Какие продукты можно освящать

Какие продукты можно освящать thumbnail

До светлого праздника Пасхи, который в 2020 году отмечается 19 апреля, остаются считанные дни. Хотя в это время еще продолжается пост, и разговляться нельзя, верующие, согласно традиции, освящают в храмах пасхальную еду.

Этот обряд начинается в Страстную субботу в 11-2 часов утра и может продолжаться до 8-9 часов вечера. При этом священник читает молитвы и окропляет снедь в пасхальных корзинках святой водой.

Пасхальные блюда освящаются и утром в воскресенье, после окончания литургии. В некоторых церквях этот обряд также совершается в первые дни после Пасхи и даже в течение всей Светлой пасхальной седмицы.

Многие верующие интересуются: «Что святят на Пасху?» Конечно, можно подать на праздник к столу обычные купленные в магазине куличи и крашеные яйца, и все же верующим хочется отведать в этот день блюда, освященные в церкви.

Итак, что же освящают в храмах на Пасху? После окончания литургии в воскресенье все ограничения в питании, которых придерживались православные христиане во время Великого поста, снимаются.

С этого времени верующие могут включать в рацион продукты животного происхождения. Это мясо и любые мясные блюда, рыба и рыбные продукты, молоко и все продукты на его основе, яйца. Также можно употреблять чай, кофе и – в ограниченных количествах – спиртные напитки. Однако далеко не все продукты стоит брать в храм для освящения.

Что можно святить в церкви на Пасху?

Всё, что приготовлено для обряда освящения в храме, прихожане для удобства кладут к корзинки, которые застилают и закрывают красиво вышитыми полотенцами (рушниками) или нарядной тканью.

Какие продукты обычно святят на Пасху? Обычно это куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Рекомендуемые продукты имеют символическое значение, и верующим важно иметь представление об их сакральном смысле.

Кулич считается подобием церковного артоса, как называется по-гречески квасной (дрожжевой) хлеб. Именно его, а не пресный хлеб, который называется «асима», Иисус благословил на Тайной вечере.

Так кулич заменил собой ветхозаветные опресноки. Это символизирует переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.

Кулич также является символом небесного царства и воскресения для всех, кто уверовал в Христа. В старину в каждом доме куличи пекли сами, и даже в советские годы их можно было купить в магазинах.

Однако не освященные изделия представляют собой просто вкусную сдобу, и совсем другое дело – куличи, которые окропил святой водой священник, читая при этом молитвы.

Что еще берут, чтобы освятить к Пасхе в церкви?

Творожные пасхи, которым придают форму четырехгранной пирамиды – олицетворения Голгофы. Такие изделия хозяйки нередко готовят сами. Проще приготовить сырую пасху, однако вареная и заварная хранятся дольше, к тому же в них можно добавить изюм и другие сухофрукты, от которых сырые пасхи быстро портятся.

Такие изделия украшают буквы «ХВ» (Христос воскресе), а также изображения символов страдания и воскресения Христа: креста, копья, трости, проросших зерен, ростков и цветков.

Ещё на Пасху святят окрашенные в красный цвет яйца, которые символизируют возрождение к новой жизни.

Эта традиция имеет связь с легендой, согласно которой после воскресения Христа Мария Магдалина отправилась в Рим к императору Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть. В качестве даров она принесла куриные яйца. Император не поверил Марии, сказав, что Иисус не мог воскреснуть, как невозможно, чтобы белое яйцо стало красным. И в тот же миг яйцо, которое принесла Мария, окрасилось в красный цвет.

Кроме красных яиц, на Пасху также нередко освящают писанки, крашенки, крапанки, на которых изображают растения (цветы, деревья) или геометрические орнаменты (треугольники, кольца, спирали и др.), людей и храмы. Различные знаки этой символики имеют свое значение. Так, крест символизирует христианство, дерево жизни – развитие рода, изображение руки – власть или символ присутствия Бога, солнце – обновление жизни и т. д.

