Какие пищевые продукты подлежат государственной регистрации
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации
Государственной регистрации подлежат следующие группы продукции:
I. Отдельные виды пищевой продукции.
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» с 1 июля 2013 года определена государственная регистрация специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.
К специализированной пищевой продукции относятся:
1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
5) биологически активные добавки к пище (БАД).
Пищевая продукция нового вида — пищевая продукция (в том числе пищевые добавки и ароматизаторы), ранее не использовавшаяся человеком в пищу на таможенной территории Таможенного союза, а именно: с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой; состоящая или выделенная из микроорганизмов, микроскопических грибов и водорослей, растений, выделенная из животных, полученная из ГМО или с их использованием, наноматериалы и продукты нанотехнологий; за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной.
II. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.
В соответствии с техническим регламентом «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» государственная регистрация сохраняется для следующей продукции:
— парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара;
— парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи;
— косметика для татуажа;
— интимная косметика;
— парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов;
— детская косметика;
— парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос;
— парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и распрямления волос;
—парфюмерно-косметическая продукция, произведенная с использованием наноматериалов;
— парфюмерно-косметическая продукция для депиляции;
— пилинги;
— фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта — 0,05%);
— средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% — 6,0%.).
III. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии).
IV. Товары бытовой химии.
V. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
VI. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
VII. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей (первый слой).
В соответствии с техническим регламентом «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» государственная регистрация с последующим декларированием соответствия сохраняется для следующей продукции:
— соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовые;
— изделия санитарно-гигиенические разового использования (подгузники, трусы, пеленки, гигиенические ватные палочки (для носа и ушей));
— посуда, столовые приборы для детей до 3-х лет (чашки, блюдца, поильники, тарелки, миски, ложки, вилки, бутылочки и другие аналогичные изделия для пищевых продуктов);
— щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и другие аналогичные изделия для детей до 3-х лет;
— изделия 1-го слоя бельевые трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3-х лет;
— изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3-х лет;
— головные уборы (летние) 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3-х лет.
VIII. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).
В соответствии с техническим регламентом «О безопасности упаковки» с 1 июля 2012 года не подлежит государственной регистрации упаковка, в том числе, упаковка пищевых продуктов.
Источник
О государственной регистрации пищевой продукции
В соответствии со статьей 24 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) государственной регистрации подлежит специализированная пищевая продукция и пищевая продукция нового вида.
К специализированной пищевой продукции относятся:
1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
5) биологически активные добавки к пище (БАД).
К пищевой продукции нового вида не относится пищевая продукция, произведенная по известным и уже применявшимся технологиям, имеющая в своем составе компоненты, в том числе пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компонент произведены по новой рецептуре.
Порядок государственной регистрации специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида определен статьями 25, 28 технического регламента «О безопасности пищевой продукции».
В соответствии с указанным порядком при государственной регистрации продукции заявителем представляются, в том числе документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям, установленным техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции», а также требованиям технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется:
– заявление на проведение государственной регистрации пищевой продукции с указанием ее наименования, наименования заявителя и адреса его места нахождения (для заявителя – юридического лица), фамилии, имени, отчества заявителя, адреса его места нахождения, данные документа, удостоверяющего личность (для заявителя – индивидуального предпринимателя);
– результаты исследований (испытаний) образцов специализированной пищевой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а также иные документы, подтверждающие соответствие такой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется;
– сведения о назначении пищевой продукции;
– сведения о ее влиянии на организм человека, подтверждающие отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции, полученные из любых достоверных источников (для продукции нового вида).
Заявление на проведение государственной регистрации пищевой продукции и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в орган по регистрации пищевой продукции почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении или в форме электронного документа, заверенного электронной подписью в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Рассмотрение органом по регистрации специализированной пищевой продукции и продукции нового вида представленных для регистрации документов осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 до 15 февраля 2015 года предусмотрена также государственная регистрация природной столовой минеральной воды, бутилированной питьевой воды, расфасованной в емкости; тонизирующих напитков, пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовых культур микроорганизмов и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов; пищевых продуктов, полученных с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.
Выдача свидетельств о государственной регистрации на пищевую продукцию, регистрация которой не предусмотрена данным техническим регламентом, например, на алкогольную продукцию, включая слабоалкогольную продукцию и пиво, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты (кроме специализированных органических продуктов) не допускается.
Оформление свидетельства о государственной регистрации в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется по единой форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 №299.
