Какие продукты едят мусульмане
Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.
Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.
Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе
Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).
В группу строго запрещенных продуктов в исламе входят:
- Свинина и мясо осла – эти животные считаются «грязными», «нечистыми» для мусульман.
- Кровь животных и птиц.
- Мертвечина – животные, умершие от пожара, утопления, поражения электрическим током, а также растерзанные хищником.
- Мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – окровавленное животное, либо убитое без упоминания имени Аллаха.
- Мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением.
- Внутренние органы животных – почки, сердце, селезенка и другие.
- Мясо хищных птиц – сокола, коршуна.
- Мясо рептилий – змей, жаб.
- Рыба, которая лишена чешуи – осетровые, угорь и другие.
- Мясо, к которому прикоснулся иноверец.
- Спиртные напитки.
Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.
Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.
Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман
Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию «халяль».
На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:
- Не запрещена Кораном.
- Не определена мусульманскими догмами как нежелательная.
- Не находится в области сомнительной пищи.
На заметку!
- Яйца, молочные продукты, выпечка, пряности мусульманам разрешены в любое время, кроме поста.
- Густой суп – любимое блюдо исповедующих ислам. После трудового дня в каждой семье принято подавать на стол горячий сытный суп. Для улучшения вкусовых качеств первого блюда мусульмане добавляют в него различные пряности – перец (черный, красный, белый, душистый), шафран, тмин, гвоздику, корицу, имбирь, лавровый лист, мускатный орех.
- Излюбленное для правоверного мусульманина, правильно забитое и приготовленное мясо – это баранина, говядина и конина. Его они едят с удовольствием. Мусульманам разрешается употреблять в пищу животных, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь из зверя. А вот кровь в пищу употреблять нельзя.
- Верующие в ислам считают свое питание здоровым и правильным, так как оно одобрено самим Аллахом.
Отступление от религиозных канонов в питании
Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».
Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.
Нельзя упускать и тот факт, что разнообразие мира ислама (мусульманских стран и народов) вносит свои изменения в культуру питания.
Рассмотрим несколько примеров.
Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.
Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.
Меню в пост
Обязательные посты | Разрешенные продукты | Запрещенные продукты |
Рамадан |
|
|
Рекомендуемые посты | Разрешенные и запрещенные продукты |
| Полный отказ от воды и пищи |
Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.
Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.
Источник
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник
Анонимный вопрос
17 июля 2018 · 3,9 K
Мусульмане могут есть все, что соответствует халяльным нормам. Основная особенность заключается в том, что мусульмане не употребляют в пищу продукты, содержащие свинину (например, мясо свиней или блюда с желатином).
Можно ли мусульманам есть свиной доширак?
Свиньи — гнусные животные. Я не ем гнусных животных.Пусть хоть помойная крыса, будет на вкус приятнее тыквенного пирога, я этого не узнаю, потому что я не ем всякую хрень. Свиньи постоянно роются в грязи и спят в говне, это мерзкие животные, и я не собираюсь есть животных, которые едят собственное говно.
Прочитать ещё 6 ответов
Какое животное у мусульман священное?
Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm
В исламе отсутствует понятие “священное животное”. Есть животные, упомянутые в Коране, их 16 – лошадь, верблюд, корова, пчела, овца, кошка, собака, слон, кит, лев, муравей, козел, ворона, осел, змея, паук.
Пророк Мухаммед говорил, что кошка – чистое животное, и ее можно держать дома. А собаки породы салюки считаются священным даром Аллаха. В средние века охотились только с этими собаками, т.к. дичь, затравленная салюки, считалась чистой, и ее можно было есть.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему у мусульман запрещено употребление в пищу свинины?
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Есть, пожалуй, одно существенное отличие свиньи от всех других «разрешенных в пищу» животных. Все они – травоядные, а свинья является всеядной, как например, медведь, обезьяна и… человек. Мало того, у свиньи одинаковая с человеком температура тела, некоторые органы свиньи годны для пересадки людям.Современными исследованиями учёных было доказано, что структура тканей свиней на клеточном и молекулярном уровнях очень близка к структуре тканей человека. По составу крови и пищеварению организм свиньи является одним самых близких к человеческому организму. Ближе только приматы, то есть обезьяны. Свиньям свойственны те же болезни, что людям. К тому же в мясе свиньи живут микробы и паразиты, которые не погибают при термической обработке.
Но в Коране есть оговорка – свинину можно есть только в случае крайней необходимости,когда другой еды нет.
Прочитать ещё 3 ответа
Чем ислам отличается от христианства?
Мining (добыча полезных ископаемых).
христианин.
ответить человеку не посвященному в духовные тонкости и коллизии сложно а судя по вашему нику вы человек далёкий от всего этого. Можно сделать сравнительный анализ главных лидеров этих путей – Магомеда и Христа и на этом сравнении получить хоть какое то понимание.
- Христос родился непорочным путём без вмешательства земного мужчины – Святой Дух сошел на Марию и она зачала сына Божьего.
Магомед дитя обычных людей.
Божественное достоинство новорожденного Иисуса засвидетельствовали волхвы, пастухи, благочестивые мужчина и женщина, а также астрономическое явление – Вифлеемская звезда.
В момент рождения Мухаммада никаких выдающихся астрономических явлений не было; и никто из посторонних людей не интересовался им. Когда Мухаммад повзрослел два монаха предрекли ему великую будущность; один – увидев тень от облака, падавшую на него; другой – увидев его под определенным деревом.
