Какие продукты обмена веществ выделяются из организмов животных через кишечник
Биология
6 класс
Вспомните
- Как растения удаляют ненужные вещества?
- Как удаляются ненужные продукты жизнедеятельности у животных?
Организмы в процессе жизнедеятельности образуют конечные продукты обмена, которые выделяются в окружающую среду. Освобождение от них называют выделением. У растений и грибов, в отличие от животных, нет специальной выделительной системы. Продукты обмена у них могут накапливаться в клетках и органах. Например, плодовые тела старых шляпочных грибов содержат ядовитые вещества, поэтому их нельзя употреблять в пищу.
У растений продукты обмена веществ накапливаются в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например в смоляных ходах у хвойных, млечных ходах у одуванчика и молочая. У многолетних растений они накапливаются в коре, иногда в древесине. Удаление продуктов жизнедеятельности у растений происходит через корни и опавшие листья. Установлено, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества, которые удаляются из растения вместе с опадающими листьями.
Через устьица и чечевички коры, например березы, из растения удаляется углекислый газ (см. рис. 53).
Выделение Сахаров у растений осуществляется специальными образованиями — нектарниками. У большинства растений они находятся в цветках, а у некоторых — на стеблях и листьях. Нектар обладает бактерицидными свойствами и защищает завязь цветка от микроорганизмов. К тому же нектар наряду с окрашенным венчиком и ароматом цветков является важным приспособлением для привлечения насекомых, осуществляющих перекрестное опыление.
Через специальные железы растений в атмосферу выделяются летучие вещества, в том числе эфирные масла. К эфиромасличным растениям относятся пеларгония, мята, мелисса, эвкалипт. Многие из них используются в лекарственных целях, а также для ароматизации продуктов, изготовления парфюмерной продукции.
Опавшие листья растений содержат неорганические и органические вещества и представляют собой очень ценное удобрение. Поэтому садоводы закладывают листья в компостные кучи. Благодаря опавшим листьям почва в лесу ежегодно обогащается перегноем. Вот почему их не надо жечь. Вполне понятно, что сбор опавших листьев и вообще удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев.
В городах, где почва и воздух загрязнены выхлопными газами автомобилей, выбросами промышленных предприятий, в листьях накапливаются ядовитые вещества. Поэтому их нельзя использовать для приготовления компоста, а почву следует регулярно удобрять.
У животных в процессе обмена веществ также образуются вредные продукты жизнедеятельности, которые удаляются во внешнюю среду. У гидры, медузы продукты обмена удаляются через поверхность тела. У насекомых эту функцию выполняют трубчатые выросты кишечника, через которые из полости тела удаляется жидкость с продуктами обмена. У дождевого червя органами выделения служат выделительные трубочки — по одной паре в каждом членике. Вода и продукты распада из полости тела собираются с помощью воронки и выводятся по трубочкам через отверстие на поверхности тела.
Продукты обмена у рыб удаляются через жабры и почки. У птиц и млекопитающих продукты обмена веществ выводятся через почки, легкие, кишечник и потовые железы. Через легкие выводятся углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли в составе экскрементов. У большинства зверей и человека часть вредных для организма веществ удаляется вместе с потом.
Однако основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Они выводят из организма мочу, содержащую воду, соли, аммиак, мочевину или мочевую кислоту. Через почки из организма удаляются многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности или при принятии лекарств.
Ответьте на вопросы
- Где у растений накапливаются продукты обмена веществ?
- Как происходит выделение вредных веществ у растений?
- Какие продукты обмена веществ выделяются из организма позвоночных животных через легкие, кишечник, потовые железы?
Новые понятия
Выделение. Почки.
Подумайте!
Чем различается выделение веществ у растений и животных?
Моя лаборатория
У растений вредные продукты жизнедеятельности удаляются во время листопада. Листопад обычен у деревьев и кустарников. Изредка встречается у трав, например у крапивы, недотроги. Массовый листопад, приводящий к полной потере листьев, происходит у растений умеренного пояса с наступлением зимы, а у растений субтропиков и тропиков в засушливый период.
