Какие показатели определяют пусковые свойства асинхронных двигателей
Пусковые
свойства двигателя определяются в
первую очередь значением пускового
тока Iп
или его кратностью Iп/
Iном
и значением пускового момента Мп
или его кратностью Мп/Мном.
Двигатель, обладающий хорошими
пусковыми свойствами, развивает
значительный пусковой момент при
сравнительно небольшом пусковом токе.
Однако получение такого сочетания
пусковых параметров в асинхронном
двигателе сопряжено с определенными
трудностями. В начальный момент пуска
скольжение s
= 1, поэтому, пренебрегая током х.х.,
пусковой ток можно определить подставив
s
= 1:
Iп
= U1/.
Пусковой
момент по
Mп
=
Улучшить
пусковые свойства двигателя можно
увеличением активного сопротивления
цепи ротора r2′,
так как в этом случае уменьшение пускового
тока сопровождается увеличением
пускового момента. В то же время
напряжение U1
по-разному влияет на пусковые параметры
двигателя: с уменьшением U1
пусковой ток уменьшается, что благоприятно
влияет на пусковые свойства двигателя,
но одновременно уменьшается пусковой
момент. Целесообразность применения
того или иного способа улучшения пусковых
свойств двигателя определяется
конкретными условиями эксплуатации
двигателя и требованиями, которые
предъявляются к его пусковым свойствам.
Помимо пусковых значений тока Iп
и момента Мп
пусковые свойства двигателей оцениваются
еще и такими показателями:
продолжительность
и плавность пуска, сложность пусковой
операции, ее экономичность (стоимость
и надежность пусковой аппаратуры
и потерь энергии в ней).
Пуск
двигателя с фазным ротором.
Наличие
контактных колец у двигателей с фазным
ротором позволяет подключить к
обмотке ротора пусковой реостат. При
этом активное сопротивление цепи
ротора увеличивается до значения R2
= r2′
+ rд’,
где rд’
— электрическое сопротивление пускового
реостата, приведенное к обмотке
статора. При выборе сопротивления
пускового реостата rдоб
исходят из условий пуска двигателя:
если двигатель включают при значительном
нагрузочном моменте на валу, сопротивление
пускового реостата rдо6
выбирают таким, чтобы обеспечить
наибольший пусковой момент; если же
двигатель включают при небольшом
нагрузочном моменте на валу, когда
пусковой момент не имеет решающего
значения для пуска, оказывается
целесообразным сопротивление ПР rдоб
выбирать несколько больше значения,
соответствующего наибольшему пусковому
моменту. В этом случае пусковой момент
оказывается несколько меньшим наибольшего
значения М п.mах,
но зато пусковой ток значительно
уменьшается.
Вопрос 47. Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Различные способы пуска, их схемы, достоинства и недостатки.
Пуск
непосредственным включением в сеть.
Этот способ пуска, отличаясь простотой,
имеет существенный недостаток: в
момент подключения двигателя к сети в
обмотке статора возникает большой
пусковой ток, в 5—7 раз превышающий
номинальный ток двигателя. При небольшой
инерционности исполнительного
механизма частота вращения двигателя
быстро достигает установившегося
значения и пусковой ток также быстро
спадает, не вызывая перегрева обмотки
статора. Но такой значительный бросок
тока в питающей сети может вызвать в
ней заметное падение напряжения.
Однако этот способ пуска благодаря
своей простоте получил наибольшее
применение для двигателей
мощностью
до 38—50 кВт и более (при достаточном
сечении жил токоподводящего кабеля).
При необходимости уменьшения пускового
тока двигателя применяют какой-либо из
способов пуска короткозамкнутых
двигателей при пониженном напряжении.
Схема
непосредственного включения в сеть (а)
и графики изменения тока и момента при
пуске (б) асинхронного двигателя с
короткозамкнутым ротором
Пуск
при пониженном напряжении.
Пусковой
ток двигателя пропорционален подведенному
напряжению U1, уменьшение которого
вызывает соответствующее уменьшение
пускового тока.
Для
асинхронных двигателей, работающих при
соединении обмоток статора треугольником,
можно применить пуск переключением
обмотки статора со звезды на треугольник.
