Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте
Конспект урока.
Тема урока: «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».
Класс: 10.
Название курса: Обществознание.
Название учебника: Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: лабораторное занятие.
Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Антисоциальные и криминальные молодежные группы».
Задачи:
1. Образовательные.
Дети должны знать:
– понятия: группа, асоциальные и антисоциальные молодежные группы, неформальные группы, криминогенные группы, конформность, субкультура, антисоциальная субкультура, антисоциальные нормы, «дедовщина»;
– отличия неформальной группы от ученической;
– типы неформальных молодежных групп;
– проявления антисоциальной субкультуры;
– феномен круговой поруки;
– особенности «дедовщины»;
– специфику криминальных групп.
2. Развивающие.
Дети должны уметь:
1- работать с фактами;
2- работать с документами;
3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;
4- применять знания и умения в социальной среде.
3. Воспитательные.
Дети должны понимать ценность:
1- чувства патриотизма;
2- требовательного отношения к себе;
3- уважительного отношения к одноклассникам;
4- интереса к предмету «Обществознание»;
5- добросовестного отношения к труду.
Внутрикурсовые связи: Обществознание. Учебник для 6 класса. Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. § 7. Человек в группе
Обществознание. Учебник для 8 класса.
Боголюбов Л.Н. и др. § 26 Отклоняющееся поведение.
Средства обучения: учебник «Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень», ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Организация внимания.
1. Приветствие.
2. Подготовка к уроку.
2. Этап подготовки к усвоению новых знаний. 2-3 мин.
УВЗ:
1. Познакомить с темой нового материала;
2. сформулировать цели предстоящей работы.
Учитель объявляет тему урока.
Учитель вместе с учениками ставит цель урока.
План:
1.Неформальные молодежные группы.
2.Криминализация в асоциальных группах.
3.Антисоциальная субкультура.
4. Криминальные группы.
Знакомство с темой. Формулировка целей и задач урока
3.Этап усвоения новых знаний. 25 мин.
УВЗ:
1. Дать обучающимся конкретные представления по теме;
2. добиться восприятия нового материала;
3. сформулировать нравственное отношение по теме.
УВМ1
УВМ2
УВМ3
УВМ4
1. Неформальные молодежные группы.
Учитель: «Ребята, давайте вспомним понятие «группа» и для чего мы объединяемся в них?
А знаете ли вы, что такое неформальные группы? Давайте прочитаем пункт в учебнике и попробуем сформулировать понятие. Какие три типа социальной направленности неформальных групп выделяют?
2.Криминализация в асоциальных группах.
Учитель: «Посмотрите на слайд презентации и ответьте на вопрос: Какие существуют пути криминализации подростковых и молодежных групп? Сформулируйте определение криминогенной группы. Что такое конформное поведение? Прочитайте выражение Аристотеля. Как вы думаете, что он хотел до нас донести?»
3.Антисоциальная субкультура.
Учитель: «Давайте подумаем, а что такое антисоциальная субкультура? В чем она может проявляться? При изучении истории 19 века, а именно параграф отмены крепостного права, мы встречались с термином круговой поруки. Как вы думаете, а существует ли она в группах? И так же ли она проявляется? Все мы неоднократно слышали слово «дедовщина». А что это такое?
4. Криминальные группы.
Учитель: «Как вы думаете, а что такое криминальные группы? Чем они характеризуются? Давайте вспомним определение преступление. Прочитайте фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп? Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на материал параграфа.»
УВМ1. Группа – объединение людей, имеющих общие признаки, основанная на их участии в деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.
Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.
Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение и т.д. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные.
УВМ2. Влияние опытных преступников и без непосредственного влияния опытных преступников. Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Конформное поведение – это ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Аристотель хотел сказать, что друзьями могут стать только те, у кого есть общие интересы, взгляды.
Под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации.
Да, существует. Она предполагает взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам.
УВМ4. Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Преступление— это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке.
Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности.
Кража, унизительное поручение, эксцессы и правонарушения, незаконные действия. Криминальная группа.
4. Этап закрепления. 7-10 мин.
УВЗ- закрепить в памяти учащихся новые знания, способствовать их осмысления, выработать необходимые умения.
УВМ1
УВМ2
1. Карточки с заданиями по вариантам (Приложение 1).
2. Написать синквейн.