У древесных растений умеренных широт подготовка к листопаду начинается задолго до наступления морозов. Перед листопадом листья меняют свою окраску с зеленой на желтую, оранжевую, красную и др. (рис. 61).
Рис. 61. Разнообразие окраски листьев перед листопадом
Это связано с тем, что к осени происходит старение листьев. В них накапливаются продукты обмена веществ, разрушается зеленый пигмент листьев — хлорофилл. Более стойкие пигменты (красные, желтые и др.) сохраняются. Они-то и придают листьям осеннюю окраску в этот период.
Сигналом к наступлению листопада служит сокращение длины светового дня. Установлено, что деревья вблизи уличных фонарей сохраняют листья дольше, чем растущие вдали от них.
Опадение листьев связано с появлением у основания листа отделительного слоя из легко разъединяющихся клеток. Поэтому даже при небольшом ветре листья опадают. Продолжительность листопада у различных растений неодинаковая. Береза сбрасывает листья около двух месяцев, липа и дуб — в течение двух недель. Деревья, растущие в одиночку или небольшими группами, где они подвержены ветру, теряют листья раньше, чем растущие в лесу. Листопадные деревья в лесах умеренных широт стоят без листьев до восьми-девяти месяцев в году, во влажных тропических лесах — иногда всего несколько дней. Листопад играет важную роль в жизни леса — опавшие листья перегнивают и служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания.
Но не все растения сбрасывают листья. Некоторые сохраняют их всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички: брусника, вереск, клюква. Мелкие, плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.
С зелеными листьями зимует большинство хвойных деревьев и кустарников. Некоторые травы, например земляника, клевер, чистотел, тоже уходят под снег зелеными.
Задание
Осенью проведите наблюдения в природе за изменениями в жизни растений: окраской листьев, листопадом (начало и конец), созреванием плодов и семян (каких растений), изменениями в жизни животных (исчезновение муравьев, отлет птиц).
Выводы к главе 3
Обмен веществ — основное свойство всех организмов. Организмы непрерывно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь.
Питание — необходимое условие обмена веществ. По способу питания все организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротро-фы. Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца или энергии, освобождающейся в ходе химических реакций. Гетеротрофные организмы питаются готовыми органическими веществами.
Дыхание — процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. В результате дыхания освобождается энергия, заключенная в органических веществах клеток. Эта энергия используется на процессы жизнедеятельности организма: питание, рост, развитие, размножение, передвижение веществ.
Транспорт веществ в организме обеспечивает связь между всеми органами организма и с окружающей средой. Транспортная система растений представлена сосудами и ситовидными трубками. У животных основными переносчиками питательных веществ и кислорода являются гемолимфа и кровь.
Выделение — освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. У растений они удаляются с опавшими листьями. У животных выделение осуществляется через поверхность тела, систему выделительных трубочек, жабры, почки, легкие, кишечник, кожу.
Источник
Îáìåí âåùåñòâ – îäíî èç îñíîâíûõ ñâîéñòâ æèâûõ îðãàíèçìîâ. Ïîñòóïëåíèå ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ è êèñëîðîäà, ïðåâðàùåíèå èõ â îðãàíèçìå è âûäåëåíèå êîíå÷íûõ ïðîäóêòîâ âî âíåøíþþ ñðåäó îïðåäåëÿåòñÿ êàê îáìåí âåùåñòâ, èëè ìåòàáîëèçì, êîòîðûé ñîñòîèò èç äâóõ ïðîöåññîâ – êàòàáîëèçìà (äèññèìèëÿöèè) è àíàáîëèçìà (àññèìèëÿöèè).
Ïîä êàòàáîëèçìîì ïîíèìàþò ïðîöåññû ðàñïàäà ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþòñÿ îñâîáîæäåíèåì ýíåðãèè, çàêëþ÷åííîé â õèìè÷åñêèõ ñâÿçÿõ ýòèõ ñîåäèíåíèé. Ïðîöåññ äèññèìèëÿöèè ìîæíî ðàçäåëèòü íà òðè ïîñëåäîâàòåëüíûõ ýòàïà.
