Какие общие свойства у предметов из камня окружающий мир

Дополнительная образовательная деятельность

во второй младшей группе.

Кружок по опытно – экспериментальной деятельности  

«Чудеса в ладошках».

Итоговое занятие « Свойства камня».

Образовательные области:

-познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие.

ЗАДАЧИ:

– обучающие:

  • продолжать знакомить детей с природными материалами(камень), их свойствами ( твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет в воде), их применением;
  • закреплять представления о свойствах воды ( прозрачная, жидкая, не имеет формы, запаха, безцветная) и свойствах воздуха;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, обозначающих свойства и качества предметов (твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый);
  • формировать умение вести диалог с воспитателем;

– развивающие:

  • развивать умение определять цвет, величину, форму предметов;
  • развивать диалогическую речь;

– воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • формировать доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к окружающим.

СЛОВАРЬ:

           твёрдый, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый.

МАТЕРИАЛ:

           Прозрачные пластиковые баночки с водой, подносы с камнями, с тонущими и нетонущими предметами  по количеству детей или на двоих, поднос с камнями ( для воспитателя), лист ватмана с контурами домика,   тарелочки с камешками по количеству детей, магнитофон с записью веселой музыки,   салфетка, воздушный шарик, игрушка – зайчик.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

           В свободной деятельности и индивидуальной работе с детьми проводить игры с мозаикой, игры в пазлы, выкладывание из камешков различных изображений ( по контуру, силуэту);

Закрепление основных цветов, геометрической формы предметов.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Вступительная часть.

Дети заняты свободной игровой деятельностью.

Сюрпризный момент

Воспитатель привлекает внимание детей к подносу с камнями. (поднос накрыт салфеткой)

– Ребята, посмотрите, что я вам принесла ( говорит таинственным голосом, снимает салфетку, выдерживает паузу, ждет ответов детей)

– Да, это камешки. Камни очень интересны и удивительны. Давайте их рассмотрим.

( предлагает детям присесть на ковер).

  1. Основная часть

Педагог показывает камни на подносе.

– Все ли камешки одинаковые по величине? ( нет, не все камешки одинаковые, они разные, есть большие и маленькие.)

– Какой формы камешки? ( ответы детей)

– На что они похожи?

– Какого они цвета? ( белого, серого, коричневого, с полосочками, с точками, разноцветные). Повторите: разноцветные.

-Возьмите в руки по одному камешку. Какие камешки – теплые или холодные?

– Подержите камешек в ладошках. Какими они стали?

– Как вы думаете, почему они стали теплее?

– Ребята, сожмите камешек, надавите на него пальцами. Вы смогли его смять, сделать в нем  ямку?  Почему?

– Постучите камешком о камешек. Что вы услышали?

– Камешки стучат друг о друга, потому что они твёрдые.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Тук – тук – тук –

Тук – тук – тук –

Раздаётся звонкий стук.

Камни радостно стучат

Веселят они ребят.

Звучит веселая динамичная музыка, дети произвольно двигаются под музыку .

– Ребята, а еще хотите с камешками поиграть?

Воспитатель предлагает детям бросить свои камешки в воду.

– Посмотрите, что произошло с камнями?

– Почему? ( камень тяжелый).

– Возьмите ещё предметы, которые утонут.

– Почему они утонули?

– Возьмите предметы, которые не тонут.

– Почему они не утонули?

– Вы камешки видите в воде?

– Почему? ( вода прозрачная)

– Какие ещё свойства воды вы знаете?

-Молодцы?

– Скажите, из чего  лучше построить дом ?

– Лучше построить дом из камня, ведь он очень твердый и прочный.

– Вы слышите, кажется кто-то плачет?

– Это зайчик! Ты чего плачешь?

– Ребята, лиса выгнала зайчика из домика и ему теперь негде жить.

-Давайте с вами построим  из камней домик для зайчика. Он будет очень прочный и никто не сможет выгнать зайчика из его домика.

На листе ватмана ребята выкладывают из камешков по контуру дом.

– Какой красивый получился домик!  Смотрите, как зайчик обрадовался, смеётся. Он говорит спасибо и дарит вам воздушный шарик.

– А как же мы будем играть с таким шариком? (надуем воздухом)

– А где мы его возьмём? Я его что то не вижу. (воздух прозрачный, он есть везде).

Воспитатель надувает шарик, ребята «помогают».

  1. ИТОГ:

– Кому мы сегодня помогли?

– А почему мы построили домик из камня, а не из бумаги, например?

Воспитатель предлагает детям покормить зайку овощами и покатать на машине.