УВМ1. Вариант 1. 1 т.з.: все зависит от вида деятельности, ради которого подростки объединяются. Возможно, переориентация может быть.
2 т.з.: в основном к асоциальной активности принуждают психологически. Отсюда можно с уверенностью сказать, что общество может повлиять на мнение подростка, необходимо только найти нужный подход.
Вариант 2. 1.Чем дольше существует группа, тем более корыстные преступления совершаются; часть преступлений совершается несовершеннолетними; чаще всего совершаются грабеж, разбойное нападение, кражи, хулиганство. 2.Преступления несовершеннолетних носят сложный характер. В основном совершаются преступления средней тяжести.
УВМ2. Например,
1. группа
2. формальная и неформальная
3. объединяет, заставляет, принуждает
4. объединение людей, имеющих общие признаки
5. сообщество
5. Этап информирования о домашнем задании. 1-1.5 мин.
УВЗ- сообщить о домашнем задании, провести инструктаж, заинтересовать в домашнем задании.
1 часть: §38.
2 часть: ответить на вопросы из рубрики «Подумайте, обсудите, сделайте»: 1 вариант – 1,2, 2 вариант – 3,5.
3 часть*: В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия — пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну — значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
Внимательно слушать учителя.
Записать правильно домашнее задание. Задать вопросы учителю.
Приложение 1.
Вариант 1.
В литературе высказывается мнение о том, что усиление познавательного интереса, вовлечение подростков в разные виды деятельности может препятствовать установлению привычек асоциального поведения и далее переориентации асоциальных групп, не успевших перерасти в криминальные группы. Однако есть исследователи, которые это мнение не разделяют. Они считают склонность к асоциальной активности проявлением индивидуальных свойств отдельных людей, на которые общество не может повлиять. Оцените эти две точки зрения: какая из них соответствует гуманистическому подходу к человеку и его возможностям? Свое мнение обоснуйте.
Вариант 2.
Большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также преступления в виде общественно опасных действий. Сделайте все возможные выводы из этих данных. Охарактеризуйте на их основе преступность несовершеннолетних.
Источник
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года – читаем тексты, анализируем, решаем тест и учим связанные с ним понятия, а также учимся правильно писать минисочинения (задания 8, 9, 15, 16).
Первая тестовая часть
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года
В демоверсии ЕГЭ по литературе приведен отрывок из драмы А. Н. Островского «Гроза». Прочитайте его, скачав демовариант, прежде, чем рассматривать вопросы и ответы. Прочитали? Поехали.
- Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».
Литературных направлений, которые следует изучить в рамках курса по литературе, не так уж и много. Это классицизм, романтизм, реализм, течения Серебряного века (акмеизм, футуризм, символизм) и постмодернизм (произведения последнего направления в программу обязательного минимума не входят).
Даже если Вы сомневаетесь, как отвечать на вопрос, но представляете себе, в какое время жил и писал Островский («Гроза» была создана в 1859г.), то легко можно отмести все варианты кроме правильного. Расцвет классицизма пришелся на XVII век, романтизма – на первую половину XIX века. Литературные поиски Серебряного века – это начало XX века. Нам не остается ничего кроме реализма. Да и в тексте жизнь воспроизводится правдиво, в ее типичных чертах, а это явный признак реализма.
Ответ: реализм
- Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Авторское определение жанра «Грозы» никак не противоречит традиционному определению. У драмы как рода литературы есть несколько жанров. В курсе ЕГЭ по литературе надо выучить три жанра драмы: трагедия, драма, комедия. Обратите внимание, что драма – это и род литературы, и жанр. Одно и то же название для разных понятий! В трагедии все мрачно и пафосно, с катастрофической развязкой. Но в обязательном списке литературы для ЕГЭ нет трагедийных драматических произведений. Остается выбрать из двух. Драма или комедия? Исходя из названия, можно понять, что комедия – это когда весело, а драма – наоборот. Если Вам известно, чем закончилась «Гроза», то ответ очевиден.
Другая история, например, с Чеховым. «Вишневый сад», скорее, по жанру можно отнести к драме, но сам автор считал пьесу комедией. И мы до сих пор придерживаемся авторской позиции. В ситуации с Островским противоречия между авторским определением и общепринятым нет.
Ответ: драма
- В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?