Ïåðâûé ýòàï ïîäãîòîâèòåëüíûé. Íà ýòîì ýòàïå êðóïíûå ìîëåêóëû óãëåâîäîâ, æèðîâ, áåëêîâ, íóêëåèíîâûõ êèñëîò ðàñïàäàþòñÿ íà ìåëêèå ìîëåêóëû: èç êðàõìàëà îáðàçóåòñÿ ãëþêîçà, èç æèðîâ – æèðíûå êèñëîòû è ãëèöåðèí, èç áåëêîâ – àìèíîêèñëîòû, èç íóêëåèíîâûõ êèñëîò – íóêëåîòèäû. Ðàñïàä âåùåñòâ íà ýòîì ýòàïå ñîïðîâîæäàåòñÿ íåçíà÷èòåëüíûì ýíåðãåòè÷åñêèì ýôôåêòîì. Âñÿ îñâîáîäèâøàÿñÿ ýíåðãèÿ ðàññåèâàåòñÿ â âèäå òåïëà.
Âòîðîé ýòàï äèññèìèëÿöèè íàçûâàåòñÿ áåñêèñëîðîäíûì èëè íåïîëíûì. Âåùåñòâà, îáðàçîâàâøèåñÿ â ïîäãîòîâèòåëüíîì ýòàïå, âñòóïàþò íà ïóòü äàëüíåéøåãî ðàñïàäà. Ýòî ñëîæíûé, ìíîãîñòóïåí÷àòûé ïðîöåññ. Îí ñîñòîèò èç ðÿäà ñëåäóþùèõ îäíà çà äðóãîé ôåðìåíòàòèâíûõ ðåàêöèé. Ôåðìåíòû, îáñëóæèâàþùèå ýòîò ïðîöåññ, ðàñïîëàãàþòñÿ íà âíóòðèêëåòî÷íûõ ìåìáðàíàõ ïðàâèëüíûìè ðÿäàìè. Âåùåñòâî, ïîïàâ íà ïåðâûé ôåðìåíò ýòîãî ðÿäà, ïåðåäâèãàåòñÿ, êàê íà êîíâåéåðå, íà âòîðîé ôåðìåíò, äàëåå – íà òðåòèé. Ýòî îáåñïå÷èâàåò áûñòðîå è ýôôåêòèâíîå òå÷åíèå ïðîöåññà. Ðàçáåðåì ýòî íà ïðèìåðå ãëèêîëèçà. Ãëèêîëèç ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ ôåðìåíòàòèâíûõ ðåàêöèé. Åãî îáñëóæèâàåò 13 ôåðìåíòîâ, è â õîäå åãî îáðàçóåòñÿ áîëåå äåñÿòêà ïðîìåæóòî÷íûõ âåùåñòâ. Ñóììàðíîå óðàâíåíèå ãëèêîëèçà ìîæíî çàïèñàòü òàê:
Ñ6Í12Î6 + 2Í3ÐÎ4 + 2ÀÄÔ = 2Ñ3Í6Î3 + 2ÀÒÔ + 2Í2Î
Èç ïðèâåäåííîãî óðàâíåíèÿ ãëèêîëèçà âèäíî, ÷òî â ýòîì ïðîöåññå íå ó÷àñòâóåò êèñëîðîä, ïîýòîìó åãî íàçûâàþò áåñêèñëîðîäíûì èëè íåïîëíûì ðàñùåïëåíèåì. Íàêîíåö, è ýòî îñîáåííî âàæíî, èç óðàâíåíèÿ ñëåäóåò, ÷òî ïðè ðàñïàäå îäíîé ìîëåêóëû ãëþêîçû â õîäå ãëèêîëèçà îáðàçóþòñÿ äâå ìîëåêóëû ÀÒÔ.
