Какие продукты продает россия украине
Торговцы продуктами на Украине бьют тревогу — такая обыденная овощная культура, как лук, в этой стране все больше импортная. Причем поступает она главным образом из «страны-агрессора» — России. При ближайшем рассмотрении, однако, легко обнаружить, что ряд других базовых продуктов питания Украина тоже получает в основном из России. Как же такое произошло?
Еще в начале 90-х годов, когда СССР уже распадался, но еще не был формально ликвидирован, пропаганда на Украине активно спекулировала на теме «Мы кормим Россию». Широкое хождение имела вот такая листовка, где заботливо перечислялось, сколько и чего на душу населения Украинская ССР производит: зерно, мясо, молоко, картофель, сахар. Тут же, для сравнения, — европейские страны. Ну и зарплаты, конечно. «Куда же это все девается», как бы спрашивает листовка, предлагая украинцу догадаться: «Ну конечно же в Россию! Она все наше сало съела, а мы тут бедствуем».
Совсем скоро Украина и украинцы получили все возможности показать, как они могут накормить себя и Европу. Получаться стало не сразу, но уже в 2016 году тогдашний посол США на Украине подкинул им идею аграрной сверхдержавы (подкинул для противодействия зерновому пулу России и Казахстана, но это уже частности).
И дело пошло. В 2019 году на Украине собрали рекордный урожай зерновых — более 74 млн тонн. Экспорт украинского зерна в 2018/2019 маркетинговом году вплотную подобрался к 50 млн тонн, а в 2019/2020 (на 1 апреля) — 46 млн Т.е., даже несмотря на эпидемию, карантин и меры к ограничению экспорта продовольствия, предпринимаемые в т.ч. и Украиной, есть шансы перекрыть прошлогодний показатель. Для сравнения: в УССР рекордным считался урожай в 50 млн тонн.
Разучились выращивать лук и картошку
Но, как это довольно часто бывает с Украиной, что-то пошло не так. Первым серьезным звоночком стала луковая паника в январе-феврале 2019 года. Своего посеяли мало, в Нидерландах (европейский лидер по его выращиванию) случился неурожай — в итоге в январе-феврале 2019 года Украина импортировала порядка 35 тыс. тонн лука (в 62 раза больше, чем в январе-феврале 2018-го). И не только лук.
«В сезоне 2018/19 годов (август-июль) импорт овощей на Украину существенно превысил предыдущий рекорд, который держался девять лет — с сезона 2009/10 годов. Тогда импорт овощей в страну за сезон впервые превысил 200 тыс. тонн и составил 208,5 тыс. тонн… в прошлом сезоне он превысил предыдущий рекорд сразу на 27% и достиг 264,1 тыс. тонн», — сообщала тогда аналитическая платформа EastFruit.
Уже тогда появились сообщения о том, что существенная доля импорта приходится на российские овощи. К примеру экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Андрей Ярмак, оценивая тогда возможные объемы импорта и стоимость картофеля на украинском рынке, отмечал, что «…урожай картофеля в Беларуси, Польше и России очень хороший, а цены в среднем в 2-3 раза ниже, чем в Украине». Так оно и случилось.
С июня по декабрь 2019 года на Украину ввезли 231 тыс. тонн картофеля (в 506 раз больше, чем за тот же период 2018 года и в 2800 раз больше, чем за июнь-декабрь 2017-го).
Но на Украине больше огорчились не этому, а тому, что картошка-то — российская. Правда, оценить объемы такого импорта затруднились даже аналитики Украинской плодоовощной ассоциации, сетуя на то, что российский картофель на Украину ввозят под видом белорусского. Да и прямыми поставками везут — это не запрещено: «Сейчас цены на картофель на Украине выше, чем в Польше в среднем на 10 центов США за кг, и выше, чем в России — на 20 центов США за кг, то есть более чем в два раза», — цитировал их в ноябре прошлого года телеканал ТСН. «…почти половину украинского рынка картофеля за сентябрь-декабрь 2019 года отобрали у них [украинских фермеров — прим. ВЗГЛЯД] Россия и Беларусь», — подводил итоги Ярмак уже в январе 2020-го.