В момент подключения двигателя к сети
переключатель ставят в положение
«звезда», при котором обмотка статора
оказывается соединенной в звезду. При
этом фазное напряжение на статоре
понижается в
раз. Во столько же раз уменьшается и ток
в фазных обмотках двигателя. Кроме
того, при соединении обмоток звездой
линейный ток равен фазному, в то время
как при соединении этих же обмоток
треугольником линейный ток больше
фазного в
раз. Следовательно, переключив обмотки
статора звездой, мы добиваемся уменьшения
линейного тока в ()
2 = 3 раза. После того как ротор двигателя
разгонится до частоты вращения,
близкой к установившейся, переключатель
быстро переводят в положение
«треугольник» и фазные обмотки двигателя
оказываются под номинальным
напряжением.
Рассмотренный
способ пуска имеет существенный
недостаток –
уменьшение
фазного напряжения в
раз сопровождается уменьшением пускового
момента в три раза, так как, согласно
(13.19), пусковой момент асинхронного
двигателя прямо пропорционален
квадрату напряжения U1.
Такое значительное уменьшение
пускового момента не позволяет применять
этот способ пуска для двигателей,
включаемых в сеть при значительной
нагрузке на валу.
Схема
включения (а) и графики изменения момента
и тока (фазного) при пуске (б) асинхронного
двигателя с короткозамкнутым ротором
переключением обмотки статора со
звезды на треугольник
Более
универсальным является способ с
понижением подводимого к двигателю
напряжения посредством реакторов
(реактивных катушек — дросселей). При
разомкнутом рубильнике 2 включают
рубильник 7. При этом ток из сети поступает
в обмотку статора через реакторы Р, на
которых происходит падение напряжения
jхр
(где хр
— индуктивное сопротивление реактора,
Ом). В результате на обмотку статора
подается пониженное напряжение.
После
разгона ротора двигателя включают
рубильник 2 и подводимое к обмотке
статора напряжение оказывается
номинальным.
Недостаток
этого способа пуска состоит в том,
что уменьшение напряжения в U/1/
U1ном
раз сопровождается уменьшением пускового
момента
Мп
в (U/1/
U1ном)2
раз.
Схемы
реакторного (а) и автотрансформаторного
(б) способов пуска асинхронных двигателей
с короткозамкнутым ротором
При
пуске двигателя через понижающий
автотрансформатор вначале замыкают
рубильник 1, соединяющий обмотки
автотрансформатора звездой, а затем
включают рубильник 2 и двигатель
оказывается подключенным на пониженное
напряжение U/1
. При этом пусковой ток двигателя,
измеренный на выходе автотрансформатора,
уменьшается в КА
раз, где КА
— коэффициент трансформации
автотрансформатора. Что же касается
тока в питающей двигатель сети, т. е.
тока на входе автотрансформатора, то
он уменьшается в К2А
раз по сравнению с пусковым током при
непосредственном включении двигателя
в сеть. Дело в том, что в понижающем
автотрансформаторе первичный ток меньше
вторичного в КА
раз и поэтому уменьшение пускового тока
при автотрансформаторном пуске составляет
КАКА
= К2А
раз. После
первоначального разгона ротора двигателя
рубильник 1 размыкают и автотрансформатор
превращается в реактор. При этом
напряжение на выводах обмотки статора
несколько повышается, но все же остается
меньше номинального. Включением
рубильника 3 на двигатель подается
полное напряжение сети. Таким образом,
автотрансформаторный пуск проходит
тремя ступенями: на первой ступени к
двигателю подводится напряжение U1
= (0,50÷0,60)U1ном,
на второй — U1
= (0,70÷0,80)U1ном
и, наконец, на третьей ступени к двигателю
подводится номинальное напряжение
U1ном.
Как
и предыдущие способы пуска при пониженном
напряжении, автотрансформаторный
способ пуска сопровождается уменьшением
пускового момента, так как значение
последнего прямо пропорционально
квадрату напряжения. С точки зрения
уменьшения пускового тока
автотрансформаторный способ пуска
лучше реакторного, так как при реакторном
пуске пусковой ток в питающей сети
уменьшается в U/1/
U1ном
раз, а при автотрансформаторном – в
(U/1/
U1ном)2
раз.
