Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом

ИСКОПА́ЕМЫЕ ОСТА́ТКИ ОРГАНИ́З­МОВ (ока­ме­не­ло­сти, фос­си­лии), ос­тат­ки и сле­ды жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов гео­ло­ги­че­ско­го про­шло­го. По фор­ме со­хран­но­сти раз­ли­ча­ют эу­фос­си­лии (те­ла ор­га­низ­мов, их час­ти, фраг­мен­ты, от­пе­чат­ки и слеп­ки), их­но­фос­си­лии (сле­ды и про­дук­ты жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов) и хе­мо­фос­си­лии (фраг­мен­ты ор­га­нич. мо­ле­кул, вхо­див­ших в со­став ор­га­низ­мов), ис­хо­дя из раз­ме­ров – мак­ро­фос­си­лии и мик­ро­фос­си­лии. К по­след­ним от­но­сят как це­лые мик­роор­га­низ­мы (фо­ра­ми­ни­фе­ры, ра­дио­ля­рии, диа­то­мо­вые во­до­рос­ли и др.), так и час­ти бо­лее круп­ных ор­га­низ­мов (эле­мен­ты ске­ле­та или по­кро­вов жи­вот­ных, спо­ры и пыль­ца рас­те­ний и т. д.), пло­хо раз­ли­чи­мые или не раз­ли­чи­мые не­воо­ру­жён­ным гла­зом (ус­лов­но раз­ме­ром ок. 1 мм и ме­нее).

Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом

Ископаемые остатки организмов (масштабы не соблюдены): 1 – панцирь трилобита Asaphus kowalevskii (ордовик, Ленинградская область); 2 – отпечаток таракана Aktassoblatta fusca (юра, Казахстан); 3 – рако…

Фото П. Ю. Порхаева

Фор­ма и сте­пень со­хран­но­сти эу­фос­си­лий за­ви­сят от строе­ния ор­га­низ­ма (пре­ж­де все­го на­ли­чия ске­ле­та), мес­та его оби­та­ния, ус­ло­вий и ско­ро­сти за­хо­ро­не­ния; луч­ше все­го И. о. о. со­хра­ня­ют­ся в дон­ных осад­ках вод­ных бас­сей­нов. Те­ла по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва ор­га­низ­мов по­сле их смер­ти под­вер­га­ют­ся раз­ло­же­нию и раз­ру­ше­нию. При оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях за­хо­ро­нен­ные в осад­ках ске­лет­ные об­ра­зо­ва­ния под влия­ни­ем разл. фак­то­ров под­вер­га­ют­ся фос­си­ли­за­ции (ока­ме­не­нию); их ана­то­мич. строе­ние со­хра­ня­ет­ся вслед­ст­вие за­пол­не­ния по­лос­тей и пор осад­ком, а ино­гда про­ис­хо­дит пол­ное за­ме­ще­ние ске­лет­но­го ве­ще­ст­ва ми­нер. со­еди­не­ния­ми. В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­го дос­ту­па кис­ло­ро­да и бла­го­при­ят­но­го ре­жи­ма осад­ко­на­ко­п­ле­ния фор­ми­ру­ют­ся ско­п­ле­ния эу­фос­си­лий ис­клю­чи­тель­ной со­хран­но­сти (в т. ч. с от­пе­чат­ка­ми или слеп­ка­ми мяг­ких тка­ней) и раз­но­об­ра­зия – ла­гер­штет­ты. От­пе­чат­ки об­ра­зу­ют­ся в оса­доч­ных по­ро­дах в ви­де от­тис­ков со ске­ле­тов, по­кро­вов или мяг­ких тел ор­га­низ­мов, унич­то­жен­ных в про­цес­се пре­об­ра­зо­ва­ния осад­ка. Слеп­ки фор­ми­ру­ют­ся в ре­зуль­та­те за­пол­не­ния осад­ком по­лос­тей те­ла или по­лос­тей, воз­ник­ших на мес­те раз­ру­шен­ных ор­га­низ­мов (их на­зы­ва­ют со­от­вет­ст­вен­но внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми яд­ра­ми). Мел­кие жи­вот­ные, фраг­мен­ты рас­те­ний и др. ос­тат­ки (ино­гда со сле­да­ми ор­га­нич. ве­ще­ст­ва) со­хра­ня­ют­ся в ви­де пус­то­те­лых вклю­че­ний в ян­та­ре. Пол­ная со­хран­ность ор­га­низ­мов встре­ча­ет­ся край­не ред­ко, пре­им. у ор­га­низ­мов чет­вер­тич­но­го пе­рио­да (мле­ко­пи­таю­щие в мно­го­лет­ней мерз­ло­те, по­зво­ноч­ные и на­се­ко­мые – в озо­ке­ри­те, се­ме­на, оре­хи, шиш­ки и дре­ве­си­на рас­те­ний в тор­фя­ни­ках и др.). Та­кие И. о. о. на­зы­ва­ют суб­фос­си­лия­ми (т. е. поч­ти ис­ко­пае­мы­ми).