Начинали с лука, к нему и возвращаемся, поскольку в этом году ажиотаж повторяется. Правда, в этот раз на него наверняка повлияла и пандемия, нарушившая цепочки поставок в глобальном масштабе. Однако динамика импорта картофеля говорит нам о том, что высокий спрос на лук на Украине был бы и без вируса.
Лук, конечно же, снова российский, подтверждают в EastFruit. И нидерландский, конечно, но Нидерланды-то УССР не кормила. Правда, конкретные объемы не приводят (или не хотят приводить) даже отраслевые аналитики. Но тут дело такое: из-за мелких партий скандала никто бы не поднимал. Если же обратиться к данным Укрстата, то импорт овощей в январе 2020 года (наиболее свежая информация) достиг 24,5 млн долл (+71,8% к январю 2019). Хотя Украина и в прошлом году активно импортировала овощи (на 212 млн долл или в 2 раза больше, чем в 2018-м).
«…к российскому луку есть немало претензий по качеству, поэтому я не думаю, что поставки лука из России будут очень масштабными, потому что можно купить качественный лук по той же или даже более низкой цене в Нидерландах или Польше», — отмечает Ярмак и указывает, что можно купить в Узбекистане и Казахстане — даже дешевле. Можно-то можно, но только не теперь, когда на западной границе Украины грузовики стоят в очередях сотнями. А из Средней Азии еще попробуй довези через 2 границы. Зато из России (Белоруссии) — запросто. Если из России в январе импорт сократился до 418 млн долл (-31% к январю 2019), то из Белоруссии — вырос до 244 млн долл (+12%).
Сало тоже русское
Украина ввозит из России не только овощи, но и мясо. Стихотворение Михалкова («…а сало русское едят!») оказалось пророческим: только в феврале 2020 года Украина ввезла свинины из РФ на 4,5 млн долл (2700 тонн). Для сравнения: в феврале прошлого импорт из РФ тоже был, но только 1700 тонн. «В последние месяцы Украина активно закупала свинину из России, так как в 2019 году поголовье свиней в этой стране было самым низким за десять лет», — объясняет этот рост «Центр Агроаналитики» Минсельхоза России. Статистика это подтверждает. В 2018-м на Украину из России ввезли 21,8 тыс. тонн свинины, а в 2019-м — уже 26,7 тыс. тонн.
Российский сахар Украина тоже импортирует — 56,4 тыс. тонн в 2019/20 м.г. Что и неудивительно: по оценке ассоциации «Укрцукор» в этом м.г. производство сахара упало до 1,1-1,2 млн тонн, что примерно на треть меньше, чем в 2018/19 м.г. Падение, к слову, не критичное. 1,1-1,2 млн тонн — это примерно и есть собственное годовое потребление Украины. Но все равно везут. Причина та же, что и с картофелем: цена. Кстати, как и с картофелем, поставки на деле могут оказаться больше за счет транзита через Белоруссию, куда отправилось еще 40 тыс. тонн. Немного многовато, учитывая, что там-то, в отличие от Украины, наоборот перепроизводство сахара.
Импорт свинины в Белоруссию, к слову, в прошлом году тоже загадочным образом вырос с 8 (2018) до 18 тыс. тонн. Т.е. это уже типовая схема и оценивая импорт того или иного продукта на Украину из РФ, нужно всегда смотреть и на Белоруссию. Наверняка до половины российского импорта в белоруссию в Синеокой не задерживается — и идет дальше на Украину.
Украина давно и даже небезуспешно пытается пробиться на европейский рынок куриного мяса. Казалось бы — уж курятины-то на Украине должно хватать своей. Но нет: тоже импортировано 51,4 тыс. тонн в 2018 году и 43 тыс. тонн в 2019-м.
Баланс в плюсе, но есть нюанс
Тут можно было бы сказать: «Ну и что? Украина ежегодно зарабатывает на экспорте продовольствия миллиарды долларов (22 млрд в 2019 году). Торговый баланс по продовольствию все равно в их пользу».