Источник

Автор: Шафеева Ольга Николаевна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Колывань муниципальный район Красноармейский Самарская область

Должность: воспитатель

НОД для детей среднего возраста

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация»,  «Социализация»

Программное содержание:

  1. познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,                      

особенностями («Познание»);

  1. формировать умение  классифицировать камни по разным признакам («Познание»);
  2. развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
  3. обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);
  4. вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);
  5. воспитывать бережное отношение к неживой природе

( «Социализация»).

Предварительная работа:

  1. рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного  Самарского края и России.

Материалы  и оборудование:

  1. камни на тарелках;
  2. пластилин;
  3. стаканы с водой;
  4. ложечки, коробочки;
  5. музыкальная запись;
  6. иллюстрации каменных построек;
  7. выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Ход НОД:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

Часть 1. Вступительная беседа:

– Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это?  (камни)

– А где можно их встретить? (везде)

– У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,  на   поверхности много камней,  возвышаются  каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Часть 2. Эксперименты:

– А сейчас мы с вами  проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

– Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

– Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

–  Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

– Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

– Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

– Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

– Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

– Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

– А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

–  Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

– Ребята, так какими ещё бывают камни?

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят,  прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.  (Дети по одному отбегают от горы)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

– Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

– Почему?

–  Значит, камни  какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

– А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул?  Почему?

– Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

– Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

– Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

– Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

– Сегодня  мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

– Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни?  (Ответы детей).

– Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.  (Дети рассматривают  постройки из камней)   Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями). 

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

старшая  группа

подготовила Долгих Т. В.

2014г.

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Образовательные:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
  • Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.    

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
  • Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическая культура: развитие общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации;
  • Безопасность: расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира, природы;
  • Социализация: формирование целостной картины мира в части представлений о себе, обществе;
  • Труд: расширение кругозора в части представлений о труде взрослых;
  • Коммуникация: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • Художественное творчество: расширение кругозора в процессе рассматривания изделий из камня;
  • Продуктивная: формирование умения украшать картину янтарём.

Оборудование и материал: компьютер, подносы с камнями,  стаканы с водой, монеты, карточки модульные,  таблицы для фиксации  наблюдений и экспериментирования, лупа, слайд –  презентация «Применение камней», электронная гимнастика для глаз, заготовка для картины, янтарь для украшения картины, халаты.

  Организация детей: подгруппа.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке  годится на тысячу лет.

Он может  быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?

Чтобы узнать о камнях много интересного  я предлагаю отправиться в страну ДОКОРУПО.

-Что это за страна такая?

-Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО.

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В страну, ДО КОторой Рукою Подать.

Да, ДОКОРУПО – страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.

Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади» (3раза).

Мы находимся в лаборатории «Почемучка». Что делают  в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).

Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.

(Дети надевают халаты и занимают свои места).

– Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?

Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки)  Сначала вам понадобятся глаза, а чтобы они со всем справились, выполним электронную физминутку для глаз.

Электронная физминутка

Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.

Приступаем к исследованиям.

 Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.

 Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.

 Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Отметьте  на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.   

Опыт № 2. Определение размера

Все камни одного размера? (В таблице отметить).

Вывод: камни разного размера.

Опыт № 3. Прозрачность

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень?  Он прозрачный или нет? (В таблице отметить).

Вывод: камни непрозрачные.

Воспитатель:  Для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.

 1 вариант: Пальчиковая гимнастика с прищепками

 Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)

 Самый веселый и самый смешной.

 Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,

 Этот пальчик средний, ни первый ни последний.

 Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.

 Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.

2 вариант: (Подготовка рук – самомассаж)

Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. (В таблице отметить).

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 5. Твердость.

 Возьмите в одну руку камень, в другую –  пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.

– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. (Индивидуально: какой камень у тебя?). Можно посмотреть через лупу. Если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”.

Вывод: камень твердый.

Опыт № 6. Прочность.

 Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).

Вывод: камень прочный.

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (В таблице отметить).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.  Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).

Давайте посмотрим,  где использует камни человек. (Просмотр слайдов).

– Как вариант использования камня я приготовила для вас необычную картину, которая украшена янтарём. Вам нравится картина? Тогда я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю  создать свою картину украшенную янтарём.

Дети проходят к столу. Коллективная работа по украшению заготовки янтарем.

Нам пора возвращаться.

Дети снимают халаты и покидают лабораторию.

Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).

Рефлексия. –  Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем  вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, украшать картину, выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок»  в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.

–  Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются   свойствами  и тем,  как человек использует их в своей жизни.

Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.

Источник