К их­но­фос­си­ли­ям от­но­сят со­хра­нив­шие­ся в оса­доч­ных по­ро­дах но­ры, хо­ды и их слеп­ки, сле­ды пе­ре­дви­же­ния по по­верх­но­сти грун­та, пи­та­ния, свер­ле­ния и др., со­дер­жи­мое же­луд­ка (га­ст­ро­ли­ты), разл. по­строй­ки, клад­ки и ли­то­ло­ги­че­ские тек­сту­ры мик­роб­но­го про­ис­хож­де­ния (в ча­ст­но­сти, сфор­ми­ро­вав­шие­ся в ре­зуль­та­те жиз­не­дея­тель­но­сти циа­но­бак­те­рий), а так­же про­дук­ты жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов (в т. ч. ко­про­ли­ты, смо­лы) и об­ра­зо­ван­ные при уча­стии бак­те­рий оса­доч­ные гор­ные по­ро­ды, же­лез­ные и мар­ган­це­вые ру­ды, фос­фо­ри­ты, се­ро­со­дер­жа­щие по­ро­ды, уг­ли, го­рю­чие слан­цы, гра­фит, нефть и газ.

Хе­мо­фос­си­лии (био­мар­ке­ры, био­хи­мич. ис­ко­пае­мые) – со­хра­нив­шие­ся в оса­доч­ных по­ро­дах и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­пае­мых ос­тат­ки пер­вич­ных или пре­об­ра­зо­ван­ных мо­ле­кул ор­га­нич. со­еди­не­ний. Эти ре­лик­то­вые со­еди­не­ния со­хра­ня­ют осн. чер­ты строе­ния, свой­ст­вен­ные ис­ход­ным мо­ле­ку­лам, что по­зво­ля­ет вы­яс­нять ха­рак­тер эво­лю­ции отд. групп ор­га­низ­мов и био­сфе­ры в це­лом.

И. о. о. ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­де­ле­ния от­но­си­тель­но­го воз­рас­та гео­ло­гич. сло­ёв, в ко­то­рых они об­на­ру­жи­ва­ют­ся (см. Па­лео­нто­ло­ги­че­ский ме­тод, Ру­ко­во­дя­щие ис­ко­пае­мые). Их изу­че­ние по­зво­ли­ло вы­яс­нить ис­то­рию раз­ви­тия и за­ко­но­мер­но­сти эво­лю­ции мн. групп вы­мер­ших и ны­не жи­ву­щих ор­га­низ­мов, ус­та­но­вить по­сле­до­ва­тель­ность из­ме­не­ния жи­вот­но­го и рас­тит. ми­ра во вре­ме­ни и раз­де­лить ис­то­рию Зем­ли на эры, пе­рио­ды, эпо­хи и др. под­раз­де­ле­ния (см. Гео­хро­но­ло­ги­че­ская шка­ла, Стра­ти­гра­фия). О вы­мер­ших ор­га­низ­мах и пу­тях их эво­лю­ции мож­но су­дить и по т. н. жи­вым ис­ко­пае­мым – совр. ви­дам, со­хра­нив­шим­ся от групп жи­вот­ных или рас­те­ний, ха­рак­тер­ных для про­шлых гео­ло­ги­че­ских эпох (напр., сре­ди жи­вот­ных – нау­ти­лу­сы, ла­ти­ме­рия, гат­те­рия, сре­ди рас­те­ний – гин­гко).

Ми­нер. и ли­то­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния не­био­ло­гич. при­ро­ды, по фор­ме на­по­ми­наю­щие И. о. о. (ден­д­ри­ты, кри­стал­лы, кон­кре­ции, тре­щи­ны усы­ха­ния и т. п.), на­зы­ва­ют­ся псев­до­фос­си­лия­ми. И. о. о. – пред­мет изу­че­ния па­лео­нто­ло­гии, за­ко­но­мер­но­сти про­цес­сов об­ра­зо­ва­ния за­хо­ро­не­ний И. о. о. ис­сле­ду­ет та­фо­но­мия.