Что еще можно освящать в церкви на Пасху? Вы можете положить в корзину сыр, сливочное масло, которые являются символами нежности и жертвенности. Эти продукты кладут в небольшие сосуды, на которых изображают крестики.

Освящают и мясные изделия, кроме кровяной колбасы (так как в Писании предписывается не употреблять продукты из крови, а тем более запрещено нести их в храм для освящения). Мясные блюда символизируют жертвенного агнца, которого заколол отец после возвращения блудного сына домой.

Именно этой пищей принято разговляться после окончания Великого поста. Какие еще продукты освящают на Пасху в храме? В пасхальную корзинку можно положить хрен, который является символом несокрушимости духа.

Некоторые люди также кладут конфеты, шоколадные яйца, различные кондитерские изделия (вафли, печенье и т. п.), фрукты (яблоки, апельсины, бананы), но все же это не обязательные продукты, не имеющие прямого отношения к празднику.

Что приносят для освящения в церковь перед праздником Пасхи? Вы можете взять кагор, который используется в некоторых религиозных обрядах. А вот крепкие спиртные напитки брать не стоит. Не нужно приносить и воду: для ее освящения существуют другие праздники.

Теперь вы знаете, какие продукты на Пасху принято освящать в церкви. Бытует ошибочное мнение, что их нужно разрезать освященным ножом, но это лишь предрассудки. Также не стоит класть в пасхальную корзину драгоценности, документы, деньги и другие подобные вещи.

Однако кроме снеди можно взять кое-что еще. Что еще берут в храмы на Пасху? В корзинки кладут соль, которая, как считается, будет освящать всю пищу, которую позднее будут ею приправлять.

В центр кулича или пасхи можно поставить свечку, которую зажигают перед обрядом освящения. Дополнить этот набор могут вечнозеленые растения (ель, сосна, мирт). Живые веточки, которыми позднее можно украсить дом или только праздничный стол, символизируют вечную жизнь.

Лучше положить столько продуктов, чтобы освятить их на Пасху, сколько вы сможете съесть, ведь после совершения этого обряда их нельзя будет выбрасывать. Их следует съесть за праздничным столом, поделиться ими с друзьями и родственниками.

Так что лучше взять с собой всего в меру, ведь смысл Светлого Воскресенья отнюдь не в излишествах и демонстрации уровня благосостояния. Не забудьте оставить часть снеди в храме для людей, которые не могут позволить себе купить продукты к празднику.

Конечно, часть верующих сами решают, что взять в церковь в преддверии Пасхи, но многие все же стараются соблюдать принятые традиции. Нам осталось напомнить старинное поверье, согласно которому как вы встретите Пасху, так и проведете следующий год, и пожелать вам достойно подготовиться к этому празднику.

Читайте также:  В каких продуктах находится селен и для чего

Источник

Давайте вместе соберём пасхальную корзину. Узнайте, что можно брать с собой в церковь? А от чего лучше отказаться? Зачем люди берут в храм колбасу, мясо, сыр и спиртное? Можно ли это делать? Ведь не всё, что будет на вашем праздничном столе на Пасху, нужно нести в храм. Читайте также о том, во сколько начинают святить пасхи и крашенки? Мы перечислим все продукты питания, которые обязательно издавна святили.

Расписание: когда святят яйца и куличи?

На Пасху принято идти в церковь святить пасхальные яйца и куличи. Но какого числа начинают их святить и когда заканчивают, знают не все. Как правило, Великий праздник Пасхи отмечается в воскресенье. Каждый год дата празднования разная.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Католики уже отмечали её в 2019-ом году 21 апреля. Православные будут отмечать 28-го числа. Пасха – это самое Великое торжество из торжеств, когда христиане должны идти в церковь на пасхальное богослужение. Но самое главное в этот день все-таки не освящение крашенок и куличей.

Важно прийти к Богу, душой и сердцем быть рядом с ним. И вспоминать о Воскресении Христовом. Вот только не все православные так делают. Некоторые просто идут в храм, набирая как можно больше продуктов питания, чтобы их освятить.

