Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс thumbnail

Цели урока:

  • продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
  • выявить основные свойства почвы;
  • в процессе опытов установить состав почвы;
  • развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

– Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

-Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний плодородный слой земли. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании. Познакомимся с новыми словами: почва, перегной, плодородие.

2. Объяснение нового материала.

-Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт»

-Правильно, это жук. (картинка жука)

-А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!» – постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. С ними и вы сейчас встретитесь.

-На партах у вас лежит почва. Рассмотрите её внимательней. Что мы видим в почве? (остатки корешков, стебельки растений, остатки листьев ит.д.) Какого цвета почва? (тёмного)

Опыт 1. Бросим комок почвы в стакан с водой. Что наблюдаем? (из неё выходят пузырьки воздуха)

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреем почву на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла – стекло «отпотевает».

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Именно перегной даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной. Попробуйте объяснить смысл этого слова, подобрав однокоренные слова. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

Вывод: в почве есть перегной.

Опыт 4.Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде немного отстояться. Через некоторое время на дно банки осядут мелкие частицы песка, а поверх них более крупные частицы глины.

Вывод: в почве есть песок и глина.

– Кроме того, в почве содержатся растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.

Вывод: в почве есть соли.

– Так что же встретил жучок на своём пути? (капельку воздуха, каплю воды, остатки растений и животных, песчинку, комочек глины, кристаллик минеральной соли)

-Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого так необходимо растениям?

(Мы видим, что корни растений уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растения получают минеральные соли. Соли –питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, они опять попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу: из почвы- в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.) (рисунок)

Физминутка: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

– А кто мог встретиться нашему жучку во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)

-Действительно, почву часто называют домом для животных.

-Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.

– Послушаем рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на зелёной планете» (рассказывает ученик)

-Что узнали о жизни дождевого червя?

-Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?)

-Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей. Прокладывая путь наверх, он задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.

Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнце, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и также быстро прекратился дождик. Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой-горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же она могла поведать жучку? (Проверка дом.задания) Я хочу показать вам фотографию, на которой мы видим, что произошло с горой под действием ветра и воды.

Читайте также:  Определите в какой из выданных вам пробирок содержится

-Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш жучок.

3. Закрепление.

– Так что же такое почва? Почему так называют почву? Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – чудесная кладовая . На почве растут растения, созревает урожай. Почва даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень медленно – 1 см почвы за 250-300 лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.

– А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1.или2 правильный ответ.

Задание 1.

  1. Почва образуется от разрушения земли.
  2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

Задание 2.

  1. Почва-это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва-это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

Задание 3.

  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.

Самопроверка.

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.

– Поиграем в игру «Скажи да или нет». Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?

  • Беречь растения….(Да)
  • Вырубать леса……(Нет)
  • Сжигать листья……(Нет)
  • Сажать растения там, где их нет (Да)
  • Уничтожать дождевых червей (Нет)

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

Кроссворд.

-Умники! Почва – это богатство, её надо беречь. Об этом поговорим на следующем уроке. Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Источник

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

                             Как образуется почва

В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы – как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.

состав почвы 3 класс окружающий мир

Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых – божьи коровки, муравьи.

В почве также находятся грибы и бактерии…
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.

Состав почвы: 3 класс
Земляной шмель в почве зимует.

  • Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
  • муравьи и того больше – до трёх метров;
  • а кроты – до пяти метров;
  • ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.

Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.

Состав почвы: 3 класс

А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.

Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.

“Продолжительность жизни деревьев” …

                      Как определить состав почвы?

Опыт №1. Воздух

Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.

Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок

Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.

В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.

Опыт №3. Вода

Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.

Опыт №4. Перегной

В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.

                                И так, составляющие почвы:

1. Неживая природа – это:

состав почвы 3 класс

  •   глина,
  •   песок,
  •   перегной,
  •   минеральные соли,
  •   вода,
  •   воздух.

2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:

  •   корни растений,
  •   мелкие животные,
  •    бактерии.

Так что всё более чем взаимосвязано.

Советуем почитать: Размножение растений разными способами

Источник

Тип урока: исследовательский.

