Какие общие свойства имеют ромб и квадрат
Автор:
02 апреля 2019 08:28
Мы все учили в школе геометрию, но с годами многое подзабыли. Чтобы не попасть впросак, когда ваш ребенок спросит, чем ромб отличается от квадрата, почитайте эту статью и вспомните, казалось бы, давно забытое.
Источник:
Очень часто четкое определение какого-либо предмета дает о нем практически полную информацию. Вот, например, ромб и квадрат – едва ли не самые распространенные геометрические фигуры. Глядя на них, мы понимаем, что они отличаются, но вот чем и как это объяснить простыми словами? Давайте разбираться.
Что представляет собой ромб
Источник:
Геометрия дает такое определение ромба: «Ромбом называется параллелограмм…». Стоп, сначала придется вспомнить, что такое параллелограмм. Это многоугольник с четырьмя углами, у которого противоположные стороны параллельны. А какими же свойствами обладает ромб как разновидность параллелограмма? Вот они:
1. Если соединить противоположные углы ромба диагоналями, то углы их пересечения составят 90º, то есть они взаимно перпендикулярны.
2. Эти диагонали (вообще-то в строгой науке геометрии принято говорить «отрезки диагоналей ромба») лежат на биссектрисах, делящих его углы пополам (помните школьный стишок: «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»? Ребенку тоже будет полезно).
Что представляет собой квадрат
Источник:
С квадратом все намного проще, его определение звучит так: квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Теперь нужно определить, что такое прямоугольник. Это тоже параллелограмм, как и ромб, но с прямыми углами, то есть равными 90º.
Основные свойства квадрата следующие:
1. Если провести биссектрисы всех углов квадрата (напомним, что углы прямые), то отрезки диагоналей квадрата будут лежать на этих биссектрисах.
2. Если провести диагонали между противоположными углами квадрата, то в центре симметрии квадрата, где эти диагонали пересекутся, они поделятся пополам.
3. Все отрезки диагоналей квадрата будут равны между собой.
Так в чем же отличие?
Источник:
Проще всего это понять и продемонстрировать ребенку с помощью спичек или зубочисток. Возьмите 4 спички и сделайте из них ромб. Обратите внимание на то, что у ромба разные углы: 2 острых и 2 тупых. А теперь превратите ромб в квадрат – просто сдвиньте спички таким образом, чтобы все углы стали прямыми, то есть по 90º.
Таким образом, получается, что квадрат – это как бы частный случай ромба (хотя настоящему специалисту это определение может показаться не совсем научным).
Еще одно отличие заключается в том, что у квадрата диагонали равны друг другу, а у ромба одна длиннее, а другая короче.
Вывод: каждый квадрат – это ромб с прямыми углами, но не каждый ромб – это квадрат.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
Конспект урока. 8 класс (учебник Л.С.Атанасян)
Тема урока: Ромб, квадрат и их свойства
Тип урока:
1) по основной дидактической цели: урок открытия нового знания.
2) по основному способу проведения: сочетание различных форм занятий.
3)по форме проведения: комбинированный урок.
Цели урока: Создание условий для усвоения учащимися понятий ромба, квадрата, их свойств.
Задачи урока:
1) образовательные:
Формировать:
-понятия ромба и квадрата как частных видов параллелограмма;
-умение формулировать свойства ромба, квадрата;
-умение построения ромба и квадрата;
-умения применять свойства ромба и квадрата при решении задач.
2) Развивающие:
-Развивать мышление, память, математический язык, осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
-Развивать умения систематизировать полученные знания.
-Развивать умение высказывать свое мнение, делать выводы;
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: доска, мультимедиа, карточки с заданиями, раздаточный материал с заданиями.
План урока:
I . Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Формирование новых знаний
IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.
V. Теоретическая самостоятельная работа.
VI. Постановка домашнего задания
VII. Подведение итогов урока
VIII. Рефлексия
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы с вами изучили свойства и признаки некоторых четырехугольников. Перед вами лист с четырехугольниками. Какие четырехугольники из изображенных на листе вы знаете? Для каких четырехугольников знаете точные определения и свойства? А какие известны по форме, но определения и свойств этих свойств не знаете? Да это квадрат и ромб, с понятием квадрата вы встречались ещё в начальной школе, да и ромб фигура- знакома.
