Какие одинаковые свойства у квадрата и прямоугольника

Тема урока: Квадрат и прямоугольник. Свойства прямоугольника и квадрата.

Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы и структура урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

2

Актуализация знаний

  1. В устный счет включить игру «Счетные машины»

23-3+40+8+10-70-6+30

7+9-10-2+80-4-20+5-60

13-8+50-5-40-7+60-3+7

  1. Математический диктант. Учитель читает простые задачи, учащиеся записывают только ответ.

  • Для варенья купили ягоды. Сварили 6 кг ягод. Осталось 8 кг. Сколько ягод купили?

  • Нужно почистить 11 луковиц. Уже почистили 3. Сколько луковиц осталось почистить?

  • Картофель и лук вместе весят 15 кг. Масса картофеля – 7 кг. Сколько весит лук?

  • У Саши было несколько значков. 9 значков он оставил себе, а 5 подарил другу. Сколько значков было у Саши?

  • В первом бидоне 12 литров молока, а во втором – на 4 литра меньше. Сколько литров молока во втором бидоне?

Устный счет, одним из этапов которого является работа с геометрическим материалом:

1. Какая фигура лишняя? (Рисунок 5)

Рисунок 5

2. Составь из двух треугольников прямоугольник. (Рисунок 6)

Рисунок 6

3. Дополни фигуру до прямоугольника. (Рисунок 7)

Рисунок 7

3

Повторение пройденного материала.

Учитель: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Учитель: Знание какого свойства сторон прямоугольника помогло нам выполнить последнее задание?

Дети: Противоположные стороны прямоугольника равны.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы видите на доске знакомый домик. Мы строили его для Незнайки. Но сегодня у нас два домика. Сравните их. Что заметили? (Рисунок 8)

Рисунок 8

Дети: Во втором домике вместо прямоугольников использованы квадраты.

Учитель: А я утверждаю, что это прямоугольники: у них 4 угла, все углы прямые, длины противоположных сторон равны.

Дети: Геометрические фигуры, использованные во втором домике, называются квадратами.

Учитель: Чем же отличается квадрат от прямоугольника? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.

4

Открытие нового знания

У каждого ученика на парте лежат прямоугольник и квадрат.

Учитель: Возьмите геометрические фигуры, которые лежат перед вами. Поднимите и покажите мне квадраты. А теперь – прямоугольники. Не опускайте. Оглянитесь вокруг. Все ли подняли одинаковые фигуры?

Дети: Кто-то поднял прямоугольник, кто-то квадрат, а кто-то обе фигуры.

Учитель: Кто из вас прав?

Дети: У квадрата 4 угла и все они прямые. Значит, квадрат – это прямоугольник. Правы те, кто поднял обе фигуры.

На доске появляется запись: «Квадрат – это прямоугольник».

Учитель: Мы нашли сходства этих двух фигур, и выяснили, что обе фигуры – прямоугольники. Есть ли у них отличия? Как их можно найти?

Дети: Если измерить стороны прямоугольника и квадрата, то получается, что у прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.

На доске появляется запись: «все стороны равны».

Учитель: Кто сможет из записей на доске составить предложение.

Дети составляют определение квадрата: «Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны».

5

Первичное закрепление

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).

№ 2 – устно

№ 1 – устно

Динамическая пауза

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

6.

Самостоятельная работа.

№ 3 –

Динамическая пауза.

7

Повторение

Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно .

Развитие умения находить предметы квадратной формы в окружающей обстановке.

Учитель: Подумайте и назовите предметы, имеющие форму квадрата, с которыми вы встречаетесь в жизни.

Задачи № 4, 5 – с разбором у доски

8

Рефлексия

Игра «Назови имя».

Учитель вынимает из пакета фигуру и, не показывая ее классу, перечисляет ее признаки. Учащиеся должны назвать «имя» этой фигуры.

У меня в руках фигура красного цвета, у нее 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Какая это фигура? (Четырехугольник.)

У меня синяя фигура из картона, у нее 4 стороны, 4 вершины, 4 угла, все углы прямые. Как называют такую фигуру? (Прямоугольник.)

У меня четырехугольник, у которого два угла прямые. Можно ли этот четырехугольник назвать прямоугольником? (Нет, так как в этом четырехугольнике только два прямых угла, а у прямоугольника все углы прямые.)И т.д.

