Какие общие свойства у предметов из стекла 2 класс

Какие общие свойства у предметов из стекла 2 класс thumbnail

Конспект окружающего социального мира.

Тема: «Свойства стекла».

Ход урока:

1. Организационный момент. Здравствуйте, дети, доброе утро!

2. Психологический настрой. 1. поприветствуйте друг друга только глазами; 2. только головой; 3. только руками; 4. только плечами; 5. только словами.

3. Открытие новых знаний. Стук в дверь. Почтальон Печкин: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Да, я почтальон Печкин и пришел я к вам не просто так, передать телеграмму от самого Короля стеклянного царства хрустального государства.

hello_html_7ade3be7.jpg

На нашем уроке разговор пойдет о стекле.

– Спасибо, уважаемый почтальон Печкин, мы обязательно прочтем телеграмму (Почтальон Печкин уходит).– Давайте почитаем телеграмму: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам король Стеклянного царства. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Вы узнаете много нового и интересного. Но для того чтобы начать наше знакомство вам необходимо отправится в путешествие. Будьте внимательны и обращайте внимание на все, что вас окружает. Счастливого пути».

4. Рассказ о появлении стекла. Эта история произошла давным-давно. Мастер стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Через некоторое время изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, ее разрезают на части, и выходит готовое оконное стекло, стекло для шкафов. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами стекла.

Действительно это было стекло. Вот такие камушки увидели моряки, а вы хотите увидеть кто? Что? И как делает из стекла? (да)

Тогда садитесь поудобнее, и мы вместе посмотрим видеоролик.

5. Просмотр видео – ролика о профессии стеклодува.

Дети, вам понравился фильм? (да)

А вы запомнили, как называют человека, который работает со стеклом? (Стеклодув)

А почему его так называют? (Он дует в стекло). Правильно дети, это стеклодув, вот видите, как оказывается интересно, но очень трудно работать со стеклом, а сейчас наши глазки должны отдохнуть, мы сделаем веселую недельку.

hello_html_m71963820.jpg

6. Пальчиковая гимнастика «Весёлая неделька».

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна).

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда, (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна).

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки).

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль, (Смотреть прямо перед собой, поставить палец (правой руки, левой руки) на расстояние от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку).

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх).

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый).

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять, чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)

– Ребята, посмотрите внимательно на аквариум, что вы видите? (Рыбок, водоросли, камни и др).

– А почему вы смогли рассмотреть, что находится в аквариуме? Потому что стекло прозрачное. Это первое свойство стекла. Повторяем все вместе (Стекло прозрачное).

hello_html_2ae7c9fe.jpg

-Где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство- прозрачность? (Окна, стекла автомобилей, аквариум, очки, лампочки, градусник).

– Правильно, ребята. Хорошо, что люди придумали стекло! Что было бы, если бы у нас не было стеклянных окон? (Было бы в кабинете темно, не было бы света, солнца; не видели бы через окно природу).– Молодцы, ребята. Отправляемся дальше в путешествие (музыкальная игра «Веселый паровоз»)

– Ребята, обратите внимание, что у меня в руках? (Стеклянный стакан).

hello_html_m21dd20d6.jpg

– Я наливаю воду в стакан, скажите, стакан пропускает воду? (Нет).

– Конечно, нет, стекло воду не пропускает, оно водонепроницаемое. Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость (Стакан, бутылку, вазу, кружку, банку).

hello_html_m7902b3b6.jpghello_html_101401e0.jpghello_html_m6705493a.jpghello_html_m75e22ab.jpghello_html_m81759d2.jpg

– Правильно, ребята. И так какое второе свойство мы выявили? (Стекло водонепроницаемое).

– А теперь подходите ближе и ощупайте стеклянные предметы. Какие они? (Гладкие, холодные, скользкие, твердые и.т.д). Обратите внимание на стакан, чайную кружку, елочный шар. Чем отличаются эти предметы? (Стакан толстый, а кружка тонкая и шарик тонкий).

Читайте также:  Терн что это и какие свойства

– Правильно, стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянный шарик. (Он разобьется).

– Правильно ребята, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. Поэтому мамы и папы вам не зря запрещают играть стеклянными предметами.

– Ну что отправляемся дальше в путешествие?

