Какие новые свойства характера журдена раскрываются в сценах

Главные события комедии вертятся вокруг пожилого купца, которого однажды посетило непреодолимое желание влиться в ряды дворянского сословия. Образ и характеристика Журдена в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» с цитатами покажет читателю на примере главного героя, как пороки и страстное стремление могут вытеснить из человека все добрые помыслы и начала.

Господин Журден – представитель буржуазии, страстно мечтающий стать дворянином. Центральный персонаж. Купец.

Образ. Характеристика

Всю жизнь г-н Журден шел к мечте, стать настоящим дворянином. Он стеснялся своего происхождения и старался не говорить на эту тему при посторонних.

Неглупый. Сумел приумножить доставшийся в наследство от отца капитал и грамотно распорядиться им.

Целеустремленный. Сказано-сделано. Решил стать дворянином, значит станет. Стабильное, материальное положение позволяло не скупиться на реализацию желаний. Чтобы стать максимально похожим на дворянина, Журдену пришлось полностью перекраивать привычный образ жизни и привычки. Для этого нанимается целый штат учителей. Учитель танцев учит изящным танцевальным па, чтобы он мог танцевать подобно светским господам. Учитель фехтования грамотному ведению боя. Учитель музыки формированию музыкального вкуса. Параллельно танцевальным и музыкальным занятиям изучается философия, этика, физика, лингвистика. Даже квартиру купец обставил по последним модным веяниям. Про внешний вид тоже не забыл. Одежда сшита из дорогих материалов, заказываемых за границей.

Занимается самоунижением. Потуги влиться в вожделенное общество вызывают у окружающих лишь насмешку. Чем не повод для смеха необразованный торговец, возомнивший себя дворянином. Кто-то смеется открыто, кто-то тайно. Жена не стесняется говорить мужу, что он похож на шута. Служанка тоже не может сдержать истерического хохота. Журден не понимает, что подобное поведение четко показывает разницу между простым человеком и аристократом.

Безграмотен и не образован. Люди, видя и понимая это, создают видимость, что общаются с умным человеком, но делают это ради денег. Лесть и комплименты хорошо оплачиваются. Из-за его наивности его обманывают все подряд. Это учителя, родные люди и портной.

Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего.

Если бы к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса – вот чего бы я желал…

Грубый и циничный. Вспыльчивый. Под горячую руку может попасть как служанка, так жена. Он не умеет управлять эмоциями. Подвергать людей унижениям и оскорблениям это для него нормальное явление. При случае может поднять руку на человека. В такие приступы гнева он напрочь забывает о хороших манерах.

Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика меня не удержит: я желаю беситься, сколько влезет, когда меня разбирает злость.

Послушай, если ты сию секунду не перестанешь, клянусь, я закачу тебе такую оплеуху, какой еще никто на свете не получал.

Наивен. Легко обвести вокруг пальца. У него все берут в долг, пользуясь его добротой. Супруга Журдена называет мужа не иначе как «дойная корова».

Одной из отрицательных черт характера главного героя является тщеславие. Именно оно толкает купца на излишние расходы. Любое учтивое обращение к его персоне неизменно сопровождается хорошими чаевыми. Чем выше форма обращения, тем больше оплата. Из-за тщеславия Журден отказал жениху дочери, не имевшему дворянских корней. Слуга Клеонта, сыграл на этом. Ковьель обдурил его, представив Клеонта как наследника турецкого султана. Только так удалось получить согласие на брак.

Источник

Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», отражает настроения в обществе Франции конца XVII века. В своем произведении автор высмеивает нелепые черты некоторых мещан, которые метят во дворянство. Этому сполна соответствует характеристика Журдена, зажиточного купца, стремящегося с помощью денег стать поближе к «высоким чинам».

Образ господина Журдена

Образ почтенного мещанина Журдена, наследника большого состояния в комедии «Мещанин во дворянстве» карикатурен и смешон. Мужчине больше 40 лет, у него есть жена, взрослая дочь на выданье, прислуга. Вместо того, чтобы преумножать богатство, доставшееся ему в наследство, Журден спускает его на наряды, званые обеды для знати, учителей и прочие глупости.