Òàê êàê ñèíòåç ÀÒÔ ïðåäñòàâëÿåò ýíäîòåðìè÷åñêèé ïðîöåññ, òî, î÷åâèäíî, ýíåðãèÿ äëÿ ñèíòåçà ÀÒÔ ÷åðïàåòñÿ çà ñ÷åò ýíåðãèè ðåàêöèé áåñêèñëîðîäíîãî ðàñùåïëåíèÿ ãëþêîçû. Ñëåäîâàòåëüíî, ýíåðãèÿ, îñâîáîæäàþùàÿñÿ â õîäå ðåàêöèé ãëèêîëèçà, íå âñÿ ïåðåõîäèò â òåïëî. ×àñòü å¸ èäåò íà ñèíòåç äâóõ áîãàòûõ ýíåðãèåé ôîñôàòíûõ ñâÿçåé.
Òðåòèé ýòàï ýíåðãåòè÷åñêîãî îáìåíà – ñòàäèÿ êèñëîðîäíîãî, èëè ïîëíîãî ðàñùåïëåíèÿ, èëè äûõàíèÿ. Ïðîäóêòû, âîçíèêøèå â ïðåäøåñòâóþùåé ñòàäèè, îêèñëÿþòñÿ äî êîíöà.
Îñíîâíîå óñëîâèå îñóùåñòâëåíèÿ ýòîãî ïðîöåññà – íàëè÷èå êèñëîðîäà. Ñòàäèÿ êèñëîðîäíîãî ðàñùåïëåíèÿ, êàê è ïðåäûäóùàÿ ñòàäèÿ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ ôåðìåíòàòèâíûõ ðåàêöèé. Åãî îáñëóæèâàåò íåñêîëüêî ôåðìåíòîâ.
Âåñü ôåðìåíòàòèâíûé ðÿä êèñëîðîäíîãî ðàñùåïëåíèÿ ñîñðåäîòî÷åí â ìèòîõîíäðèÿõ, ãäå ôåðìåíòû ðàñïîëîæåíû íà ìåìáðàíàõ ïðàâèëüíûìè ðÿäàìè. Âñå ïðîìåæóòî÷íûå ðåàêöèè êèñëîðîäíîãî ðàñùåïëåíèÿ èäóò ñ îñâîáîæäåíèåì ýíåðãèè. Êîëè÷åñòâî ýíåðãèè, îñâîáîæäàåìîé íà êàæäîé ñòóïåíè ïðè êèñëîðîäíîì ðàñùåïëåíèè, ñîñòàâëÿåò 2600 êÄæ, â ðåçóëüòàòå îáðàçóåòñÿ 36 ìîëåêóë ÀÒÔ.
2Ñ3Í6Î3 + 6Î2 + 36Í3ÐÎ4 + 36ÀÄÔ = 6ÑÎ2 + 42Í2Î + 36ÀÒÔ
Àíàáîëèçì – ïëàñòè÷åñêèé îáìåí – äèññèìèëÿöèÿ – îäíà èç ñòîðîí îáìåíà âåùåñòâ. Âêëþ÷àåò ïðîöåññû ñèíòåçà àìèíîêèñëîò, ìîíîñàõàðèäîâ, æèðíûõ êèñëîò, íóêëåîòèäîâ, à òàêæå ìàêðîìîëåêóë áåëêîâ, ïîëèñàõàðèäîâ, æèðîâ, íóêëåèíîâûõ êèñëîò, ÀÒÔ. Ïðîöåññ ïðîèñõîäèò â òðè ýòàïà:
ñèíòåç ïðîìåæóòî÷íûõ ñîåäèíåíèé èç íèçêîìîëåêóëÿðíûõ âåùåñòâ (îðãàíè÷åñêèõ êèñëîò, àëüäåãèäîâ);
ñèíòåç «ñòðîèòåëüíûõ áëîêîâ» èç ïðîìåæóòî÷íûõ ñîåäèíåíèé (àìèíîêèñëîò, æèðíûõ êèñëîò, ìîíîñàõàðèäîâ);
ñèíòåç ìàêðîìîëåêóë áåëêîâ, íóêëåèíîâûõ êèñëîò, ïîëèñàõàðèäîâ, æèðîâ.
Ýòîò ïðîöåññ èäåò ñ ïîãëîùåíèåì ýíåðãèè è ó÷àñòèåì ôåðìåíòîâ.