Источник

Одна из главных задач воспитания подрастающего
поколения – формирование самостоятельности
мышления, подготовка к творческой деятельности.
Это требование времени, социальная задача,
которую призвана решать, прежде всего, школа.
России нужны сейчас не просто знающие люди, а
люди творческого склада, инициативные и
пытливые, способные активно трудиться, развивать
науку, технику, культуру. Школа должна готовить
учащихся к непрерывному образованию и
самообразованию, вырабатывать у них навыки
самостоятельно пополнять свои знания, умело и
быстро ориентироваться в потоке научной и
политической информации.

Как научить самостоятельности учащихся? Путей
в педагогическом арсенале много. Рождены и
проверены они опытом, учительским чутьем,
творчеством. При всем их многообразии путь
усвоения содержания учебного материала,
изложенного в учебнике, является
основополагающий. Можно говорить об удачности и
неудачности учебников по биологии, отмечать
упрощенность одних или, напротив, усложненность
других. Главное умение и желание работать.

Учебник является необходимым условием для
того, чтобы учащиеся прочно усвоили материал,
объясненный учителем. Учебная книга создает для
ребят возможность возвращаться к данному
материалу, для того чтобы глубже продумать и
закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и
навыков работы с учебником должна вестись
учителями на всех этапах обучения: при сообщении
нового материала, при осмысливании и закреплении
знаний, при проверке домашних заданий. За время
обучения в школе учащиеся должны овладеть
следующими умениями и навыками в работе с
учебником: уметь выделять главное в тексте,
рисунке, таблице; устанавливать логическую связь
и зависимость между сведениями, изложенными в
параграфе учебника; сравнивать изучаемые
явления; делать обобщения, выводы по одному или
нескольким параграфам учебника; составлять
схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
делать анализ содержания рисунков; составлять
словарь по теме; самостоятельно изучать
отдельную тему учебника; составлять план по
тексту учебника; уметь составлять задачи,
используя текст учебника; писать конспекты,
сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.
Перечисленные умения и навыки могут быть
сформированы у школьников лишь при условии
специально организованного обучения
рациональным приемам работы с учебником.

Читайте также:  Дюфастон в каких продуктах

В старших классах учащиеся легко могут,
выполняя, данные им письменно задание изучить,
усвоить, закрепить любой учебный материал
самостоятельно, используя учебник. Главное –
задания для учащихся должны быть интересными и
разнообразными по форме и содержанию.
Современные ученики хорошо освоили систему
он-лайн общения, в листах самостоятельной работы,
которые я предлагаю учащимся, это используется.

При изучении темы «История формирования
сообществ живых организмов. Биогеоценозы и
биоценозы» в 9 или 11 классе учащимся предлагаю
приведённый ниже лист для самостоятельной
работы учащихся.

Урок самостоятельного закрепления
темы «Биосфера, её структура и функции» и
изучения темы «История формирования сообществ
живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задачи урока:

  • закрепить знания о биосфере, круговоротах
    веществ в природе и биогеологической роли живых
    организмов,
  • объяснить причины (факторы), влияющие на
    формирование различий растительного и животного
    мира континентов,
  • сформировать понятия биогеоценоз, биоценоз,
    биомасса, первичная продукция, потребители.

Обращение:

Чтобы решить поставленные задачи вам
потребуется подумать, познакомиться с
материалом учебника, возможно, посоветоваться с
товарищами или учителем.

 Уровень 1: Проверка знаний по теме
«Биосфера, её структура и функции».

Задание 1.

Познакомьтесь с тезисами из работ Владимира
Ивановича Вернадского и сделайте выводы о
значении его трудов для развития науки в целом.
« …Явления жизни и явления мёртвой природы,
взятые с геологической, т.е. планетарной точки
зрения, являются проявления единого процесса.
… Мы получили в науке ряд наблюдений и
достижений, которые указывают на огромное
значение организмов в земной коре, в частности в
химических её процессах…
…На земной поверхности нет химической силы
более постоянно действующей, а поэтому более
могущественной по своим конечным последствиям,
чем живые организмы, взятые в целом» В.И.
Вернадский

Задание 2.