В первых строках произведения можно увидеть домашний образ господина Журдена. Он выходит к учителям, преподающим ему науки музыки и танцев, в халате, ночном колпаке и шелковых чулках. Но только смешит окружающих нелепыми костюмами с изображенными на них «цветочками, головками вниз». Слуги, не скрываясь, потешаются над образом Журдена, а тот в силу небольшого ума, воспринимает их насмешки несостоятельными.

Характеристика Журдена

Основная мысль произведения «Мещанин во дворянстве» заключается в характеристике Журдена, как человека, который ради своей цели стать дворянином, готов на все.

У него нет своего мнения, и он полагается на точку зрения своих слуг и друзей-дворян. Они ему лгут, желая получить побольше денег.

Мужчина нанимает для себя учителей, чтобы с их помощью изучить изысканные манеры и получить дворянское величие.

Учителя дают свою характеристику Журдену, рассмотрим их разговор с цитатами:

«…Рассуждает обо всем без толку и приходит в восторг только от вздора…».

И тут же оправдывают его:

«…за его деньги можно простить ему какую угодно глупость, понимание вещей у него в кошельке…»

Читайте также:  Какие бывают у почвы свойства почвы

Ему преподают прописные истины, в качестве мудрейших знаний:

—«…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой…» — восклицает Журден.

Сын торговца тканями, тратит много денег на услуги портных, полагая, что внешний вид поможет стать ему изящным щеголем-дворянином.

Журден наивен, но благодаря сметливому купеческому уму замечает, что портной обманывает его:

«…господин портной, а ведь материя-то на вас моего камзола…»

А когда прощелыга сознается в обмане — добродушно прощает его, лишь поворчав для порядка.

Глупец готов платить слугам лишь за то, что они называют его: «Ваше сиятельство», «Ваша светлость», «Ваша милость». А те и рады стараться, чтобы получить монеты.

Мещанин — неверный муж. Он хочет развестись со своей женой, чтобы жениться на маркизе.

Как сообщает характеристика Журдена, он очень доверчив. Мнимые друзья с легкостью вытягивают у него деньги. Дорант ухаживает за богатой маркизой, выдавая дары своего приятеля, за собственные подарки.

В стремлении стать поближе к высокому сословию Журден чуть было не разрушил счастье дочери, запрещая ей выходить замуж за любимого. Но наивность отца девушки в очередной раз помогла находчивым возлюбленным. Ему в шутку, присвоили титул турецкого «мамамуши», а жениха представили как турецкого вельможу.

Устарел ли образ господина Журдена или по-прежнему актуален? Пусть читатели ответят на этот вопрос сами.

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве

Одним из основных персонажей произведения является представитель буржуазного класса Журден, главной целью жизни которого – мечта о приобретении дворянского титула.

Писатель представляет героя в образе пожилого купца, желающего стать истинным аристократом, но при этом являющимся необразованным, невежественным человеком, отличающимся грубыми манерами.

С целью походить на дворянина он полностью перестраивает собственную жизни, меняет старые привычки, приглашает учителя танцев, наряжается в дорогую одежду, устраивает из своей квартиры модный салон, а для дочери пытается найти мужа, имеющего благородную родословную. Для всех своих прихотей Журден не жалеет денег, что вызывает у окружающих лишь насмешливые взгляды, глядя как Журден учиться правильным поклонам и жестам.

Домочадцы пользуются стремлением Журдена к аристократизму в личных целях, приобретая за его счет новые дорогие наряды и украшения.

Поскольку Журден не отличается элементарными знаниями и легко поддается чужому лестному влиянию, все нанятые им учителя, портные, парикмахеры обманывают его, называя дойной коровой. Все вокруг готовы на любую лесть и ложь ради получения щедрой оплаты.

С подачи графа Доранта Журден начинает ухаживать за вдовствующей маркизой Дорименой, расточая перед ней несуразные комплименты, преподнося немыслимо дорогие презенты, устраивая в ее честь званые ужины. Но все попытки Журдена сводятся к нулю, так как хитрый Дорант выдает все ухаживания Журдена за Дорименой за собственные, чем ослепляет маркизу.