Ïëàñòè÷åñêèé è ýíåðãåòè÷åñêèé îáìåíû íàõîäÿòñÿ â íåðàçðûâíîé ñâÿçè ìåæäó ñîáîé. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ðåàêöèè áèîñèíòåçà íóæäàþòñÿ â çàòðàòå ýíåðãèè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ðåàêöèé ýíåðãåòè÷åñêîãî îáìåíà íåîáõîäèì ïîñòîÿííûé áèîñèíòåç îáñëóæèâàþùèõ ýòè ðåàêöèè ôåðìåíòîâ. Ñëîæíûå ñèñòåìû ðåàêöèé àññèìèëÿöèè è äèññèìèëÿöèè ñâÿçàíû íå òîëüêî ìåæäó ñîáîé, íî è âíåøíåé ñðåäîé. Èç âíåøíåé ñðåäû â êëåòêó ïîñòóïàþò âåùåñòâà, âî âíåøíþþ ñðåäó âûäåëÿþòñÿ âåùåñòâà, êîòîðûå êëåòêîé áîëüøå íå ìîãóò áûòü èñïîëüçîâàíû.
Àññèìèëÿöèÿ è äèññèìèëÿöèÿ ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè ñòðîãî ñáàëàíñèðîâàííîãî ðàâíîâåñèÿ. Ïðè ãîëîäàíèè, íåäîñòàòî÷íîì è íåïîëíîöåííîì ïèòàíèè, ïðè ëèõîðàäî÷íûõ ñîñòîÿíèÿõ ïðåîáëàäàþò ïðîöåññû êàòàáîëèçìà, ïðè êîòîðûõ îðãàíèçì èñïîëüçóåò ñâîè çàïàñíûå âåùåñòâà, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê èñòîùåíèþ è ãèáåëè.  ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ, ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà ïðåîáëàäàåò àíàáîëèçì. Ïàòîëîãè÷åñêè âûðàæåííîå ïðåîáëàäàíèå àíàáîëèçìà ìîæåò ïðèâåñòè ê îæèðåíèþ, ãèãàíòèçìó.
Èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ çàâèñèò îò âîçðàñòà ÷åëîâåêà, õàðàêòåðà âûïîëíÿåìîé ðàáîòû. Îáìåí âåùåñòâ ðåãóëèðóåòñÿ íåðâíîé ñèñòåìîé, ãîðìîíàìè. Òàê, íà áåëêîâûé îáìåí îêàçûâàåò âëèÿíèå ãîðìîí ùèòîâèäíîé æåëåçû – òèðîêñèí, íà æèðîâîé – ãîðìîíû ïîäæåëóäî÷íîé è ùèòîâèäíîé æåëåç, íàäïî÷å÷íèêîâ è ãèïîôèçà, íà óãëåâîäíûé – ãîðìîíû ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (èíñóëèí) è íàäïî÷å÷íèêîâ (àäðåíàëèí). Êðîìå òîãî, âñå ïðîöåññû ïðîòåêàþò ïðè ó÷àñòèè ôåðìåíòîâ.
Áåëêîâûé îáìåí.