Немного не так. «В их» — это если мы говорим о цифрах и доходах экспортеров. А вот население все чаще оказывается в проигрыше. Дисбалансы оборачиваются для населения серьезными скачками цен. Средняя цена того же лука в рознице во время паники 2019 года доходила до 100-110 рублей/кг. Не крымского, не стерлинга и не шалотта — обычного репчатого. И держалась в таких пределах недели 2-3.
Практически все крупные украинские агрохолдинги работают с оглядкой на экспорт, выращивая зерно, масличные — то, что можно легко и быстро продать.
Внутренний рынок им не интересен. Вспоминают о нем лишь в периоды резких колебаний котировок на товарных биржах — поднимая цены до уровня мировых.
Все эти проблемы на Украине будут нарастать — одновременно с увеличением доли российского мяса и овощей в импорте. Достаточно вспомнить, что еще пару лет назад мощности зерновой перевалки в портах Украины (построенные и строящиеся) превышали 90 млн тонн. К тому же вот только недавно Верховная Рада наконец-то приняла многострадальный закон о рынке с/х земли, что ускорит переход земли под контроль агрохолдингов, заточенных на экспорт.
Процессы эти, конечно, не быстрые, за год-два глобальные сдвиги не случатся. Но к вкусу российской картошки и лука украинцам стоит привыкать уже сейчас. А то уж совсем анекдот получился: после стольких лет рассказов «Мы кормим Россию» оказалось, что все с точностью до наоборот.
Источник
Доля России в украинском экспорте достигла 9%, и мы по-прежнему остаемся крупнейшим покупателем украинской продукции. «Несомненно, это меньше довоенных показателей, когда поставки к северному соседу находились на уровне 20 процентов нашего экспорта. Но, тем не менее, больше, чем в любую другую страну: даже после резкого сокращения поставок РФ остается крупнейшим покупателем нашей продукции», — говорит экономист Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Арматура для строек
По словам экономиста, основной прирост украинских экспортных показателей в Россию дала металлургическая и машиностроительная продукция. «Хорошая динамика, до 70%, по трубам, котлам, арматуре, резервуарам. Причины разные. В частности, увеличение спроса на трубы связано со стабилизацией нефтяных котировок. На волне падения цен на черное золото Россия резко снизила закупки труб, скажем, в 2014-2015г почти не брала их у нас», — пояснил он.
Украинская арматуры оказалась лучшей по соотношению цены и качества, поэтому ее так же начали массово закупать российские застройщики. «Сейчас почти все стройки в Москве — на нашей арматуре», — рассказывает Охрименко.
«Россия одна из немногих стран, которая покупает продукцию украинского машиностроения. А это и трансформаторы, двигатели, станки, и оборудование для промышленных предприятий, и даже вагоны и трактора. Так уж сложилось, что Украина может продавать на экспорт в Евросоюз только подшипники и провода, а вот трансформаторы или двигатели продать в ЕС украинским компаниям нереально. Скорее, наоборот: европейские компании хотят их продать в Украине. Поэтому у Украины нет другого выхода, как продавать свою продукцию машиностроения в Россию».
По данным таможенной статистики, в первом квартале этого года в Россию Украина отгрузила тракторов на 3,5 миллиона долларов, тогда как за весь прошлый год — всего на 5,2 миллиона долларов. Для сравнения, остальные покупатели украинских тракторов берут «на копейки»: в этом году в топ-3 вошла Беларусь (на 106 тысяч долларов) и Нидерланды (на 81 тысячу долларов). А в прошлом году в тройку, кроме России, попали Италия (на 812 тысяч долларов) и Польша (на 789 тысяч долларов).
Так же статистика товарооборота растет за счет экспорта в Россию труб, резервуаров и различных изделий из металла. «В Евросоюз наша страна продает активно железную руду, чугун, ферросплавы и полуфабрикаты стали. Но продать в ЕС изделия из металла очень сложно, — поясняет Александр Охрименко. — В самой Европе избыток такой продукции — произведенной на заводах Турции, Польши или Италии. Вот поэтому Украина поставляет в Италию не сталь, а чугун, а уже Италия делает качественную сталь, которая идет на производство немецких Mercedes-Benz».