При переоформлении свидетельств о государственной регистрации продукции, выданных до вступления в силу технического регламента «О безопасности пищевой продукции», выдача свидетельств о государственной регистрации осуществляется на соответствие техническим регламентам Таможенного союза, требования которых распространяются на данный вид продукции.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 290 от 20.07.2010 «О государственной регистрации продукции территориальными органами» к полномочиям территориальных органов Роспотребнадзора отнесены организация и осуществление работ по государственной регистрации воды питьевой минеральной природной столовой; бутилированной питьевой воды (за исключением воды питьевой бутилированной, используемой для приготовления детского питания); продуктов детского питания для детей дошкольного (от 3 до 6 лет) и школьного (от 6 до 14 лет) возраста; тонизирующих напитков.
Источник
В условиях бурного роста международной торговли особенно важен контроль качества поступающей на рынок продукции. В этом заинтересованы не только потребители, но и производители, для которых официальное подтверждение безопасности товара со стороны государственных органов является обязательным условием выхода на рынок.
Процедура оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям или требованиям технических регламентов, осуществляемая уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, называется государственной регистрацией.
Продукция, единожды прошедшая государственную регистрацию в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (при наличии остальных необходимых разрешающих документов), может продаваться на территории всех стран Таможенного союза. Это способствует развитию торговых отношений и позволяет предпринимателям, ведущим свою деятельность в каком-либо из пяти государств Союза, сократить расходы на прохождение процедуры.
Если до 1 июля 2010 года на товары, подлежащие санэпиднадзору, оформлялось СЭЗ, действующее исключительно в Российской Федерации, то после — только свидетельство о государственной регистрации (СГР), действие которого распространяется на всей территории Таможенного союза[1].
Преимущества получения свидетельства о государственной регистрации ТС:
- Значительное сокращение времени на прохождение процедуры сертификации.
- Отсутствие необходимости оформлять документ для каждой страны в отдельности.
- Существенное увеличение объема продаж отдельно взятых компаний и появление перспектив для их развития.
Гарантия гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности
Для подтверждения факта госрегистрации продукции уполномоченными структурами с 1 июля 2010 года выдается соответствующее свидетельство, действительное на территории всех государств-участников ТС. В РФ этот вопрос регулируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Предоставление государственной услуги осуществляется непосредственно Роспотребнадзором и его территориальными органами.
Свидетельство о государственной регистрации подтверждает соответствие продукции всем действительным на территории Таможенного союза санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Информация о нем заносится в Реестр свидетельств о государственной регистрации продукции. Реестр общедоступен, и подлинность свидетельства может быть проверена любым желающим. Данный документ бессрочен и является обязательным для получения впервые внедряемой или ввозимой продукции на территорию РФ. При необходимости впоследствии в него могут быть внесены изменения.
В настоящее время предоставление Роспотребнадзором данной государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами[2]:
- Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
- Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».
- Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
- Налоговым кодексом Российской Федерации (вторая часть).
- Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- Федеральным законом от 19 мая 2010 года № 100-ФЗ «О ратификации соглашения таможенного союза по санитарным мерам».
- Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
- Единым перечнем продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза.
- Едиными формами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров).
- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
- А также соответствующими постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора.
Существует разница между санитарными правилами РФ и Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. Дело в том, что санитарные правила РФ представляют собой обязательные требования, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны. Они утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и действуют на территории РФ. Единые требования — это обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, которая пересекает границу Таможенного союза и перемещается по его территории. Они утверждаются Комиссией Таможенного союза. Эти обязательные требования действуют на всей территории ТС и принимаются в качестве международного договора, поэтому их статус выше, чем нормативных правовых актов государств – участников ТС[3]. При несоответствии российских показателей показателям Единых требований для получения свидетельства о государственной регистрации проводятся дополнительные исследования исключительно на эти показатели.
Продукция, подлежащая государственной регистрации
Как определить, подлежит ли ваша продукция обязательной госрегистрации? Для этого следует ознакомиться с разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. В актуальной редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2019 года перечень продукции, подлежащей государственной регистрации (далее — Перечень), выглядит следующим образом:
- Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах. Исключение составляют средства промышленного производства, применяемые в ветеринарии, а также репеллентные средства, предназначенные для индивидуальной защиты от воздействия биологических факторов (насекомых).
- Продукция (товары) бытовой химии.
- Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты (кроме лекарственных средств). А также индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки либо в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
- Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
- Предметы личной гигиены для взрослых.
- Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки).
Важно
В соответствии с Перечнем подлежит государственной регистрации только та продукция, которая указана в группах, перечисленных в Разделе II единого перечня, и одновременно находится в описаниях товарных позиций ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешне-экономической деятельности) ЕАЭС с соответствующими изъятиями и оговорками[4].