Áåëêè ÿâëÿþòñÿ ïîñòàâùèêàìè ñòðîèòåëüíîãî ìàòåðèàëà – àìèíîêèñëîò – äëÿ ñèíòåçà âèäîñïåöèôè÷íûõ êëåòî÷íûõ ñòðóêòóð. Áåëêîâûé îáìåí íà÷èíàåòñÿ ñ ïîñòóïëåíèÿ ïî âîðîòíîé ñèñòåìå â ïå÷åíü êðîâè, íåñóùåé àìèíîêèñëîòû èç êèøå÷íèêà. Íåîáõîäèìûå àìèíîêèñëîòû âîçâðàùàþòñÿ â êðîâü è ïîñòóïàþò â îðãàíû è òêàíè, ãäå îíè íåîáõîäèìû äëÿ áèîñèíòåçà áåëêà, ïîñêîëüêó áåëêè î÷åíü áûñòðî ñèíòåçèðóþòñÿ è áûñòðî ðàñõîäóþòñÿ è ñèíòåçèðóþòñÿ çàíîâî. Òàê, áåëêè ïå÷åíè îáíîâëÿþòñÿ ÷åðåç ÷åòâåðî ñóòîê, áåëêè ìûøö ÷åðåç 24 äíÿ, êîæè – ÷åðåç 300 äíåé. Èçáûòî÷íû àìèíîêèñëîòû ïîäâåðãàþòñÿ â ïå÷åíè äåçàìèíèðîâàíèþ, ïðè êîòîðîì ñ ïîìîùüþ ôåðìåíòîâ îòùåïëÿåòñÿ àìèíîãðóïïà. Îñòàòêè àìèíîêèñëîò ïðåîáðàçóþòñÿ ëèáî â ãëþêîçó, ëèáî â ãëèêîãåí, ëèáî â çàïàñíîé æèð. Áåëêè â çàïàñ íå îòêëàäûâàþòñÿ.
 ñîñòàâ áåëêîâ âõîäÿò àìèíîêèñëîòû, èõ ïîäðàçäåëÿþò íà çàìåíèìûå è íåçàìåíèìûå. Çàìåíèìûå ìîãóò ñèíòåçèðîâàòüñÿ â îðãàíèçìå, íåçàìåíèìûå ïîñòóïàþò ñ ïèùåé. Àìèíîêèñëîòíûé ñîñòàâ ïèùåâûõ áåëêîâ íåîäèíàêîâ. Åñëè â íèõ íåò íåçàìåíèìûõ àìèíîêèñëîò (ëåéöèí, ëèçèí, Âàëèí è äð.), òî â îðãàíèçìå íàðóøàåòñÿ áåëêîâûé ñèíòåç, ïîÿâëÿþòñÿ ðàññòðîéñòâà æèçíåäåÿòåëüíîñòè.
Çàìåíèìûå àìèíîêèñëîòû ñèíòåçèðóþòñÿ â îðãàíèçìå èç ïðîäóêòîâ ðàñùåïëåíèÿ áåëêà è ïîýòîìó ìîãóò â ïèùå îòñóòñòâîâàòü.  çàâèñèìîñòè îò àìèíîêèñëîòíîãî ñîñòàâà ìåíÿåòñÿ è áèîëîãè÷åñêàÿ öåííîñòü áåëêà. Íàèáîëåå öåííûå áåëêè æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Íèçêîé áèîëîãè÷åñêîé öåííîñòüþ îáëàäàþò áåëêè ïøåíèöû, ÿ÷ìåíÿ, êóêóðóçû, ò. ê. â íèõ îòñóòñòâóþò ìíîãèå íåçàìåíèìûå àìèíîêèñëîòû.
Æèðîâîé îáìåí.
Áîëüøàÿ ÷àñòü æèðîâ â îðãàíèçìå èñïîëüçóåòñÿ êàê èñòî÷íèê ýíåðãèè. Æèð ïîñòóïàåò â îðãàíèçì ñ ïèùåé.  êèøå÷íèêå æèðû ïîä âëèÿíèåì ôåðìåíòîâ ðàñïàäàåòñÿ íà ãëèöåðèí è æèðíûå êèñëîòû.  