Цель: Доказать, что почва является важнейшей частью экосистемы.

Образовательные задачи:

  • Исследовать состав почвы.
  • Выявить от чего зависит плодородие почвы.
  • Выяснить, кто обитает в почве и их роль.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое мышление,
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать,
  • способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические, творческие, трудовые,
  • экологические качества личности,
  • коммуникативные отношения в коллективе.

Оборудование: диафильм о почве и жителях почвы, таблица 1 о почве и таблица 2 о животных, которые живут в почве.

Для опыта: горелка, почва, фильтр, стакан с водой, стекло с держателем.

У учащихся: почва, вода в стаканчике, фильтр, ложечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра».

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

Но чтобы перейти к новой теме, повторим пройденный материал.

Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в которой сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

А какие профессии имеют живые организмы в экосистеме? (Производители, потребители, разрушители).

Какова роль производителей? (Снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)

Какова роль потребителей? (Возвращают растениям углекислый газ.)

Какова роль разрушителей? (Превращают умершие организмы в вещества необходимые растениям)

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Могут ли разрушители напрямую передавать растениям минеральные вещества? (Нет)

Смотрим диафильм о росте растений. (Во время показа диафильма о том, как появляются растения из земли, учитель читает)

Есть на земле чудесная кладовая. Весной положишь мешок зерна, а осенью соберешь 20, весной положишь ведро картофеля в чудесной кладовой, оно превращается в 20 ведер.

Читайте также:  Чернослив какие микроэлементы содержаться

Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, моркови. Сказка или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть догадались?

Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять.

У слова земля несколько значений. Одно из них почва.

Так какая тема урока? Почва – важнейшая часть экосистемы

А что такое почва? Верхний слой коры

Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род

В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни

III. Совместное открытие знаний.

Для этого мы должны изучить состав почвы.

Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.

Во время опытов на доске появляются слова. Учащиеся вдвоем на парте делают опыты.

Опыт 1 (Учитель). Нагреть почву – стекло влажное.

Что есть в почве? Вода

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 классКакие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Опыт 2 (Учитель и дети). Бросить комочек земли в воду. Что выделяется из почвы и поднимается вверх? Воздух.

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Опыт 3. (Учитель и дети) Размешать ложечкой.

Что падает на дно? Песок.

А что медленно оседает? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества

Опыт 4 (Учитель). Бросить почву на огонь.

Что может гореть? Перегной (органические вещества)

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Опыт 5 (Учитель и дети). Профильтруем воду.

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

Опыт 6 (Учитель) Капельку поместим на стекло и подержим над огнем.

Что осталось? Белый налет.

Что это? Соли.

Вывод: Это все объекты, какой природы? Неживой

Откуда они появились в почве?

  • Вода – дождь, снег.
  • Песок и глина – остатки горных пород.
  • Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.

Откуда соли?

Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. Таблица 2

Какие живые существа обитают в ней?

И пища им нужна особая. Какая?

А кто же после них остатки съедает? Микробы

Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.

А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.

Вывод: У доски составляем схему.

Какие нерастворимые вещества содержатся в почве 3 класс

 

Корни растений всасывают воду, а в ней растворенные соли.

Но минеральных веществ в почве мало, откуда, же они берутся?

Перегной под воздействием микробов медленно превращается в соли.

Перегной как бы кормит растения.

От чего зависит плодородие почвы? От наличия перегноя. Таблица 1

Живые существа, которые живут в почве, тоже влияют на плодородие почвы. Как?

Диафильм о животных, которые живут в земле. Дождевые черви.

Вывод: Делают ходы. Перемешивают почву, измельчают остатки растений.

IV. Подведение итога урока.

Почему почва играет важнейшую роль в круговороте веществ экосистемы? Именно мусорщики превращают остатки умерших организмов в минеральные соли, необходимые для жизни растений.

Почва – одно из самых главных богатств страны, к ней надо относится бережно, поэтому ее необходимо беречь.

А как, вы узнаете сами из учебника и дополнительной литературы.