Популярные статьи сейчас

Показать еще

Если вы хотите делать все правильно, думайте о Боге, событиях, связанных с Воскресением Христовым, молитесь, не ругайтесь и не сквернословьте. А самое подходящее время, в которое положено прийти в храм, чтобы освятить продукты, – Пасхальное богослужение.

Вы можете прийти в церковь на праздничную службу, которая проходит ночью. Она начинается с субботы на воскресенье. И заканчивается около 3-4 часов пополуночи, после чего начинается освящение пасхальных куличей и яиц. Для тех, кого это время не устраивает, есть возможность прийти в храм с утра в воскресенье. Ведь после окончания Божественной литургии и освящения будет проходить вторая утренняя литургия.

Освятить яйца и куличи, а также другие продукты питания можно, начиная с раннего утра, и заканчивая до полудня. Святить их можно также в понедельник и вторник. Но всё-таки лучше всего это сделать в воскресенье ночью или с утра до 9-10 часов. Затем можно начинать праздновать, поздравлять родных и близких с радостным событием, провозглашая: «Христос воскрес!» или «Христос воскресе!»

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

А теперь давайте узнаем, какие продукты питания надо класть в пасхальную корзину? Ведь освящение крашенок и куличей – это традиционный символический обряд. Освящаться должны продукты, символизирующие переход на другую пищу – от постного питания к скоромному, которое было запрещено в постные дни.

Список: какие продукты питания можно брать в храм?

Собирая пасхальную корзинку 2019, помните о том, что не стоит набирать очень много продуктов. Вы должны взять их для утренней трапезы. Разве что дополнить чем-нибудь для пожертвования в храме. Предлагаем список продуктов, которые разрешены для освящения в храме:

  • Самый главный атрибут пасхальной корзины – кулич, выступающий символом тела Христа и полноты жизни. Он должен напоминать нам о Воскрешении Сына Божьего. Печь куличи лучше всего в Чистый четверг. Но только после того, как в доме будет наведен полный порядок. Для тех, кто не успел, можно это сделать в субботу утром.
  • Расписные или крашеные яйца – обязательный элемент пасхальной корзины. Они традиционно символизируют жизнь, возрождение. Кроме этого, обозначают Гроб Господень, где скрыта вечная жизнь. Их стоит готовить по тому же принципу, что и куличи. Дарить крашенки можно, обмениваться ими тоже. Яйцо должно напоминать нам о Воскрешении Христовом. Крашенка красного цвета выступает символом пролитой на Кресте Крови за нас.
  • Кроме обязательных пасхальных атрибутов, в корзине могут быть молочные продукты: творожный кулич, сыр или сметана.
  • Традиционно святят мясные изделия: колбасу, буженину и копчености. Мясо освящают с той целью, чтобы утешить тех, кто соблюдал Великий пост. Считается, что постившийся должен почувствовать настоящую радость от разговения.
  • Из спиртного для освящения разрешается только вино «Кагор», церковная задача которого – напоминать православным об искупительной жертве Сына Божьего.
  • Свечи – обязательный атрибут. Они несут глубокий смысл и имеют веское значение. Схождение Благодатного огня – символ начала новой жизни и Света Божьего. Церковные свечи, которые вы затем зажжёте дома, защитят от нечистой силы, злых духов и всего негативного. Частичка Света от Господа подарит здоровье, счастье и удачу.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Когда будете идти в храм, не забывайте, что суть торжества Великой Пасхи не в куличах и яйцах, а в вашей духовности и отношении к Богу. Саму пасхальную корзину в храм заносить не нужно. Богослужебная книга «Триодь Цветная» учит этого не делать. С нею можно стоять на улице возле церкви. Идите в храм прежде всего с любовью к храмовому богослужению. Помните: наше тело – тоже храм, в котором должен жить Бог.

Почему нельзя брать в церковь кровянку, соль, перец, хрен, деньги и алкоголь?

Если вы чтите пасхальные традиции, тогда вам стоит узнать о том, чего в корзину не стоит класть. Давайте более подробно поговорим, что же из неё исключить?