ýïèòåëèè òîíêîãî êèøå÷íèêà íà÷èíàåòñÿ ñèíòåç ñîáñòâåííûõ ÷åëîâå÷åñêèõ æèðîâ. Ïîëó÷èâøàÿñÿ æèðîâàÿ ýìóëüñèÿ ïîñòóïàåò â ëèìôàòè÷åñêóþ ñèñòåìó, êîòîðàÿ ïðèíîñèò å¸ â ïå÷åíü, ãäå æèðû ðàçíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ðàñïðåäåëÿþòñÿ íà íåéòðàëüíûå (òðèãëèöåðèäû), èäóùèå â æèðîâîå äåïî (10-20% ìàññû òåëà), ïîëîâèíà èç íèõ èäåò â ïîäêîæíóþ æèðîâóþ êëåò÷àòêó, îñòàëüíûå íà æèðîâîé ñàëüíèê (íà æèâîòå) è ò. ä. è ïëàñòè÷åñêèå æèðû. Ýòî ôîñôîëèïèäû. Îíè ñòàíîâÿòñÿ êîìïîíåíòàìè êëåòî÷íûõ ìåìáðàí, ëèïîïðîòåèäîâ è äð. Ýòè æèðû ñîäåðæàò áîëüøå íåíàñûùåííûõ æèðíûõ êèñëîò è ñèíòåçèðóþòñÿ â îðãàíèçìå èç áåëêîâ è óãëåâîäîâ. Ê ýòîé ãðóïïå âåùåñòâ îòíîñÿòñÿ ñòåðîèäû òêàíåé ìîçãà, êîðû íàäïî÷å÷íèêîâ, â ÷àñòíîñòè õîëåñòåðèí – æèðîïîäîáíîå âåùåñòâî èç ãðóïïû ñòåðîèäîâ, à òàêæå ÿâëÿåòñÿ èñõîäíûì äëÿ ñèíòåçà ïîëîâûõ ãîðìîíîâ. Íàðóøåíèå æèðîâîãî îáìåíà íà÷èíàåòñÿ ñ íàðóøåíèÿ óãëåâîäíîãî îáìåà, âñëåäñòâèè ÷åãî íå òîëüêî íàêàïëèâàåòñÿ èçáûòîê æèðà, íî è â êðîâè ïîÿâëÿþòñÿ ïðîìåæóòî÷íûå ïðîäóêòû – «àöåòîíîâûå òåëà», èõ íîðìà ïî àöåòîíó 1 – 2 ìã, à ïðè åå ïîâûøåíèè, îñîáåííî ó áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì, ïðîèñõîäèò îòðàâëåíèå.
Óãëåâîäíûé îáìåí íà÷èíàåòñÿ ñ âñàñûâàíèÿ ãëþêîçû ÷åðåç âîðñèíêè êèøå÷íèêà. Ïî âîðîòíîé ñèñòåìå îíà ñ êðîâüþ ïåðåíîñèòñÿ â ïå÷åíü, ãäå 2-3% ïîñòóïèâøåé ãëþêîçû ïðåâðàùàåòñÿ â ãëèêîãåí è íàêàïëèâàåòñÿ. Âñåãî â ïå÷åíè çàïàñàåòñÿ 100-400 ã ãëèêîãåíà, ÷òî ðàñõîäóåòñÿ çà 12-24 ÷, ïîñëå ÷åãî óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè ïîääåðæèâàåòñÿ çà ñ÷åò ïðåîáðàçîâàíèÿ àìèíîêèñëîò â ãëþêîçó. Óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè – 80-100 ìã. Ïðè äîñòàòî÷íîì ïîñòóïëåíèè áåëêîâ â îðãàíèçì ïå÷åíü ñïîñîáíà äî 60% àìèíîêèñëîò ïèùè äåçàìèíèðîâàòü è ïðåâðàòèòü â ãëþêîçó. Ìûøå÷íûå òêàíè òàêæå ñïîñîáíû ïðåîáðàçîâûâàòü ãëþêîçó êðîâè â ãëèêîãåí. Ýòî ïðîèñõîäèò ïðè óñèëåííîé ìûøå÷íîé ðàáîòå.  ïå÷åíè ãëþêîçà ïðåîáðàçóåòñÿ â æèð. Ôóíêöèÿ ïå÷åíè ðåãóëèðóåòñÿ ãîðìîíàìè è âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìîé.