Домашнее задание.

Источник

Галина Лахина
Конспект НОД по ФЭМП на тему «Квадрат и прямоугольник»

Цель: учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с

некоторыми характерными признаками этих фигур: наличие углов,

сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру

квадрата все стороны равны, у прямоугольника только проти-

воположные стороны равны); учить последовательно выделять

и сравнивать однородные признаки фигур; учить передвигаться в

указанном направлении и считать шаги; закрепить умение последо-

вательно обследовать форму предметов, упражнять в нахождении

фигур на ощупь.

(Форма которых соответствует знакомым детям геометрическим

образцам: квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару, цилиндру,

кубу).

Развивать память, внимание.

Воспитывать желание познавать новое.

Демонстрационный материал: модели прямоугольника и квадрата из

бумаги, 6 игрушек разной формы.

Раздаточный материал: Модели квадрата и прямоугольника, но меньшего

размера. (в 1,5 раза демонстрационного)

Ход занятия

1. Восп-ль показывает прямоугольник и квадрат, прикреплённые к

магнитной доске,и спрашивает: – Дети, как называются эти фигуры?

Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются. Положите слева перед собой прямоугольник, а справа – квадрат. Давайте рассмотрим прямоугольник: обведите его пальцем. – Что есть у прямоугольника? Как узнать сколько сторон у прямоугольника?Сосчитайте стороны. -Сколько у прямоугольника сторон? Спрашиваю 3ребят,делаю обобщение: – Правильно дети у прямоугольника 4 стороны.

– Дети а что ещё есть у прямоугольника? Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. Показываю углы, делая веерообразные движение от одной стороны до другой.

– Дети, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника.

– Сколько углов у прямоугольника? – По скольку углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей)

– Дети обведите рукой квадрат. – Что есть у квадрата?

– Сколько сторон, – Сколько углов?

– Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник? (ответы детей)

– Правильно дети, у квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4угла. Этим они похожи.Пальчиковая гимнастика: «Белый мельник»

– Дети, посмотрите одинакового ли размера стороны прямоугольника?

– Есть ли у них равные стороны? Сколько их?

– Как доказать что противоположные стороны равны? Правильно, можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам. Совпали они?да, стороны совпали, значит они равны!

– Дети покажите две другие противоположные стороны! Докажите что они тоже равны! А смежные стороны равны или нет? (педагого проводит рукой по смежным сторонам). Как проверить? Правильно прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (дети выполняют).

Читайте также:  Какие физические свойства меди и алюминия

– Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)

– Сколько же равных сторон у прямоугольника (по 2 равных).

– Как расположены эти стороны? (друг напротив друга)

– Дети, а что можно сказать о размере сторон квадрата?

– Как проверить все ли стороны квадрата равны? Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны они. Проверьте равны ли стороны квадрата.

– Дети скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?

Верно у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.

– А чем похожи похожи квадрат и прямоугольник? квадрата у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны).

– Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны).

3. – Дети мы будем учиться идти в нужном направлении направлении и

считать шаги. 4. Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я буду вас вызывать, а вы будете находить на ощупь.

– Дети назовите предметы такой же формы.

5. Дети занятие у нас заканчивается поэтому давайте вспомним

С какими фигурами мы с вами познакомились?

Чем они похожи и чем различны?

Источник

Урок математики во 2 классе

Тема: «Квадрат и прямоугольник»

Цель: изучение существенных свойств прямоугольника и квадрата

Задачи:

1) Выявить существенные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, умение изображать их, вычислять периметр прямоугольника и квадрата.

2) Развивать вычислительные навыки, закреплять умение решать задачи, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания в реальной жизни.

3) Воспитывать внимательность, активность, чувство товарищества.

Оборудование:  карточки с примерами, числами, прямоугольники и квадраты, листы исследования , индивидуальные задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация знаний.

1. Устный счёт.

– Сегодня ребята мы попадём в интересную страну Геометрия, в которой живут удивительные жители. А как зовут этих жителей, вы узнаете, выполнив следующее задание

9+9=18

7+7=14

15-6=9

9+3=12

8+8=16

10+9=19

5+8=13

18 14 9 12 16 19 13

– Какое число лишнее? Почему? (9-однозначное, а остальные двузначные)

– Расставьте числа в порядке убывания. (19,18, 16, 14, 13, 12). Поверните цифры, прочитайте слово которое получилось.