Что еще везут к нам из Незалежной?
Россия является покупателем № 1 украинских запчастей для двигателей — 57,4% от всего квартального объема, на 4,7 миллиона долларов. Берем котлы для центрального отопления (50,8% на 2 миллиона долларов) и топливные элементы для ядерных реакторов (все 100%, на 2,4 миллиона долларов). Хорошо продаются в Россию, стекловолокно (57,3% на 1,1 миллион долларов) и гибкие трубы (38,7%).
И даже такая «мелочевка» как замки и ключи (54%, на 114 тысяч долларов), фурнитура для одежды и обуви (34,3%, на 198 тысяч долларов), одеяла и пледы (85,9%, на 910 тысяч долларов) у нас нарасхват.
Эксперты говорят, что рост экспорта во многом обеспечила активность украинских производителей, которые лихорадочно ищут рынки сбыта. Зона свободной торговли с ЕС не оправдала оптимизм скачущих на майдане, и теперь приходится стучаться во все двери. Даже к «агрессору». Тем более что эмоции потихоньку начинают остывать.
«Успокоились обе стороны — и российские компании, и наши. Стало проще общаться и находить точки соприкосновения», — уверен Александр Охрименко. Многие украинские производители, так называемый малый бизнес, тихонечко ищет партнеров в России, особо не афишируя такое опасное по украинским меркам сотрудничество.
К примеру, «на ура» пошли поставки в Россию кожаной обуви: отправили ее за три месяца этого года, по данным украинской таможни, на 1,5 миллиона долларов. А это около 16% от общих поставок. Аналогичная ситуация с детской одеждой. В этом году доля России в экспорте составила 49,5% (на 90 тысяч долларов).
А что мы продаем им?
Кстати, товарооборот растет в двух направлениях: украинская статистика говорит о росте импорта из России в первом квартале 2017 года. «Несмотря на решение наших властей продлить действие пошлин на товары из РФ до 31 декабря 2017 года, товарооборот между странами увеличился на 74,1% и с начала года составил порядка 1,5 миллиардом долларов. Это 11,8% от общего внешнего товарооборота Украины. Для сравнения: торговля с Европой прибавила только на 20%, составив 4,8 миллиарда долларов», — подсчитал Василий Голян, руководитель «Европейского аналитического центра».
«Рост импорта из России объясняется не сложно. Сейчас Украина закупает российский газ через оффшоры в ЕС. Поэтому неудивительно, что главными поставщиками природного газа для Украины является Швейцария и Словакия. Но наша страна покупает в РФ много нефтепродуктов, а еще уголь, кокс, большую часть минеральных удобрений и другую химическую продукцию, — рассказывает Александр Охрименко. — В связи с тем, что Украина остановила свои химические заводы, она меньше покупает за границей газа и нефти, но зато стала активнее приобретать готовую химическую продукцию и нефтехимию. И тут ничего не поделаешь. Нужно сеять яровые культуры, а для этого нужна солярка и минеральные удобрения. И, как ни покажется странным нашим политикам, не хочет кукуруза или пшеница расти на одних только лозунгах и обещаниях, еще нужны солярка и удобрения».
Эксперты считают, что наметившаяся тенденция по росту товарооборота между нашими странами к концу года еще больше укрепится. Для многих украинских производителей альтернативы российскому рынку попросту нет. «Фактически восстановление традиционных экономических отношений с Россией является основой для выживания целых сегментов машиностроения. На рынках США и ЕС, которые сами являются производителями высокотехнологической продукции, нам делать нечего», — говорит Голян.
Впрочем, всплеск торговой активности может оказаться временным. «Если бы не было блокады на Донбассе, я бы однозначно сказал, что экспорт в РФ будет расти. Но ситуация может измениться в любой момент. Нет гарантии, что не введут какие-то очередные пошлины и на всех прогнозах можно будет поставить крест», — отмечает Охрименко.
