Какие продукты можно освещать

Какие продукты можно освещать thumbnail

Давайте вместе соберём пасхальную корзину. Узнайте, что можно брать с собой в церковь? А от чего лучше отказаться? Зачем люди берут в храм колбасу, мясо, сыр и спиртное? Можно ли это делать? Ведь не всё, что будет на вашем праздничном столе на Пасху, нужно нести в храм. Читайте также о том, во сколько начинают святить пасхи и крашенки? Мы перечислим все продукты питания, которые обязательно издавна святили.

Расписание: когда святят яйца и куличи?

На Пасху принято идти в церковь святить пасхальные яйца и куличи. Но какого числа начинают их святить и когда заканчивают, знают не все. Как правило, Великий праздник Пасхи отмечается в воскресенье. Каждый год дата празднования разная.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Католики уже отмечали её в 2019-ом году 21 апреля. Православные будут отмечать 28-го числа. Пасха – это самое Великое торжество из торжеств, когда христиане должны идти в церковь на пасхальное богослужение. Но самое главное в этот день все-таки не освящение крашенок и куличей.

Важно прийти к Богу, душой и сердцем быть рядом с ним. И вспоминать о Воскресении Христовом. Вот только не все православные так делают. Некоторые просто идут в храм, набирая как можно больше продуктов питания, чтобы их освятить.

Популярные статьи сейчас

Показать еще

Если вы хотите делать все правильно, думайте о Боге, событиях, связанных с Воскресением Христовым, молитесь, не ругайтесь и не сквернословьте. А самое подходящее время, в которое положено прийти в храм, чтобы освятить продукты, – Пасхальное богослужение.

Вы можете прийти в церковь на праздничную службу, которая проходит ночью. Она начинается с субботы на воскресенье. И заканчивается около 3-4 часов пополуночи, после чего начинается освящение пасхальных куличей и яиц. Для тех, кого это время не устраивает, есть возможность прийти в храм с утра в воскресенье. Ведь после окончания Божественной литургии и освящения будет проходить вторая утренняя литургия.

Освятить яйца и куличи, а также другие продукты питания можно, начиная с раннего утра, и заканчивая до полудня. Святить их можно также в понедельник и вторник. Но всё-таки лучше всего это сделать в воскресенье ночью или с утра до 9-10 часов. Затем можно начинать праздновать, поздравлять родных и близких с радостным событием, провозглашая: «Христос воскрес!» или «Христос воскресе!»

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

А теперь давайте узнаем, какие продукты питания надо класть в пасхальную корзину? Ведь освящение крашенок и куличей – это традиционный символический обряд. Освящаться должны продукты, символизирующие переход на другую пищу – от постного питания к скоромному, которое было запрещено в постные дни.

Список: какие продукты питания можно брать в храм?

Собирая пасхальную корзинку 2019, помните о том, что не стоит набирать очень много продуктов. Вы должны взять их для утренней трапезы. Разве что дополнить чем-нибудь для пожертвования в храме. Предлагаем список продуктов, которые разрешены для освящения в храме:

  • Самый главный атрибут пасхальной корзины – кулич, выступающий символом тела Христа и полноты жизни. Он должен напоминать нам о Воскрешении Сына Божьего. Печь куличи лучше всего в Чистый четверг. Но только после того, как в доме будет наведен полный порядок. Для тех, кто не успел, можно это сделать в субботу утром.
  • Расписные или крашеные яйца – обязательный элемент пасхальной корзины. Они традиционно символизируют жизнь, возрождение. Кроме этого, обозначают Гроб Господень, где скрыта вечная жизнь. Их стоит готовить по тому же принципу, что и куличи. Дарить крашенки можно, обмениваться ими тоже. Яйцо должно напоминать нам о Воскрешении Христовом. Крашенка красного цвета выступает символом пролитой на Кресте Крови за нас.
  • Кроме обязательных пасхальных атрибутов, в корзине могут быть молочные продукты: творожный кулич, сыр или сметана.
  • Традиционно святят мясные изделия: колбасу, буженину и копчености. Мясо освящают с той целью, чтобы утешить тех, кто соблюдал Великий пост. Считается, что постившийся должен почувствовать настоящую радость от разговения.
  • Из спиртного для освящения разрешается только вино «Кагор», церковная задача которого – напоминать православным об искупительной жертве Сына Божьего.
  • Свечи – обязательный атрибут. Они несут глубокий смысл и имеют веское значение. Схождение Благодатного огня – символ начала новой жизни и Света Божьего. Церковные свечи, которые вы затем зажжёте дома, защитят от нечистой силы, злых духов и всего негативного. Частичка Света от Господа подарит здоровье, счастье и удачу.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Когда будете идти в храм, не забывайте, что суть торжества Великой Пасхи не в куличах и яйцах, а в вашей духовности и отношении к Богу. Саму пасхальную корзину в храм заносить не нужно. Богослужебная книга «Триодь Цветная» учит этого не делать. С нею можно стоять на улице возле церкви. Идите в храм прежде всего с любовью к храмовому богослужению. Помните: наше тело – тоже храм, в котором должен жить Бог.