7. Физкультминутка (песенка – игра «Мы пойдем сейчас на право…»)

– Ребята, вы что-нибудь увидели необычного на столе (Все стеклянные предметы разного цвета).

– Правильно, ребята, бывает стекло светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите их цвет (Коричневая кружка, голубая ваза, желтая лампочка).

– Мы с вами познакомились еще с одним свойством стекла. Стекло бывает светлым и цветным (слышится музыкальный звон)

– Ребята, объясните, что это за непонятные предметы и из чего они сделаны? (Это бокалы, а сделаны из стекла).

hello_html_m55ff8dd0.jpg

– Правильно. Ребята мы познакомились с вами еще с одним свойством стекла. Стекло издаем приятный мелодичный звук. Незнайка, а ты знаешь свойства стекла? Незнайка: (опустив голову) Не знаю. А вы мне расскажете, а я все запомню, обещаю.

– Ребята расскажем, Незнайке? Но сначала играем в одну игру. «Отражение в стекле» (выполняется стоя, педагог показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.)

8. Экспериментальная деятельность. – Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? – Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну (Учитель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с учителем). Учитель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Дети, рассмотрите все эти вещи, и назовите их.

– Вещи похожи друг на друга, так как все они – «родственники».

– Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.

– Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.). Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и.т.д.). Учитель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.

– Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь?

– Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Учитель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил». Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. Игра повторяется три раза с заменой предметов.

– А вы знаете, как делается стекло?

– Ребята из чего делают стекло? (Из соли и песка).

Посмотрите, пожалуйста, что стоит у меня на столе? (Ёлочные игрушки, ваза желтого цвета, лампочка, флакон от духов, очки, фужеры).

hello_html_3ce6295.pnghello_html_1a4ed922.jpghello_html_m2d333029.pnghello_html_79eb2b6e.jpghello_html_4a1f68a5.jpg

А из какого материала изготовлены все эти предметы? (Из стекла). (Правильно из стекла, значит про них можно сказать какие они? (Стеклянные). Посмотрите на вазу, какого она цвета? (Синего цвета).

hello_html_36911df1.jpg

А вот это ёлочная игрушка, состоит из нескольких цветов, значит, про нее можно сказать какая она? (Игрушка разноцветная).

hello_html_m182b0042.jpg

Правильно, стекло бывает светлое, но бывает и цветное, назовите предметы из цветного стекла, которые стоят на столе, определите их цвет?

Дети перед вами лежат камушки, возьмите их осторожно в руки, потрогайте, погладьте и скажите какие они на ощупь? (Гладкие и стеклянные).

А теперь возьмите в руки стаканы, которые стоят перед вами, потрогайте их, погладьте, какие они на ощупь? (Шершавые, шероховатые).

– И так, камушки гладкие, а стаканы шероховатые и ребристые.

Сейчас возьмите в руки деревянные палочки и осторожно стукните по стенке стакана, что слышите? (Стекло звенит).

Читайте также:  Каким свойством обладают кварки

Правильно, каждое стекло звенит по-разному. А теперь послушайте как звенят хрустальные бокалы, сравним со стаканами (учитель осторожно ударяет фужеры друг об друга). Как звенят фужеры? (Звонко, красиво мелодично).

А как звенели стаканы? (Тихо и глухо).

А что есть ещё стеклянного у нас в классе? (Окна, аквариум).

hello_html_51307884.jpg

Правильно, окна. А для чего вставляют стекла в окна? (Чтобы было тепло и светло в группе и дома).

Давайте подойдем к окну и посмотрим, что мы видим? (Деревья и участки).

А почему все мы это видим? (Потому что стекло прозрачное).

В окна вставляю стекло, так как стекло прозрачное, пропускает свет и не пропускает холод, чтобы мы не замерзли дома и в детском саду.

– Ребята как вы думаете, стекло легко разбивается? (Да)

– Правильно, ведь стекло очень хрупкое и легко может разбиться. А скажите мне можно ли брать в руки осколки стекла (Нет).

А почему нет? (Потому что можно пораниться и порезаться).

А как нужно обращаться со стеклянными предметами? (Бережно и аккуратно).

А почему? (Предметы могут разбиться).

Как вы думаете, почему нельзя играть с мячом возле окон? (Мяч может попасть в окно и разбить стекло).