Выберите из приведённых ниже определений, то
которое раскрывает понятие «Биосфера – это …»
А) оболочка Земли .в которой существуют и
взаимодействуют с окружающей средой ( или когда
– либо существовали и взаимодействовали) живые
существа;
Б) оболочка Земли, включающая часть литосферы,
атмосферы, гидросферы;
В) оболочка Земли, в которой существует
человечество.

Задание 3.

Границы биосферы определяются факторами
земной среды, которые делают невозможным
существование живых организмов. Найдите
соответствие
между оболочками Земли и факторами, которые
являются ограничивающими для той или иной
оболочки:

АтмосфераГидросфераЛитосфера
   

А) недостаток света и избыточное давление,
Б) губительное для жизни коротковолновая часть
ультрафиолетового излучения Солнца,
В) температура и уровень проникновения воды в
жидком состоянии.

Задание 4.

Какие полезные ископаемые являются продуктами
жизнедеятельности организмов в прошлом?
Приведите не менее 7 примеров таких полезных
ископаемых.

Задание 5.

Какие газы атмосферы имеют преимущественно
биогенное происхождение? Выберите правильные
ответы:

а) кислород;  
            б) водород;
               в)
озон;          
                       
г) азот;
д) гелий;
                  
е) аргон;
                   
ж) углекислый газ;
з) оксиды серы;         и) оксиды
азота.

Блиц-опрос (дайте краткий ответ):

  1. Процесс в результате которого углерод в виде
    углекислого газа поступает в атмосферу…
  2. Основной источник кислорода на Земле …
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами…
  4. Чем образована атмосфера Земли?
  5. 70% поверхности земного шара занимает …
  6. Их называют продуцентами.
  7. Защитный экран планеты Земля…
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в
    круговорот веществ …
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами?
  10. Вернадский для живого вещества определил
    газовую биогеохимическую функции. Какие газы
    поглощают и выделяют живые организмы?

Задание 6. Найдите соответствие между
веществами, входящими в структуру биосферы и
приведёнными ниже примерами:

Живое веществоБиогенное веществоКосное веществоБиокосное вещество
    

1)
водоросли;           
 2) кислород;  
           
                      3)
почва;       
            4)
вулканическая лава;
5) углекислый газ;     6)
уголь;        
                                  
7)* янтарь;    
            8) опавшие
листья;
9) навоз;
                   
10) * пыльца
растений;                  
11) озон;        
           12) * паутина;
13)
.мел;                    
14) лишайники;        
                       15)*
гумус;    
            16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;
  
                                  
19) базальт;   
            20)* глина.

Читайте также:  В каких продуктах используется пальмовое масло

Уровень 2: Изучение нового материала по
теме «История формирования сообществ живых
организмов. Биогеоценозы и биоценозы»

Задание 1.

Учёные выделяют три основных фактора,
послуживших причиной и влияющих на формирование
различий растительного и животного мира
континентов. Приведите примеры, которые
доказывают существование этих факторов:
1. Геологическая история материков.
2. Различие климатических условий в широтном
направлении, формирование биомов (тундра, тайга,
леса, степи, пустыни и т.д.).
3. Изоляции.

Задание 2.

А) Рассмотрите рисунок различных
биогеоценозов.
Прочитайте определения «биогеоценоз» и
составьте его схематичное изображение с
использованием математических символов «+», «–»,
«=».
Б) Приведите примеры продуцентов, консументов
первого порядка, консументов второго порядка,
редуцентов.
В) Закончите высказывания:
Биомасса – это …
Первичная продукция – это …

Уровень 3.

Запишите домашнее задание

Обращение. Желаю успеха в изучении биологии! На
следующем уроке мы узнаем о биотических факторах
среды и их взаимодействии.   :–) !!!!!

На следующем уроке обязательно проводится
обсуждение выполненной работы и приводятся
ответы к заданиям.

Ответы к заданиям 1 уровня «Проверка знаний»

Блиц-опрос:

  1. Процесс в результате, которого углерод в виде
    углекислого газа поступает в атмосферу. (Дыхание)
  2. Основной источник кислорода на Земле. (Фотосинтез)
  3. Оболочка Земли заселённая живыми организмами. (Биосфера)
  4. Чем образована атмосфера Земли? (Воздух)
  5. 70% поверхности земного шара занимает. (Вода)
  6. Их называют продуцентами. (Растения)
  7. Защитный экран планеты Земля. (Озоновый экран)
  8. Бактерии, которые атмосферный азот включают в
    круговорот веществ. (Азотфиксирующие)
  9. Какие организмы можно назвать концентраторами? (Растения)
  10.  Вернадский для живого вещества определил
    газовую биогеохимическую функцию? Какие газы
    поглощают и выделяют живые организмы? (О2,
    СО2, азот, аммиак, сероводород и др.)