Âîäíî-ñîëåâîé îáìåí íà÷èíàåòñÿ ñ ïîòðåáëåíèÿ ÷åëîâåêîì âîäû, êîëè÷åñòâî êîòîðîé îïðåäåëÿåòñÿ öåíòðîì æàæäû, ðàñïîëîæåííûì â ãèïîòàëàìóñå. Ïîòðåáëåíèå âîäû, çàêëþ÷åííîé â ïèùåâûõ ïðîäóêòàõ, ãîòîâûõ áëþäàõ, ýòèì öåíòðîì íå ðåãóëèðóåòñÿ. Ïîýòîìó íàäî óìåòü êîíòðîëèðîâàòü òîò îáúåì âîäû, êîòîðîé ìû ïîòðåáëÿåì.  ñóòêåè â ðàçíîì âèäå â îðãàíèçì ïîñòóïàåò 2, 5-4 ë âîäû, èçíèõ1, 2-1, 5 ë âûâîäèòñÿ ÷åðåç ïî÷êè, 0, 8 ë ÷åðåç êîæó, 0, 5 ë ÷åðåç ëåãêèå è 0, 1-0, 15 ë ñ êàëîì. Ïðè ñáàëàíñèðîâàííîì ïîñòóïëåíèè è âûõîäå âîäû îðãàíèçì ðàáîòàåò íîðìàëüíî. Íî áûâàåò íàðóøåíèÿ: ïðè íåäîñòàòêå àíòèäèóðåòè÷åñêîãî ãîðìîíà è âàçîïðåññèíà ïðîèñõîäèò îáèëüíûé âûõîä ìî÷è è ÷åëîâåê ìó÷àåòñÿ íåóòîëèìîé æàæäîé. Ñèëüíûå ïîòåðè âîäû (20%) íàáëþäàåòñÿ ïðè îòðàâëåíèÿõ, ïðè íàðóøåíèè âñàñûâàíèÿ âîäû â òîëñòîì êèøå÷íèêå. Ïðîòèâîïîëîæíûå ÿâëåíèÿ íàáëþäàþòñÿ ïðè íàêîïëåíèè èçëèøíåé âîäû â îðãàíèçìå è îáðàçîâàíèè îòåêîâ êîíå÷íîñòåé, ëèöà. Ïðè÷èíû ñâÿçàíû ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè ïî÷åê, ñåðäöà, ìåñòíûìè ïîâðåæäåíèÿìè òêàíåé. Êðîìå òîãî âîäó â îðãàíèçìå óäåðæèâàåò ñîëü, îñòðûå ïðèïðàâû, æàðåíîå.
Âîäíûé îáìåí òåñíî ñâÿçàí ñ ìèíåðàëüíûì îáìåíîì. Ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà íåîáõîäèìû îðãàíèçìó äëÿ ïîñòðîåíèÿ êëåòîê è ñèíòåçà áåëêîâ, ôåðìåíòîâ, ãîðìîíîâ. Îíè îáóñëàâëèâàþò íåîáõîäèìóþ âåëè÷èíó îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ â êðîâè è òêàíåâûõ æèäêîñòÿõ, ó÷àñòâóþò â òàêèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññàõ, êàê íåðâíîå âîçáóæäåíèå, ìûøå÷íîå ñîêðàùåíèå, ñâåðòûâàíèå êðîâè è äð. Îáùåå êîëè÷åñòâî ìèíåðàëüíûõ ñîëåé â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿåò îêîëî 4% åãî ìàññû. Êðîìå òîãî, îðãàíèçì íóæäàåòñÿ â ðåãóëÿðíîì ïîñòóïëåíèè ýëåêòðîëèòîâ ñ ïèùåé è âîäîé, ò. ê. îíè ïîñòîÿííî âûâîäÿòñÿ ïî÷êàìè, êîæåé, êèøå÷íèêîì è ëåãêèìè. Íåäîñòàòîê ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ ïðèâîäèò ê ðàçëè÷íûì íàðóøåíèÿì îáìåíà âåùåñòâ, à ó äåòåé ñêàçûâàåòñÿ íà èõ ðîñòå è ðàçâèòèè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Þ. È. Ïîëÿíñêèé «Îáùàÿ áèîëîãèÿ 9-10 êëàññ»
2. Ò. Ë. Áîãäàíîâà, Å. À. Ñåäîâà «Áèîëîãèÿ. Ñïðàâî÷íèê äëÿ ñòàðøåêëàññíèêîâ è ïîñòóïàþùèõ â ÂÓÇû»
ñîäåðæàíèå ..
34
35
36 ..
Источник