Одержимый желанием стать дворянином, Журден не позволяет дочери выходить замуж за молодого Клеонта, поскольку он не имеет дворянского титула. Но жена и дочь, используя тщеславные качества Журдена, устраивают разыгранный спектакль, в котором представляют Клеонта, безумно любящего дочь Журдена, в качестве турецкого султана, имеющего огромное состояние.  Покоренный Журден, не узнав в облике султана возлюбленного дочери, дает согласие на ее замужество.

Раскрывая образ Журдена в произведении, писатель на его примере показывает невежественность существующего буржуазного общества, которое в стремлении к высшему сословию забывают о настоящих человеческих чувствах, заполняя свой внутренний мир глупыми страстями и пороками, выпячивая выдуманные правила хорошего тона, безвкусицу и нелепость поступков.

Вариант 2

Журден – богатый буржуа. Он немного стесняется своего происхождения, главной его целью стало попадание в высшее общество. По его мнению, за деньги можно приобрести абсолютно все: знания, здоровье, связи, любовь, титул и многое другое. Журден занимается с педагогами, которые обучают его светским манерам.  К сожалению, господин не обладает даже элементарными знаниями, поэтому часто попадается на уловки мошенников. Наивного Журдена легко обвести вокруг пальца. Этим пользуются все, даже граф Доранта.

Буржуа нелеп, так как поглощён целью стать аристократом. Это цель стала его жизнью. Автор произведения четко, на примере Журдена, показывает, как какая-то цель может вытеснить из человека очень много хорошего. Герой просто живет этой целью. Задатки, конечно, у него есть, так как он был не глупым. Ведь ему удалось приумножить капитал отца в несколько раз. Журден понимает, что всего наставники, у которых он обучался – лгут. Одержимость попасть в светское общество полностью овладевает мужчиной.

Над Журденом часто посмеиваются, иногда открыто в лицо, иногда за спиной. Дорант в какой-то мере симпатизирует герою, хоть и есть капля призрения. Слуги героя иногда просто не могут сдержать смех, когда их хозяин появляется в « величественном» наряде. Однако Журден очень стремительно идет к своей цели, не замечая ничего не своем пути. Он парой груб с женой, ругает слуг, даже готов пожертвовать счастьем дочери, лишь бы стать аристократом.

Мольер описывает Журдена как человека довольно необразованного, глупого и недалекого. Хоть в душе он дольно наивный и добродушный. Мужчина хоть и поглощён своей целью, но он остается искренен со многими. Не позволяет себе обманывать других, как те же Дорант или Доримена. Герой довольно целеустремлён, как минимум, за это его уже можно уважать. Можно сделать вывод, что Журден – добряк, а его цель стать аристократом – просто прихоть богача.

Читайте также:  Какими свойствами обладает приправа гвоздика

Сочинение про Журдена

Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции. За год до этого события случился конфуз. Короля обманул якобы глава делегации от Великого повелителя османов, оказавший вовсе не послом великого Мехмеда IV. В этом весь Мольер. С одной стороны, в угоду королю он пишет сиюминутную политическую сатиру, о которой через год никто не должен вспомнить. Но он так не может. И пишет бессмертное произведение, высмеивающее человеческую глупость и тщеславие.

Герой произведения – необразованный богатый мещанин, возжелавший стать аристократом. У него есть деньги, но нет титула. И вся его природная сметка, житейский опыт и «живой», не отягощенный обширными знаниями ум, затмевается тщеславным желанием получить дворянское звание. Причем не «шевалье» или «барона», а сразу ставится задача стать маркизом.

