Какие нормы уместнее при описании свойств личности и почему

Выше был оговорен предмет психологии девиантного поведения. Он включал отклоняющиеся от разнообразных норм:

– ситуационные реакции,

– психические состояния,

– развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации.

Исходя из этого, можно составить наиболее общий перечень норм, представляющих психологический интерес:

1) Нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать свое поведение человек в той или иной ситуации. Очевидно, что выделение таких норм может опираться либо на понятие адекватности, либо на понятие типичности, либо, наконец, на понятие идеала, идеально должного поведения. Следует заметить, что типичным может быть и неадекватное поведение, например, в ситуации паники (фильм «Титаник»). Адекватное поведение предполагает рациональную оценку ситуации, либо инстинктивное поведение в ней. Иными словами, возможны различные критерии адекватности:

«— Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня?

— Покорнейше… я не пью…

— Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

— Не играю, — уже утомленный, отозвался буфетчик.

— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.»

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, ко­торый проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относитель­ной длительностью (дни, недели).

Психические состояния подразделяют на:

– мотивационные — основанные на потребностях (желания, ин­тересы, влечения);

– состояния организованности сознания проявляются в различ­ных уровнях внимательности, работоспособности;

– эмоциональные — стресс, аффект, фрустрация;

– волевые (состояния инициативности, целеустремленности, ре­шительности, настойчивости и др.)

Необходимо обратить внимание, что нормы, связанные с психическими состояниями не могут быть универсальными. С одной стороны, они связаны с носителем этой нормы (Кто?), с другой, – с ситуацией применения этой нормы (Где? Когда? При каких обстоятельствах?).

3) Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, то есть буквально: зависят от условий (например, Маугли). Но, строго говоря, они зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким категориям людей она применима?

Нормы, связанные с развитием личности – и это надо помнить – в большинстве своем могут быть определены, как описывающие допустимый диапазон нормативности, а не жестко и дискретно фиксирующие факт этой нормативности.

При этом такие нормы динамичны во временном аспекте, но их фиксация осуществляется с учетом возрастов или тех или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и т.п.). Забегая вперед, здесь уместно сделать замечание, что Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал – к чему он стремится в будущем).

Но помимо сказанного выделяются и другие критерии выведения норм.

Так возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, возможен подход, связанный с адаптацией его в социуме, и имеющий своим глубинным основанием либо понятие гомеостаза, с одной стороны, либо идею активного преобразования действительности – с другой.

Важно то, что каждый подход даст свой перечень и свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, т.е., в конечном счете, из дихотомии «норма — патология». Интенсивно развивавшийся в 80-е годы статистический подход, в частности, в дифференциальной психологии, привел к появлению понимания нормы как статистической величины, а не качественной характеристики. Анализируя понятия «норма» и «отклонение», указанный автор выделяет следующие понимания нормы:

а) норма как предписание или запрет;

б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам[13][13].

Этот же автор указывает: «…особым критерием нормы может служить приспособленность к условиям жизни. Однако если для оценки биологической (физиологической) нормы этот критерий приемлем, то для понимания психологической нормы — нет. Более того, по справедливому мнению некоторых исследователей, в области человеческой психики эти критерии приобретают прямо противоположный смысл: способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы», признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей и т.д.».

Вопросы для самопроверки:

1) В чем отличие выделенных нами двух классов принципиально возможных норм?

2) Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

3) Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему – нормы, сравнивающие с эталоном или нормы, устанавливающие диапазон?

Тема 5

Понятие социальной нормы, генезис и функционирование социальных норм

Понятие социальной нормы

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

– социальные нормы — как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; – социальные нормы — как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Развитие человека и сознания происходит по объективным законам, а взаимосвязь человека, общества и природы сегодня не представляется спорной. Природным факторам развития социальных систем исследователями уделялось немало внимания. Однако вопрос о естественноисторических предпосылках социальных норм остается все еще открытым. Одним из существенных аспектов генезиса нормы является изучение его естественноисторических предпосылок. Наука и практика давно доказали, что люди в своей жизнедеятельности не могут обходиться без использования образцов природы[14][14].

Будучи порождением и продолжением природы, человек обладает естественной предрасположенностью к организованному существованию, природной склонностью к порядку, поэтому она предстает как естественноисторическая предпосылка возникновения отдельных социальных норм.

История человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Но законы природы не оказывают прямого, непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей; это воздействие опосредованное, косвенное, скрытое, но всеобщее. (Понятие «пальто» не возникло бы, если бы не существовало понятия «зима»; во всех исторических обществах в том или ином виде имел место праздник, связанный со сбором урожая, и т.д.)

Генезис и функционирование законов (норм) природы – естественный, объективный процесс. Возникновение и действие социальных норм выражает субъективную активность людей, творчество, общественные отношения. Но при этом сами социальные нормы тоже возникают и существуют по объективным законам. В сказанном нет никакого противоречия, поскольку объективно существуют и законы природы, и законы общества.

Природными причинами, возникновение норм, разумеется, не исчерпывается. С развитием общества акцент в их генезисе все больше смещается на социальные детерминанты, в частности на общественные потребности – то есть на то, в чем нуждается общество, именно как общество.

Нормы все очевиднее и результативнее выступают непосредственным компонентом производительных сил, а выработка большинства их видов становится прямой функцией, обязанностью специальных государственных организаций.

При углубленном анализе детерминации норм потребностями выясняется, что потребность — потенциальное основание, причина возникновения нормы.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм:

– стихийный (естественный);

– планомерно-сознательный (целенаправленный) и

– смешанный.

Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм.

Происхождение норм может быть вызвано естественными процессами. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности — искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры. Но хотя этот процесс и искусственный, но он не утрачивает объективности, ибо в качестве своих предпосылок имеет объективно сложившиеся условия.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

Выяснение сущности нормы как целостной системы станет более завершенным, когда мы выделим[15][15], из многообразия признаков различных видов норм вообще основные свойства нормы составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу. Такими основными свойствами социальной нормы являются:

— объективность отражения действительности;

— однозначность (непротиворечивость);

— историчность (преемственность);

— обязательность воспроизводства;

— относительная устойчивость (стабильность);

— динамичность (изменчивость);

— формальная определенность (внешняя завершенность);

— степень распространенности, обращенность в будущее;

— оптимальность; .

— возможность ее измерения;

— организующая, регулирующая способность;

— превентивность;

— коррекционно-воспитательная способность.

Нормы характерны для всех уровней социальной организации: личности, группы, субкультуры, общества, но это не означает, что они полностью единообразны. У каждого субъекта имеются свои собственные представления о «норме», и эти представления не всегда совпадают между собой, вступая в открытый или латентный (скрытый) конфликт. Это несовпадение создает достаточно сложную проблему взаимосвязи между существующими формальными, официальными (провозглашенными и легитимными) нормами и нормами реального поведения людей. Нормы существуют фактически тогда, когда они реализуемы или реализуются.

Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может и не совпадать, противоречить им. Индивидуальные социально-нормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения.

В то же время любые личностные, субъективные факторы, проявляясь в поведении, складываются не произвольно, а выступают результатом сложного процесса воздействия тех социальных условий (материальных, идеологических и др.), в которых люди существуют и действуют, но которые, в свою очередь, создаются, изменяются и преобразуются людьми. Особое значение имеет система социально-нормативных ориентации — идей, взглядов, принципов, ценностей и норм, активно влияющих на формирование и практическую реализацию всех личностных качеств человека, на образ его мыслей и характер поведения и деятельности.

Социальные нормы задают топографию не только общества, но и личности. Каждый человек в своей жизни является участником множества различных социокультурных ситуаций. И каждая из них оказывается размещенной в достаточно строго определенном социокультурном пространстве и времени. Поведение человека может быть адекватным каждой из этих ситуаций только тогда, когда человек хорошо осознал и освоил соответствующие социальные нормы. Множественность социально значимых ситуаций означает необходимость интериоризации личностью и множества наборов норм. Психически здоровый человек, социализированная личность должен уметь применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Неспособность или нежелание осознавать социальные нормы, или, наконец, пренебрежение ими, как правило, приводит человека к социальным конфликтам, к поведению, характеризуемому другими, как девиантное.

