Какие неорганические вещества содержатся в растениях
Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Растения встретишь в любом уголке земли: в жаркой безводной пустыне и в холодной арктической тундре. И везде, где бы ни вырос зеленый росток, он своими корнями углубляется в почву и добывает оттуда питательные вещества.
Почва является основным источником обеспечения растений питательными веществами (Приложение I). Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержатся в растениях в значительных количествах, и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения.
Так, например, листья здорового растения огурца содержат следующие элементы:
Макроэлементы Микроэлементы
Азот – 3,9% Железо – 0,015%
Фосфор – 0,38% Бор – 0,008%
Калий – 4% Марганец – 0,005%
Кальций – 7% Молибден – 0,0004%
Магний – 0,7 %
Это наводит на мысль о том, что при отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Мы обратили внимание на то, что во многих кабинетах и рекреациях школы растения имеют нездоровый внешний вид. А ведь для нас, жителей Севера, где восемь месяцев в году человек лишен общения с растениями, разведение комнатных растений и правильный уход за ними, просто необходимо. Мы заинтересовались и решили провести исследование.
В 1563 г. во Франции опубликовано сочинение Палисси, где он высказывает мысль о том, что почти во всех растениях и животных находятся соли, поэтому именно они необходимы для питания растений. По некоторым причинам Палисси был заточен в Бастилию, где и скончался в 1589 г. На два с половиной столетия его труды были забыты.
В XVII в. ученые полагали, что для питания растений нужна только вода, а вещества, образующиеся в процессе роста, растение создает само внутри своего тела загадочной и мистической «силой жизни», вложенной в него творцом.
Весомый вклад в учение о питании растений внес немецкий ученый-химик Юстас Либих (1803–1873) . В 1840 г. Либих ввел в науку понятие «лимитирующие факторы». Он изучал влияние содержания различных химических элементов в почве на рост растений и сформулировал принцип: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Сформулированный им закон хорошо иллюстрируется «бочкой Добенека», клепки которой условно обозначают факторы жизни растений. Фактический урожай определяется высотой самой низкой клепки, т. е. количеством фактора, находящегося в минимуме. Если заменить данную клепку (например, восполнить недостающий элемент питания), то уровень воды в бочке (урожай растений) будет определять другая клепка, оказавшаяся в изменившихся условиях самой короткой.
В плеяде имен русских исследователей минерального питания растений особое место занимает академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1865–1948) . Его исследования показали, что каждый вид растения предъявляет специфические требования к количествам и сочетаниям отдельных элементов. Кроме того, потребность растения в отдельных элементах изменяется на разных фазах его развития.
2. Минеральное питание растений
Функции питательных неорганических веществ в растении
Растения должны получать из окружающей среды определенные вещества, вовлекаемые в сложные биохимические реакции, в результате которых поддерживаются структура и рост клеток. Помимо света высшим растениям для метаболизма и роста нужны вода и некоторые химические элементы. Многие эволюционные приобретения растений связаны со структурными и функциональными специализированными приспособлениями для эффективного поглощения этих веществ и для распределения их по живым клеткам своего тела.
По сравнению с животными пищевые потребности растений относительно просты. При благоприятных внешних условиях большинство зеленых растений может использовать энергию света для превращения СО2 и Н2О в органические соединения, служащие источником энергии. Растения могут синтезировать и все необходимые аминокислоты и витамины, используя неорганические питательные вещества, поступающие из окружающей среды.
Питание растений включает поглощение из среды всех исходных веществ, необходимых для биохимических реакций, распределение этих веществ по растению и использование в процессах метаболизма и роста.
В середине 1800-х годов было выяснено, что по крайней мере 10 химических элементов, присутствующих в растениях, необходимы для нормального роста. В отсутствии любого из них наблюдаются характерные нарушения роста или симптомы повреждения. Часто такие растения не могут нормально размножаться. Эти десять элементов – углерод, водород, кислород, калий, кальций, магний, азот, фосфор, сера и железо – были определены как химические элементы, необходимые для роста растений. Они, таким образом, относятся к необходимым минеральным, или необходимым неорганическим питательным веществам.
