Какие по разности свойств воздушные масс выделяют

Какие по разности свойств воздушные масс выделяют thumbnail

Воздушные массы: определение, основные свойства, типы, трансформация

На этот раз мы разберём с вами, что такое воздушные массы, основные свойства воздушных масс, их типы и трансформацию.

Воздушная масса – объем воздуха, занимающий большое пространство и имеющий относительно однородные (одинаковые) свойства. По горизонтали воздушные массы (далее ВМ) могут занимать тысячи километров, а по вертикали распространяться до верхней границы тропосферы.

Свойствами воздушной массы являются: температура воздуха, влажность, содержание примесей (пыли), дальность видимости. Эти характеристики закладываются в процессе её формирования, поэтому они частично отражают место первоначального происхождения. Иначе говоря, холодная ВМ возникает в более северных широтах, а не на юге. Значительное похолодание происходит в результате затока холодной ВМ из более северных широт.

Воздушные массы, действующие на ЕТР

По влажности

Обычно воздушные массы, приходящие на Европейскую территорию России с западной стороны, более влажные (морские ВМ), с востока – сухие (континентальные ВМ). Но это справедливо далеко не во всех районах мира. Во Владивостоке, например, воздушная масса с востока будет более влажная (морская), а с запада – сухая (континентальная). Это связанно с тем, что с восточной стороны море, а с западной – континент. Поэтому за год в прибрежной зоне выпадает около 1000мм осадков.

По прозрачности

Прозрачнее воздушные массы, которые формируются вблизи полюса. В арктическом воздухе содержится меньше пыли, так как он формируется над водами Северного Ледовитого океана. Менее прозрачный воздух тропических широт, он содержит большое количество пыли (мелких частиц), которые поднимает с поверхности суши ветер (особенно песок). Но на прозрачность воздуха влияет не только пыль, но и частицы воды (водяной пар). При сильном дожде или тумане вы легко заметите, как уменьшается видимость.

Воздушные массы различаются по своим свойствам во всех направлениях: с севера на юг (меридионально), с запада на восток (зонально). Если говорить о той же Европейской территории России, то ВМ, приходящие с востока, являются континентальными (более сухими, как уже отмечалось выше), с запада к нам поступают воздушные массы морского типа (более влажные).

Морские воздушные массы формируются над морем, континентальные – над континентом.

четыре основных типа воздушных масс

Всего выделяют 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные (или полярные), тропические, экваториальные. Эта классификация в основном учитывает близость к экватору (т.е. в основе классификации меридиональное изменение). В самом простом варианте можно сказать, что на экваторе теплее, а на полюсах – холоднее. Данную классификацию можно дополнить: каждый из четырёх видов имеет морской и континентальный тип. Итого, уже 8 видов воздушных масс.

Воздушная масса, сформировавшись над какой-то территорией, не остаётся на месте, она перемещается, происходит её трансформация.

Трансформация – это изменение свойств воздушной массы под влиянием подстилающей поверхности. Подстилающей поверхностью может быть море, льды, а может быть и суша.

Процесс трансформации воздушных масс в среднем продолжается 4-6 дней. Признаком окончания трансформации является устойчивый режим температуры ВМ изо дня в день.

О воздушных массах можно говорить долго и мы далее обязательно еще продолжим эту тему. На этот раз всё, до следующих встреч!

Похожие темы:

Классификация климатов

Источник

Тропосфера простирается ввысь на расстояние до 25 километров. Воздушные массы Земли, которые заполняют это пространство, неоднородны. Климат, баланс температур и радиационный фон местности определяют зоны с разными свойствами воздуха.

Характеристики и свойства

Различия между составом выражаются в разных показателях влажности, запылённости и прозрачности. Воздушные области имеют разные температуры и подвержены перепадам давления. Показатели, кроме запылённости, зависят от природных факторов. Запылённость тропосферы повышена над промышленными зонами.

Типы и виды

По видам выделяют морские и континентальные, тёплые и холодные воздушные объёмы. Их делят на пять зональных типов по принадлежности к климатическим поясам планеты.

Климатические пояса Земли

Климатические пояса Земли

  1. Экваториальные. Они образовываются в зоне экватора. Воздух имеет повышенную влажность и температуру (от +20 Со и выше).
  1. Тропические. Формирование в жарких широтах обусловливает высокую температуру. Сильная запылённость и пониженная влажность – это характерные признаки для континентальной атмосферы тропиков.
  1. Умеренные. Сформированные в умеренных широтах объёмы воздуха зимой сухие и холодные. Летом они влажные и тёплые.
  1. Арктические. Над Арктикой воздух отличается пониженными температурами. Он сухой и прозрачный. Отсутствие загрязняющих факторов делает его чистым.
  1. Антарктические. Надо льдами Антарктиды формируются области с пониженными показателями влажности и температуры.