Чтобы узнать их определения и свойства нам не обойтись без знаний полученных ранее. Мы их проверим, выполнив следующую работу. Возьмите лист № 1. На листе вопросы. Если вы согласны с предложением ставьте «да», если не согласны ставьте «нет». Ответы появятся на доске через 3 мин. Если появляются вопросы у учащихся, то на них отвечают или учащиеся или учитель. Приводятся примеры.
п/п
Вопрос
Данет
Является ли прямоугольником параллелограмм, у которого есть прямой угол?
Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
Верно ли, что каждый параллелограмм является прямоугольником?
Диагонали параллелограмма равны 4 и 5 дм. Является ли этот параллелограмм прямоугольником?
Диагонали четырехугольника равны. Обязательно ли этот четырехугольник прямоугольник?
6.
Верно ли, что в каждом четырехугольнике сумма углов составляет 3600.
7.
Верно ли, что в каждом четырехугольнике сумма соседних углов равна 1800
8.
Верно ли, что в каждом четырехугольнике противоположные углы равны.
III. Формирование новых знаний.
Сегодня Вам предстоит самостоятельно изучить новый материал. Сейчас откроете учебник на стр.109. Читая текст, вы делает пометки на полях: слайд 4
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
Затем вам предстоит заполнить таблицу, это лист №2. Записи делайте краткие, ключевые слова, фразы.
Лист №2
Определения
Свойства, особые свойства.
ромб
1.
2.
3.
4.
5.
6.
квадрат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кстати: Ромб (от греч.) бубен. Если сейчас бубны делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме ромба. От тех времен дошли ромбики на картах.
После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Даются определения, перечисляются свойства фигур (ромба, квадрата), находят общие свойства. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. ( Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.)
Конечно, при решении задач на уроках так и в жизни используются свойства фигур.
Например: Ромб, в котором проведены диагонали, считается одной из самых крепких и выносливых конструкций. Такую конструкцию очень широко используют для постройки мостов, зданий, и даже, для рамы мотоцикла.
Вы выяснили, каким особым свойством обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам. Нам необходимо доказать это свойство. Работа в парах. Задача пар: прочитать доказательство, определить основную идею. Желающие доказывают у доски, остальные учащиеся следят за доказательством, задают вопросы.
IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Теперь зная свойства ромба, решите задачу. Два ученика решают у доски.
Задача1 .
Найдите периметр ромба ABCD, если ∟ В =120 ◦, а диагональ BD = 20 см. (Ответ: 20 см) рис.на доске. Наводящие вопросы:
– Что называют периметром?
– Как найти периметр ромба?
– Каким свойством обладают диагонали ромба?
– Свойства равностороннего треугольника?
Задача 2. Найдите углы ромба, если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 300 меньше другого. Чертёж сделать самостоятельно. (Ответ: 300 и 600).
После решения идет обсуждение решённых задач.
V. Теоретическая самостоятельная работа.
– Заполните таблицу, отметив знаки + (да) и – (нет).
Лист № 3.
параллелограмм
прямоугольник
ромб
ввадрат
1.
Все стороны равны
2.
Все углы равны
3.
Противоположные стороны параллельны и равны
4.
Противоположные углы равны
5.
Сумма соседних углов равна 1800
6.
Все углы прямые
7.
Диагонали равны
8.
Диагонали пересекаются и точкой пресечения делятся пополам.
9.
Диагонали являются биссектрисами углов
10.
Диагонали взаимно перпендикулярны
параллелограмм
прямоугольник
ромб
квадрат
1.
Все стороны равны
_
_
+
+
2.
Все углы равны
_
+
+
3.
Противоположные стороны параллельны и равны
+
+
+
+
4.
Противоположные углы равны
+
+
+
+
5.
Сумма соседних углов равна 1800
+
+
+
+
6.
Все углы прямые
_
+
_
+
7.
Диагонали равны
_
+
_
+
8.