Неорганические ионы влияют на осмотическое давление и таким образом помогают регулировать водный баланс. Поскольку некоторые из ионов в этой роли взаимозаменяемы, то потребность растений в них можно назвать неспецифической. С другой стороны неорганический компонент может функционировать как часть незаменимой биологической молекулы. В этом случае потребность в нем высокоспецифичная. Например, специфическую функцию выполняет магний, входящий в состав молекулы хлорофилла. Некоторые неорганические вещества входят в состав клеточных мембран, другие – контролируют их проницаемость. Ряд элементов – это обязательные компоненты ферментных систем, катализирующих биологические реакции в клетке. Другие формируют ту особую ионную среду, в которой могут протекать биологические реакции.
Вследствие того, что питательные неорганические элементы необходимы для удовлетворения основных потребностей организма и вовлечены в фундаментальные процессы, их недостаток вызывает разнообразные структурные и функциональные изменения растений.
Очень важна роль питательных неорганических элементов как катализаторов некоторых ферментативных реакций в растительной клетке. В одних случаях они представлены необходимой составной частью ферментов. В других – выступают как активаторы или регуляторы ферментов. Считается, например, что калий, влияющий на активность 50 или 60 ферментов, регулирует конформацию некоторых из них. В результате изменения конформации молекулы фермента ее реакционный центр становится более или менее доступным для связывания субстрата.
Многие из биохимических процессов, в том числе фотосинтез и дыхание, представляют собой систему окислительно-восстановительных реакций. В этих реакциях электроны передаются молекулам, функционирующим в качестве акцепторов. К переносчикам электронов относятся цитохромы, в состав которых входит железо.
Некоторые минеральные компоненты входят в состав различных клеточных компонентов, в том числе физических и химических структур, участвующих в метаболизме. Кальций соединяется с пектиновой кислотой в срединной пластинке клеточной оболочки. Фосфор встроен в «остов» спиралей ДНК и РНК, а также входит в состав фосфолипидов клеточных мембран. Азот – обязательный компонент аминокислот, хлорофилла и нуклеотидов. Сера присутствует в нескольких аминокислотах, являясь, таким образом, важным структурным элементом многих белков.
Поступление воды в растительную клетку и из нее, в значительной степени зависит от концентрации растворенных веществ в клетке и в окружающей среде. Возникающее тургорное давление, направленное на клеточную оболочку, приводит к растяжению и, следовательно, росту незрелых клеток и поддержанию тургор зрелых. Это пример превращения одной формы энергии в другую, осуществляемого живой системой (химическая энергия, затраченная на активное поглощение ионов растительными клетками, переходит в физическую энергию движения воды).
Кальций оказывает непосредственное влияние на физические свойства клеточных мембран. Его недостаток приводит к тому, что мембраны теряют свою целостность и растворенные вещества начинают выходить из клеток.
Влияние химических элементов на растения
Азот необходим для всех процессов роста. Выделяют две формы азота, каждая из которых в той или иной мере необходима растениям: нитратная (окисленная) и аммонийная (восстановленная). Азот нитратов накапливается в сочных органах растений, помогая им регулировать водный баланс.
Азот усиливает ростовые процессы у растений, но при его избытке задерживается развитие растений и сроки созревания урожая, особенно у томата и бахчевых культур, в овощах повышается содержание нитратов.
При перекормке растения возможно буйное развитие вегетативной массы в ущерб цветению (далеко не у всех растений).
Избыток азота в сочетании с постоянной высокой влажностью и плохой аэрацией корней может привести к загниванию растений или к интоксикации. При этом понижается устойчивость растений к заболеваниям. Никогда не вносите азот, если вы видите, что растение поражено грибной или бактериальной инфекцией.
Фосфор необходим растениям в начальный период вегетации. Он ускоряет развитие растений, повышает устойчивость их к болезням, способствует улучшению качества и сохранности продукции.
Потребность в фосфоре велика в период образования соцветий, цветения и формирования семян. Фосфор не препятствует переходу растения в состояние покоя, поэтому его смело можно вносить и во второй половине лета. Под влиянием фосфора побеги древесных растений лучше вызревают.