Циркуляция и движение

Причиной движения воздушных масс является изменение температуры. На границах объёмов с разными свойствами формируются атмосферные фронты. Холодный воздух всегда опускается, вытесняя тёплый наверх. В атмосфере происходит постоянное смещение фронтов.

В зоне тёплого фронта активней массы с высокой температурой. Они теснят холодные объёмы, что приносит потепление, которому предшествуют осадки. С холодным фронтом приходит похолодание.

Трансформация воздушных масс

Перемещаясь, воздух меняет свойства. Части тропосферы, сформировавшиеся над океаном, имеют большую влажность. Придя на континент, они становятся суше, нагреваются или остывают. Когда континентальный воздух перемещается в зону над океаном, он увлажняется и меняет температуру.

Изменение свойств обусловлено и смещением областей с разницей давления (низкого и повышенного), которое связано с движением Земли вокруг солнца.

Влияние на климат

Климатом называют повторяющийся из года в год режим передвижения воздушных объёмов в нижних слоях атмосферы. Климатообразующими факторами остаются географическая широта, тип поверхности и передвижение воздуха. Выделяют семь климатических поясов: два полярных, два умеренных, два тропических и экваториальный пояс. Между ними есть переходные зоны: субполярные, субтропические и субэкваториальные. Главными признаками климата являются среднегодовая температура и количество осадков, которые выпадают за год.

Воздушные массы России

Воздух с одинаковыми показателями движется, как единое целое. На карте России можно отметить движения разных циклонов. Таблица воздушных масс помогает дифференцировать эти передвижения.

Западная Сибирь и европейская часть России подвержены постоянному влиянию западных ветров. С ними приходят морские массы, сформированные над северной частью Атлантического океана. После ослабевания западного фронта северными ветрами нагнетаются холодные арктические массы. С этим связано похолодание, которое приходит осенью и в конце зимы.

Континентальный воздух тропиков приходит в азиатскую часть России с севера Китая или из средней Азии. В европейскую часть РФ он перемещается с Малой Азии или из северной Африки.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция воздушных масс

Цели:

1.Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на клима

2.Воспитывающая: показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая: развивать умения  систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей  учащихся.

Оборудование: физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово – коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.                                           

Ход урока.

I. Организационный   момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И.

1 высота

2 высота

3 высота

4 высота

5 высота

6 высота

7 высота

8 высота

Итоговая оценка

 II. Путешествие.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал.  На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы  сможете подняться на высоту  2000 м.

Чтобы подняться на  следующие высоты  нужно ответить на вопросы:

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

 4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие,  нам необходимо сделать привал. Погода  часто  непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:

1. Что такое воздушные массы?  Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие  причины  вызывают  движение воздушных масс?  (разность давления, неравномерное  нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами  обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

 5. Что такое атмосферная циркуляция?

Атмосферная циркуляция- перемещение воздушных масс  различного происхождения.

Учитель:

– Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём  большая часть

 территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

 оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

– Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:      

– Зимой  основную  роль  играет  обширная область  высокого  давления, называемая Азиатским  максимумом,  центр которого располагается  в  районах  Забайкалья и Северной  Монголии.  От  него области   повышенного давления

растекаются на северо-восток до  полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

       Также на формирование климата страны оказывают  влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн),  Азорский  и Арктический максимумы (Рв) ( далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

 Большое влияние на формирование климата  оказывает  подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

 Учитель:

– Что произошло с воздушной  массой?

Ученики:

– Она  изменила свои свойства.

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель:

– Почему арктические воздушные массы,  проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

– Влияет рельеф.

Учитель:

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты.    

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между  арктическими  и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между  умеренными  и  тропическими  воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении  двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).

Учитель:

– На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон.

 Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта по теме: «Последствия изменений климата на Земле».  

Учитель:

– Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).

Каждая команда получает задание заполнить таблицу. Команда, которая заполнит таблицу, поднимается на следующую высоту.

Признаки

Холодный фронт

Теплый фронт

Условия образования

Облака

Характер выпадения осадков

Учитель:

1. Что такое антициклон?

2. Что такое циклон?

3.Что такое атмосферная циркуляция?

4. Что такое  атмосферный фронт?

5. Что такое  трансформация?

 Вам пришла телеграмма: « Завтра в область придет циклон, который будет действовать два дня. На смену ему придет холодный фронт. Какой будет погода?»

 Кто правильно расшифрует ее получит возможность подняться на следующую высоту.