-Кто живет в стране Геометрии ?

– Геометрические фигуры и населяют страну Геометрия, они дружелюбные жители и дружат с другими фигурами.

1 2 3 4 5

– Рассмотрите чертёж. Что на нём изображено? (Углы)

– Какой угол лишний и почему? (1 – он острый, 4- тупой, остальные прямые)

– Какой инструмент помогает нам определить прямой угол? (Треугольник.)

– А где мы можем встретит углы?

III. Постановка темы и задач 

– Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)

– Но не все эти фигуры помогут нам на уроке. Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)

– Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)

– Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать её?

Тема урока: “Прямоугольник. Квадрат”.

Задачи. Вспомнить и уточнить знания о прямоугольнике и квадрате. Дать определение этим фигурам, узнать какие признаки они имеют. А так же учиться применять свои знания и умения в различных видах работ.

-Давайте представим, что мы исследователи.

-Как вы думаете, что мы можем исследовать?

Нам нужно исследовать свойства квадрата и прямоугольника.

А что мы сможем узнать в результате нашего исследования?

У вас на партах лежат фигуры и лист для заполнения. Работаем в парах.

На листе исследования есть вопросы, на которые вы должны будете ответить и таблица, в которую вы впишите ответы.

Вопросы

Квадрат

Прямоугольник

  1. Сколько углов?

  1. Какие углы?

  1. Сколько сторон?

  1. Все стороны одинаковы

  1. Сколько вершин?

  1. Как по другому можно назвать ?

. Открытие новых знаний.

1. Прямоугольник. (Работа с раздаточным материалом – прямоугольник)

– Что же такое прямоугольник? Внимательно рассмотрите свой прямоугольник. Что вы о нём можете сказать?

– Сколько у прямоугольника углов? (4)

– Как можем назвать фигуру?

– Значит это четырёхугольник.

– Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)

– Как это доказать? (Проверить с помощью прямоугольника)

– Измерьте теперь стороны прямоугольника. Что можете сказать? (Противоположные стороны равны)

– Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)

А меньшая? (Ширина)

– Давайте обобщим наши исследования прямоугольника.

Прямоугольник

  • четырёхугольник;

  • все углы прямые;

  • противоположные стороны равны;

  • большая сторона – длина

  • меньшая сторона – ширина

2. Квадрат.

Работа с раздаточным материалом

– Четыре угла значит четырёхугольник, все углы прямые. Из этого следует, что квадрат прямоугольник. Но это особенный прямоугольник. Что же в нём особенного? (У квадрата все стороны равны)

– Докажите. Измерьте стороны квадрата.

Так что же такое квадрат?

Квадрат

  • прямоугольник;

  • все стороны равны

V. Физкультминутка

Упражнения для глаз

“Сова” – широко открыть глаза, сильно зажмурить (3 раза).

“Муха” – круговые вращения глазами (5 раз в одну сторону и 5 раз в другую сторону).

VI. Закрепление пройденного

Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Минутка чистописания

13 13 13 13

С.69 №1

Найди четырехугольники. Сколько среди них квадратов, прямоугольников?

Измерь стороны квадрата и прямоугольника и начерти их.

Вспомним как правильно чертить фигуру.

– Найдем Р фигур.

– Что такое периметр? (Периметр – это сумма длин всех сторон)

Р= 1см+1см+1см+1см

Р=4 см

Р=2см+1см+2см+1см

Р= 6см

4. Работа по рядам  №3, стр.70

1 ряд- назовите прямоугольники с одинаковой шириной (АВСД, КЛМН)

2 ряд- назовите прямоугольники с одинаковой длиной (КЛМН,ВСДЕ)

Работа у доски:

4 реши задачу.

– 40 шт.

– 8 шт. ?шт.

40+8=48 (ф.)

Ответ: 48 фигур вырезали ученики

5 Найди значения выражений столбиком

По вариантам

1 вариант -1 таблица- сложение(65,88,74,91)

2 вариант- 2 таблица- вычитание (7,90,1)

Проверка по записи на доске.

Индивидуальная работа

По карточкам.