Вопрос
48. Короткозамкнутые АД с улучшенными
пусковыми характеристиками. Двигатель
с глубокими пазами пазами на роторе и
с двумя клетками на роторе. Конструкция,
принцип действия, достоинства и
недостатки.
Двигатель
с глубокими пазами на роторе. От
обычного асинхронного двигателя этот
двигатель отличается тем, что у него
пазы ротора сделаны в виде узких глубоких
щелей, в которые уложены стержни обмотки
ротора, представляющие собой узкие
полосы. С обеих сторон эти стержни
приварены к замыкающим кольцам. Обычно
глубокий паз имеет соотношение размеров
hп/
bп
=
9÷10, где hп,
bп
— высота и ширина паза.
В
момент включения двигателя, когда
частота тока в роторе имеет наибольшее
значение (f2
= f1),
индуктивное сопротивление нижней части
каждого стержня значительно больше
верхней. Объясняется это тем, что нижняя
часть стержня сцеплена с большим числом
магнитных силовых линий поля рассеяния.
Почти весь ток ротора проходит по верхней
части стержня, поперечное сечение
которой намного меньше сечения всего
стержня. Это равноценно увеличению
активного сопротивления стержня ротора,
что, как известно, способствует росту
пускового момента двигателя и некоторому
ограничению пускового тока. Таким
образом, двигатель с глубокими пазами
на роторе обладает благоприятным
соотношением пусковых параметров:
большим пусковым моментом при сравнительно
небольшом пусковом токе.
Двигатель
с двумя клетками на роторе. Еще
лучшими пусковыми свойствами обладают
асинхронные двигатели с двумя
короткозамкнутыми клетками на роторе:
рабочей клеткой 1, стержни которой
расположены в нижнем слое, и пусковой
клеткой 2, стержни которой расположены
в верхнем слое, ближе к воздушному
зазору.
В
момент пуска двигателя ток ротора
проходит в основном по верхней (пусковой)
клетке, обладающей малым индуктивным
сопротивлением. При этом плотность
тока в стержнях пусковой клетки намного
больше плотности тока в стержнях рабочей
клетки. Повышенное активное сопротивление
этой клетки обеспечивает двигателю
значительный
пусковой момент при пониженном
пусковом токе. По мере увеличения частоты
вращения ротора уменьшается частота
тока в роторе, при этом индуктивное
сопротивление рабочей клетки
уменьшается, и распределение плотности
тока в стержнях пусковой и рабочей
клеток становится почти одинаковым.
В итоге происходит перераспределение
вращающего момента между клетками: если
в начальный период пуска момент создается
главным образом токами пусковой клетки,
то
по окончании периода пуска вращающий
момент создается в основном токами
рабочей клетки. Максимальное значение
момента пусковой клетки вследствие ее
повышенного активного сопротивления
смещено в сторону скольжений, близких
к единице. Вращающие моменты от обеих
клеток направлены в одну сторону, поэтому
результирующий момент двигателя равен
сумме моментов пусковой Мпк
и рабочей Мраб.к
клеток М = Мп.к
+ Мраб.к
Двигатели
с двумя клетками на роторе по сравнению
с асинхронными двигателями обычной
конструкции имеют повышенную стоимость,
что объясняется сложностью конструкции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Цель работы: ознакомиться с
лабораторным стендом,получить
практические навыки пуска электрических
двигателей и проанализировать значения
максимальных пусковых токов при различных
методах пуска.
1.1. Основные теоретические положения
1.1.1. Пусковые свойства асинхронного двигателя (ад)
Пуск асинхронного
двигателя сопровождается переходным
процессом, обусловленным переходом
ротора и механически связанных с ним
частей исполнительного механизма из
состояния покоя в состояние равномерного
вращения, когда вращающий момент
двигателя уравновешивается суммой
противодействующих моментов, действующих
на ротор двигателя.
Пусковые
свойства двигателя определяются в
первую очередь значением пускового
тока и момента. Двигатель, обладающий
хорошими пусковыми свойствами, развивает
значительный пусковой момент при
сравнительно небольшом пусковом токе.
Пусковые свойства двигателей также
оцениваются следующими показателями:
продолжительность и плавность пуска,
сложность пусковой операции, экономичность
(стоимость и надежность пусковой
аппаратуры и потери энергии в ней).