Размах замыслов показывает недюжинную деловую хватку буржуа Журдена. Задумано – сделано. Нанята куча учителей и выбран объект «страсти» – маркиза Доримена. Все вокруг от прислуги и семьи господина Журдена, до нанятых им учителей и графа Доранта, понимают тщетность этих потуг и смеются над ним. Кто тайком, а его жена госпожа Журден так и вовсе открыто. Но «закусивший удила» и ослепленный своим желанием «будущий дворянин» ничего не видит и не понимает, что творится вокруг него. Он по привычке пытается все решать сам и командовать, а также ничуть не смущаясь идет на обман. Ничто так не ослабляет его власть, лишая всякого авторитета – как смешное положение в котором он оказывается. Он смешон в своих желаниях и действиях, но не понимает этого. В результате его самого все обманывают.

Но вот интересный психологический момент. Получив шутовское звание «мамамуши» и заверения «подставного» друга отца о благородном происхождении самого господина Журдена – тот успокаивается и все завершается ко всеобщему удовольствию. Вот такой странный выверт человеческого сознания. Видимо не зря в народе говорят: «Меньше знаешь – лучше спишь».

А вот теперь главное. Достойно ли для человека жить в мире иллюзий, обмана и/или самообмана? Спокойней – без сомнений. Но такой мир постоянно «уходит» от реального и в решающий момент можно очень сильно ошибиться с выбором. И вот тогда встреча с настоящей реальностью может окончиться очень печально, если не трагически.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь рассуждение 5 класс

    Смысл данной пословицы таков, что сказанное вами слово обратно уже не вернуть. Как бы вы не старались, но то, что сказано – сказано и без прочих вариантов.

  • Сочинение Характеристика и образ Панночки в повести Тарас Бульба Гоголя

    Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

  • Основные темы и мотивы лирики Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов – величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым

  • Характеристика и образ Хозяйки Медной горы по рассказу Бажова

    Хозяйка медной горы – фантастическое существо, которое обитает на вершине горы. Внешне он напоминает красивую молодую девушку, хотя может перевоплотиться в ящерицу.

  • Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот Достоевского сочинение

    Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает

Источник

Система уроков по комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

I. Концепция

«Мещанин во дворянстве» – комедия-балет в пяти актах поставленная в 1670 году. Неистребимая тяга людей к почетным титулам и званиям. Смешное в комедии. Идеи социального неравенства. Высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.

II. Задачи

Обучающие:

– познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой Ж. Б. Мольера;

– подготовить детей к восприятию художественного произведения;

– дать характеристику образа г-н Журдена и других персонажей произведения;

– поразмышлять над психологическими мотивировками поступков героев;

– представить позицию автора в произведении;

– обобщить изученный материал по комедии, рассмотреть проблематику, идейное содержание и смысл названия произведения.

Развивающие:

– развить интерес к личности писателя и его творчеству;

– формировать умение анализировать текст художественного произведения;

– развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев;

– развивать речь детей как устную, так и письменную.

Воспитательные:

– воспитать уважение к личности автора;

Читайте также:  Каков физический смысл тела и каким свойством оно обладает

– воспитать эстетическое восприятие художественного произведения;

– воспитать толерантность в классе.

III. Оборудование

– текст

– проектор

– презентация

– музыкальное сопровождение (Штраус. Сюита «Мещанин во дворянстве»)

– раздаточный материал для работы в группах

Путь изучения произведения: вслед за автором.

1 урок (1 час)

Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Обогатить знания учащихся о комедии как драматургическом классицистическом жанре.

Выявление качества восприятия и осмысления литературного произведения.

Проведение самостоятельной работы по следующим вопросам:

  1. Кто из героев произведения Мольера «Мещанин во дворянстве» тебе понравился? Почему?

  2. Какие черты характера ты бы выделил в образе г-на Журдена?

  3. Какими ты видишь учителей, изображенных у Мольера? Что их объединяет?

  4. Стремление быть образованным достойно уважения. Почему же смешон г-н Журден?

  5. Какие истины стремился внушить читателю Мольер?

– Вступительное слово учителя об авторе, знакомство с отдельными фактами его биографии, знакомство с эпохой того времени. Обмен впечатлениями самостоятельно прочитанного текста.

– Личность Мольера. Что поразило вас, удивило, восхитило в нём?

– Лекция учителя.
– Черты классицизма.

