Какие правила достойной жизни содержатся в поучении владимира мономаха
Анастасия Самойлюк
Мыслитель
(5192)
11 лет назад
Важной чертой “Поучения” Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. . Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
Советы.
“не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам” – не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
“напойте и накормите просящего” , “убогих не забывайте” – эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.
Влад Келеров
Ученик
(198)
4 года назад
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. .Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
Советы.
“не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам” – не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
“напойте и накормите просящего” , “убогих не забывайте” – эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.
Игнат Черников
Профи
(541)
3 года назад
Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .
ку-ку ёпта из 2к17
Анна Ковалева
Ученик
(130)
1 неделю назад
Важной чертой “Поучения” Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. .Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
Советы.
“не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам” – не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
“напойте и накормите просящего” , “убогих не забывайте” – эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.
Источник
Актуально ли “Поучение” Владимира Мономаха в 21 веке? Чем ценно “Поучение” Владимира Мономаха? Ксюшенька 2 года назад Здравствуйте. Князь Владимир ( Мономах ) оставил нам “Поучения”. Их обычно подробно изучают по древнерусской литературе, что мы и делали в университете. Очень кратко изучают “Поучение” в школе, в шестом классе. Запомнилось немало. Понравился сам стиль написания. Среди правил – очень много моральных, в том числе и то, что важно всегда помнить о Господе, не быть горделивым человеком, почитать пожилых, избавляться от ленности, помогать несчастным, среди коих есть и вдовы и сироты, не позволять сильнейшим уничтожать слабых и т.п. Ежели прочитать моральный свод правил, то получается, что князь пишет о том, каким должен быть истинный христианин. Это в целом. Конечно же, правила актуальны и по сей день, ибо в мире царит упадок морали и нравственности. Однако, “Поучение” представляет из себя ещё и некий политический момент. О котором нельзя не упомянуть. Он пишет, что князь должен проявлять огромную заботу о своем государстве, стремиться, чтобы не было расприй, междоусобиц. То есть, правитель обязан ходатайствовать о том, чтобы был мир. И сия часть поучения тоже весьма актуальна и на сегодняшний день. Позвольте написать небольшой отрывок из “Поучения”: система выбрала этот ответ лучшим Вкус Лайма 2 года назад Поучение Владимира Мономаха на протяжении многих веков не потеряло своей актуальности. Его тезиса важны и полезны в сегодняшние дни. Какие полезные мысли можно извлечь из этого исторического текста? Конфликтный ситуации нужно пытаться разрешать мирным путем. Надо стараться не лениться, с почтением относиться к старшему поколению, проявлять сострадание и, по возможности, помогать слабым и несчастным. Жить с Господом в сердце. Правители должны заботиться о своем народе. Люди должны стараться быть добрыми, справедливыми, великодушными, не обижать друг друга, избегать лжи и лживых людей. Гордыня – грех, которого тоже стоит избегать. lady v 2 года назад Сперва мне хотелось бы коснуться актуальности поучения Владимира Мономаха в 21 веке. Дело в том, что я считаю, что любое поучение является актуальным во все времена, так как предназначено для подрастающего поколения и учит его добру и правильному отношению к жизни. Если этого в поучении нет, то какое оно поучение? Следовательно, советы, которые давал Владимир Мономах своим детям будут также актуальны и сейчас, в веке 21. Тем более, что советы эти очень правильные и разумные. Ведь что советовал Мономах? Уважать старших, защищать сирых и убогих, не держать в сердце гордости, любить Бога. Великий князь призывал соблюдать законы чести и гостеприимства, учил доброте и справедливости. Как можно пренебрегать этими советами? Даже в той части поучения, которая адресована князьям, правителям, есть что намотать на ус современным политикам. Мономах поучает их быть честными, блюсти интересы своего государства, править по совести. Все это правильные и полезные советы. Alemosol 3 года назад И в наши дни не потеряли своей актуальности мысли Владимира Мономаха связанные с человеческой добродетелью, с нравственными ценностями любого цивилизованного человеческого общества. Это такие поучения как “не забывайте Бога” (следовательно, поступайте согласно учению Бога о добре, любви к ближнему), “гордости не имейте в сердце и уме” (не считайте себя лучше других, выше и достойнее), “старых людей уважайте” (прислушиваться к мудрости стариков, помнить уроки прошлого), “на войну выйдя, не ленитесь” (воевать самоотверженно, биться за мир в своей стране до последней капли крови), “лжи остерегайтесь” (не