Какие общие свойства у предметов из камня окружающий мир
Дополнительная образовательная деятельность
во второй младшей группе.
Кружок по опытно – экспериментальной деятельности
«Чудеса в ладошках».
Итоговое занятие « Свойства камня».
Образовательные области:
-познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие.
ЗАДАЧИ:
– обучающие:
- продолжать знакомить детей с природными материалами(камень), их свойствами ( твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет в воде), их применением;
- закреплять представления о свойствах воды ( прозрачная, жидкая, не имеет формы, запаха, безцветная) и свойствах воздуха;
- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, обозначающих свойства и качества предметов (твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый);
- формировать умение вести диалог с воспитателем;
– развивающие:
- развивать умение определять цвет, величину, форму предметов;
- развивать диалогическую речь;
– воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать культуру речевого общения;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к окружающим.
СЛОВАРЬ:
твёрдый, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый.
МАТЕРИАЛ:
Прозрачные пластиковые баночки с водой, подносы с камнями, с тонущими и нетонущими предметами по количеству детей или на двоих, поднос с камнями ( для воспитателя), лист ватмана с контурами домика, тарелочки с камешками по количеству детей, магнитофон с записью веселой музыки, салфетка, воздушный шарик, игрушка – зайчик.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
В свободной деятельности и индивидуальной работе с детьми проводить игры с мозаикой, игры в пазлы, выкладывание из камешков различных изображений ( по контуру, силуэту);
Закрепление основных цветов, геометрической формы предметов.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Вступительная часть.
Дети заняты свободной игровой деятельностью.
Сюрпризный момент
Воспитатель привлекает внимание детей к подносу с камнями. (поднос накрыт салфеткой)
– Ребята, посмотрите, что я вам принесла ( говорит таинственным голосом, снимает салфетку, выдерживает паузу, ждет ответов детей)
– Да, это камешки. Камни очень интересны и удивительны. Давайте их рассмотрим.
( предлагает детям присесть на ковер).
- Основная часть
Педагог показывает камни на подносе.
– Все ли камешки одинаковые по величине? ( нет, не все камешки одинаковые, они разные, есть большие и маленькие.)
– Какой формы камешки? ( ответы детей)
– На что они похожи?
– Какого они цвета? ( белого, серого, коричневого, с полосочками, с точками, разноцветные). Повторите: разноцветные.
-Возьмите в руки по одному камешку. Какие камешки – теплые или холодные?
– Подержите камешек в ладошках. Какими они стали?
– Как вы думаете, почему они стали теплее?
– Ребята, сожмите камешек, надавите на него пальцами. Вы смогли его смять, сделать в нем ямку? Почему?
– Постучите камешком о камешек. Что вы услышали?
– Камешки стучат друг о друга, потому что они твёрдые.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Тук – тук – тук –
Тук – тук – тук –
Раздаётся звонкий стук.
Камни радостно стучат
Веселят они ребят.
Звучит веселая динамичная музыка, дети произвольно двигаются под музыку .
– Ребята, а еще хотите с камешками поиграть?
Воспитатель предлагает детям бросить свои камешки в воду.
– Посмотрите, что произошло с камнями?
– Почему? ( камень тяжелый).
– Возьмите ещё предметы, которые утонут.
– Почему они утонули?
– Возьмите предметы, которые не тонут.
– Почему они не утонули?
– Вы камешки видите в воде?
– Почему? ( вода прозрачная)
– Какие ещё свойства воды вы знаете?
-Молодцы?
– Скажите, из чего лучше построить дом ?
– Лучше построить дом из камня, ведь он очень твердый и прочный.
– Вы слышите, кажется кто-то плачет?
– Это зайчик! Ты чего плачешь?
– Ребята, лиса выгнала зайчика из домика и ему теперь негде жить.
-Давайте с вами построим из камней домик для зайчика. Он будет очень прочный и никто не сможет выгнать зайчика из его домика.
На листе ватмана ребята выкладывают из камешков по контуру дом.
– Какой красивый получился домик! Смотрите, как зайчик обрадовался, смеётся. Он говорит спасибо и дарит вам воздушный шарик.
– А как же мы будем играть с таким шариком? (надуем воздухом)
– А где мы его возьмём? Я его что то не вижу. (воздух прозрачный, он есть везде).
Воспитатель надувает шарик, ребята «помогают».
- ИТОГ:
– Кому мы сегодня помогли?