– Определить характерные черты классицизма и особенности драматургии Мольера

– Определение жанра пьесы (работа со словарем).

– Смысл заглавия (работа со словарем).

– Композиция;

– Конфликт в пьесе.

Проблематика классической комедии:

  1. идеи просвещения;

  2. идеи социального неравенства;

  3. нравственная деградация дворянства;

  4. высмеивание глупости, необразованности, чванства, стремления к обогащению.

Домашнее задание: найти в тексе способы создания комического –

– комический внешний облик героев;

– комическая речь героев;

– комические ситуации.

2 урок (1 час)

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Особенности комедийной интриги и изображения характеров

Показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах и анализа фрагментов комедии.

-Работа над I и II действиями комедии

– Аналитическая беседа:

• Что способствует развитию действия в комедии?

• Почему Журдену так хочется походить на дворянина?

• Что ему мешает в осуществлении этого желания?

• Что собой представляют учителя Журдена?

• Какие черты характера Журдена раскрываются на «уроках»?

• Кто вам показался на этих «уроках» смешнее и безобразнее — Журден или его учителя?

– Работа в парах: выразительное чтение по ролям (действие II, явление 8, 9)

— Как раскрывается в этой сцене характер Журдена?

– Обобщение учителя

– Проверка домашнего задания, разговор о комичности

Чтение в лицах и анализ III и IV действия комедии

Действие III, явление 3

Беседа:

• Почему эта сцена вызывает смех? В чём видит Журден своё преимущество перед женой и служанкой? Это преимущество мнимое или настоящее? И в чём оно всё-таки есть?

– Рефлексия. Подведение итогов урока работа в парах. Задание:

– Проследите за развитием действия в комедии. Озаглавьте каждый ее акт.

– «Мещанин во дворянстве» — комедия положения или характеров? Ответ аргументируйте.

– Есть ли в «Мещанине во дворянстве» черты высокой комедии? Докажите вашу точку зрения.

Домашнее задание:

Подготовить ответ на вопрос: «Какие новые свойства характера Журдена раскрываются в сценах общения героя с его домашними и во встречах с аристократами?»

3 урок (1 час)

Итоговый урок по комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Тема: Общечеловеческий смысл комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

Продолжить работу над характеристикой образов персонажей комедии; расширить представления учащихся о комедийном мастерстве Мольера; его художественных открытиях; совершенствовать умение критически мыслить, обосновывать свою точку зрения.

Аналитическая беседа (проверка домашнего задания):

• Как ведёт себя Журден в отношениях с домашними?

•Какие новые свойства характера героя раскрываются в его взаимоотношениях с женой, служанкой, дочерью и её женихом?

– Любовная история Люсиль и Клеонта

– Почему Журден быстро соглашается отдать дочь за турка?

• Почему он легко поверил в маскарад с турками? (Действие III, явление 4-6)

Беседа:

• Какую характеристику аристократа Доранта можно составить на основе указанных сцен?

– Кто из героев выражает идеи автора и каковы эти идеи? Докажите цитатами из текста.

– Обобщение учителя

– Какие пороки людей XXI века вы увидели в образах комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”

– Рефлексия. Подведение итогов урока. (творческая работа в мини-группах, регламент: 4-5 мин).

Задание:

1. Эстетика классицизма требовала, чтобы в литературе утверждались вечные, применимые ко всем временам идеи. Соответствует ли этому требованию содержание комедии «Мещанин во дворянстве»?

2. В классицизме комедия считалась только развлекательным

3. Жанром. Сопоставьте с этим пониманием комедии мнение Мольера, высказывавшегося так: «Комедия не что иное, как остро

4. Умная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями».

5. В комедии «Мещанин во дворянстве» использована живая раз говорная речь. Оцените эту особенность произведения с точки зрения требований классицизма.

6. В. Белинский писал: «Комедии Мольера — сатиры в драматической форме, в которых резкое, остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость, подлость». Докажите, что комедия «Мещанин во дворянстве» подтверждает правоту В. Белинского.

Презентация творческих работ представителями групп.

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: в чем актуальность комедии в наши дни.

Источник