Источник
https://ria.ru/20200905/importozameschenie-1576790155.html
Российские товары “гибридно” оккупируют Украину
Российские товары “гибридно” оккупируют Украину
Одной из украинских сенсаций, принадлежащих к типу “зрада”, в конце августа стала информация о закупке на 4,16 миллиона долларов, произведенной государственным… РИА Новости, 05.09.2020
2020-09-05T08:00
2020-09-05T08:00
2020-09-05T08:00
укроборонпром
сша
украина
авторы
мнение – авторы
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/09/04/1576791341_0:90:3284:1937_1400x0_80_0_0_a41d361a019b57c84b1bc85d9b475193.jpg
Одной из украинских сенсаций, принадлежащих к типу “зрада”, в конце августа стала информация о закупке на 4,16 миллиона долларов, произведенной государственным предприятием “Антонов”, входящим в государственный концерн “Укроборонпром”, у компании Aerogulf FZC (ОАЭ). Предмет закупки, напомним, — восемь вспомогательных газотурбинных двигателей ТА18-200-124. Этот двигатель разработан российским ОАО “НПП “Аэросила” для военно-транспортного самолета Ан-124-100 “Руслан”. По данным, обнародованным в украинских СМИ, это не первая подобная закупка. Ранее, в мае 2019 года “Антонов” уже закупал один такой двигатель у Aerogulf FZC по цене 499 тысяч долларов. Теперь цена подросла до 520 тысяч долларов за штуку.Но интереснее в этой истории другое — само явление: Украина, отказавшаяся от любого военно-технического сотрудничества с Россией и еще несколько лет назад хваставшая импортозамещением, спокойно закупает через Эмираты у как бы местной компании комплектующие российского производства для своего военно-транспортного самолета. Причем работает с этой компанией, имеющей явные российские корни, на постоянно основе, заказывая у нее то комплектующие (в апреле 2019-го “Антонов” закупал у нее генераторы для двигателей ТА18-200-124 на 180 тысяч долларов), то услуги инжиниринга — причем по хорошей цене.Согласно украинской статистике и реляциям чиновников, импортозамещение российских товаров на украинском рынке идет сверхбыстро. Но по итогам восьми месяцев текущего года Россия даже при этом официально остается вторым по величине торговым партнером Украины. А по масштабам поставок товаров на Украину занимает третье место, уступая Китаю и Германии.Однако в этой статистике природный газ Украина закупает у Словакии, Швейцарии, Венгрии, Польши, США и еще у шести стран, но не у России. Если же прибавить к официальным данным по закупкам товаров в России еще и природный газ, то украинский импорт из России вырастет сразу с трех до 3,8 миллиарда долларов за восемь месяцев.А как показывает приведенный выше пример, природным газом псевдоимпортозамещение не ограничивается. На самом деле на Украину ввозятся и многие другие российские товары, часть из которых учитывается нормально, часть де-юре импортируется из других стран, а некоторые и вовсе не учитываются в статистике, но как-то попадают на украинский рынок.Если исходить из данных официальной украинской статистики, то в нынешнем году с огромным отрывом в импорте товаров из России лидируют закупки углеводородов — угля, нефтепродуктов, сжиженного газа, кокса и тому подобного. Их за восемь месяцев было импортировано на Украину из России на 1,8 миллиарда долларов (разумеется, без учета природного газа). Импорт нефтепродуктов в связи со снижением цен и потребления обвалился до 840 миллионов долларов — на 40 процентов по сравнению с январем — августом 2019 года. Но в той же пропорции он обвалился и из других стран. Сорок процентов поставок нефтепродуктов на Украину Россия как контролировала, так и контролирует. Плюс ходят слухи, что часть из закупаемых в Белоруссии на 712 миллионов долларов нефтепродуктов все же имеет российское происхождение. Поставки угля сократились на одну треть, до 725 миллионов долларов — кстати, тоже пропорционально сокращению его ввоза из других стран. При этом поставки “белорусского” угля прекратились.А вот закупки природного газа упали совсем мало: пользуясь случаем, “Нефтегаз” максимально затаривал свои хранилища дешевым газом.