– А почему мы построили домик из камня, а не из бумаги, например?
Воспитатель предлагает детям покормить зайку овощами и покатать на машине.
Источник
Автор: Шафеева Ольга Николаевна
Место работы: ГБОУ СОШ с. Колывань муниципальный район Красноармейский Самарская область
Должность: воспитатель
НОД для детей среднего возраста
Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Программное содержание:
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями («Познание»);
- формировать умение классифицировать камни по разным признакам («Познание»);
- развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
- обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);
- вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);
- воспитывать бережное отношение к неживой природе
( «Социализация»).
Предварительная работа:
- рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного Самарского края и России.
Материалы и оборудование:
- камни на тарелках;
- пластилин;
- стаканы с водой;
- ложечки, коробочки;
- музыкальная запись;
- иллюстрации каменных построек;
- выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.
Ход НОД:
(Дети входят в группу и здороваются с гостями)
Часть 1. Вступительная беседа:
– Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
– А где можно их встретить? (везде)
– У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Часть 2. Эксперименты:
– А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
– Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
– Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
– Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
– Значит, какие могут быть камни?
Опыт №2. Цвет.
– Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
– Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?
Опыт №3.Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
– Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
– Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
– А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
– Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
– Ребята, так какими ещё бывают камни?
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
– Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
– Почему?
– Значит, камни какие?)
Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.
– А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
– Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.
Опыт №7. Цвет.
– Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
– Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
Опыт №9. Рисование.
– Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?
– Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)
– Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
– Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
старшая группа
подготовила Долгих Т. В.
2014г.
Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Образовательные:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
- Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
- Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
- Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Интеграция образовательных областей:
- Физическая культура: развитие общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации;
- Безопасность: расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира, природы;
- Социализация: формирование целостной картины мира в части представлений о себе, обществе;
- Труд: расширение кругозора в части представлений о труде взрослых;
- Коммуникация: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- Художественное творчество: расширение кругозора в процессе рассматривания изделий из камня;
- Продуктивная: формирование умения украшать картину янтарём.
Оборудование и материал: компьютер, подносы с камнями, стаканы с водой, монеты, карточки модульные, таблицы для фиксации наблюдений и экспериментирования, лупа, слайд – презентация «Применение камней», электронная гимнастика для глаз, заготовка для картины, янтарь для украшения картины, халаты.
Организация детей: подгруппа.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?
Чтобы узнать о камнях много интересного я предлагаю отправиться в страну ДОКОРУПО.
-Что это за страна такая?
-Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО.
Поскольку великая эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во всё, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В страну, ДО КОторой Рукою Подать.
Да, ДОКОРУПО – страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.
Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади» (3раза).
Мы находимся в лаборатории «Почемучка». Что делают в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).
Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.
(Дети надевают халаты и занимают свои места).
– Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?
Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки) Сначала вам понадобятся глаза, а чтобы они со всем справились, выполним электронную физминутку для глаз.
Электронная физминутка
Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.
Приступаем к исследованиям.
Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.
Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.
Результаты исследований будем заносить в таблицу.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Отметьте на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Определение размера
Все камни одного размера? (В таблице отметить).
Вывод: камни разного размера.
Опыт № 3. Прозрачность
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Он прозрачный или нет? (В таблице отметить).
Вывод: камни непрозрачные.
Воспитатель: Для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.
1 вариант: Пальчиковая гимнастика с прищепками
Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)
Самый веселый и самый смешной.
Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,
Этот пальчик средний, ни первый ни последний.
Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.
Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
2 вариант: (Подготовка рук – самомассаж)
Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. (В таблице отметить).
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 5. Твердость.
Возьмите в одну руку камень, в другую – пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.
– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. (Индивидуально: какой камень у тебя?). Можно посмотреть через лупу. Если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”.
Вывод: камень твердый.
Опыт № 6. Прочность.
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).
Вывод: камень прочный.
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (В таблице отметить).
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
– Пройдите за рабочие места, продолжим работу. Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).
Давайте посмотрим, где использует камни человек. (Просмотр слайдов).
– Как вариант использования камня я приготовила для вас необычную картину, которая украшена янтарём. Вам нравится картина? Тогда я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю создать свою картину украшенную янтарём.
Дети проходят к столу. Коллективная работа по украшению заготовки янтарем.
Нам пора возвращаться.
Дети снимают халаты и покидают лабораторию.
Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).
Рефлексия. – Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, украшать картину, выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок» в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.
– Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются свойствами и тем, как человек использует их в своей жизни.
Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.
Источник