Что касается анализа драматических произведений, то, помимо родов литературы и жанров, необходимо выучить всего лишь несколько обязательных понятий. Это «диалог», монолог», «внутренняя речь», «действия», «явления», «внесценические персонажи» и «ремарка». Ремарка – это слова автора в пьесе.
Ответ: ремарка
- Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. «Отчего люди не летают!» – Катерина. Знаменитый монолог Катерины должен быть известен всем, кто читал пьесу.
«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»
Найдите и прочитайте этот монолог полностью!
- «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». – Эти слова принадлежат сестре Тихона Варваре и являются чем-то вроде ее девиза.
- «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!» – Говорит Кабаниха, осуждая Катерину за то, что она «неправильно» провожает мужа.
Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…
Найдите и прочитайте этот монолог полностью!
4. «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!» – Это слова Барыни, эпизодического персонажа.
- Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).
Нарушение прямого порядка слов называется инверсией. Прямой порядок слов в русском языке – это когда предложение строится по схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены предложения (например, «я прочитаю интересную книгу») или определение – слово, к которому оно относится («интересную книгу»), а обратный порядок (инверсия) – это нарушение привычного порядка слов («прочитаю я книгу» или «интересную книгу возьму и прочитаю»).
Ответ: инверсия
- Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?
Такой вопрос называется риторическим. Также надо знать понятие «риторическое восклицание» (прием передачи кульминации чувств).
Ответ: риторический
- Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?
Диалог – это обмен репликами. Монолог – речь одного персонажа.
Ответ: диалог
Задания 8, 9. Пишем минисочинения
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 8, 9
- Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
В драме «Гроза» Александр Николаевич Островский изобразил реалистическую картину быта и нравов купеческого сословия середины XIX века. Как писал Николай Александрович Добролюбов, город Калинов – это «темное царство», в котором господствует самодурство, узость мышления, ханжество. Эти пороки выведены в образах Дикого и Кабанихи. По мысли автора, такое положение дел не меняется, потому что нет людей, способных противостоять угнетателям. И в этом отношении в образе Тихона Кабанова типизированно отражается поведение народа – внутренняя подавленность, нерешительность, неспособность к деятельности или сопротивлению. Он ни в чем не уверен и во всем слушается мать: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг». Это ограниченный человек, склонный к пьянству. Это неразвитый человек, у которого нет представления об иной жизни и который живет в соответствии с навязанным родительским опытом: «Да смеем ли мы, маменька, подумать!» Даже имя «Тихон» говорящее – тихий. И именно в том, чтобы разбудить таких тихих людей, Островский, очевидно, видит свою авторскую задачу.
- В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»?
Это один из распространенных вопросов в ЕГЭ по литературе. Конфликт между поколениями, как минимум, можно проследить в «Недоросле» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова», «Отцах и детях» Тургенева. Обязательно прочитайте эти произведения и заранее подготовьте ответ на вопрос.
Конфликт между представителями поколений – одна из центральных тем в классической литературе. Хрестоматийными примерами произведений XIX века, строящихся вокруг названного конфликта, являются «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В «Горе от ума» в лице Чацкого и Фамусова сталкивается «век нынешний» и «век минувший». Так же как и в «Грозе», «век минувший» («фамусовское общество») погряз в пороках – глупости, лени, необразованности, преклонении перед чинами и богатством. И точно так же молодое поколение (образы Чацкого и Катерины) несет идеи о преображении жизни, но пока что терпит поражение – Чацкий вынужден уехать («Карету мне, карету…»), Катерина заканчивает жизнь самоубийством. Базаров из «Отцов и детей» умирает, заразившись тифом, понимая, что его радикальные нигилистические идеи, противоречившие представлениям «отцов» (братья Кирсановы), не могут быть проведены в жизнь. А вот Аркадий учится жить в согласии с опытом старших и находит счастье и умиротворение – это сюжетное решение показывает: Тургенев видит, что развитие общества должно идти поступательно, через перенятие опыта разных поколений друг у друга.
Вторая тестовая часть
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года
В демоверсии ЕГЭ по литературе приводятся к стихотворению Рубцова «Сентябрь». Прочитайте его прежде, чем рассматривать вопросы и ответы.