Совсем не импортировалось в нынешнем году, по данным украинской таможни, и ядерное топливо — видимо, украинским атомщикам пока хватает закупок прошлых лет. Тем более что несколько блоков АЭС на Украине регулярно простаивают из-за снижения потребления и разбалансированности рынка электроэнергии.Большая часть неофициального импорта оформляется как закупка в третьих странах. Это касается в том числе комплектующих в рамках “прекращенного” военно-технического сотрудничества. Но далеко не только комплектующих к “Руслану”. Например, в начале 2019 года издание Bihus.info обнародовало результаты журналистского расследования, согласно которому с 2015 года действовала схема контрабандных поставок комплектующих для находящихся на вооружении Украины самолетов, вертолетов, бронетехники и тому подобного из России с наценкой до 300 процентов. А в конце 2019 года бывший генеральный директор государственного концерна “Укроборонпром” Павел Букин в интервью изданию “Апостроф” прямо сказал, что Украина не может обойтись без поставок комплектующих из России. То есть через третьи страны поставки этих комплектующих идут потоком.Но поставки через “прокладки” не ограничиваются военно-техническим направлением.Подобным образом на Украину заезжают и российские минеральные удобрения, против которых Украина несколько лет применяла запретительные антидемпинговые пошлины, вводила все новые санкции, а в прошлом году и вовсе запретила их ввоз. В 2017 году, кстати, в обход антидемпинговой пошлины, из России на Украину было ввезено удобрений на 700 миллионов долларов. Но по мере усиления Украиной санкций российские производители начали принимать меры по изменению, скажем так, логистики поставок. И все выглядит так, что российские же удобрения продолжили ехать на Украину под видом литовских, белорусских, грузинских и турецких.Нечто подобное в прошлом году случилось и с… картофелем, а до того — с гречкой и луком. Украинские аграрии, нацеленные почти исключительно на выращивание экспортных культур (подсолнечник, кукуруза, соя, пшеница, рапс), почти перестали выращивать культуры, потребляемые собственным населением. Кризисы их недопроизводства теперь случаются едва ли не ежегодно. Например, в прошлом году цена картофеля на Украине в разы превышала российскую (в рознице в три раза). А российская была самой низкой из всех сопредельных стран. Потому закономерно, что российский картофель оккупировал Украину, зайдя через Белоруссию…В нынешнем году на Украине стали выпускать “собственную” марку автомобилей — HDC, которая на поверку оказалась российской “Газелью”, к которой на Украине лишь прикручивают колеса. При этом “ГАЗ” находится под украинскими санкциями. Впрочем, как и “ПАЗ”, который регулярно закупается в качестве школьного автобуса по той же “колесной” схеме. Ввозятся на Украину (через Белоруссию или Молдавию) и двигатели Ярославского моторного завода, находящегося под санкциями. Перечень можно продолжать.Не является большой проблемой на Украине и покупка российской “кондитерки”, икры (красной, черной, щучьей), разных видов рыб и морепродуктов и ряда других продуктов. Они попадают на Украину совсем уж нелегально, а купить их можно либо через интернет, либо на рынках — надо просто знать места и быть готовым заплатить раза в два больше, чем эти продукты стоят в России.А вот рекордные поставки на Украину свинины, о которых отчитывается российская статистика, — это все же поставки в ЛДНР.Было бы глупо утверждать, что торговля между Украиной и Россией не сокращается, а место России на украинском рынке не занимают товары из других стран. Кстати, отчетливо в этом смысле просматриваются и основные бенефициары Майдана: по итогам восьми месяцев наибольшее отрицательное торговое сальдо Украина имеет с Германией (минус два миллиарда долларов) и США (минус 1,3 миллиарда). Однако и верить в чудеса украинского импортозамещения, что в украинском варианте означает не замещение импорта собственным производством, а замещение российского импорта другим, — тоже наивно.