Этапы оформления свидетельства о государственной регистрации продукции
Если вы собираетесь пройти процедуру госрегистрации продукции, следует ознакомиться с последовательностью действий.
- Сбор необходимых документов и подача заявки в уполномоченный орган. Для продукции, изготавливаемой на территории Таможенного союза, потребуется следующий пакет документов:
- Заявление на государственную регистрацию.
- Копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция (стандарты, технические условия, регламенты, технологические инструкции, спецификации, рецептуры, сведения о составе), заверенные изготовителем.
- Письменное уведомление производителя о том, что его продукция отвечает требованиям документов, в соответствии с которыми она изготавливается. В качестве уведомления принимается один из далее перечисленных документов: копии сертификата качества, паспорта безопасности (качества), удостоверения о качестве, заверенные изготовителем, или письмо производителя.
- Документ изготовителя по применению данных товаров: инструкция, руководство, регламент, рекомендации; либо его копия, заверенная заявителем (при наличии).
- Копии этикеток (упаковки) или их макеты на подконтрольные товары, заверенные заявителем.
- Копии документов о специфической активности биологически активной добавки к пище (для препаратов, содержащих неизвестные компоненты, неофициальные прописи), заверенные заявителем.
- Декларации изготовителя о наличии генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, наноматериалов, гормонов, пестицидов в пищевых продуктах.
- Протоколы исследований либо акты гигиенической экспертизы, научные отчеты, экспертные заключения.
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
- Акт отбора образцов и другие.
Для продукции, изготавливаемой вне территории Таможенного союза, дополнительно потребуется:
- Согласно требованиям законодательства РФ заверить копии документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.
- Предоставить оригиналы или копии документов о токсикологической характеристике препарата (для пестицидов, агрохимикатов, средств защиты и регуляторов роста растений), заверенные согласно законодательству РФ.
- Предоставить заверенную копию документа компетентных органов здравоохранения (других государственных уполномоченных органов) страны, в которой производится специализированная пищевая продукция либо дезинфицирующее (дезинсекционное, дератизационное) средство, подтверждающего его безопасность и разрешающего свободное обращение данной продукции на территории государства-изготовителя (или сведения производителя об отсутствии необходимости оформления такого документа).
- Приложить копии документов, подтверждающих ввоз образцов подконтрольных товаров на таможенную территорию ТС, заверенные в соответствии с законодательством РФ.
Важно
Переводы документов изготовителя с иностранного языка на государственный язык государства – члена ТС должны быть заверены нотариально или подписью переводчика с приложением копии диплома, подтверждающего его квалификацию.
Экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок подконтрольных товаров для целей госрегистрации продукции проводятся организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (с перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора).
- Прием и регистрация заявления в уполномоченном органе. Процедура приема заявления включает проверку полноты представленных документов. Регистрационный номер заявления, под которым оно вносится в электронный журнал, сообщается заявителю.
- Проверка уполномоченным органом пакета документов и результатов проведенных лабораторных испытаний на соответствие установленным требованиям. Осуществляется посредством формирования и направления межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в процедуре госрегистрации продукции. Также проводится экспертиза документов, представляемых заявителем, и экспертиза результатов проведенных токсикологических, гигиенических, ветеринарных и иных видов исследований.
- Принятие регистрирующим органом положительного или отрицательного решения по вопросу выдачи заявителю свидетельства о государственной регистрации.
- Внесение уполномоченным органом сведений о продукции в Реестр свидетельств о государственной регистрации. В информационную систему учета вносятся данные о подписании документа и сведения о зарегистрированном продукте. Указанная информация размещается на официальном сайте Роспотребнадзора. Реестр общедоступен на сайте Евразийской экономической комиссии.
- Выдача уполномоченным органом свидетельства о государственной регистрации Таможенного союза.
Сроки проведения госрегистрации и цены
В настоящее время срок оформления свидетельства о государственной регистрации продукции занимает не более семи календарных дней со дня получения заявления. Госпошлина за регистрацию одного вида продукции составляет 5000 рублей[5].
Санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок для целей государственной регистрации продукции осуществляются за счет средств заявителя[6].
Свидетельство о государственной регистрации может быть вручено как лично заявителю, так и его законному представителю.
Ответственность за достоверность документов, предоставляемых для целей госрегистрации, и подтверждающих безопасность продукции, несет заявитель. Нарушение обязательных требований в соответствии со статьями 14.43–14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наказание в виде штрафа. Если в результате производства и распространения продукции ненадлежащего качества причинен вред имуществу или здоровью потребителей либо окружающей среде, на юридических лиц налагается штраф в размере от 700 000 рублей до миллиона[7].
Источник