Какие общие свойства объекта
Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»
Цели урока:
Обобщить сведения об именах объектов;
Рассмотреть характерные свойства различных объектов;
Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;
Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;
Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;
Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;
Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Знать, что такое характеристика объекта;
Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;
Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;
Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;
Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.
Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.
План урока:
Организационный момент (1- 2 мин).
Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).
Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).
Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).
Физминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10 мин).
Обобщение и подведение итогов.
Домашнее задание (2 -3 мин)
Ход урока:
При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:
Все объекты обладают свойствами;
Каждый объект имеет множество свойств.
Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.
Сценарий эвристической беседы:
Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)
Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)
Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.
Ключевые вопросы:
Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)
Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)
Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)
Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)
Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)
Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).
Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)
Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).
Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э
То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)
Ключевые моменты:
Каждый объект имеет несколько свойств;
Перечислить свойства выбранных объектов:
В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.
Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».
Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.
У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.
Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.
А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.
Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).
Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.
В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.
Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.
Решение информационных задач
Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты
Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение
а) Человек использует для еды: _____________________________________
б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________
Данные для справки:
глобус виноград лимон
яблоко автомобиль груша
велосипед пароход самолёт
конфета ложка автобус
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Рассмотри объекты
Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.
Назови и запиши отличительные свойства объектов:
Отличительные свойства:
1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.
2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.
3) Ромб:________________________________________________
_________________________________________________________
4) Треугольник: ________________________________________
________________________________________________________
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Дополни таблицы
Объекты
Общее свойство
Отличительное свойство
мяч
круглый
можно играть
яблоко
круглое
можно есть
А)
воздушный шар
может летать
лёгкий
самолёт
может летать
Б)
утка
может плавать
живая
лодка
может плавать
В)
вишня
съедобная
апельсин
оранжевый
Г)
книга
хранит информацию
компьютер
Д)
луна
солнце
Задание на отработку навыков выделять
свойства объекта
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
является носителем информации
можно покрасить в синий цвет
может высоко подпрыгивать
можно поставить на полку
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
круглый
синий
далёкий
полезный
в) Какое свойство указывает на размер объекта?
круглый
синий
большой
нужный
г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?
синий
круглый
пластмассовый
важный
д) Какое свойство указывает на цвет объекта?
круглый
жёлтый
деревянный
сладкий
Компьютерный практикум
Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)
Обобщение и подведение итогов:
каждый объект имеет множество свойств;
совокупность свойств – это характеристика объекта;
свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;
узнать объект можно по совокупности его свойств.
Источник
Тема: Объект и его свойства.
Цели:
- актуализировать знания по теме «Действия с
информацией»; - дать представление об объектах и их свойствах;
- развивать у учащихся интерес к предмету,
способность анализировать и сравнивать; - воспитывать дисциплинированность,
целеустремлённость и трудолюбие.
Тип урока: 1 ч – изучение нового
материала.
Средства обучения: презентация
«Объект и его свойства» (Приложение
1), учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 4 класс
Структура урока, методы и затраты
времени
Этапы урока | Содержание этапа | Время урока |
Организация | Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке | 0 – 3 |
Мотивация | Объяснение темы, цели, плана проведения занятий | 4 – 5 |
Актуализация знаний | 1. Какие действия с информацией ты знаешь? Перечисли. 2. Для чего люди представляют информацию на материальном носителе? Приведи пример из своей жизни. 3. Приведи пример преобразования информации из собственного опыта. 4. Приведи пример преобразования формы представления информации с изменением смысла. | 6 – 32 |
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика | Изложение нового материала – просмотр презентации «Объект и его свойства», конспектирование | |
Закрепление полученных знаний | Ответы учащихся на вопросы преподавателя. Выполнение заданий в Р.Т. – №№1-7 | 33 – 36 |
Подведение итогов урока Задание на дом | Контрольные вопросы по новому материалу. §3, РТ: №№8-10 | 37 – 40 |
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
Объект
Подумай и ответь на вопрос – ты сейчас
путешествуешь по Вселенной? Нет? Ты думаешь, что
сидишь в классе на уроке? А как быть с тем, что
здание школы стоит на Земле? А Земля – это
планета Солнечной системы, которая с огромной
скоростью мчится вместе с Солнцем и другими
планетами в бескрайнем космическом пространстве
Вселенной!
По сути, мы космические путешественники, так как
все мы именно сейчас, в эту минуту на
огромном космическом корабле по имени «Планета
Земля» путешествуем по Вселенной. Мы говорим о
Вселенной, значит она – объект нашего
внимания.