– Ребята, а давайте узнаем кто из вас самый внимательный. Игра «Чего не стало?» (дети внимательно смотрят на предметы из стекла, которые стоят на столе, запоминают их, потом закрывают глаза; педагог убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло).

– А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, вы согласны? (Да!)

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь – разобьюсь (Стекло).

На окошечках простое, а в бутылочках, цветное. Не бежит, не льётся. Ударишь – разобьётся (Стекло).

hello_html_m785fba0f.jpgСтеклянный домик на окне, с прозрачною водой. С песком и камешком на дне и с рыбкой золотой (Аквариум)

hello_html_b6af011.jpgВот стеклянный пузырек, а живёт в нём – огонёк, днём он спит, а вечером проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

hello_html_m5e4d650f.pngБабушка Варвара всюду их искала не залезла чуть в трубу, а они нашлись на лбу. (Очки)

hello_html_m3d921b64.pngВот стеклянный карандаш – он в беде помощник наш. Определит без докторов, кто заболел, а кто здоров. (Градусник)

hello_html_db9a945.jpgЗаболели ушки, прохудился носик. Заболели глазки, капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)

hello_html_7f1154fb.jpg

9. Подведение итогов урока.

– Какое бывает стекло? (Цветное и белое).

hello_html_m59d7975a.jpg

– Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное, скользкое, твердое).

– Какое стекло бывает по толщине? (Стекло бывает толстое и тонкое).

– А, что произойдет, если уронить стеклянный предмет? (Стекло разобьется. Оно хрупкое).

– А воду стекло пропускает? (Воду стекло не пропускает, оно водонепроницаемое).

– Молодцы, ребята. Вы все хорошо сегодня поработали. На этом мы заканчиваем урок. Давайте пообещаем, что будем бережно относится к стеклянным предметам.

Источник

Валентина Серова
Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель: ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла

Задачи:

– развивать познавательный интерес к предметному миру

– формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов

– стимулировать желание детей экспериментировать предметами из стекла

– закреплять знания по оказанию первой помощи

– формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами

– закреплять умение пользоваться схемами

Активизация словаря: хрупкое, прозрачное, водонепроницаемое, звонкое, непрозрачное, цветное.

Способы: мотивация, вопросы, поощрение, помощь, рассматривание изделий из стекла, использование схем, использование художественного слова, рефлексия.

Предварительная работа: рассматривание выставки стеклянных изделий, экспериментирование с цветными стеклами, чтение М. Свешников “Тайны стекла“, рассматривание иллюстраций, составление схем «Правила безопасного обращения со стеклянными предметами».

Средства: стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.

Индивидуальные работы: закреплять в речи прилагательные с Артуром и Мишей, в процессе выполнения опытов, развивать умение выполнять действия аккуратно с Ваней и Викой.

Дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития называют правила безопасности со стеклом самостоятельно, а дети с низким – по схемам.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Е. В. Вераксы

2. «365 научных экспериментов» В. Хифертон

3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина

Слова и действия воспитателя

В:Ребята, нам в детский сад прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.

(воспитатель заглядывает в посылку)

-Я вам загадаю загадку, а отгадка в этой посылке.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь

В:Правильно, в посылке лежит стекло. Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла, и узнаем много нового и интересного. Приглашаю вас за столы.

(дети садятся за столы, на столах стеклянные стаканы, цветные стекла, вода)

В:Какие предметы из стекла вы знаете?

-Какие правила безопасности со стеклом вы знаете?

В:Давайте рассмотрим стекло, какое оно на вид?

-А теперь в стакан положите пуговицу, что вы видите в стакане?

Читайте также:  Какой угол называется внешним углом треугольника его свойства

-Почему?

-Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы и видим пуговицу

-Это одно из свойств стекла. Стекло прозрачное.

(воспитатель выставляет схему)

-Где используют это свойство стекла?

-Возьмите стекло в руки, определите, какое оно на ощупь?

-Аккуратно налейте в стакан воды

-Пропускает ли стакан воду?

– Вода через стакан не проникает, почему?

-В любую стеклянную посуду можно налить воду?

-Это еще одно свойство стекла. Стекло – водонепроницаемое.

-Где используют это свойство стекла?