Катя, Анеля, Дидар

Карточка 1

6+7

9+5

8+7

4+9

3+8

12-4

11-3

15-9

14-6

13-7

5+9

7+7

6+5

9+7

2+9

Карточка №2

Зарина, Карина, Сагдиана

Реши столбиком, сделай проверку

100-34

90-84

70-51

60-42

Карточка №3

Егор, Дамир, Кирилл,Саша, Ксюша

VII. Итог. Рефлексия.

– Поднимите руку те, кому не понравилось наше путешествие?

Читайте также:  Какие лечебные свойства полыни горькой

– Что открыли нового для себя?

– – Что такое прямоугольник ? Что такое квадрат? Чем отличаются?

– Найдите прямоугольники вокруг нас.

– Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться?

Как зовут жителей страны Геометрии?

Так вот жители страны дарят вам на память свои фотографии. Но они не простые на них написано ваше домашнее задание. С.70 №6. По карточке.

Скажите, а как мы сегодня работали?

Оценивание.

Лист исследования

Вопросы

Квадрат

Прямоугольник

1.Сколько углов?

2.Какие углы?

3.Сколько сторон?

4.Все стороны одинаковы

5.Сколько вершин?

6.Как по другому можно назвать ?

Лист исследования

Вопросы

Квадрат

Прямоугольник

1.Сколько углов?

2.Какие углы?

3.Сколько сторон?

4.Все стороны одинаковы

5.Сколько вершин?

6.Как по другому можно назвать ?

Самоанализ урока математики учителя  начальных классов

Биро Ольги Александровны

Тема урока: Квадрат и прямоугольник.

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы и приемы работы: исследовательский метод(элементы).

Цель: изучение существенных свойств прямоугольника и квадрата

Задачи:

1) Выявить существенные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, умение изображать их, вычислять периметр прямоугольника и квадрата.

2) Развивать вычислительные навыки, закреплять умение решать задачи, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания в реальной жизни.

3) Воспитывать внимательность, активность, чувство товарищества.

Форму урока составляли традиционные структурные компоненты. Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме.

Цель урока достигалась с каждым этапом урока

Устный счёт включал в себя разноплановые задания:

  • сложение и вычитание с переходом через десяток;

  • работу с геометрическим материалом (углами)

      Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использованы элементы исследовательского метода.

 Изложение новых знаний мною  не давалось в готовом виде, детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. На этапе  использовалась работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное..  

     На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

На уроке я использовала  наглядное пособие, листы исследование, которые были составлены мной : карточки с дифференцированными заданиями.

 Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе так же пользовались терминологией. Предложенные задания, работа в парах носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

     Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

 Постепенно увеличивалась степень сложности заданий.  

Применение приемов исследовательского метода обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности. 

   При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик    (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на доске);

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся  были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.   По моему мнению, урок прошёл на ——————————-.

Источник

Конспект урока № 1. Прямоугольник. Существенные признаки
квадрата

Цели:

  1. Познакомить детей с существенными признаками прямоугольника.
  2. Развивать у школьников умение находить предметы прямоугольной формы в
    окружающей обстановке, умение находить среди предложенных четырехугольников
    прямоугольники, умение чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.

Ход урока

1. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит
нашей помощи. Поможем Незнайке? (Да.) Незнайке нужен домик, но он не знает, как
его построить. На доске вы видите чертеж дома, с помощью геометрических фигур
постройте дом для Незнайки.

На доске чертеж домика (Рисунок 1), на партах у детей лежат наборы
геометрических фигур: треугольники, прямоугольники, четырехугольники (для
трубы), круги разных размеров. Дети из предложенных геометрических фигур на
парте конструируют дом (в зависимости от класса это может быть как
индивидуальная работа, так и в парах постоянного состава).

Рисунок 1

Учитель: Какие геометрические фигуры вы использовали для домика?

Дети:1 большой треугольник, 1 большой и 1 маленький прямоугольники и
1 маленький четырехугольник (труба).

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Я вижу, что вы прекрасно справились с заданием. Незнайка тоже
выполнил это задание. Вот что у него получилось. Посмотрите на его домик. Что
скажете?

Учитель показывает чертеж Незнайки (Рисунок 2).

Рисунок 2

Дети: Незнайка вместо большого прямоугольника взял большой
четырехугольник.

