Какие опыты помогут узнать состав и свойства почвы
Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов с почвой.
Состав почвы
Опыт № 1
Цель: определение цвета и состава почвы.
Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
Ход опыта:.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
цвета? Что можно увидеть в почве?
Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
Опыт № 2
Цель:определение состава почвы
Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
Ход опыта:
Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
В почве есть воздух
Опыт № 3
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве – почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
Опыт № 4
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
В почве есть влага
Опыт № 5
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
Вывод:В почве есть влага.
Опыт № 6
Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.
Ход опыта:
Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится влага.
В почве есть перегной
Опыт № 7
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).
Ход опыта :
Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
В почве есть минеральные соли
Опыт № 8
Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.
Ход опыта :
Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
Вытаптывание почвы
Опыт № 9
Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Загрязнение почвы
Опыт № 10
Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
Водопроницаемость почвы
Опыт № 11
Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
Ход опыта :
Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
А люди сказали : Земля – чтобы жить.
Источник
Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе
По теме: «Почва и ее состав».
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,
Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.
-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?
( рассматривать землю.)
-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.
2.Повторение изученного.
– Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?
(Верхний тонкий слой земли).
-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.
(слайд 1)
3. Формирование новых знаний.
-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.
(в лесу, саду. огороде)
Опыт 1.
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
–Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
(насекомые, остатки растений, листья).
-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.
Опыт 2.
-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?
(нет)
-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?
(то,чего в ней больше)
-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?
( песок)
-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?
(глина)
-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?
( светлый )
-Почему?
(песок светлее)
-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.
(слайд 2).
-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).
-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?
(живут червяки, жуки, грызуны).
(слайд 3)
-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?
(пользу)
-Правильно, а какую?
(делают дырки)
-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.
Опыт 3 .
-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?
(идут пузырки)
-А как вы думаете, что это за пузырьки?
( воздух)
-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.
( слайд 4).
-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).
Опыт 4.
-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.
(через вату)
-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?
(не стало воды)
-Что с ней произошло?
(испарилась).
-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.
(белая пыльца)
-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).
(слайд 5).
А кто помнит, что такое минеральные соли?
(полезные вещества для растений).
-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.
Опыт 5.
-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?
(появляются капельки на стекле).
( слайд 6)
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
( в земле есть вода).
-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.
4.Закрепление изученного.
-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.
-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.
-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?
( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)
-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?
( чтобы росли растения)
-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.
5.Итог урока.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
Кроссворд:
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
4. основное свойство почвы (плодородие)
П
о
ч
в
а
е
с
о
к
е
р
е
г
н
о
й
л
о
д
о
р
о
д
и
е
-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.
-Урок окончен, спасибо. До свидания.
Источник
Лемешева Г. А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск
Цели урока:
- Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве – плодородие.
- Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, умение сравнивать и делать выводы.
- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитание познавательного интереса.
Оборудование:
- образцы почвы,
- прозрачные стаканы с водой,
- палочки,
- стекло лабораторное,
- спиртовка,
- штатив,
- держатель,
- фильтр,
- воронка,
- презентация «Почва».
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Сегодня мы вновь пришли в демонстрационный класс, и вместе с нами пришли и наши гости, давайте их поприветствуем. (дети приветствуют кивком головы).
– Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. А вот о чём будем говорить, вы мне скажите сами, когда разберём стихотворение.
2. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания.
Прослушайте стихотворение внимательно и ответьте на мои вопросы.
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
– Ох, стара я, ох, стара!
Почему плакала гора?
Как в природе разрушаются камни?
*Рассказ о разрушении камней стр. 51-52 _____________________
Вам интересно, что же произошло с Горой дальше? Тогда слушайте :
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!
– Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.
– Кто догадался, о чём будем сегодня говорить? ( о почве)
3. Работа по новой теме.
На своих столах вы видите приборы разные? Как вы думаете, чем мы будем заниматься?(проводить опыты).
Сегодня на уроке мы будем учёными- исследователями. Будем исследовать почву.
Тема урока «Состав и свойства почвы»
– Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыты выполняем строго по алгоритму.
Опыт №1
- Возьми стакан с водой.
- Брось небольшой комок сухой почвы.
- Что ты заметил?
- Сделай вывод. (В почве есть воздух.)
Опыт № 2
- Возьми бумажную салфетку.
- Насыпь на неё немного почвы.
- Придави её плотно к бумаге.
- Стряхните почву в стакан с водой.
- Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)
Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным). Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
0пыт №3
Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)
Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.
И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как сейчас вы видите.
Физминутка под музыку.
Ребята, сейчас мы с вами попробуем определить главное свойство почвы, а помогут нам эти два слова: ПЛОДЫ РОДЯТСЯ. Давайте выделим корни этих слов. (плоды, плодовое – корень плод; родятся – корень род) Соединим эти два корня какое слово получится?
ПЛОДОРОДИЕ
Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.
Ещё вопрос, а в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?
Давайте сделаем вывод, что же такое почва?
Опыт №4
- Возьми стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (перегной)
- Что видите на дне стакана? (муть)
- Рассмотрите внимательно эту муть.
- Попробуй сделать вывод. (в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина)
Опыт № 5
- Профильтруй воду, в которой долго находилась почва.
- несколько капель этой воды поместим на стекло.
- Подержим стекло над огнём.
- Пронаблюдай, что происходит. Что осталось на стекле? На что это похоже? (соль)
- Сделаем вывод. (В почве есть соли.)
Соль – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Наши исследования подошли к концу.
И сейчас как настоящие учёные вы должны занести результаты опытов в тетрадь.
4. Закрепление
РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 18 № 37.
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ стр 55.
Найдите ответ на вопрос, что кроме перечисленного есть в почве.
Проведя опыты, мы узнали, что такое почва и какое главное свойство почвы.
Кто может предположить, а как же образуется почва?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ,
– Как же образуется почва? На этот вопрос искал ответ в библиотеке Егор Никулин.
В каком источнике ты получил нужные сведения ? (в энциклопедии от А до Я)
Рассказ ученика: Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.
5. ДОМ. ЗАДАНИЕ:
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.
- Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.
- Почва, в которой больше песка.
- Почва, в которой больше глины.
- Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.
- Какую пользу почве приносит дождевой червь?
- Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Что в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?
6. ИТОГ УРОКА:
– А сейчас заключительный разговор.
Легко ли вы справлялись с заданиями?
В чём вы испытывали затруднения?
С каким настроением вы работали?
Что расскажите дома об уроке? Что узнали о почве?
Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Источник