(воспитатель выставляет схему)

-У вас на столах лежат стеклышки, какие они?

-Посмотрите через стекло, вы что нибудь видите?

-Это еще одно свойство стекла, оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь

Физкультминутка

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила

Брат его мальчик Иван

Тоже уронил стакан

-А что будет со стеклом если его уронить?

-Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое?

-А что делать, если стекло разбилось, его можно брать руками?Почему?

(воспитатель выставляет схему)

-А если вы уже порезались, какую первую помощь нужно оказать?

-Правильно, чтобы этого не случилось, как мы должны убирать разбитое стекло?

-Есть у стекла еще одно интересное свойство, хотите определить какое?

-Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что нибудь слышите?

(воспитатель стучит по краю бокала)

-А теперь?

-В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Я возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим.

Что вы услышали?

-А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию?

-Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше

(вызвать несколько детей)

-Это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук.

-Где мы сегодня с вами были?

-Давайте повторим правила безопасности со стеклом

-Вам понравилось?

-У меня на столе лежат зеленые, красные, желтые кружочки. Возьмите красный кружок те, кому было легко и просто, желтый – кому было немного трудно, а зеленый – кому было трудно и тяжело

Источник

Занятие “В мире стекла” (средняя группа) 10.11.2017

Цель. Помочь  детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Материал. Не большие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики разной формы и т.д.), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

Методы. Анализ, синтез, классификация, игровой.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает на столах детей стеклянные предметы (бутылочки, флаконы от духов)

Воспитатель. Дети, что это?

Дети. Бутылочки,флаконы от духов.

Воспитатель. Из чего сделаны эти предметы?

Дети. Из стекла.

Воспитатель. Правильно эти предметы сделаны из стекла. Сегодня мы с вами познакомимся со свойством стекла.

Воспитатель выкладывает на стол прозрачные и цветные стеклянные шарики.

Воспитатель. Дети, стекло бывает цветное и прозрачное. Назовите мне предметы из цветного и прозрачного стекла?

Дети. Вазы, стаканы, бутылочки, окна, тарелки, банки.

Воспитатель. Вот сколько, много предметов из стекла вы назвали, молодцы.

Воспитатель кладёт цветные шарики в прозрачный стакан, показывает, что стекло прозрачное. А сейчас посмотрите вокруг и назовите стеклянные предметы.

Дети. Окна, стекло на двери, кувшин, стакан, ваза.

Воспитатель. Правильно, молодцы. А сейчас, возьмите в руки стеклянные предметы, которые лежат у вас на столах и скажите, какие они на ощупь?

Дети. Гладкие, холодные.

Воспитатель. Да, правильно гладкое.

Посмотрите, я наливаю воду в стакан, дети скажите, стакан пропускает воду?

Дети. Нет!

Воспитатель. Конечно, нет, стекло воду  не пропускает, оно водонепроницаемое. Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость.

Дети. Бутылочки, вазы, баночки.

Воспитатель. Правильно, а ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла?

Дети. Ветрина, стакан.

Воспитатель. Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла?

Дети. Вазы, бокалы.

Воспитатель. Дети, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. Ребята у вас на столах лежат палочки, возьмите палочку в руку и стукните по стеклянным предметам, как звучит стекло?

Дети ударяют по стеклянным предметам, стекло звонкое, звенящее.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сесть на ковёр и отгадать мои загадки, вы согласны?

Дети. Да!

Воспитатель. Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

Дети. Стекло.

Воспитатель. На окошечках простое,

А в бутылочках, цветное.

Не бежит, не льётся.

Ударишь – разобьётся.

Дети. Стекло.

Воспитатель. Правильно, А сейчас давайте повторим все свойства стекла. Какое бывает стекло?

Дети. Цветное и прозрачное.

Воспитатель. Какое стекло на ощупь?

Дети. Гладкое, холодное.

Воспитатель. Стекло пропускает воду?

Дети. Нет, воду стекло не пропускает.

Воспитатель. Какое стекло бывает по толщине?

Дети. Стекло бывает тонкое и толстое. Хрупкое. Со стеклом нужно бережно обращаться и аккуратно.

Воспитатель. Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончилось. Вам понравилось?

Дети. Да.

Воспитатель. Теперь можно поиграть!

Источник