СЕНТЯБРЬ
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…
(Н.М. Рубцов, 1970)
- Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
Следует видеть разницу между понятиями автор, образ автора, рассказчик, персонаж и лирический герой. Автор – это тот, кто написал произведение. Образ автора – это то, каким образом автора воспринимает читатель. Образ автора может приближаться к самому автору или частично отходить от него. Персонаж – это любой герой любого произведения. Рассказчик – это герой произведения, от чьего лица ведется рассказ. Все перечисленные термины применяются к анализу прозы и драмы. А вот в лирике и персонаж, и рассказчик, и образ автора смешиваются в одно понятие – лирический герой. Им и надо оперировать при анализе стихотворных текстов.
Ответ: лирический герой
- Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?
Выделяют три вида рифмовки по положению строк в катрене (четверостишии):
– парная рифмовка (ААВВ)
– перекрестная (АВАВ)
– кольцевая (или опоясывающая) (АВВА)
Ответ: перекрестная
- Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами: «Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой…»
Разберите и выучите термины, обозначающие изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон. Прием наделения предметов человеческими свойствами (что ясно из названия) – это олицетворение (разновидность метафоры).
Ответ: олицетворение
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении. 1) эпитет 2)ирония 3)гротеск 4)анафора 5)звукопись
Эпитет – это художественное определение, которое несет оценочность («радостный», «златогривые»). Ирония – это когда говорится одно, а подразумевается обратное (нет). Гротеск – фантастическое, карикатурное преувеличение (нет). Анафора – единоначатие (строки начинаются с одних и тех же букв, слов, фраз) («И ничего не желаю, И ничего не хочу!») Звукопись – звукоподражание или повторение согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) в художественных целях («Ветер и грусть октября…» – строка рычит, усиливает ощущение надвигающейся угрозы).
Ответ: эпитет, анафора, звукопись
- Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).
Разберите и выучите 5 стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий. Здесь мы имеем дело с трехсложным размером с ударением на первый слог «слАва тебЕ, поднебЕсный» – «АааАааАа». Это дактиль.
Ответ: дактиль
Задания 15, 16. Пишем минисочинения
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2020 года. Задания 15, 16
- Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»?
Стихотворение «Сентябрь» Николая Михайловича Рубцова строится на психологической антитезе – лирическая интонация кардинально меняется от начала к концу. Если открывается текст восхищением природой и кратким благодатным временным промежутком между летом и холодной осенью («Слава тебе, поднебесный Радостный краткий покой!»), то заканчивается все строками, в которых заложен традиционный для русской литературы страх перед будущим и переменами: «В бездне таится небесной Ветер и грусть октября…»). И переход от теплого и красивого сентября к промозглым и дождливым предзимним месяцам – это символ переменчивости судьбы, в которой радость и тревоги, покой и беда всегда идут рука об руку. Эмоциональный контраст подчеркивается лексически. В начале Рубцов использует эпитеты «радостный», «чудесный», «златогривый». А в конце мы сталкиваемся с неопределенностью («и никому неизвестно»), предчувствием будущих потрясений, бесприютности и печали («ветер и грусть»). Таким образом, произведение строится на контрасте – от восторга, восприятия жизни как праздника («Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях!») до ожидания тягостных перемен.
- Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Сентябрь»?
Стихотворение «Сентябрь» Н.М. Рубцова можно сравнить с «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкина и «Отговорила роща золотая…» А. С. Есенина. Предмет изображения во всех трех произведениях – осень, переходное время, которое вызывает у поэтов похожие ассоциации. Пушкин восхищается этим временем года, хотя с самого начала отмечает противоречивость своего чувства: его интонация – это принятие увядания, осознание ценности жизни из-за ее скоротечности: «Люблю я пышное природы увяданье». Так же и Рубцов выражает восхищение сентябрем: «Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу». У Есенина атмосфера отличается от пушкинской. Его лирический герой более мрачный, задумчивый, одинокий. Он глубоко переживает неотвратимость взросления и смерти («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом»). Строки «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь» похожи на рубцовские «И ничего не желаю, И ничего не хочу!» – и там, и там прослеживается смирение и покой перед неизбежностью. Таким образом, идея смирения перед жизненными переменами, строящаяся вокруг осеннего образа, сближает все три стихотворения.
Таким образом, мы разобрали, как отвечать на вопросы демоверсии ЕГЭ по литературе 2020 года.
Источник