  • Существует запрет на кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных, потому что по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов православным запрещается вкушать кровь.
  • Нельзя брать любой алкоголь, кроме вина «Кагор». И вообще: на Пасху напиваться нельзя. Спиртное необходимо употреблять в меру. Употреблять много алкоголя не стоит, потому что предаваться излишествам запрещено. Все должно быть в меру.
  • Деньги и драгоценности, документы не святят. Любые материальные ценности должны оставаться дома, потому что пасхальная корзина предназначена для освящения и благословения определённых продуктов питания.
  • Соль, перец, хрен, овощи и фрукты не берут, потому что эти продукты присутствовали на постном столе.
  • Для ножа и кухонной утвари тоже не должно быть места в вашей корзине. Нести вилки, ножи и другие столовые приборы в храм – давняя языческая традиция. В пасхальной корзинке должно быть только полотенце.

Некоторые люди интересуются: можно ли освящать на Пасху воду? Делать это не запрещено. Однако водоосвящение должно проходить по специальным дням. Читаются определённые молитвы на освящение воды. Только такое её освящение будет считаться малым. А великое осуществляется в праздник Крещения Господня.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Теперь, когда вы знаете всё о том, что можно класть в пасхальную корзину 2019, давайте более подробно поговорим, как же можно её украсить? Вы можете взять наши идеи за основу, проявить свою фантазию и дополнить корзинку для пасхальных куличей и яиц чем-то по своему усмотрению.

Читайте также:  Какие продукты полезны при насморке

Как украсить пасхальную корзину 2019?

Украсьте пасхальную корзину 2019 вышитым полотенцем с красивым украинским орнаментом. Вы можете также купить оригинальные пасхальные салфетки. А сверху украсить корзинку разноцветными лентами или красивыми яркими кружевами.

Отлично смотрятся в качестве украшения пасхальной корзины самые разнообразные цветы, как живые, так и искусственные. Вы можете использовать маки, тюльпаны, ромашки, а также веточки вербы.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Как вариант – пошить чехол для корзины. И на самой ткани что-либо вышить, украсить ее бисером или тематическим орнаментом. Декор шифоном особенно нравится детям. Вплетение в ручки корзинки цветов – прекрасная идея. Не бойтесь экспериментировать с цветами!

Красивая пасхальная корзина создаст отличное настроение. Дополните её курочкой с цыплятами или птичками – привнесите в свой дом всё самое тёплое и светлое. Украшение корзины не займёт много времени. Зато впоследствии ваш шедевр, ставший настоящим произведением искусства, подарит только самые положительные эмоции!

Источник

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Какие продукты можно освящать

Протоиерей Игорь Прекуп

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а?).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что иконоборчества и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не языческие вплетения в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

Какие продукты можно освящатьА во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна св. князь Владимир пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай*!» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением, не спорю, но именно души, которой язычество мило. И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой Священного Предания, хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как трапеза не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

Какие продукты можно освящать

«Освящение куличей». Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Читайте также:  Какие продукты привезти в хабаровск

Если мы внимательно всмотримся и критично отфильтруем все инородное, формирование культурной традиции продолжится в богоугодном русле, а если пустим дело на самотек, то сами не заметим, как сформируется порочный круг обычаев, представлений, стереотипов, которые уже не удастся бесконфликтно преодолеть, но если этого не делать, религия Благой вести во многих умах и сердцах выродится в паразитирующее на ней язычество.

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в Великую субботу день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: Пасха! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Кошмар.

И ужас.

Какие продукты можно освящатьНет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: Божественную Литургию…

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает, и «нечего меня парить!..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Какие продукты можно освящать

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали**. После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Без этого мы имеем какой-то параллельный культ, паразитирующий на пасхальной теме. Причем о культе можно говорить без натяжки: где ритуал, там и культ, но если это не Христов культ, то чей тогда?!

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Какие продукты можно освящать

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Какие продукты можно освящатьДостойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение» (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их. То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение. Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.

Читайте также:

Спасы: медовый, яблочный, ореховый…

Красная горка: соблазн язычеством или добрая встреча весны?

Источник