Целесообразность
применения того или иного способа для
улучшения пусковых свойств двигателя
определяется конкретными условиями
эксплуатации.
1.1.2. Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Пуск
непосредственным включением в сеть.
Этот способ пуска, отличаясь простотой,
имеет существенный недостаток: в момент
подключения двигателя к сети в обмотке
статора возникает большой пусковой
ток, в пять – семь раз превышающий
номинальный ток двигателя. При значительной
мощности двигателя такой ток может
привести к заметному падению напряжения
сети и срабатыванию аппаратов защиты.
При небольшой механической инерционности
привода частота вращения двигателя
быстро достигает установившегося
значения и пусковой ток также быстро
спадает, не вызывая перегрева обмотки
статора. Однако этот способ пуска
благодаря своей простоте получил
наибольшее применение для двигателей
мощностью до 50 кВт и более.
Пуск
при пониженном напряжении.
Пусковой ток асинхронного двигателя
прямо пропорционален подведенному
напряжению. При необходимости уменьшения
пускового тока двигателя применяют
понижение напряжения, подаваемого на
обмотку статора. При этом следует
учитывать, что пусковой момент
пропорционален квадрату напряжения,
и, следовательно, будет снижаться в
большей степени, чем пусковой ток. Для
уменьшения подводимого напряжения к
двигателю существует несколько способов.
Для
асинхронных двигателей, работающих при
соединении обмоток статора «треугольником»,
можно применить следующий метод снижения
напряжения, позволяющий осуществить
пуск в два этапа. В начальный момент
пуска обмотку статора соединяют в схему
«звезда». При этом напряжение, приложенное
к фазе обмотки статора, и первый бросок
тока в ней понижается в √3 раз. Далее
после достижения ротором частоты
вращения близкой к установившейся,
переключают схему соединения обмотки
статора на «треугольник» и фазные
обмотки двигателя оказываются под
номинальным напряжением. Возникающий
при этом второй бросок тока оказывается
незначительным.
Другой
способ снижения напряжения предполагает
подключение на первом этапе последовательно
с обмоткой статора дополнительного
индуктивного сопротивления. При этом
напряжение, подведенное к обмотке
статора, оказывается меньше напряжения
питающей сети на величину падения
напряжения на подключенном сопротивлении.
На втором этапе дополнительное
сопротивление шунтируется (выводится
из электрической цепи).
Также
для снижения напряжения используется
автотрансформаторный пуск, осуществляемый
в три этапа. На первом этапе напряжение
на обмотку статора подается со вторичной
обмотки автотрансформатора. На втором
этапе размыкают общую точку в схеме
«звезда», в которую собраны обмотки
автотрансформатора. На третьем этапе
автотрансформатор шунтируется. При
этом на каждом этапе напряжение,
подаваемое на обмотку статора и ток в
ней, скачкообразно увеличиваются.
Увеличение этапов
(ступеней) пуска приводит к уменьшению
бросков тока на каждом этапе.
В
условиях лаборатории зачастую для
снижения напряжения при пуске асинхронного
двигателя можно применить лабораторный
автотрансформатор (ЛАТР), позволяющий
осуществить плавное увеличение питающего
напряжения без бросков тока.
Плавный
пуск асинхронного двигателя можно также
осуществить путем плавного повышения
частоты питающего напряжения с помощью
статического преобразователя частоты.
В процессе пуска плавно увеличивается
скорость вращения магнитного поля и,
следовательно, ротора. При этом современные
преобразователи частоты позволяют
одновременно с частотой питающего
напряжения регулировать его действующее
значение, а значит и пусковой момент.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
. (12.4)
Учитывая, что: , получаем:
;
. (12.5)
Из полученного выражения следует, что при пуске без нагрузки потери энергии за время переходного процесса зависят только от суммарного момента инерции системы , синхронной частоты вращения w1, начального и конечного скольжений.