иметь дела с людьми двуличными, лицемерными, самим не прибегать к обману), “напоите и накормите просящего,убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу” (доброта и забота о ближнем), “рассудите сами, а не давайте сильным губить человека” (бороться за справедливость, не давать в обиду беззащитных). Рьенн ди Фарейн 3 года назад Поучение Мономаха состоит из трех частей – автобиографии, советов сыновьям и обращения к сопернику Олегу Святославичу. Преимущественно в Поучении излагаются морально-этические нормы в соответствии с христианским поучениям и традициями той эпохи. Однако некоторые советы Мономаха актуальны и в наше время. Например: 1) Государь должен защищать народ, быть милостивым и справедливым, не обижать ни смерда, ни бедную вдову; 2) Если требуешь чего-то от других, сам должен уметь это делать. 3) Споры и конфликты лучше решать мирным путем. 4) Не следует избегать труда, независимо от общественного положения. 5) Авторитет создается не почетом и властью, а праведными делами. Sveta S 2 года назад Владимир Мономах – князь смоленский, князь черниговский, князь переяславский, та также Великий князь Киевский. Года жизни: 1053-1125. Поучение Владисира Мономаха считается памятником литературы ХІІ века. В некоторых источниках Поучение называют еще завещанием детям, поучением детям. Поуяение отличается нравственностью. Его можно считать актуальным и в наше время. И в наше время из поучения можно извлечь правила: поступать по-божьему, быть добрым, творить добро, помогать бедным, не лениться, работать, не лгать, не блудить. Знаете ответ? |
Источник
(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)
Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
В начале “Поучения” Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, “на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите”1. человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.
Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но “Поучение” – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.
Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.
Автор “Поучения” выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
Постепенно “Поучение” перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В “Поучении” Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.
Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: “Я тебе не враг, не мститель… И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской”2.
Д.С. Лихачев отмечал, что “письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды”3.
В целом “Поучение” окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне4, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление “в сердце свое”. Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.
Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.
Восторженно говорит Мономах о “божьей мудрости” ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: “Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле”5.
Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: “Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы””6.
Сам же Мономах готов к страшному суду: “На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу…”7.
Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в “Слове о полку Игореве”, соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в “Поучение”, по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. “Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..”8.
Высокие представления об этических ценностях автор “Поучения” старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: “билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог”9, или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как “облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля”10.
Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.
В целом “Поучение” раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Прочитайте внимательно “Поучение”. Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в “Поучении” сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
- Каковы основные идеи произведения?
- Как в памятнике отражены быт и эпоха?
- Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в “Поучении”?
- Как и где выражена идея миролюбия в “Поучении”?
- Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
- С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
- Как связано “Поучение” с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?
►Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:
- Русские летописи. “Повесть временных лет”
- “Повесть временных лет”. Краткое содержание
- Легенда о княгине Ольге
- Князь Святослав и князь Владимир
- “Сказание о юноше-кожемяке”. “Сказание о белгородском киселе”
- Повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Похвалы князьям и книгам
- Вопросы и задания по “Повести временных лет”
- “Поучение Владимира Мономаха”
- “Житие Бориса и Глеба”. Князь Святополк окаянный
- “Житие Феодосия Печерского”
- “Киево-Печерский патерик”
►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»
Источник