 III. Подведение итогов, выставление оценок.

Источник

Ключевые слова:

Атмосферная циркуляция,
антициклон,
циклон,
трансформация,
атмосферный фронт

Цели:

  • Образовательная: расширить и углубить
    знания учащихся о климате; сформировать понятия
    об “атмосферных фронтах”, “циклоне и
    антициклоне”; определить влияние подстилающей
    поверхности на климат.(слайд 2)
  • Воспитывающая: показать влияние
    хозяйственной деятельности человека на климат и
    его изменения.
  • Развивающая: развивать умения
    систематизировать, анализировать, сравнивать,
    делать выводы; способствовать формированию
    коммуникативной и информационной
    компетентностей учащихся.

Оборудование: физическая карта России,
карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и
заданий по географии, учебник, макет горы,
проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии:
диалогово-коммуникативная, формирование приемов
учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная,
групповая.

Методы: исследовательский,
познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде
командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает
ответы каждого выступающего члена команды. В
конце путешествия выставляется оценка каждому
участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И.1 высота2 высота3 высота4 высота5 высота6 высота7 высота8 высотаИтоговая оценка
          
          
          
          
          

II. Путешествие.

Презентация.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок,
мы с вами совершим восхождение на вершину горы.
Для этого, в начале, мы проведем разминку.
Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На
столе у вас лежат карточки, в каждой по два
вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться
на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно
ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о
климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник
вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это :

5. Единица измерения солнечной радиации
(ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее
путешествие, нам необходимо сделать привал.
Погода часто непредсказуема и нам необходимо
изучить атмосферные процессы, с которыми мы
сможем столкнуться во время своего путешествия
(Далее педагог переходит к объяснению нового
материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую
будете записывать новые понятия. Для начала, я
вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются
воздушные массы над поверхностью земли, что
происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на
климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных
масс? (разность давления, неравномерное
нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют:
морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные
массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят
осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и
приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную
погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция – перемещение
воздушных масс различного происхождения.
(Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

– Наша страна лежит в умеренных и полярных
широтах, причём большая часть территории России
лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах
господствует западный перенос (западные ветры),
Атлантический океан оказывает на климат
значительно большее влияние по сравнению с Тихим
океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить,
почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

– Так как в восточной части нашей страны
находятся горы, которые задерживают воздушные
массы с Тихого океана.

Учитель:

– Зимой основную роль играет обширная область
высокого давления, называемая Азиатским
максимумом, центр которого располагается в
районах Забайкалья и Северной Монголии. От него
области повышенного давления растекаются на
северо-восток до полуострова Чукотка, в
Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на
юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом – ясная,
достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают
влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн),
Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее
учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата
оказывает подстилающая поверхность. Например,
арктические воздушные массы, проходя через
Русскую равнину, так прогреваются, что стоит
долго ясная и сухая погода.

Учитель:

– Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

– Она изменила свои свойства.( слайд 9)

Трансформация – изменение свойств воздушных
масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель:

– Почему арктические воздушные массы, проникая
далеко на юг Русской равнины, весной могут
вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

– Влияет рельеф.

Учитель:

Влияние на формирование климата оказывают
атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт – переходные зоны между
воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между
арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными
и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько
десятков километров. В полосе фронта при
соприкосновении двух различных воздушных масс
происходит быстрое изменение давления,
температуры, влажности, дуют сильные ветры,
выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание
подготовить сообщение о теплом и холодном фронте
(ученики рассказывают сообщения у доски).
(слайд11-12)

Учитель:

– На формирование климата оказывают влияние
атмосферные вихри: циклон и антициклон. ( Опорный
конспект составляется по ходу объяснения
учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного
проекта по теме: “Последствия изменений климата
на Земле”.

Учитель:

– Что-то наш привал затянулся, пора продолжить
путешествие (Далее осуществляется закрепление
полученных знаний).

Каждая команда получает задание заполнить
таблицу. Команда, которая заполнит таблицу,
поднимается на следующую высоту.

ПризнакиХолодный фронтТеплый фронт
Условия образования  
Облака  
Характер выпадения осадков  

Учитель: (слайд18 )

1. Что такое антициклон?

2. Что такое циклон?

3.Что такое атмосферная циркуляция?

4. Что такое атмосферный фронт?

5. Что такое трансформация?

Слайд19

Вам пришла телеграмма: ” Завтра в область
придет циклон, который будет действовать два дня.
На смену ему придет холодный фронт. Какой будет
погода?”

Кто правильно расшифрует ее получит
возможность подняться на следующую высоту.

III. Подведение итогов, выставление оценок.

IV. Домашнее задание: параграф 9.

Источник