Диагонали пересекаются и точкой пресечения делятся пополам.
+
+
+
+
9.
Диагонали являются биссектрисами углов
_
_
+
+
10.
Диагонали взаимно перпендикулярны
_
_
+
+
Самостоятельную проверить и поставьте себе оценку.
Критерии выставления оценки:
Оценка «5» – все ответы верные.
Оценка «4» – допущены 1, 2 ошибки.
Оценка «3» – допущены 3-5 ошибки.
Оценка «2» – допущены более 5 ошибок.
VI. Домашнее задание: 1. п.п.47. Выучить определения и свойства ромба и квадрата. Уметь доказывать теорему, выражающую особое свойство ромба. №№ 406,407.
VII. Подведение итогов урока
Выставить оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся и кто выполнил
работу по уровням.
VIII. Рефлексия.
Важна ли сегодняшняя тема урока. Если да, то обоснуйте.
Какие новые понятия изучили?
Что узнали нового и чему научились на уроке?
Чтобы хотели узнать ещё по данной теме?
Источник
Учитель математики: Руденко О.Н.
МОУ «Немёрзская ООШ»
2008 год
ТЕМА: «Ромб и квадрат, их свойства».
ЦЕЛИ:
Ввести понятия ромба и квадрата как частных видов параллелограмма;
Рассмотреть свойства ромба и квадрата и показать их применение в процессе решения задач;
Совершенствовать навыки решения задач.
Обогатить опыт использования компьютера через перенос ЗУНов, полученных на уроке геометрии:
развивать интеллектуальные умения: сравнение, анализ, синтез и способность к самооценке и самоанализу.
Дата проведения урока: 8 октября 2008 г.
Тип урока: комбинированный урок геометрии с использованием ИКТ;
Оборудование: цифровой проектор, компьютер, презентации PowerPoint: раздаточный материал с устными заданиями, теоретической самостоятельной работой.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Место проведения урока: кабинет математики;
Обучение ведется по учебнику Л. С. Атанасянa.
План урока:
Организационный этап.
2. Формирование новых знаний и способов действия.
3. Физкультминутка.
4. Применение знаний, формирование умений и навыков.
5. Теоретическая самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
7. Постановка домашнего задания.
Ход урока
Организационный этап (мотивация и постановка цели урока).
( Целью данного этапа урока является подготовка учащихся к восприятию нового материала.)
Проверка домашнего задания.
Определение, свойство и признак прямоугольника – 2 ученика у доски.
Тестирование на компьютере – 1 человек;
Остальные решают задачи на карточках:
Карточка №1.
Найдите периметр прямоугольника ABCD, изображённого на рисунке, если биссектриса угла В пересекает сторону AD в точке Е и делит её на отрезки АЕ = 17 см и ЕD = 21 см.
Решение.
Так как ABCD – прямоугольник, то AD| | ____ и поэтому ___.
Но ___ по условию, следовательно, __ и ▲ABE – ____________
с основанием ___. Значит, АВ = ___ = ___ см.
2) AD = AE + ED = ___ + ___ = ___; PABCD = 2*(____ + ____) =
=2*(___ см + ___см) = 2*___ см = ___см.
Ответ: PABCD =___см.
Карточка №2.
В прямоугольнике ABCD сторона АВ = 12 см, а диагональ BD образует со стороной АВ угол в 60◦. Найдите диагональ АС.
Решение.
В прямоугольном треугольнике ABD ◦, ◦, поэтому ___◦, и по свойству катета, лежащего _______________, имеем: BD = 2*__=__см.
Так как в прямоугольнике диагонали ______, то АС = ___=___см.
Ответ: АС= ___ см.
Карточка №3.
В прямоугольнике ABCD диагонали АС и BD пересекаются в точке О, причём
◦. Найдите .
Решение.
1) Так как ABCD – прямоугольник, то его диагонали ______ и точкой пересечения _____________________, откуда следует, что ▲АОВ – _________ и = ___*(180◦ – ___◦) = ___◦.
2) = – ___ = 90◦ – ___ ◦ = ___◦.
Ответ: =___◦.
2. Формирование новых знаний и способов действия.