Иоанн Предтеча предупредил богоизбранный народ о приходе Спасителя и приближении Царства Божия и призвал к покаянию.
За месяц до ниспослания Корана раздался голос из желудка жертвы, приносимой языческому идолу, об успешном деле – приходе человека, который будет громко говорить, что Бог – един.
Иисус начал свое служение когда ему было около тридцати, и был узнан праведником – Иоанном Предтечей, который и засвидетельствовал, что Иисус – Сын Бога; засвидетельствовал прилюдно и ясным днем.
Мухаммад, получив в сорок лет первую весть от Джебраила, впоследствии отрицал божественное достоинство Иисуса. Джебраил пришел к Мухаммаду ночью, и стал душить, заставляя его – неграмотного, читать. Никто из людей, кроме Мухаммада, не был свидетелем этому.
Иисус в первый раз явил свою силу, превратив воду в вино, находясь на брачном пиру. Чудо было совершено по настоянию матери. Иисус сделал это, хотя говорил, что еще не пришел час Его.
Мухаммад запретил своим последователям, пившим в доисламские времена вино, употреблять этот напиток, ссылаясь на ниспосланный ему веление Бога. Определить, кто приносит ему вести, Мухаммаду помогла жена. Мухаммад по настоянию жены последовательно садился на её левое бедро, на правое бедро, на лоно, говоря при этом видит он Джебраила или нет. Когда Мухаммад сел на лоно, Джебраил исчез, на основании этого эксперемента жена Мухаммада объявила, что Джебраил – ангел, а не дьявол.
Иисус продолжил свое служение, проповедуя и исцеляя людей по всей стране. За ним сразу же последовало несколько взрослых мужчин.
Мухаммад проповедовал несколько лет в кругу родных и из мужчин первым в него поверил десятилетний мальчик.
Иисус, сталкиваясь с людским неприятием, никогда не использовал родственные связи.
Мухаммад долгое время находился под защитой своей жены и дяди. Не в силах защитить своих последователей от нападок глав племени, он помог им бежать в Эфиопию.
Иисус изгонял бесов.
Мухаммад много рассказывал о джиннах и о том, как устроен ад.
Иисус считанное количество раз славил Бога, воздавая Ему хвалу по какой-либо причине.
Мухаммад славил Аллаха бесчисленное количество раз, безо всякой причины.
Иисус, будучи отвергаемым народными старшинами, предпочитал народ иудейский всем остальным народам; люди из народа ходили за Ним толпами; при этом Он не требовал ни от кого клятв верности Ему.
Мухаммад, будучи отвергнут главами родов и осмеян в своем народе, предлагал себя другим племенам и взял клятву с племени ансаров – клятву воевать на его стороне с любыми людьми.
Иисус отвечал на все вопросы сразу же.
Мухаммад ждал Джебраила с ответом на три вопроса пятнадцать дней.
Иисус ни с кем из людей не советовался перед ответом на вопрос о прелюбодеянии.
Мухаммад обсуждал его со знатоками Торы.
Иисус словом Своим спас женщину, уличенную в прелюбодеянии, от побития камнями и ни одним словом не осудил ее.
Мухаммад судил двух человек – прелюбодея и прелюбодейку, вынес им смертный приговор, и они были убиты.
Иисус ни одного Своего слова не взял назад.
Мухаммад отменил многие аяты, ниспосланные ему.
Иисус не носил оружия, и идя в Иерусалим на распятие, шел впереди Апостолов, одетый в хитон.
Мухаммад, командуя сражением, располагался позади войска и одевал две кольчуги.
Иисус преобразился перед тремя своими Апостолами: лицо Его сияло как солнце, одежды стали белее снега; при этом ученики видели рядом с Ним пророков – Моисея и Илию.
Когда Мухаммад был доволен его напоминало луну – это мнение мусульман, видевших его. Мухаммад утверждал, что Аллах обязал всех пророков помогать ему; никто из людей, кроме него самого, не был свидетелем этому.
Иисус ничем не болел, как ничем не болели бывшие с Ним Апостолы.
Сподвижники, ушедшие с Мухаммадом из Мекки, заболели лихорадкой, и сам он перед смертью тоже был болен.
Иисус ни с кем не заключал никаких договоров, ни с кого не взимал платы за чудеса, и не брал денег в долг.
Мухаммад договаривался со многими и о многом, но не все договоренности соблюдал. Мухаммад пользовался у евреев кредитом и обложил разнообразными поборами принявших ислам.
Иисус ни одной вещи не подарил своим Апостолам, и даже самые лютые враги не обвиняли первых Его учеников в грабеже. Никто из учеников не претендовал на место Иисуса.
Мухаммад посылал своих сподвижников грабить караваны и делил добычу, оставляя себе пятую часть. Двое из последователей Мухаммада объявили себя пророками.
Точное количество людей, исцеленных Иисусом – неизвестно; известно, что Он в своей жизни никого из людей не ударил, не поранил, не убил.
Точное количество убитых Мухаммадом неизвестно; известно, что он никого не исцелил.
Известно, что Иисус воскресил трех умерших, был казнен и воскрес Сам.
Про Мухаммада известно, что он сражался в девяти походах и битвах, казнил людей бессчетно, и умер в результате болезни.
Иисус умер и воскрес и после воскресения преобразился и вознесся на Небо. Является Господом над всеми.
- Магомед умер и похоронен в городе Медин.
Прочитать ещё 7 ответов
Источник