Учитель: Но Незнайка утверждает, что он выбрал фигуру правильно. Он
говорит, что в этой фигуре 4 угла. (Считают хором углы) А также угол № 1 –
прямой. Проверим это утверждение. (1 или несколько учеников с помощью угольника
проверяют, что угол № 1 прямой). Значит прав Незнайка?

Дети: Нет, Незнайка не прав, данная фигура не является прямоугольником.

Учитель: Почему же? Ведь Незнайка нам объяснил, как он рассуждал, выбирая эту
фигуру.

Дети: Значит, незнайка допустил ошибку в рассуждениях.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какая же фигура может
называться прямоугольником. А, кроме того, мы с вами должны объяснить Незнайке,
в чем же он ошибся.

3. Открытие нового знания.

На доске – 5 различных четырехугольников (Рисунок3).

Рисунок 3

Учитель: Рассмотрите внимательно все геометрические фигуры. Что общего вы
видите во всех фигурах?

Дети: Все фигуры – четырехугольники. (Доказывают, считая углы и стороны
фигур.)

Учитель: Есть ли среди данных четырехугольников прямоугольники?

Дети: Прямоугольниками являются фигуры под № 1 и № 4.

Учитель: Какой вывод можем сделать?

Читайте также:  Какие свойства характерны для песка не имеет запаха

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник.

Вывод появляется на доске.

Учитель: По каким признакам мы отличили прямоугольники от остальных
четырехугольников?

Дети: Если проверить с помощью угольника, то у четырехугольника все углы
прямые.

На доске появляется: «у которого все углы прямые.»

Учитель: Посмотрите на доску, там появилось предложение.

1-й ученик читает вслух: «Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все
углы прямые». Затем под руководством учителя дети хором читают определение.

Учитель: Но наш Незнайка все еще не понимает, в чем же он ошибся. Кто сможет
объяснить ошибку Незнайке?

Дети: Незнайка проверил только один угол четырехугольника, а для того, чтобы
сделать вывод, что перед нами прямоугольник, нужно проверить все углы: они все
должны быть прямыми.

4. Закрепление полученных на уроке знаний и умений.

4.1. Закрепление умения находить предметы прямоугольной формы в окружающей
обстановке.

Учитель: Ребята, Незнайка понял свою ошибку, он благодарит вас за помощь и
просит вас оглядеться в классе и назвать те предметы, которые имеют форму
прямоугольника.

Дети: Двери, окна, стены, потолок, пол, доска, столешница, учебник.

4.2. Отработка умения чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.

Учитель: А теперь давайте попробуем начертить прямоугольник в тетради. Как
можно легко начертить прямоугольник в тетради?

Дети: Чертить по клеточкам, так как клеточки – тоже прямоугольники.

Учитель чертит на доске (клетчатой части), дети в тетрадях. Затем углы
прямоугольника проверяются угольником.

4.3. Закрепление умения находить прямоугольник среди четырехугольников.

Игра «Убери лишнюю фигуру»

На доске (или у каждого ребенка на парте) четырехугольники с разным
соотношением сторон, разного цвета, среди которых один не прямоугольник
(Рисунок 4):

Рисунок 4

Учитель: Рассмотрите четырехугольники и найдите лишний. Докажите свой выбор.

Дети: Коричневый четырехугольник – лишний, так как остальные –
прямоугольники.

Учитель: Докажите, что этот четырехугольник не является прямоугольником.

Дети: У него только 2 угла прямые, а прямоугольник – это четырехугольник, у
которого все углы прямые.

5. Повторение ранее изученного материала.

6. Объяснение домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображены различные
геометрические фигуры (Приложение 1).

Задание: Среди данных фигур раскрась прямоугольники.

Конспект урока № 2. Существенные признаки квадрата

Цели:

  1. Познакомить детей с существенными признаками квадрата.
  2. Развивать у школьников умение находить предметы квадратной формы в
    окружающем мире, умение находить среди предложенных четырехугольников и
    прямоугольников квадраты, умение чертить квадрат на клетчатой бумаге.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет, одним из этапов которого является работа с геометрическим
материалом:

1. Какая фигура лишняя? (Рисунок 5)

Рисунок 5

2. Составь из двух треугольников прямоугольник. (Рисунок 6)

Рисунок 6

3. Дополни фигуру до прямоугольника. (Рисунок 7)

Рисунок 7

3. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Учитель: Знание какого свойства сторон прямоугольника помогло нам выполнить
последнее задание?