Задание 4.

7 примеров таких полезных ископаемых, которые
являются продуктами жизнедеятельности
организмов в прошлом: уголь, нефть, торф,
известняк, мел, кремнистые сланцы, фосфориты,
природный газ.

Задание 6.

Соответствие между веществами, входящими в
структуру биосферы и приведёнными ниже
примерами:

живое

биогенное

косное

биокосное

1, 10*,14, 162, 5, 6, 8, 11, 13, 7, 12, 94, 17,18, 19, 20.3, 15

1)
водоросли;           
 2) кислород;  
                                  3)
почва;        4) вулканическая
лава;
5) углекислый газ;     6)
уголь;        
                                  
7)* янтарь;     8) опавшие листья;
9) навоз;
                   
10) * пыльца
растений;                  
11) озон;         12) * паутина;
13)
.мел;                    
14) лишайники;        
                       
15)* гумус;     16) грибы;
17) метеориты;          18)* туман;
  
                                  
19) базальт;    20)* глина

Ответы к заданиям 2 уровня «Изучение нового
материала»

Задание 2. Схематичное изображение
определения «биогеоценоз» с использованием
математических символов «+», «–», «=»
Растения + животные + микроорганизмы + факторы
среды = биогеоценоз

Приведённый ниже лист самостоятельной работы
учащихся можно использовать как при изучении
темы «Биосинтез белка», так и при её закреплении
и повторении. Учащимся даётся задание вставить в
скобках пропущенные слова. Если задание
выполняется при изучении учебного материла, то
учащиеся работают с помощью учебника.
Лист самостоятельной работы предлагаю
следующий:

Лист самостоятельной работы по теме
«Биосинтез белка»

Задание (проще некуда): Вставьте в
скобках пропущенные слова и знания по трудной
теме «Биосинтез белка» вам обеспечены, а если ещё
посмотреть схемы или мультимидийные презентации
по теме, то гарантированы. Начали …

Биосинтез это процесс образования при участии
ферментов из низкомолекулярных веществ
(    
?            ) сложных
высокомолекулярных веществ
(         
?          ): из аминокислот
синтезируются
(           
?            ), сложные
углеводы (         
?          ) синтезируются из
( ?          ). Нуклеиновые
кислоты образуются из
(           
?          ). Молекулы липидов
образованы остатком (      
?          ) и (    
?          ).
Совокупность реакций биологического синтеза
называется (   ?         
или     ?         
или     ?          ),
его сущность: образование из (
?          ), поступающих в
клетку из внешней среды (      
?          ). характерных для
данной клетки.

Рассмотрим одну из важнейших форм
пластического обмена – биосинтез белков. Он
состоит из нескольких этапов.

В ядре:

Транскрипция (от латинского
«транскрипцио» – переписывание) – это процесс
образования и-РНК на основе одной из цепей ДНК.
Как это происходит? Да вот так!

Специальный фермент – полимераза, двигаясь по
ДНК, разрушает (водородные) связи соединяющие две
цепи ДНК и затем по принципу
(             
?          ) подбирает
нуклеотиды для и-РНК и соединяет их в единую
цепочку. Если в нити ДНК стоит нуклеотид,
содержищий Тимин, то в нить и-РНК встроится
нуклеотид с (           
?          ), если в ДНК –
Гуанин, то в и-РНК (      
?          ),
если в ДНК – Аденин, то в и – РНК
(      
?          ),
если в ДНК – Цитозин, то в и –
РНК(     
?          ),
информационная РНК-копия не всей молекулы ДНК, а
только её части, одного гена (иногда группы генов,
но редко).

Читайте также:  В каких продуктах больше всего полезных белков

Внимание! Правило! Ген – это участок
молекулы ДНК, несущий информацию о структуре
одного белка!