V. Домашнее задание

Стр. 43 № 4. Нарисовать плакат, призывающий людей бережно относить к почве.

Источник

Анастасия Сущ

Вопрос №1 Как называется смесь газов находящихся в почве? Вопрос №2 Из чего оброзуется перегной? Вопрос №3 Какие нерастворимые минеральные вещества содержатся в почве? Вопрос №4Какие растворимые минеральные вещества содержатся в поче? Вопрос№5Какие горные породы входят в состав почвы? Вопрос №6 А что ещё входит в состав почвы?

Иван

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов:
кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например) , от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма;
углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ;
метан и его гомологи (пропан, бутан) , которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей;
водород;
сероводород;
азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

И это далеко не все газообразные вещества, которые составляют почвенный воздух. Его химический и количественный состав зависят от содержащихся в почве организмов, содержания в ней питательных веществ, условий выветривания почвы и др. Почва

Перегной образуют многочисленные микроорганизмы, обитающие в почве. Они превращают в перегной растительные и животные остатки. Но образование перегноя-не простое разложение растительных остатков различными организмами. Ведь вещества, входящие в состав перегноя, часто сложнее веществ, находящихся в растительных остатках. Многие ученые долгое время изучали образование перегноя и жизнь микробов, обитающих в почве. Перегной образуется в результате воздействия на растительные остатки двух очень различных по условиям жизни групп микроорганизмов – аэробных и анаэробных.
Аэробные микроорганизмы быстро и полностью разрушают растительные остатки, образуя из них хорошо растворимые соли. Они полностью до конца разлагают входящие в их состав сложные соединения.
Анаэробные микроорганизмы разрушают остатки растений неполно. Сложные вещества, входящие в них, разлагаются только частично. В подобных условиях образуется масса полуразложившихся растительных остатков, например залежи торфа.
Когда аэробный и анаэробный процессы идут порознь, образования перегноя не происходит. Перегной образуется лишь там, где разложение растительных остатков аэробными микроорганизмами сменяется действием анаэробных микробов, т. е где эти процесссы чередутся. Вещества, образующиеся в результате деятельности аэробных и анаэробных микроорганизмов, вступают между собой в новые сложные соединения. Сами микроорганизмы тоже выделяют в почву различные вещества, а вместе они образуют перегной почвы.

(Тут слишком многое нужно написать. Не поместится Остально ОТПРАВЛЮ по почте)

Александр Анисимов

Александр Анисимов

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов:
кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например) , от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма;
углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ;
метан и его гомологи (пропан, бутан) , которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей;
водород;
сероводород;
азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

Читайте также:  Какие данные содержатся в выписке из росреестра

И это далеко не все газообразные вещества, которые составляют почвенный воздух. Его химический и количественный состав зависят от содержащихся в почве организмов, содержания в ней питательных веществ, условий выветривания почвы и др.

Перегной образуют многочисленные микроорганизмы, обитающие в почве. Они превращают в перегной растительные и животные остатки. Но образование перегноя-не простое разложение растительных остатков различными организмами. Ведь вещества, входящие в состав перегноя, часто сложнее веществ, находящихся в растительных остатках. Многие ученые долгое время изучали образование перегноя и жизнь микробов, обитающих в почве. Перегной образуется в результате воздействия на растительные остатки двух очень различных по условиям жизни групп микроорганизмов – аэробных и анаэробных.
Аэробные микроорганизмы быстро и полностью разрушают растительные остатки, образуя из них хорошо растворимые соли. Они полностью до конца разлагают входящие в их состав сложные соединения.
Анаэробные микроорганизмы разрушают остатки растений неполно. Сложные вещества, входящие в них, разлагаются только частично. В подобных условиях образуется масса полуразложившихся растительных остатков, например залежи торфа.
Когда аэробный и анаэробный процессы идут порознь, образования перегноя не происходит. Перегной образуется лишь там, где разложение растительных остатков аэробными микроорганизмами сменяется действием анаэробных микробов, т. е где эти процесссы чередутся. Вещества, образующиеся в результате деятельности аэробных и анаэробных микроорганизмов, вступают между собой в новые сложные соединения. Сами микроорганизмы тоже выделяют в почву различные вещества, а вместе они образуют перегной почвы.