( Цель этапа – введение понятия ромба и квадрата как частных видов параллелограмма; изучение свойств ромба и квадрата).
– Является ли параллелограммом четырёхугольник АВСD?
– Почему?
-Такой четырёхугольник является ещё одним частным случаем параллелограмма и называется ромбом.
Определение.
(Показ слайда)
Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.
– Перечислите все свойства ромба как частного вида параллелограмма.
В ромбе все стороны равны. (по определению ромба)
В ромбе противоположные углы равны.
В ромбе противоположные стороны попарно параллельны.
В ромбе диагонали точкой пересечения делятся пополам.
– Выясните, каким ещё особым свойством обладают диагонали ромба, кроме того, что они точкой пересечения делятся пополам.
(Работа в парах с последующим обсуждением свойства диагоналей ромба).
Инструктаж к работе в парах по изучению свойства ромба.
Учитель инструктирует учащихся: о способе деятельности, о месте нахождения материала.
Задача пар:
прочитать доказательство;
определить основную идею доказательства;
выделить этапы и шаги доказательства;
4) дать обоснование каждому шагу
подготовить выступление от пары в защиту приведенного доказательства.
Самостоятельная работа в парах по изучению доказательства свойства ромба.
Публичная защита доказательства.
Одна из пар начинает свое выступление с формулировки свойства ромба.
(Идет активное обсуждение доказательства, в ходе которого с помощью вопросов учителя и учащихся обосновывается тот или иной вариант.)
Сравнение доказательства свойства ромба с презентацией учителя.
– Сравните своё доказательство свойства ромба с доказательством учителя.
(см. презентацию учителя)
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам.
Дано: ABCD-ромб
Доказать: АСBD
(, , )
Доказательство:
AB = AD (по определению ромба), ▲BAD равнобедренный.
АО = ОС, ВО = DО (т.к. ромб – параллелограмм), АО – медиана равнобедренного ▲BAD, АО – высота и биссектриса ▲BAD.
Поэтому АСBD и .
(Равенство остальных углов ромба доказываются аналогично).
-Является ли прямоугольником четырёхугольник АВСD? В С
– Почему?
А D
– Такой четырёхугольник является ещё частным случаем прямоугольника, а значит и параллелограмма, и ромба – называется квадратом.
Определение. (Показ слайда)
Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.
– Значит квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника и ромба.
– Перечислите все свойства квадрата.
Все углы квадрата прямые.
Диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам.
3. Физкультминутка. ( «Истинно-ложно»)
Я скажу несколько математических предложений. Если предложение верное, то вы сидите, если оно ложное, то вы встаёте, и кто-то из вас объясняет, почему ложное.
Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. (+)
В параллелограмме противоположные стороны и противоположные углы равны. (+)
В параллелограмме диагонали равны. (-)
В параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам. (+)
Диагонали прямоугольника точкой пересечения делятся пополам. (+)
Сумма углов выпуклого четырёхугольника равна 180◦. (-)
В прямоугольнике противоположные стороны равны. (+)
Ромб обладает всеми свойствами прямоугольника. (-)
Квадрат не обладает всеми свойствами ромба. (-)
Квадрат обладает всеми свойствами параллелограмма, прямоугольника, ромба. (+)
4. Применение знаний, формирование умений и навыков.
( Цель этапа – применение свойств ромба и квадрата при решении геометрических задач).
Задача.
Найдите периметр ромба ABCD, изображённого на рисунке, если ◦, а диагональ BD = 15 см.
Решение.
1)Так как диагонали ромба делят углы пополам,
то ABD = DBC = 60◦.
2)В треугольнике ABD сторона АВ = AD (так как стороны ромба равны)
следовательно, этот треугольник равнобедренный с основанием ВD и
ABD =ADВ = 60◦. Так как сумма углов треугольника равна 180◦, то DАВ= 60◦, следовательно, треугольник ABD равносторонний, значит
АВ = BD = AD = 15 см
3)PABCD =4 * 15 см = 60 см. Ответ: PABCD = 60 см.