Превращение существующих в обществе социальных норм (в процессе воспитания и образования, под воздействием общественного мнения и многих других объективных и субъективных факторов) в личные убеждения, внутренние мотивы поведения означает, что человек совершает и оценивает акты своего поведения с точки зрения этих норм. Однако человек из всей совокупности социальных норм усваивает и признает ориентиром своей жизни лишь их часть. То есть мотивами его поведения становятся только те социальные нормы, которые из области общественного сознания перешли в его индивидуальное сознание, осознаны им как необходимые, целостные и полезные для него самого и для общества, класса, коллектива, социальной группы.

Поэтому социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания личности. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля; социальная норма выступает как добровольное самообязательство.



Источник

Выше был оговорен предмет психологии девиантного поведения. Он включал отклоняющиеся от разнообразных норм:

– ситуационные реакции,

– психические состояния,

– развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации.

Исходя из этого, можно составить наиболее общий перечень норм, представляющих психологический интерес:

1) Нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать свое поведение человек в той или иной ситуации. Очевидно, что выделение таких норм может опираться либо на понятие адекватности, либо на понятие типичности, либо, наконец, на понятие идеала, идеально должного поведения. Следует заметить, что типичным может быть и неадекватное поведение, например, в ситуации паники (фильм «Титаник»). Адекватное поведение предполагает рациональную оценку ситуации, либо инстинктивное поведение в ней. Иными словами, возможны различные критерии адекватности:

«— Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня?

— Покорнейше… я не пью…

— Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Или вы предпочитаете другие какие-нибудь игры? Домино, карты?

— Не играю, — уже утомленный, отозвался буфетчик.

— Совсем худо, — заключил хозяин, — что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.»

(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, ко­торый проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относитель­ной длительностью (дни, недели).

Психические состояния подразделяют на:

– мотивационные — основанные на потребностях (желания, ин­тересы, влечения);

– состояния организованности сознания проявляются в различ­ных уровнях внимательности, работоспособности;

– эмоциональные — стресс, аффект, фрустрация;

– волевые (состояния инициативности, целеустремленности, ре­шительности, настойчивости и др.)

Необходимо обратить внимание, что нормы, связанные с психическими состояниями не могут быть универсальными. С одной стороны, они связаны с носителем этой нормы (Кто?), с другой, – с ситуацией применения этой нормы (Где? Когда? При каких обстоятельствах?).

3) Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, то есть буквально: зависят от условий (например, Маугли). Но, строго говоря, они зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким категориям людей она применима?

Нормы, связанные с развитием личности – и это надо помнить – в большинстве своем могут быть определены, как описывающие допустимый диапазон нормативности, а не жестко и дискретно фиксирующие факт этой нормативности.

При этом такие нормы динамичны во временном аспекте, но их фиксация осуществляется с учетом возрастов или тех или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и т.п.). Забегая вперед, здесь уместно сделать замечание, что Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал – к чему он стремится в будущем).

Но помимо сказанного выделяются и другие критерии выведения норм.

Так возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, возможен подход, связанный с адаптацией его в социуме, и имеющий своим глубинным основанием либо понятие гомеостаза, с одной стороны, либо идею активного преобразования действительности – с другой.

Важно то, что каждый подход даст свой перечень и свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, т.е., в конечном счете, из дихотомии «норма — патология». Интенсивно развивавшийся в 80-е годы статистический подход, в частности, в дифференциальной психологии, привел к появлению понимания нормы как статистической величины, а не качественной характеристики. Анализируя понятия «норма» и «отклонение», указанный автор выделяет следующие понимания нормы:

а) норма как предписание или запрет;

б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам[13][13].

Этот же автор указывает: «…особым критерием нормы может служить приспособленность к условиям жизни. Однако если для оценки биологической (физиологической) нормы этот критерий приемлем, то для понимания психологической нормы — нет. Более того, по справедливому мнению некоторых исследователей, в области человеческой психики эти критерии приобретают прямо противоположный смысл: способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы», признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей и т.д.».

Вопросы для самопроверки:

1) В чем отличие выделенных нами двух классов принципиально возможных норм?

2) Приведите примеры конвенциональной нормы и нормы объективной (не зависящей от оценивающего субъекта).

3) Какие нормы уместнее при описании свойств личности, и почему – нормы, сравнивающие с эталоном или нормы, устанавливающие диапазон?

Тема 5

Источник