https://radiosputnik.ria.ru/20200723/1574769002.html
https://radiosputnik.ria.ru/20170822/1500865879.html
https://ria.ru/20160712/1464355789.html
https://ria.ru/20191228/1562965238.html
сша
украина
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Сергей Левченко
https://cdn23.img.ria.ru/images/155787/39/1557873902_0:127:853:980_100x100_80_0_0_8c72aff9aa3bc3ec5ca3fe97cd93e463.jpg
Сергей Левченко
https://cdn23.img.ria.ru/images/155787/39/1557873902_0:127:853:980_100x100_80_0_0_8c72aff9aa3bc3ec5ca3fe97cd93e463.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/09/04/1576791341_287:0:3016:2047_1400x0_80_0_0_e98100829af3a0a4c4ce7375d583b567.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Сергей Левченко
https://cdn23.img.ria.ru/images/155787/39/1557873902_0:127:853:980_100x100_80_0_0_8c72aff9aa3bc3ec5ca3fe97cd93e463.jpg
укроборонпром, сша, украина, авторы, мнение – авторы
Одной из украинских сенсаций, принадлежащих к типу “зрада”, в конце августа стала информация о закупке на 4,16 миллиона долларов, произведенной государственным предприятием “Антонов”, входящим в государственный концерн “Укроборонпром”, у компании Aerogulf FZC (ОАЭ). Предмет закупки, напомним, — восемь вспомогательных газотурбинных двигателей ТА18-200-124. Этот двигатель разработан российским ОАО “НПП “Аэросила” для военно-транспортного самолета Ан-124-100 “Руслан”. По данным, обнародованным в украинских СМИ, это не первая подобная закупка. Ранее, в мае 2019 года “Антонов” уже закупал один такой двигатель у Aerogulf FZC по цене 499 тысяч долларов. Теперь цена подросла до 520 тысяч долларов за штуку.
Но интереснее в этой истории другое — само явление: Украина, отказавшаяся от любого военно-технического сотрудничества с Россией и еще несколько лет назад хваставшая импортозамещением, спокойно закупает через Эмираты у как бы местной компании комплектующие российского производства для своего военно-транспортного самолета. Причем работает с этой компанией, имеющей явные российские корни, на постоянно основе, заказывая у нее то комплектующие (в апреле 2019-го “Антонов” закупал у нее генераторы для двигателей ТА18-200-124 на 180 тысяч долларов), то услуги инжиниринга — причем по хорошей цене.
Согласно украинской статистике и реляциям чиновников, импортозамещение российских товаров на украинском рынке идет сверхбыстро. Но по итогам восьми месяцев текущего года Россия даже при этом официально остается вторым по величине торговым партнером Украины. А по масштабам поставок товаров на Украину занимает третье место, уступая Китаю и Германии.
Однако в этой статистике природный газ Украина закупает у Словакии, Швейцарии, Венгрии, Польши, США и еще у шести стран, но не у России. Если же прибавить к официальным данным по закупкам товаров в России еще и природный газ, то украинский импорт из России вырастет сразу с трех до 3,8 миллиарда долларов за восемь месяцев.
А как показывает приведенный выше пример, природным газом псевдоимпортозамещение не ограничивается. На самом деле на Украину ввозятся и многие другие российские товары, часть из которых учитывается нормально, часть де-юре импортируется из других стран, а некоторые и вовсе не учитываются в статистике, но как-то попадают на украинский рынок.
Если исходить из данных официальной украинской статистики, то в нынешнем году с огромным отрывом в импорте товаров из России лидируют закупки углеводородов — угля, нефтепродуктов, сжиженного газа, кокса и тому подобного. Их за восемь месяцев было импортировано на Украину из России на 1,8 миллиарда долларов (разумеется, без учета природного газа). Импорт нефтепродуктов в связи со снижением цен и потребления обвалился до 840 миллионов долларов — на 40 процентов по сравнению с январем — августом 2019 года. Но в той же пропорции он обвалился и из других стран. Сорок процентов поставок нефтепродуктов на Украину Россия как контролировала, так и контролирует. Плюс ходят слухи, что часть из закупаемых в Белоруссии на 712 миллионов долларов нефтепродуктов все же имеет российское происхождение. Поставки угля сократились на одну треть, до 725 миллионов долларов — кстати, тоже пропорционально сокращению его ввоза из других стран. При этом поставки “белорусского” угля прекратились.