Фосфор повышает сопротивляемость растений к неблагоприятным условиям и болезням. Он полезен как раз перед переводом их в состояние покоя.
Калий способствует ускорению созревания овощных культур, улучшению качества продукции, увеличению сроков ее хранения в осенне-зимний период. Он необходим растениям в период образования цветков и плодов, улучшает сопротивляемость их к инфекциям и стрессам. Калий, как и фосфор, растение не станет использовать себе во вред.
Калий не входит в состав органических соединений растения, но принимает участие в процессах образования сахара, крахмала, белков.
Калий служит проводником в растении, при его участии строит растение сосудистые пучки и происходит движение растительных соков. Но работа калия этим не ограничивается. Калий делает растение более выносливым, помогает ему бороться с болезнями и непогодой. Если растение получает достаточно калия, оно легче переносит весенние заморозки и зимние морозы. Хлеба меньше полегают во время ветров и бурь, лучше противостоит грибковым заболеваниям, если они обеспечены калием.
Проявление недостатков макроэлементов
При недостатке азотного питания растения отстают в росте. Главный симптом преждевременное пожелтение нижних листьев. Листья бледно зеленые, желтоватые сначала на нижних частях побега, а потом и на верхних. Стремясь восполнить недостаток азота, растение перемещает его из нижних старых листьев в точки роста и молодые листья. Побеги тонкие, короткие, рост их слабый. При остром голодании прекращается рост листьев, и они опадают раньше времени. Цветение слабое, плоды мелкие, осыпаются. Для луковичных обеспеченность азотом означает хорошую подготовку луковиц к цветению в будущем году.
При сильном недостатке фосфора растение приостанавливает рост стеблей и листьев, происходит задержка цветения и созревания. Листочки с краев скручиваются, на черешках и стеблях появляются фиолетовые и красноватые пятна. На месте этих пятен ткань высыхает. Растение болеет. Побеги тонкие, оголенные, листья зеленые, тусклые. У листьев на нижних частях побегов ненормальная окраска жилок: бронзовая или пурпурная. Листопад начинается рано, засыхающие листья темного, почти черного цвета.
При резком недостатке калия листопад растянут: опадают сначала верхние листья на побеге, а потом нижние. Калий из старых листьев растения передвигается к верхушкам роста и идет на образование молодых побегов. Края листьев имеют обожженный вид: появляется полоска отмершей ткани по краю листовой пластинки, она резко выделяется на фоне остальной части листа. Такие признаки появляются на нижних (старых) листьях. Старые листья при этом отмирают, засыхают.
Источник
☰
Все живые организмы на Земле имеют сходный химический состав. Но при этом имеют некоторые особенности в соотношении различных веществ, отличающие их друг от друга. Например, в клетках растений в общей сложности содержится больше воды, чем в клетках животных. В свою очередь имеются небольшие различия в химическом составе у различных видов растений. Кроме того различные органы и ткани одного растения также различаются между собой по количеству в них тех или иных веществ.
Все живые организмы, в том числе растения, содержат в своем составе две группы химических веществ: 1) органические, 2) неорганические. Причем особенностью живых организмов является то, что органические вещества в них сильно преобладают над неорганическими (если не считать воду). Это касается как и массы, так и разнообразия.
Органические вещества растений
К основным органическим веществам живых организмов относят белки, жиры и углеводы. Также почти во всех живых клетках есть нуклеиновые кислоты. Они играют важную роль в передаче наследственной информации при размножении и делении клеток. Есть и другие органические вещества, но их намного меньше, чем белков, жиров и углеводов. Поэтому то, говоря об органических веществах, часто упоминают лишь белки, жиры и углеводы.
Главная функция белков — строительная. Они входят в состав многих органоидов клеток. Также белки помогают протекать химическим реакциям. Это ферментативная функция белков. Есть у них и другие функции. Различных видов белков существует огромное множество. Многие белки растений по своему строению отличаются от белков животных и других организмов.
Жиры и углеводы в растениях в основном играют роль запасных питательных веществ. Они обеспечивают растение энергией, когда ему это необходимо.
