 1 л | 27 | 32,87 | 39,5 |
6 | Масло сливочное | 1 кг | 266,6 | 337,63 | 444,8 |
7 | Масло подсолнечное | 1 л | 63 | 77,29 | 86 |
8 | Чай | 200 г | 51,4 | 64,7 | 72 |
9 | Мука | 1 кг | 18,1 | 23,73 | 26,6 |
10 | Хлеб ржаной | 1 шт. | 20,1 | 22,77 | 25,5 |
11 | Хлеб пшеничный | 15 | 16,21 | 19,8 | |
12 | Яйца | 10 шт. | 41 | 49,78 | 53,9 |
13 | Сахар | 1 кг | 43 | 49,6 | 54 |
14 | Соль | 7,6 | 9 | 8,47 | |
15 | Рис | 0,8 кг | 36 | 40,67 | 48 |
16 | Крупа гречневая | 49,9 | 52,83 | 56,1 | |
17 | Вермишель | 1 кг | 28 | 35,63 | 42,5 |
18 | Картофель | 10,6 | 13,3 | 17 | |
19 | Капуста | 9,5 | 12,82 | 16 | |
20 | Морковь | 13,2 | 14,98 | 17,4 | |
21 | Лук | 14,9 | 17,36 | 19,9 | |
22 | Яблоки | 59,9 | 70,56 | 96 |
Немного о ценообразовании
Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.
Перспективные решения
Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.
Исходя из законопроекта “Об основах государственного регулирования торговой деятельности”, можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.
Другие возможные ограничения
Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”. В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.
Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.
Мнение предпринимателей
Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.
Общественное мнение
Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах – 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте “Российская общественная инициатива” было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.
Продавец | Базовая цена | Максимальная наценка |
Производитель первичного сырья | Себестоимость производства | 40% |
Переработчик | Отпускная цена производителя сырья | 15% |
Организация оптовой торговли | Отпускная цена производителя товара | 10% |
Организация розничной торговли | Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика | 15% |
Организация общественного питания |
Основная проблема
Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.
Непродовольственные товары
Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:
- туалетное мыло;
- хозяйственное мыло;
- синтетические моющие средства;
- зубную пасту;
- зубные щетки;
- бритвенные принадлежности;
- канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
- швейные принадлежности (нити и игла);
- осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
- постельное белье;
- нижнее белье.
Негативные тенденции
Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:
- покупка некачественных и контрафактных товаров;
- замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
- стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.
Заключение
На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.
Источник
Впервые за двадцать лет у федеральной власти появится возможность корректировать стоимость социально значимых продуктов. Это право ей дал закон о торговле, вступивший в силу в этом году.
Одновременно идет подготовка поправок в Кодекс об административных правонарушениях в РФ, которые определят размеры штрафов за нарушения правил торговли. В Федеральной антимонопольной службе “РГ” сообщили, что окончательная версия поправок будет готова не ранее чем через две недели.
О списках “поднадзорных” товаров, напомним, дискуссии шли четыре месяца. Теперь их утверждение вышло на финишную прямую. После одобрения мин юстом они поступят в правительство, которое выпустит специальное постановление.
По словам заместителя главы минпромторга Андрея Дементьева, утверждение списков создаст эффективный механизм мониторинга цен на товары, сильное изменение стоимости которых является критической для наименее незащищенных слоев граждан.
Списков два. В первом – 24 продукта, цены на которые правительство сможет временно “заморозить”, если они в каком-то регионе в течение месяца вырастут на 30 процентов и более.
В этот перечень вошли говядина, свинина, баранина, куры (за исключением куриных окорочков), подсолнечное и сливочное масло, черный чай, вермишель, капуста, яблоки и прочее. Как рассказали “РГ” в минпромторге, в первоначальном варианте было 33 товара. В ходе обсуждения из него выбросили сыр, творог, маргарин, селедку, сметану, печенье, карамель, горох, свежие огурцы и перец горошком. Зато включили незаслуженно забытую поначалу гречку. В минпромторге подчеркнули, что итоговые 24 продукта входят в минимальную продовольственную корзину и содержат все необходимые для человека “минеральные вещества и витамины”. Именно этими двумя критериями и определено окончательное “меню” первого списка.
Контролировать цены поручено Федеральной службе государственной статистики и министерству экономического развития. Росстат ежемесячно будет мониторить данные о средних розничных ценах на социально значимые продукты. И до 15-го числа каждого месяца направлять информацию в минэкономразвития. Если на какие-либо товары из списка будет зафиксирован рост потребительских цен сверх установленной нормы, то мин экономразвития должно в течение пяти дней со дня поступления информации определиться с целесообразностью “замораживания” цен и установлением их возможного “потолка”. И по каждому случаю предусмотрен выпуск отдельного постановления правительства. В документе будет указан точный срок, на который распространяется ценовое ограничение.
Во втором перечне – всего четыре позиции. Это куры, пастеризованное молоко 2,5-3,2 процента жирности, ржаной, ржано-пшеничный простой хлеб, а также хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности не более десяти дней. При приобретении их торговыми сетями у поставщиков запрещается взимать так называемое “вознаграждение за объем”, то есть бонус за массовые продажи.
Есть и еще один важный аспект: до 1 августа торговые предприятия и их поставщики обязаны привести свои договоры в соответствие с законом об основах госрегулирования торговой деятельности. В последний рабочий день прошлой недели состоялось заседание экспертного совета Федеральной антимонопольной службы, на котором бизнес и власть выверяли, например, что считать понуждением к заключению договора и навязыванием его условий, а что – нормальным переговорным процессом. Но дело в том, что пока второй перечень не будет официально утвержден постановлением правительства, переписать договоры не удастся.
Впрочем, списки минпромторга – не единственный подзаконный акт, который необходим для того, чтобы нормы закона об основах госрегулирования торговли работали. Сейчас основная борьба развивается вокруг поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Они определят размеры штрафов за незаконные бонусы, которыми сети облагают поставщиков, а также за сокрытие информации о правилах выбора контрагентов. Разработать законопроект было поручено ФАС, которая предлагает штрафовать по фиксированной ставке 0,7-1 миллион рублей. Однако группа депутатов Госдумы внесла предложение брать штраф до 0,5 миллиона рублей за первичное нарушение и переходить к взиманию процента с оборота при повторных нарушениях. В этом случае наказание может составить от 0,3 до 3 процентов от выручки торговой сети. Депутаты руководствуются тем, что для кого-то фиксированная ставка может оказаться разорительной, а кто-то легко ее заплатит, что называется, из кармана. В минпромторге “РГ” сказали, что бизнес “голосует” за проект антимонопольщиков, так как оборотные штрафы не позволяют четко определить их размеры. Депутаты же убеждены, что это мнение крупных торговых компаний, а мелкие торговцы и поставщики выступают как раз за “оборотные” штрафы. Дискуссия продолжается, но в ФАС уверены, она уже близка к завершению.
Список N 1
социально значимых продовольственных товаров:
говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, сливочное и подсолнечное масло, цельное пастеризованное молоко 2,5-3,2% жирности, яйца куриные, сахар-песок, соль, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Список N 2
социально значимых продовольственных товаров:
тушки кур и цыплят первого, второго сорта, молоко питьевое и напиток молочный, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, а также хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
Источник: “Российская газета”
Источник