5. Теоретическая самостоятельная работа. (Самоанализ и самооценка)
– Заполните таблицу, отметив знаки + (да) и – (нет).
параллелограмм
прямоугольник
ромб
квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны
2. Все стороны равны
3. Противолежащие стороны равны, сумма соседних углов равна 180°
4. Все углы прямые
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
6. Диагонали равны
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов
– Проверьте самостоятельно и поставьте себе оценку.
Критерий выставления оценки:
Оценка «5» – все ответы верные.
Оценка «4» – допущены ошибки.
Оценка «3» – допущены ошибки.
Оценка «2» – допущены ошибки.
параллелограмм
прямоугольник
ромб
квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны
+
+
+
+
2. Все стороны равны
–
–
+
+
3. Противолежащие стороны равны, сумма соседних углов равна 180°
+
+
+
+
4. Все углы прямые
–
+
–
+
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
+
+
+
+
6. Диагонали равны
–
+
–
+
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов
–
–
+
+
Учащиеся подсчитывают «+», заработанные на уроке, и пользуясь алгоритмом, предложенным учителем, выставляют себе отметку за урок.
6. Подведение итогов.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Дайте определение ромба? Квадрата?
– Назовите особое свойство ромба?
– Перечислите свойства квадрата?
7. Постановка домашнего задания.
Намечают пути дальнейшей работы со свойствами и признаками ромба, квадрата и других четырёхугольников, что позволяет мотивировать следующее домашнее задание:
1. пункт 46, стр. 109-110.
2. №406.
Анализ урока
I. Какова роль компьютера на уроке?
Компьютер помогает:
соединять слово, образ и действие (Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял);
обогатить знания учащихся по использованию ИКТ на других уроках и разных жизненных ситуациях;
позволяет экономить время на уроке по выполнению чертежей и записей;
визуально представить результаты работы в парах для дальнейшего обсуждения;
осуществлять проверку решений в режиме диалога, поскольку смену слайдов предваряют вопрос учителя и ответ учащихся;
помогает оперативно проверить правильность выполненного теста здесь и сейчас;
сохранить информацию для уроков повторения, а также для учащихся, пропустивших урок, предложив на диске презентацию домой;
самим учащимся быстро корректировать свои записи
(«черновик превращать в чистовик»);
систематизировать знания, полученные на уроках геометрии по данной теме;
повышает интерес к предмету.
II. Какие ставились задачи для повышения эффективности обучения?
На традиционном уроке изучения свойств и признаков какого-либо четырёхугольника, учитель чаще всего сам проводит доказательство свойств и признаков, причем то, которое дано в учебнике, а учащиеся записывают его в свои тетради. Записывают, не задумываясь, «ведь учитель знает, что пишет». Такое списывание приводит учащихся к безделью на уроке. Не секрет, что доказательство этих свойств и признаков быстро забываются учащимися. Поэтому мы должны стремиться не столько к запоминанию, сколько к логическому обоснованию суждений, выработке у учащихся умений и навыков, благодаря которым они в состоянии самостоятельно разобраться в них. Для этого полезны учебные задания на поиск идеи, шагов доказательства и их обоснования, что и сделано на уроке.
Другой путь активизации деятельности учащихся связан с отысканием способа доказательства свойств и признаков ромба и квадрата. Поэтому на уроке предложена работа по учебнику Л.С. Атанасяна, вариант учителя, и самостоятельный поиск доказательства основного свойства ромба. Сравнение вариантов доказательств даст возможность еще раз поговорить о логическом строении геометрии.
Теоретическая самостоятельная работа позволила систематизировать имеющиеся знания учащихся по свойствам четырёхугольников. Это является немало важным при повторении курса геометрии в 8 классе.
Работа в парах организована таким образом, что позволяет каждому:
приобрести новый коммуникативный опыт;
обогатить видение предложенной проблемы;
совершенствовать технику дискуссий (умение формулировать высказывания, аргументировать свою точку зрения, соотносить свою точку зрения с другими, критически подходить к своему мнению и мнению окружающих, а в итоге корректировать свою позицию);
проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
почувствовать уважение к себе и проявить терпимость к другим.
Источник