В процессе фотосинтеза в растениях синтезируется простой углевод — глюкоза. Далее при ее накоплении, в растениях из глюкозы синтезируется крахмал. Этим химический состав растений отличается от животных и грибов. В животных сложным углеводом, выполняющим функцию запасного вещества, является не крахмал, а гликоген.
Семена разных видов растений достаточно сильно могут отличаться между собой по преобладанию тех или иных органических веществ. Так в семенах пшеницы много углеводов, а в семенах подсолнечника — много жиров.
Неорганические вещества растений
К неорганическим веществам, которые входят в состав живых организмов, относятся вода и минеральные соли. Соли в основном распадаются на заряженные ионы.
Воду можно считать основой жизни. Именно в воде возможно протекание большинства химических реакций, а в живых организмов реакции идут очень интенсивно и в больших количествах. В различных органах растений процессы жизнедеятельности идут с разной интенсивностью. Поэтому органы различаются по количеству воды в них. Например, в семенах воды мало, так как зародыш в них «спит», и процессы замедлены или приостановлены. Чтобы семени прорасти, ему надо впитать воду (набухнуть). В листьях растений воды много, так как там активно идет синтез различных веществ.
Минеральные вещества, в основном соли, необходимы растениям для многих процессов жизнедеятельности, например, для фотосинтеза и роста. Растения всасывают минеральные вещества корнями вместе с водой, в которой они растворены. Далее по корню и стеблю водный раствор поднимается туда, где он особенно нужен. В листьях процентное содержание минеральных веществ больше, чем в корнях. Если растению не хватает какого-либо минерального вещества, то оно заболевает.
Источник
Цель урока:
- познакомить с химическим составом растений;
- дать представление о минеральных и
органических веществах, о различном содержании
воды в органах растений; - закреплять навыки обращения с лабораторным
оборудованием.
Оборудование: Стакан с водой,
пробирки, йод, марлевые салфетки, сухой спирт,
семена пшеницы или других злаков, семена
подсолнечника, лист чистой белой бумаги, кусочки
стебля, корня растений, металлическая ложка,
держатель, кожура апельсина или лимона.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- вещества, относящиеся к органическим;
- как экспериментальным путем можно доказать, что
в состав растений входит вода, минеральные
вещества, жиры, белки, углеводы; - индикатор на крахмал;
- значение минеральных и органических веществ
для развития и роста растений; - роль воды в жизни растений;
- растения, богатые белками;
- растения, содержащие много жиров;
- растения, накапливающие много углеводов.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием;
- делать выводы, используя результаты наблюдений,
полученные в ходе лабораторной работы; - отличать минеральные и органические вещества.
Ход урока
I. Организационный момент (1-1,5 минуты). Проверка
отсутствующих, внешнее состояние кабинета,
рабочих мест, наличие дежурных.
II. Изучение нового материала.
Учитель биологии:
Сегодня, ребята мы проведем необычный урок –
такой тип урока называется интегрированным,
вместе со мной урок будет проводить учитель
химии Ирина Викторовна.
Растения – это живой организм, часть природы,
поэтому все, что в нем происходит, подчиняется
законам природы, изучением которых занимается
химия. Тема нашего урока сегодня тесно
переплетается с теми знаниями, которые вы
получите на уроках химии, изучая превращения
одних веществ в другие.
Так что же это за наука – химия?
Учитель химии:
Наиболее простое и часто встречающееся
определение звучит следующим образом: химия –
наука о веществах и их превращениях.
Хочу обратить ваше внимание на слово
“превращение” в определении. Вспомните, когда
вы впервые его услышали? Думаю что при чтении
сказок. Только в сказках превращения происходят
каким-то удивительным, волшебным способом, а в
химии – по законам науки.
Ученые рассматривают несколько вариантов
происхождения слова “химия”. По мнению
древнегреческого писателя Плутарха, в глубокой
древности “хемами” называли жителей Египта. На
языке египтян слово “хема” означает черная
земля (чернозем).
По версии других ученых, в слове “химия”
отражен ее практический исток, “chymeia” –
наливание, настаивание. В этом – дальний
отголосок древней практики восточных лекарей –
фармацевтов, извлекающих соки лекарственных
растений и изучавших их.
Учитель биологии:
Сегодня тема нашего урока “Химический состав
растений”.