А вот закупки природного газа упали совсем мало: пользуясь случаем, “Нефтегаз” максимально затаривал свои хранилища дешевым газом.
Совсем не импортировалось в нынешнем году, по данным украинской таможни, и ядерное топливо — видимо, украинским атомщикам пока хватает закупок прошлых лет. Тем более что несколько блоков АЭС на Украине регулярно простаивают из-за снижения потребления и разбалансированности рынка электроэнергии.
Большая часть неофициального импорта оформляется как закупка в третьих странах. Это касается в том числе комплектующих в рамках “прекращенного” военно-технического сотрудничества. Но далеко не только комплектующих к “Руслану”. Например, в начале 2019 года издание Bihus.info обнародовало результаты журналистского расследования, согласно которому с 2015 года действовала схема контрабандных поставок комплектующих для находящихся на вооружении Украины самолетов, вертолетов, бронетехники и тому подобного из России с наценкой до 300 процентов. А в конце 2019 года бывший генеральный директор государственного концерна “Укроборонпром” Павел Букин в интервью изданию “Апостроф” прямо сказал, что Украина не может обойтись без поставок комплектующих из России. То есть через третьи страны поставки этих комплектующих идут потоком.
Но поставки через “прокладки” не ограничиваются военно-техническим направлением.
Подобным образом на Украину заезжают и российские минеральные удобрения, против которых Украина несколько лет применяла запретительные антидемпинговые пошлины, вводила все новые санкции, а в прошлом году и вовсе запретила их ввоз. В 2017 году, кстати, в обход антидемпинговой пошлины, из России на Украину было ввезено удобрений на 700 миллионов долларов. Но по мере усиления Украиной санкций российские производители начали принимать меры по изменению, скажем так, логистики поставок. И все выглядит так, что российские же удобрения продолжили ехать на Украину под видом литовских, белорусских, грузинских и турецких.
Нечто подобное в прошлом году случилось и с… картофелем, а до того — с гречкой и луком. Украинские аграрии, нацеленные почти исключительно на выращивание экспортных культур (подсолнечник, кукуруза, соя, пшеница, рапс), почти перестали выращивать культуры, потребляемые собственным населением. Кризисы их недопроизводства теперь случаются едва ли не ежегодно. Например, в прошлом году цена картофеля на Украине в разы превышала российскую (в рознице в три раза). А российская была самой низкой из всех сопредельных стран. Потому закономерно, что российский картофель оккупировал Украину, зайдя через Белоруссию…
В нынешнем году на Украине стали выпускать “собственную” марку автомобилей — HDC, которая на поверку оказалась российской “Газелью”, к которой на Украине лишь прикручивают колеса. При этом “ГАЗ” находится под украинскими санкциями. Впрочем, как и “ПАЗ”, который регулярно закупается в качестве школьного автобуса по той же “колесной” схеме. Ввозятся на Украину (через Белоруссию или Молдавию) и двигатели Ярославского моторного завода, находящегося под санкциями. Перечень можно продолжать.
Не является большой проблемой на Украине и покупка российской “кондитерки”, икры (красной, черной, щучьей), разных видов рыб и морепродуктов и ряда других продуктов. Они попадают на Украину совсем уж нелегально, а купить их можно либо через интернет, либо на рынках — надо просто знать места и быть готовым заплатить раза в два больше, чем эти продукты стоят в России.
А вот рекордные поставки на Украину свинины, о которых отчитывается российская статистика, — это все же поставки в ЛДНР.
Было бы глупо утверждать, что торговля между Украиной и Россией не сокращается, а место России на украинском рынке не занимают товары из других стран. Кстати, отчетливо в этом смысле просматриваются и основные бенефициары Майдана: по итогам восьми месяцев наибольшее отрицательное торговое сальдо Украина имеет с Германией (минус два миллиарда долларов) и США (минус 1,3 миллиарда). Однако и верить в чудеса украинского импортозамещения, что в украинском варианте означает не замещение импорта собственным производством, а замещение российского импорта другим, — тоже наивно.
Источник