12.2 | Пуск двигателей с фазным ротором |
Пуск двигателей с фазным ротором основан на введении в цепь ротора добавочных активных сопротивлений, обеспечивающих увеличение момента и снижение токов на время пуска. Величина добавочного сопротивления, обеспечивающего получение максимального момента, рассчитывается по формуле:
. (12.6)
Пусковой ток при этом уменьшается и составляет:
. (12.7)
Обычно в процессе пуска добавочные сопротивления регулируют ступенями, обеспечивая определенные пределы изменения тока и момента. При уменьшении момента до значения Мп.min часть пускового реостата (r’21доб) закорачивается, в результате момент вновь возрастает до максимального значения, и двигатель переходит на новую характеристику. В конечном итоге пусковой реостат полностью выводится, и двигатель выходит на естественную характеристику. Число ступеней определяется требованиями к плавности пуска, а значения сопротивлений находят по пусковой диаграмме (рис. 12.1).
12.3. | Двигатели с двойной беличьей клеткой и с глубокопазным ротором |
Двигатели с двойной беличьей клеткой имеют две короткозамкнутые обмотки ротора, одна из которых является рабочей, а вторая – пусковой. Рабочая обмотка выполняется из медных стержней относительно большого сечения, обладает малым активным сопротивлением, и располагается на значительной глубине от поверхности ротора. Пусковая обмотка выполняется из материалов с повышенным активным сопротивлением (латуни или бронзы), ее стержни имеют относительно малое сечение, и располагаются вблизи поверхности ротора. Между стержнями рабочей и пусковой беличьих клеток имеется узкая щель (рис. 12.2). В результате средняя длина силовых магнитных линий, по которым замыкаются потоки рассеяния рабочей обмотки, значительно меньше, чем для потоков рассеяния пусковой обмотки. Таким образом, пусковая обмотка имеет относительно малое индуктивное сопротивление рассеяния, а рабочая – относительно большое.
Токи в рабочей и пусковой беличьих клетках распределяются обратно пропорционально их полным сопротивлениям:
.
В момент пуска частота тока в роторе велика, индуктивные сопротивления многократно превышают активные, и распределение токов определяется главным образом ими, поэтому на начальной стадии пуска ток в пусковой клетке больше тока в рабочей клетке:
; ; .
Пусковая обмотка имеет повышенное активное сопротивление, и критическое скольжение для нее близко к единице, поэтому она создает большой пусковой момент.
По мере разгона ротора скольжение и частота тока f2 в нем уменьшаются, что приводит к уменьшению индуктивных сопротивлений. В конце пуска они становятся значительно меньше активных сопротивлений, отношением которых и будет в основном определяться распределение токов. При этом ток в рабочей обмотке становится больше тока в пусковой обмотке:
; ; ,
и двигатель будет работать с малым скольжением и высоким к. п.д. Результирующий момент определяется суммированием моментов, создаваемых пусковой и рабочей обмотками. В области больших скольжений: он существенно увеличивается по сравнению с моментом, создаваемым обычной беличьей клеткой (рис. 12.2 − б).
Двигатели с глубокопазным ротором имеют в магнитной системе ротора пазы, высота которых в 6 – 12 раз превышает ширину (рис.12.3). Короткозамкнутая обмотка обычно изготавливается путем заливки в эти пазы алюминия или его сплавов. Физические процессы, происходящие в них при пуске, во многом подобны процессам в двигателях с двойной беличьей клеткой. Роль пусковой обмотки при этом играют верхние части сечения стержней, для которых пути замыкания магнитных потоков рассеяния значительно длиннее, чем для нижних частей сечения. В момент пуска частота тока в роторе велика, и распределение токов определяется главным образом индуктивными сопротивлениями. Поскольку индуктивность нижних слоев короткозамкнутой обмотки значительно больше индуктивности ее верхних слоев, поэтому ток вытесняется в верхние слои. В результате эффективная глубина проникновения тока, и эффективное сечение проводников уменьшаются, а активное сопротивление – возрастает. Это приводит к увеличению критического скольжения и пускового момента.
По мере разгона ротора скольжение и частота в нем уменьшаются, что приводит к уменьшению влияния индуктивных сопротивлений на распределение тока по сечению проводников. Эффективная глубина проникновения и эффективное сечение проводников увеличиваются, ток возвращается в нижние слои (рис. 12.3). После окончания разгона плотность тока становится практически одинаковой по всему сечению, активное сопротивление стержней уменьшается, двигатель работает с малым скольжением и высоким к. п.д. цепи ротора.