Всё то, на что мы обращаем наше внимание,
– любой предмет, человек, явление, событие –
будем называть объектом.
Рассмотрим это на примере. На рисунке
изображены петух и цыплёнок. Они «беседуют».
Здесь цыплёнок – объект внимания
петуха, а петух – объект внимания
цыплёнка.
! Объект – это общее название любого
предмета, живого существа, явления или события,
на которое направлено внимание (мысль).
Имя объекта. Всякий объект имеет имя.
Например: «вселенная», «компьютер», «гроза»,
«учебник информатики».
! Имя объекта может состоять из одного или
нескольких слов.
Свойства объекта
Объекты различают по их свойствам – форме,
цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так
далее. Свойства объекта воспринимаются с помощью
органов чувств.
Ощущение, полученное, например, глазами, – это
зрительный сигнал. Мы говорим: объект светлый,
блестящий, круглый, большой, зелёный. Ухом мы
воспринимаем слуховой сигнал, о котором говорим:
громкий, шелестящий, звонкий. Кожей мы
воспринимаем тактильный сигнал (мокрый,
холодный, гладкий), языком – вкусовой сигнал
(горький, солёный, сладкий) и носом –
обонятельный сигнал (свежий, резкий, приятный).
! Органы чувств сигнализируют нам о
свойствах объекта.
Человеку и многим животным требуются и зрение,
и обоняние, и слух, и вкус, то есть им необходимо
получать сигналы от разных органов чувств. Мозг
воспринимает эти сигналы, обрабатывает, и тогда
человек принимает нужное ему решение.
Свойства имеют не только предметы и живые
существа, но и объекты, не являющиеся ими, но
обозначаемые именем существительным. Например,
любовь может иметь такие свойства: большая,
верная, бескорыстная. Радость может быть бурной,
искренней, бег – стремительным, быстрым, а
доброта – подлинной. Предложение тоже имеет свои
свойства: «выражать законченную мысль», «быть
вопросительным», «быть восклицательным», «быть
простым» или «быть сложным».
Существенные и несущественные свойства
Свойства объекта бывают существенными и
несущественными. В качестве примера рассмотрим
апельсин. Он круглый, оранжевый, ароматный,
полезный, вкусный, сочный. Важно ли для человека,
который хочет съесть апельсин, то, что он круглый
и оранжевый? Нет. В этой ситуации «круглый» и
«оранжевый» являются несущественными
свойствами. Для человека важно, что он вкусный,
сочный и полезный. В данном случае свойства
«вкусный», «полезный» и «сочный» — существенные.
Общие и отличительные свойства
Если сравнивать объекты и их свойства между
собой, то можно говорить о свойствах общих и
отличительных.
Общие свойства помогают объединять объекты
в группу (группа – это множество объектов, где
каждый объект является элементом этого
множества). Отличительные свойства помогают
отличить один объект от другого.
Например, свойство «защищать ноги» – это общее
свойство ботинок, сапог, сандалий и туфель. А вот
свойство «хранить тепло» – это отличительное
свойство зимней обуви, если сравнивать её с
летней.
! Всякий объект имеет свойства (признаки),
среди которых можно выделить существенные и
несущественные, общие и отличительные.
Описание объекта
Чтобы передать информацию об объекте, его
следует описать. Описать объект – значит
перечислить или отразить иным способом его
наиболее важные для данной ситуации свойства,
кроме того, следует назвать имя объекта, его
назначение и отношения с другими объектами.
Такое описание называют характеристикой
объекта.
Главное, что мы должны вспомнить
- Объект – это общее название любого предмета,
живого существа, явления или события, на которое
направлено внимание человека. - Объект имеет имя, назначение, свойства
(признаки) и отношения. - Все свойства объекта можно разделить на
существенные и несущественные, общие и
отличительные.
Знать
- Назови какой-либо объект реальной
действительности. Перечисли его свойства. - Назови имя объекта, на которое сейчас
направлено твоё внимание. Опиши этот объект
(перечисли его свойства). - Из скольких слов может состоять имя объекта?
Приведи свои примеры. - От чего зависит, если то или иное свойство мы
называем существенным? Приведи пример. - Приведи пример группы объектов с общим
свойством.
Источник
Цели:
- актуализировать знания о многообразии свойств
объектов, их категорий; - сформировать представление об общих и
отличительных свойствах объектов; - познакомить со спецификой общих и
отличительных свойств.