Эльвира Баранцева

1.это кислород угл. газ азот и смесь других газов 2. перегной образуется из остатков животных и бактерий

Катя Токарчук

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов:
кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например) , от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма;
углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ;
метан и его гомологи (пропан, бутан) , которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей;
водород;
сероводород;
азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

И это далеко не все газообразные вещества, которые составляют почвенный воздух. Его химический и количественный состав зависят от содержащихся в почве организмов, содержания в ней питательных веществ, условий выветривания почвы и др.

Перегной образуют многочисленные микроорганизмы, обитающие в почве. Они превращают в перегной растительные и животные остатки. Но образование перегноя-не простое разложение растительных остатков различными организмами. Ведь вещества, входящие в состав перегноя, часто сложнее веществ, находящихся в растительных остатках. Многие ученые долгое время изучали образование перегноя и жизнь микробов, обитающих в почве. Перегной образуется в результате воздействия на растительные остатки двух очень различных по условиям жизни групп микроорганизмов – аэробных и анаэробных.
Аэробные микроорганизмы быстро и полностью разрушают растительные остатки, образуя из них хорошо растворимые соли. Они полностью до конца разлагают входящие в их состав сложные соединения.
Анаэробные микроорганизмы разрушают остатки растений неполно. Сложные вещества, входящие в них, разлагаются только частично. В подобных условиях образуется масса полуразложившихся растительных остатков, например залежи торфа.
Когда аэробный и анаэробный процессы идут порознь, образования перегноя не происходит. Перегной образуется лишь там, где разложение растительных остатков аэробными микроорганизмами сменяется действием анаэробных микробов, т. е где эти процесссы чередутся. Вещества, образующиеся в результате деятельности аэробных и анаэробных микроорганизмов, вступают между собой в новые сложные соединения. Сами микроорганизмы тоже выделяют в почву различные вещества, а вместе они образуют перегной почвы.

Константин Лабзин

Константин Лабзин

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов:
кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например) , от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма;
углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ;
метан и его гомологи (пропан, бутан) , которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей;
водород;
сероводород;
азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

И это далеко не все газообразные вещества, которые составляют почвенный воздух. Его химический и количественный состав зависят от содержащихся в почве организмов, содержания в ней питательных веществ, условий выветривания почвы и др.

Перегной образуют многочисленные микроорганизмы, обитающие в почве. Они превращают в перегной растительные и животные остатки. Но образование перегноя-не простое разложение растительных остатков различными организмами. Ведь вещества, входящие в состав перегноя, часто сложнее веществ, находящихся в растительных остатках. Многие ученые долгое время изучали образование перегноя и жизнь микробов, обитающих в почве. Перегной образуется в результате воздействия на растительные остатки двух очень различных по условиям жизни групп микроорганизмов – аэробных и анаэробных.
Аэробные микроорганизмы быстро и полностью разрушают растительные остатки, образуя из них хорошо растворимые соли. Они полностью до конца разлагают входящие в их состав сложные соединения.
Анаэробные микроорганизмы разрушают остатки растений неполно. Сложные вещества, входящие в них, разлагаются только частично. В подобных условиях образуется масса полуразложившихся растительных остатков, например залежи торфа.
Когда аэробный и анаэробный процессы идут порознь, образования перегноя не происходит. Перегной образуется лишь там, где разложение растительных остатков аэробными микроорганизмами сменяется действием анаэробных микробов, т. е где эти процесссы чередутся. Вещества, образующиеся в результате деятельности аэробных и анаэробных микроорганизмов, вступают между собой в новые сложные соединения. Сами микроорганизмы тоже выделяют в почву различные вещества, а вместе они образуют перегной почвы.

Vasiya Kurganov

Vasiya Kurganov

1.это кислород угл. газ азот и смесь других газов 2. перегной образуется из остатков животных и бактерий

Другие вопросы из категории «Естественные науки»

Источник