Цель урока:
1) познакомить с химическим составом растений;
2) дать представление о минеральных и
органических веществах, о различном содержании
воды в органах растений.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы
повторим с вами особенности отдельных структур
растения и раскроем их значение.
Вопросы:
- Что представляет собой клеточный сок и где в
клетках он находится? - Где находится запас питательных веществ в
семенах двудольных и однодольных? - Какие вещества откладываются в видоизмененных
побегах? - Какую функцию выполняет зона всасывания корня?
- По каким структурам растения передвигаются
питательные вещества?
Таким образом, вы уже знаете, что все живые
организмы имеют сходный химический состав. Они
состоят из воды, минеральных и органических
веществ (белков, жиров, углеводов).
К органическим веществам, которые называют
углеводами, относят крахмал, глюкозу, сахар и ряд
других.
Проведя лабораторную работу, легко убедиться,
что из этих веществ состоят и растения. Но при
проведении лабораторной работы необходимо знать
правила техники безопасности и назначение
лабораторного оборудования.
Учитель химии:
Химики в своих исследованиях используют
специальное оборудование. Простейшее из них –
это, например, уже знакомый вам нагревательный
прибор – спиртовка и различная химическая посуда,
в которой проводят и изучают превращения
веществ, т. е. химические реакции.
Справедливо говорят, что лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше –
подержать в руках и научиться пользоваться.
Поэтому ваше первое знакомство с химическим
оборудованием произойдет во время лабораторной
работы. Но прежде чем перейти к выполнению опытов
необходимо знать правила техники безопасности.
Подготовьте рабочее место, рационально
разместите вещества, штативы с пробирками,
спиртовку, принадлежности, чтобы не пришлось
тянуться через стол, опрокидывая рукавом
пробирки.
Все опыты проводить нужно над столом.
Многие химические процессы протекают при
нагревании, и поэтому мы познакомимся, как
работать со спиртовкой. Зажигают спиртовку с
помощью спичек. Чтобы потушить спиртовку, нельзя
дуть на пламя, для этой цели служит колпачок.
Чтобы пробирка не лопнула, сначала надо ее
прогреть по всей длине, проводя по ней пламенем.
III. Закрепление темы.
Учитель химии:
Сегодня на уроке мы научимся использовать ПТБ
при выполнении лабораторной работы. Перед Вами
лежат инструктивные карточки. Приложение 1.
Лабораторная работа №1. Химический
состав растений: определение неорганических
веществ.
Сейчас выполним 1 задание:
Перед вами стоит проблемный вопрос. Доказать
опытным путем и обнаружить вещества, которые
входят в состав: стебля, корня, листьев и семени.
Для этого ребята:
I ряда – исследуют кусочки стебля,
II ряда – корня,
III ряд – листья.
1) Положите в пробирку:
- 1 группа – кусочки стебля,
- 2 группа – корня,
- 3 группа – листьев или несколько семян и нагрейте
их на слабом огне.
Ребята что появилось на стенках пробирки? (Вода)
Следовательно, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Что в частях растения находится вода,
при нагревании эта вода испаряется и
превращается в газообразное вещество – пар, при
соприкосновении водяных паров со стенкой
пробирки пар превращается в воду.
А теперь приступим к выполнению 2 опыта,
прочитайте. Вспомните ПТБ при работе со
спиртовкой.
2) Нагрейте кусочки растения в металлической
ложке. Они обугливаются, появляется дым. Это
сгорают органические вещества. В ложке останется
зола, состоящая из несгорающих минеральных
веществ.
3) Сделайте вывод, какие неорганические
вещества входят в состав растений.
Учитель биологии: Приложение 1.
Лабораторная работа №2. Химический состав
растений: определение органических веществ.
Опыт 1.
1) Возьмите комочек теста (оно приготовлено из
муки семян растений, следовательно, имеет такой
же химический состав), положите его в мешочек из
марли. Хорошо промойте тесто в воде, налитой в
стакан.
2) В марле осталась тягучая клейкая масса –
клейковина. Клейковина сходна по составу с
белком куриного яйца и называется растительным
белком.