Педагогические задачи урока:
- раскрыть смысл понятия “общие свойства” на
основе анализа примеров; - раскрыть смысл понятия “отличительные
свойства” на основе анализа примеров; - закрепить умение производить характеристику
объекта; - развивать основные мыслительные операции
анализа, синтеза, обобщения, сравнения на
предметном, образном, понятийном материале; - развивать информационную культуру посредством
формирования общих способов решения
информационных задач.
Ключевые понятия:
- общие свойства
- отличительные свойства
Вспомогательные (дополнительны) понятия:
- группы объектов
- характеристика объектов
Форма урока – диалог с опорой на знания и
опыт учащихся, фронтальная работа (решение
информационных задач в рабочей тетради)
Тип урока – урок объяснения
Стратегия – опережающая, развивающая.
Обеспечение урока:
- учебник;
- рабочая тетрадь № 2;
- демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
- презентация к уроку;
- карточки с изображением предметов.
Полезные правила для урока:
- Улыбнись себе и другим.
- Научись любить.
- Не заносись.
- Радуйся успеху.
- Береги своё здоровье.
- Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда
помогут. (Слайд 1, см. Приложение 1).
План урока
- Организационный момент (1–2 мин)
- Повторение материала предыдущей темы в виде
игры (3 мин) - Обобщение сведений, известных учащимся, с
выходом на новый материал (6 мин) - Физкультминутка (1–2 мин)
- Продолжение работы над темой урока с
закреплением полученных знаний (3 мин) - Психологическая пауза (1 мин)
- Выполнение заданий в рабочей тетради (12 мин)
- Обобщение и закрепление. Подведение итогов (3
мин) - Комментарии к домашнему заданию (1 мин)
- Рефлексия (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Добрый день. уважаемые
гости. Я хочу, чтобы у всех сегодня было доброе
настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И будем
по-доброму относиться друг к другу, по-доброму
работать, мыслить. Не зря народная мудрость
гласит:
Слайд 2
“Где доброта, там красота”
– Пусть это станет девизом нашего урока!
2. Повторение материала предыдущей темы
а) – Предлагаю проверить домашнее задание и
провести игру-разминку.
Правила игры следующие:
К доске выходят четыре ученика и получают
карточки с названием предметов. Никто никому не
говорит, какая карточка ему досталась. Я называю
свойство, а ученики поднимают руки, если их
объект этим свойством обладает. Затем мы должны
будем отгадать, какой объект изображён на
карточке у каждого из них. Договорились?
Яблоко
Арбуз
Машина
Самолёт
Свойства объектов:
круглый, может летать, съедобный, вкусный, сочный,
гудит, перевозит людей, большой.
– Кто догадался, какой предмет у каждого
ученика?
– Что помогло вам в этом (свойства предмета)
Слайд 3
b) – Скажите:
- Какими свойствами обладает книга?
- Какими свойствами могут отличаться друг от
друга книги? - Назовите известные вам свойства
– человека;
– собаки;
– кошки.
Назовите несколько объектов, которые обладают
свойством “круглый”, “прямоугольный”,
“бумажный”, “стеклянный”.
Назовите какое-нибудь свойство объекта с именем
“телевизор”, “магнитофон”, “компьютер”
3. Обобщение сведений, известных учащимся, с
выходом на новый материал
– Как вы поняли из предыдущих уроков, у каждого
объекта множество свойств. Но если мы будем
сравнивать объекты между собой, то увидим, что
свойства объекта бывают общими и отличительными.
Этой теме и посвящён наш сегодняшний урок.
Слайд 4
– Исходя из темы как думаете, какие
информационные задачи мы сегодня будем решать, т.
е. что нам предстоит делать?
Слайд 5
– Посмотрите на экран и скажите, чем похожи
самолёт и пароход? (Это средства передвижения, и
то, и другое транспорт).
– Можно сказать, что это общее свойство данных
объектов? (можно)
– А теперь скажите, чем они различаются? (Самолёт
воздушный транспорт, а пароход – водный)
– Правильно, это их отличительные свойства:
плавать по воде и летать по воздуху.
– Теперь давай те рассмотрим сразу несколько
объектов – например, учеников нашего класса.
Давайте все встанем. Какое общее свойство у всех? (Быть
учениками, быть детьми).
– Теперь выделим из данной группы объекты с
отличительным свойством “быть девочкой”.