А как это? Да элементарно!
Каждой аминокислоте соответствует триплет – это
(    ?          ),
например, ГЦУ в и-РНК – это шифр аминокислоты
аланина, ЦГУ – аминокислоты аргинина, ААУ –
аминокислоты аспарагина, АУУ – аминокислоты
изолейцина и т.д. Кстати, как по написанным
триплетам можно определить, что речь идёт именно
о РНК?
Вот и получается, и – РНК по своему строению, т.е.
по расположению нуклеотидов точно соответствует
расположению нуклеотидов в ДНК, т.е. несёт
информацию о каком-то(      
?          ), а
триплетнозашифрованная информация на ДНК –
информация о последовательности
(      ?          )
в каком-то белке.
Всё, и-РНК готова, она проходит через поры в
ядерной мембране (ух, какая!) и выходит в
(      ?          ),
а потом попадает в место синтеза белка, т.е. на
(             
?          )
А дальше что?
Да собственно сам биосинтез белка,
который ещё называют трансляцией
латинского «трансляцио» – передача). Всё
происходит на рибосомах.

Первый этап биосинтеза белка.

Рибосомы – мельчайшие органоиды, состоят из
двух субъединиц большой и малой, а каждая
субъединица построена из
(                      
?          ) и белка. Вот как
раз между этими самыми субъединицами и
встраивается и-РНК. В цитоплазме клетки
находятся ещё РНК, совершенно особого вида и по
форме напоминают
(          
?          ) и называются
(                  
?          ), к каждой т-РНК
совершенно определённым образом (ну об этом в 10
классе, дорасти надо) прикрепляется строго
определённая аминокислота ( аминокислот в
цитоплазме достаточно, не зря пища поглощается,
да переваривается, да на мономеры в
пищеварительном канале расщепляется) Вот
собственно в этом и суть первого этапа
биосинтеза белка. А в чём? Да чтобы к каждой
т-РНК присоединилась «своя» аминокислота – это
результат первого этап биосинтеза
. (Хотя
не так то там всё и просто, мы про кадоны и
антикодоны, да про ферменты не говорили. Дорасти
надо!)

Второй этап биосинтеза белка. На рибосоме!
(Опять же).

Т-РНК «подтаскивает» « свою» ( 
?          ) к рибосоме, а в
ней, в рибосоме уже встроилась
(          
?          ), которая состоит
из триплетов, т.е. троек (      
?          ). Если триплетный
код и-РНК совпадает с триплетным кодом на т-РНК
аминокислота отрывается от своей т-РНК, следом к
и-РНК подходит следующая т-РНК, и если её
(              
?          ) соответствует
коду на
(                
?          ), то аминокислота
отрывается от своей
(         
?          ), следом … то же
самое.

Таким образом, второй этап биосинтеза –
это перевод « языка» нуклеотидов РНК на «язык»
аминокислот.

Третий этап биосинтеза белка.

Фермент синтетазаприсоединяет
оторвавшуюся аминокислоту с помощью
(           
?          ) связи к уже
растущей на рибосоме цепи белка В итого
образуется молекула (       
?          ), строение которой
строго соответствует гену.
А где он, ген, расположен?
(                     
?          )
А белок в клетке зачем? Ответ жду на следующем
уроке!!! )))

Работа с использованием листов
самостоятельной работы идёт активнее, если
ребята работают на компьютерах. Я думаю, что
такие задания можно выполнять через сетевые
Интернет-сообщества, даже используя, любимые
детьми «Контакты».

С одной стороны при такой организации
самостоятельной работы постановка цели и
планирование деятельности ученик осуществляет с
помощью учителя.

С другой стороны наличие задач, проблемных
вопросов, особого времени на решение,
необходимость умственного напряжения даёт
возможность для проявления самостоятельности,
сознательности, активности.

На первый взгляд самостоятельная работа
организуется по заданной форме и образцу, в то же
время происходит модификация алгоритма в
изменённой ситуации, используется
конструктивный метод работы с переносом знаний в
необычную ситуацию.

Разнообразие заданий позволяет так строить
процесс обучения, что предъявляются достаточно
высокие требования к более подготовленным
школьникам, обеспечивает их интеллектуальное
развитие, и в то же время создаются условия для
успешного овладения знаниями и развития менее
подготовленных учащихся.

В заключении притча. Один ученик приставал к
Мастеру с бесконечными вопросами. Мастер сказал
ему: «В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и
только ты знаешь, как найти их». На следующий день
он добавил: «Твой путь к Истине не может быть
освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой
фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой
собственный».

Источник