3) Добавьте в стакан с мутной водой, в которой
промывали тесто, 2-3 капли йода. Что вы
наблюдаете? Сравните свои результаты с
результатами среза клубня картофеля. Что вы
наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт 2.
1. Положите на бумагу семена подсолнечника, льна
(или других масличных культур) и раздавите их. Что
появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?
Сделайте вывод, какие органические вещества
входят в состав растений.
Работа с рабочими тетрадями.
Откройте рабочие тетради на стр.45 №104 (Пасечник
В.В.) и сделайте общий вывод к лабораторной
работе.
Вывод: Таким образом, в состав растений входят
органические вещества (белки, жиры, углеводы),
минеральные вещества и вода.
В органах различных растений содержится
неодинаковое количество воды, органических и
минеральных веществ. Мы сейчас в этом убедимся
при самостоятельной работе с учебником параграф
32 на стр. 142 и ответим на вопрос.
Во всех ли частях растения содержится
одинаковое количество воды?
Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов
ее еще больше – 96%, а в созревших семенах воды
содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые
растущие органы содержат до 90-95% воды, а
одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем,
что вода необходима для всех жизненно важных
процессов, происходящих в организме растений.
Поэтому клетки, в которых активно протекают
процессы жизнедеятельности, всегда содержат
много воды. В семенах минеральных солей
содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях – 4-5%,
в листьях – 10-15% массы, остальное приходится на
органические вещества.
Учитель химии:
Одинаковые части разных растений могут
содержать различное количество органических
веществ и минеральных солей. Посмотрите, у вас на
столах имеются таблицы. Если сравнить состав
семян пшеницы и подсолнечника по таблице 1, то
можно сделать следующие выводы: Зерновки
пшеницы содержат воды в два раза больше, чем в
семянке подсолнечника, а органических и
минеральных веществ больше в семенах
подсолнечника. Органических веществ в семенах
всех растений значительно больше, чем воды и
минеральных веществ. Приложение 2.
Учитель химии:
В семенах всех растений органических веществ
значительно больше, чем воды и минеральных
веществ. Соотношение веществ в органах растений
тоже может быть различно. Так, в зерновках
пшеницы белков 18%, углеводов 60%, жиров 2,1%, а в
семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%,
жиров 44%. На основании этой таблицы 2 можно сделать
вывод: содержание белков наибольшее в
семенах подсолнечника, самое большее содержание
углеводов в зерновках кукурузы, и почти в 10-20 раз
превышает содержание жиров в подсолнечнике, чем
в других зерновках. Приложение 2.
Подведем итог и заполним схему в рабочей
тетради на стр. 45 №105.(Пасечник В.В.)
Учитель химии:
В состав растений в очень малых количествах
входят и другие органические вещества, например
витамины.
Впервые предположение о существовании этих
особых свойств высказал русский врач-педиатр
Н.И.Лунин в 1880 г. Он кормил одну группу мышей
искусственно приготовленной пищей, состоящей из
чистых углеводов, белков и жиров, а другую –
природными питательными веществами: зернами
злаков, шариками из бобовой муки и кусочков мяса,
замешанными на молоке. Ученый обнаружил, что
первая группа мышей вскоре начала болеть, а затем
погибла. Вторая же группа продолжала чувствовать
себя хорошо. Лунин сделал вывод, что в состав пищи
второй группы мышей помимо белков, жиров и
углеводов входят еще какие-то очень важные для
жизни вещества. Позже их обнаружили и дали им
название “витамины”.
Вы не раз слышали об укрепляющем действии на
организм витамина С (химическое название этого
вещества – аскорбиновая кислота), как и о том, что
им богаты фрукты и овощи. Обнаружить витамин С
можно с помощью той же настойки йода, которую он
обесцвечивает.
Демонстрационный опыт №1. Определение
витаминов в соке фруктов.
Возьмем свежий сок апельсина, лимона, яблока.
Добавим несколько капель йодной настойки. Что
наблюдается при этом?
Йод обесцвечивается, это доказывает, что в
апельсине присутствует витамин С.
Особую группу растительных масел составляют
так называемые эфирные масла. Часто именно они
придают цветам, ягодам, фруктам и плодам
неповторимый запах.