Девочки сядьте. Для девочек это свойство общее
или отличительное? (Общее)
– Теперь выделим из группы девочек объекты, с
отличительным свойством “быть выше всех”. Пусть
такие девочки встанут. Это их отличительное
свойство.
– Садимся на места. Давайте обсудим то, что мы
наблюдали. Как видим, одно и то же свойство “быть
девочкой” может быть и общим, и отличительным.
Оно отличительное, когда группа девочек входит в
более широкую группу объектов – в класс, в
котором кроме них есть ещё и мальчики.
– Рассмотрим ещё один пример. Внимание на экран
Слайд 6
– Как назвать одним понятием изображённые на
слайде объекты?(геометрические фигуры)
– Решим такую задачу: выделим из представленных
на этом рисунке геометрических фигур такие,
которые имеют свойства “иметь углы”
– Это отличительное свойство выделенных фигур
от остальных.
– Рассмотрим получившуюся новую группу:
Слайд 7
– Заметим, что теперь свойство “иметь углы”
уже не отличительное, а общее, поскольку все
фигуры этой группы имеют углы.
– Теперь выделим из данной группы объекты с
отличительным свойством “иметь ровно три угла”.
Такой объект в этой группе один – треугольник. Слайд
8
– Проанализируем проделанную работу.
– Мы видим, что одно и то же свойство может быть
либо общим для группы объектов, либо
отличительным.
– Так свойство “иметь углы” является для
квадратов, прямоугольников и треугольников
общим. Это же свойство будет отличительным для
квадратов, прямоугольников и треугольников, если
в состав группы ввести круги и овалы.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над темой урока с
закреплением полученных знаний
– В нашей работе встретились такие ключевые
понятия как
Слайд 9
- общие свойства
- отличительные свойства
– Кто может дать определение этим понятиям? (ответы
детей)
– А теперь давайте обратимся к учебнику и
познакомимся с определением, которое даёт этим
понятием Н.В. Матвеева
Работа с учебником (с. 95)
Слайд 10
– Итак свойства объектов бывают общие и
отличительные.
Слайд 11
– Назовите хотя бы одно общее свойство у таких
разных объектов, как луна и мяч.
– Назовите отличительные свойства данных
объектов.
– А теперь посмотрим как эти знания могут помочь
нам на других уроках, например на уроке русского
языка.
Слайд 12
– Объектами выступают слова: картина,
квартира, корова
– Найдите общие и отличительные свойства.
(Общие свойства: все словарные
слова,
все имена существительные,
все трёхсложные,
все начинаются с один. звука
все имеют окончание а
Отличаются безударными гласными а и о)
Слайд 13
Литературное чтение: “Курочка Ряба”,
“Теремок”, “Золотая рыбка”
(Общие свойства – одна жанровая
принадлежность – сказки
Отличия: по классификации)
– Попробуйте сами привести подобные задания
например с числами (заготовка 3 12 15 18) Слайд 14
6. Психологическая пауза
Слайд 15
Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа.Я и бодр, и силён,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу.
7. Выполнение заданий в рабочей тетради
с. 26–27, с. 30–31 (табличка)
8. Обобщение и закрепление. Подведение итогов
– А теперь давайте снова поиграем.
– Угадайте животное по выделенным признакам (Слайд
16)
- Бегает, прыгает, длинные уши, белый или серый (заяц)
- Жёлтый, полосатый, рычит, символ года (тигр)
- Бурый, косматый зимой спит (медведь)
– А сейчас – заключительный разговор. Подведём
итог нашей работе.
– Что узнали нового?
– Что получилось легко?
– В какие моменты урока испытывали трудности?
– Как вы сможете использовать свой новый опыт?
9. Комментарии к домашнему заданию
Слайд 17
Выполнить упражнения в рабочей тетради к §16.
10. Рефлексия
– Закончите предложения:
Слайд 18
Я работал с ______________ настроением.
Я _____________ доволен собой.
Я бы хотел стать более ____________.
Слайд 19
– Дорогие ребята, мне хочется поблагодарить
вас за активность и инициативу. Наша совместная
работа заканчивается, но наше сотрудничество
продолжается.
– Я хочу похлопать Насте, потому что мне
понравилось, как она работала сегодня на уроке.
– Настя, а чья работа понравилась тебе? (Поочерёдно
дети хлопают друг другу, пока весь класс не будет
хлопать последнему ученику)
Источник