Таким образом, активное сопротивлениеr’2 в двигателях с глубокопазным ротором изменяется в процессе разгона. Это не влияет на величину максимального момента, но влияет на критическое скольжение, и пусковой момент.
12.4. | Пуск асинхронных двигателей путем изменения частоты вращения поля статора |
Ранее было показано, что при прямом пуске в одну ступень потери в роторе независимо от прочих условий равны запасу кинетической энергии инерционной массы , вращающейся с частотой w1: .
Эффективным средством уменьшения потерь является пуск с изменением синхронной частоты вращения. Например, при пуске в две ступени имеем следующие исходные данные:
; ; ; ; .
Подставляя эти значения в исходное уравнение, получим:
.
Электрические потери в роторе на каждом из участков уменьшаются в четыре раза, а суммарные потери – вдвое (рис. 12.4).
При пуске в четыре ступени они сократятся в четыре раза, а при пуске в n ступеней с равными приращениями: суммарные потери составляют:
(12.8)
и теоретически могут быть сведены к нулю. В действительности это невозможно, поскольку время переходного процесса увеличивается, что приводит к возрастанию потерь холостого хода.
Из уравнений (12.5), (12.8) видно, что при оценке любых переходных процессов важнейшую роль играет постоянная для данного двигателя величина кинетической энергии . Чтобы дать оценку энергетическим свойствам переходных процессов, введём понятие эквивалентного времени разгона, под которым будем понимать время, за которое двигатель, затратив то же количество энергии, что и при реальном пуске вхолостую, разогнался бы из неподвижного состояния до синхронной частоты вращения, если бы разгон шёл с потерями мощности, равным потерям при работе с номинальной нагрузкой:
. (12.9)
Используя это выражение, можно оценить собственные энергетические свойства любого электродвигателя. На рис. 12.5 показано, каким образом эквивалентное время разгона зависит от мощности и числа пар полюсов двигателей серии 4А.
Учитывая полный момент инерции электропривода при переходном процессе, можно найти и эквивалентное время пуска с учётом конкретных условий. Сравнив это время с временем рабочего цикла, можно судить о целесообразности реализации управляемых переходных процессов. Данная задача наиболее актуальна для мощных двигателей с большими инерционными массами.
Уменьшения потерь энергии при пуске асинхронных двигателей достигается за счет реализации следующих мероприятий: снижение суммарного момента инерции, организация пуска без нагрузки; регулирование частоты вращения поля статора.
12.5. | Пуск при пониженном напряжении |
Ограничение пусковых токов асинхронных двигателей путем понижения напряжения применяется в том случае, если пуск осуществляется без нагрузки. Ток при этом уменьшается пропорционально напряжению, а момент – пропорционально его квадрату, то есть – в значительно большей степени. Например, при пуске путем переключения обмоток со звезды на треугольник напряжение и ток уменьшаются в раз, а момент – в три раза.
В общем случае пуск обеспечивается в том случае, если выполняется условие:
, (12.10)
где µп и Мном – кратность пускового момента (приводится в каталожных данных) и номинальный момент электродвигателя; – относительное снижение напряжения; Мс0 – момент статического сопротивления при трогании, приведенный к валу двигателя; – минимально необходимый для обеспечения успешного пуска избыточный момент (обычно принимается равным ).
Из условия (12.10) можно определить минимально необходимое для успешного пуска напряжение:
. (12.11)
Момент статического сопротивления, который существенно влияет на пусковые характеристики, является функцией частоты вращения. Наиболее тяжелые условия пуска имеют место для характеристик постоянного момента: В системе относительных единиц: ; при этом получим:
. (12.12)
Из этого выражения следует, что снижение напряжения при пуске возможно только в том случае, если для кратности пускового момента выполняется условие:
. (12.13)
Избыточный момент в процессе пуска под нагрузкой не остается постоянным, и зависит от закона изменения момента сопротивления. Из характеристик, показанных на рис. 12.6 – а, видно, что при вентиляторном моменте сопротивления момент М(U), развиваемый двигателем при пониженном напряжении, всегда больше момента сопротивления, поэтому пуск произойдет успешно, и двигатель будет устойчиво работать в точке А при небольшом уменьшении установившихся значений частоты вращения и момента. При характеристике постоянного момента (рис. 12.6 – б) снижение напряжения приводит к тому, что на участке Б – В момент сопротивления превышает момент, развиваемый двигателем, и разгон двигателя до точки установившейся работы в этих условиях невозможен.