Демонстрационный опыт №2. Определение
эфирных масел в соке цитрусовых.
Резко согнув корочку апельсина, “выстрелите”
соком на пламя спиртовки. Что при этом
наблюдается?
Эфирные масла – горючие органические вещества,
они-то и вызывают небольшой “фейерверк”.
Учитель биологии:
Минеральные и органические вещества
используются для построения тела растений, а
также принимают участие в различных процессах
жизнедеятельности, протекающих в растениях.
Недостаток или отсутствие какого-либо вещества
нарушает нормальное развитие растения и может
привести его к гибели.
Человек использует вещества, входящие в состав
растений. Чтобы получить муку и крупу, содержащие
углеводы и белки, выращивают пшеницу, рожь,
ячмень, кукурузу, овес.
Для лечения различных заболеваний человек
использует растения. Лекарственные свойства
растений зависят от содержащихся в них активно
действующих на организм веществ. В настоящее
время выявлены следующие группы таких веществ:
эфирные масла, антибиотики, витамины,
полисахариды, жирные масла и др.
Лекарственные растения в научной и народной
медицине применяются в виде химических
препаратов, экстрактов, отваров, настоев, а также
в виде порошков, мазей, таблеток, соков.
На территории Калмыкии произрастают более 100
видов лекарственных растений, около 50 из них
находят применение в научной медицине.
Сейчас прослушаем сообщения учащихся,
которые расскажут об использовании
лекарственных растений, о получении эфирных
масел.
Сообщение 1. Тысячелистник обыкновенный – известное
всем невысокое травянистое растение с
многократно рассеченными листьями. Из-за них оно
и получило свое русское название. Встречается
тысячелистник на лесных опушках, в парках, на
пустырях. Это растение хорошо известно в
народной медицине. Даже по некоторым его старым
народным названиям – солдатская трава,
порезник, порезная трава – можно догадаться,
что он когда-то использовался в качестве
кровоостанавливающего средства. В настоящее
время в медицине тысячелистник используется
кроме этого для изготовления препаратов,
оказывающих противовоспалительное действие, а
также средств, стимулирующих функции желез
желудочно-кишечного тракта. Настои и отвары
этого растения применяются при кожном зуде,
против угрей и при чешуйчатом лишае, для
дезинфекции ран и порезов, как полоскание при
стоматитах.
Сообщение 2. Василёк синий – цвет венчика
этого растения сделал этот цветок популярным и
среди крестьян, и среди царственных особ.
Известно, что очень любил васильки германский
император Вильгельм 1. Многие поэты и художники
видели в васильках украшение земли.
То, что мы называем цветком василька, на самом
деле – соцветие, состоящее из трубчатых (в центре)
и воронковидных (по краям) цветков.
Раньше из трубчатых (более тёмных) цветков
выжимали сок, который использовали для
окрашивания тканей в голубой и синий цвета.
Семянками василька сводили бородавки. В народной
медицине считалось, что настой из цветков
василька на снеговой воде улучшает зрение.
Настоем цветков на водке лечили простуду и
применяли его как потогонное,
противовоспалительное и желудочно-кишечное
средство. В смеси с ромашкой такой настой
используют и сейчас – при лечении почек.
Латинское название этого растения – Centaurea cyanus –
происходит от названия мифических существ –
кентавров. Обладая четырьмя быстрыми ногами,
кентавры, одновременно могли держать в руках
оружие и поэтому были прекрасными воинами.
Некоторые из них, согласно легендам,
прославились своей мудростью или добродетелью.
Сообщение 3. Наперстянка пурпуровая применялась
издавна в народной медицине Ирландии в качестве
слабительного и противолихорадочного средства.
Из сока наперстянки в средние века изготавливали
яд для испытания “ведьм” “судом Божьим”. В XVIII
веке английские врачи В. Куллен и В. Уайтерлинг
обнаружили способность наперстянки замедлять
ритм сердечных сокращений. В 1866 г. наперстянка
была включена в первое издание “Российской
фармакопеи”.
IV. Подведение итогов урока. Выставление
оценок.
V. Домашнее задание параграф 32.
Источник