Читайте также:  Какие продукты надо на оливье

Почему нельзя брать в церковь кровянку, соль, перец, хрен, деньги и алкоголь?

Если вы чтите пасхальные традиции, тогда вам стоит узнать о том, чего в корзину не стоит класть. Давайте более подробно поговорим, что же из неё исключить?

  • Существует запрет на кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных, потому что по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов православным запрещается вкушать кровь.
  • Нельзя брать любой алкоголь, кроме вина «Кагор». И вообще: на Пасху напиваться нельзя. Спиртное необходимо употреблять в меру. Употреблять много алкоголя не стоит, потому что предаваться излишествам запрещено. Все должно быть в меру.
  • Деньги и драгоценности, документы не святят. Любые материальные ценности должны оставаться дома, потому что пасхальная корзина предназначена для освящения и благословения определённых продуктов питания.
  • Соль, перец, хрен, овощи и фрукты не берут, потому что эти продукты присутствовали на постном столе.
  • Для ножа и кухонной утвари тоже не должно быть места в вашей корзине. Нести вилки, ножи и другие столовые приборы в храм – давняя языческая традиция. В пасхальной корзинке должно быть только полотенце.

Некоторые люди интересуются: можно ли освящать на Пасху воду? Делать это не запрещено. Однако водоосвящение должно проходить по специальным дням. Читаются определённые молитвы на освящение воды. Только такое её освящение будет считаться малым. А великое осуществляется в праздник Крещения Господня.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Теперь, когда вы знаете всё о том, что можно класть в пасхальную корзину 2019, давайте более подробно поговорим, как же можно её украсить? Вы можете взять наши идеи за основу, проявить свою фантазию и дополнить корзинку для пасхальных куличей и яиц чем-то по своему усмотрению.

Как украсить пасхальную корзину 2019?

Украсьте пасхальную корзину 2019 вышитым полотенцем с красивым украинским орнаментом. Вы можете также купить оригинальные пасхальные салфетки. А сверху украсить корзинку разноцветными лентами или красивыми яркими кружевами.

Отлично смотрятся в качестве украшения пасхальной корзины самые разнообразные цветы, как живые, так и искусственные. Вы можете использовать маки, тюльпаны, ромашки, а также веточки вербы.

Пасхальная корзина

Пасхальная корзина

Как вариант – пошить чехол для корзины. И на самой ткани что-либо вышить, украсить ее бисером или тематическим орнаментом. Декор шифоном особенно нравится детям. Вплетение в ручки корзинки цветов – прекрасная идея. Не бойтесь экспериментировать с цветами!

Красивая пасхальная корзина создаст отличное настроение. Дополните её курочкой с цыплятами или птичками – привнесите в свой дом всё самое тёплое и светлое. Украшение корзины не займёт много времени. Зато впоследствии ваш шедевр, ставший настоящим произведением искусства, подарит только самые положительные эмоции!

Источник

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Какие продукты можно освещать

Протоиерей Игорь Прекуп

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а?).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что иконоборчества и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не языческие вплетения в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

Какие продукты можно освещатьА во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна св. князь Владимир пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай*!» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением, не спорю, но именно души, которой язычество мило. И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Читайте также:  Какие продукты вызывают рост живота

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой Священного Предания, хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как трапеза не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

Какие продукты можно освещать

«Освящение куличей». Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Если мы внимательно всмотримся и критично отфильтруем все инородное, формирование культурной традиции продолжится в богоугодном русле, а если пустим дело на самотек, то сами не заметим, как сформируется порочный круг обычаев, представлений, стереотипов, которые уже не удастся бесконфликтно преодолеть, но если этого не делать, религия Благой вести во многих умах и сердцах выродится в паразитирующее на ней язычество.

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в Великую субботу день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: Пасха! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Кошмар.

И ужас.

Какие продукты можно освещатьНет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Читайте также:  В каких продуктах больше всего молибдена

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: Божественную Литургию…

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает, и «нечего меня парить!..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Какие продукты можно освещать

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали**. После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Без этого мы имеем какой-то параллельный культ, паразитирующий на пасхальной теме. Причем о культе можно говорить без натяжки: где ритуал, там и культ, но если это не Христов культ, то чей тогда?!

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Какие продукты можно освещать

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Какие продукты можно освещатьДостойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение» (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их. То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение. Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.

Читайте также:

Спасы: медовый, яблочный, ореховый…

Красная горка: соблазн язычеством или добрая встреча весны?

Источник