Дети: Противоположные стороны прямоугольника равны.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы видите на доске знакомый домик. Мы строили его для
Незнайки. Но сегодня у нас два домика. Сравните их. Что заметили? (Рисунок 8)

Рисунок 8

Дети: Во втором домике вместо прямоугольников использованы квадраты.

Учитель: А я утверждаю, что это прямоугольники: у них 4 угла, все углы
прямые, длины противоположных сторон равны.

Дети: Геометрические фигуры, использованные во втором домике, называются
квадратами.

Учитель: Чем же отличается квадрат от прямоугольника? На этот вопрос мы
должны сегодня ответить.

5. Открытие нового знания.

У каждого ученика на парте лежат прямоугольник и квадрат.

Учитель: Возьмите геометрические фигуры, которые лежат перед вами. Поднимите
и покажите мне квадраты. А теперь – прямоугольники. Не опускайте. Оглянитесь
вокруг. Все ли подняли одинаковые фигуры?

Дети: Кто-то поднял прямоугольник, кто-то квадрат, а кто-то обе фигуры.

Учитель: Кто из вас прав?

Дети: У квадрата 4 угла и все они прямые. Значит, квадрат – это
прямоугольник. Правы те, кто поднял обе фигуры.

На доске появляется запись: «Квадрат – это прямоугольник».

Учитель: Мы нашли сходства этих двух фигур, и выяснили, что обе фигуры –
прямоугольники. Есть ли у них отличия? Как их можно найти?

Дети: Если измерить стороны прямоугольника и квадрата, то получается, что у
прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.

На доске появляется запись: «все стороны равны».

Учитель: Кто сможет из записей на доске составить предложение.

Дети составляют определение квадрата: «Квадрат – это прямоугольник, у
которого все стороны равны».

Закрепление: выполнение № 1, стр. 31 («Найди среди этих четырехугольников
квадраты и выпиши их номера».)

6. Практическое применение полученных на уроке знаний и умений.

6.1. Развитие умения находить предметы квадратной формы в окружающей
обстановке.

Учитель: Подумайте и назовите предметы, имеющие форму квадрата, с которыми вы
встречаетесь в жизни.

6.2. Отработка умения чертить квадрат на клетчатой бумаге – выполнение № 3,
стр. 30.
(«Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2 см».)

Учитель чертит на доске, дети в тетрадях.

6.3. Закрепление умения отличать квадрат от других четырехугольников
(ромбов).

Игра «Убери лишнюю фигуру».

На доске 3 прямоугольника разного цвета, среди которых 2 квадрата и ромб.
(Рисунок 9):

Рисунок 9

Учитель: Как можно назвать все фигуры одним словом?

Дети: Четырехугольники.

Учитель предлагает измерить и сравнить стороны фигур. Учащиеся убеждаются,
что у всех четырехугольников стороны равны между собой. С помощью модели прямого
угла они находят четырехугольник, у которого углы непрямые.

Учитель: Какая фигура здесь лишняя?

Дети: Красная.

Учитель убирает красную фигуру.

Учитель: Как называют синюю и зеленую фигуры?

Дети: Квадраты.

Учитель: Как по-другому можно назвать их?

Дети: Прямоугольники.

Учитель: Почему красную фигуру нельзя назвать квадратом?

Дети: Потому что она не прямоугольник.

7. Повторение ранее изученного материала.

8. Объяснение домашнего задания.

9. Подведение итогов урока.

Игра «Назови имя».

Учитель вынимает из пакета фигуру и, не показывая ее классу, перечисляет ее
признаки. Учащиеся должны назвать «имя» этой фигуры.

У меня в руках фигура красного цвета, у нее 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.
Какая это фигура? (Четырехугольник.)

У меня синяя фигура из картона, у нее 4 стороны, 4 вершины, 4 угла, все углы
прямые. Как называют такую фигуру? (Прямоугольник.)

У меня четырехугольник, у которого два угла прямые. Можно ли этот
четырехугольник назвать прямоугольником? (Нет, так как в этом четырехугольнике
только два прямых угла, а у прямоугольника все углы прямые.)И т.д.

Источник