В таких случаях необходимо обеспечивать пуск без нагрузки. Для этого применяются особые методы, которые включают в себя блокировки от завалов в системах автоматического управления, транспортерами, использование упругих звеньев и разгонных муфт при сочленении двигателей и рабочих механизмов, которые обеспечивают сцепление с нагрузкой только после того, как двигатель разгонится.
12.6. | Пуск в условиях соизмеримой мощности |
В условиях эксплуатации прямой пуск асинхронных двигателей большой мощности электроснабжения может вызвать значительные просадки напряжения на участке сети. Это может привести не только к нарушению условий успешного пуска (12.10 – 12.12), но и отрицательно влияет на характеристики других потребителей, подключенных в непосредственной электрической близости.
Кратковременные снижения (провалы) напряжения по-разному влияют на работоспособность электроприемников: в определенных пределах они не представляют опасности для вращающихся электрических машин, обладающих достаточным запасом кинетической энергии, но могут вызвать отключение магнитных пускателей, погасание люминесцентных ламп, сбои в работе персональных компьютеров, и нарушение нормального функционирования многих других электроприемников. Провалы напряжения объясняются большим увеличением тока и полной мощности, потребляемой двигателем из сети при пуске. Как было показано ранее, вторичное напряжение трансформаторов зависит не только от величины, но и от характера нагрузки, а его относительное изменение определяется по формуле:
, (2.14)
где – приведенные значения вторичных напряжений в режимах холостого хода и нагрузки; – коэффициент нагрузки, характеризующий модуль тока; активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания трансформатора, о. е.; – фазовый угол нагрузки.
Для выявления некоторых особенностей изменений напряжения при пуске асинхронных двигателей запишем это выражение в более удобном для анализа виде. Учитывая, что активная и реактивная составляющие напряжения короткого замыкания равны:
и известную формулу тригонометрических преобразований:
,
получаем:
. (2.15)
Оценим с помощью этого выражения относительные потери напряжения при пуске. Коэффициент загрузки в момент пуска увеличивается пропорционально току, фазовый угол j2 при нагрузке, близкой к номинальной, находится в пределах: , а при пуске весьма близок к фазовому углу короткого замыкания трансформатора jк: , т. е. . Отсюда несложно получить отношение:
, (2.16)
из которого следует, что при кратности пускового тока kI = (5 – 7) относительные потери напряжения, вызываемые пусковыми токами, могут возрастать по сравнению с потерями, имеющими место при номинальном токе, в 7 – 10 раз. При ограниченной мощности трансформатора и участка сети, к которому подключается двигатель, это приводит к значительным снижениям напряжения в этой точке.
Правила устройства электроустановок допускают снижение напряжения на зажимах пускаемого асинхронного двигателя до 30%, на зажимах работающих двигателей – до 20 %. Для расчета фактического снижения напряжения необходимо знать конфигурацию электрической сети и параметры всех ее элементов и нагрузок. На рис. 2.17 приведена типичная для сетей ограниченной мощности расчетная схема.
Относительное значение напряжения U*12 на общих шинах запускаемого электродвигателя и подключенной к ним нагрузки рекомендуется определять по формуле:
, (2.17)
где zтр, zл – полные сопротивления трансформатора и линии электропередачи; zд – сопротивление короткого замыкания пускаемого электродвигателя; zн1, zн2 – сопротивления нагрузок.
С целью упрощения расчетов и внесения в их результаты определенного запаса, учитывающего неоднозначность исходных данных, в выражении (2.17) арифметически суммируются модули полных сопротивлений. Если нагрузки заданы токами, их сопротивления определяются по формулам:
. (2.18)
Сопротивление короткого замыкания пускаемого электродвигателя рассчитывается по номинальным значениям напряжения, тока и кратности пускового тока , которые всегда приводятся в каталожных данных:
. (2.19)
Источник