Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта
Тест по теме: «Модели и моделирование»
Вариант 1
Модель есть замещение изучаемого объекта другом объектом, который отражает:
A) все стороны данного объекта;
Б) некоторые стороны данного объекта;
B) существенные стороны данного объекта;
Г) несущественные стороны данного объекта.
Информационной моделью организации занятий в школе является:
А) свод правил поведения учащихся В) расписание уроков;
Б) список класса; Г) перечень учебников.
Физической моделью является:
А) макет самолета; В) чертеж;
Б) карта; Г) диаграмма.
Информационной моделью является:
А) анатомический муляж; В) модель корабля;
Б) макет здания; Г) чертёж.
Из скольких объектов, как правило, состоит система?
А) из нескольких; В) из бесконечного числа;
Б) из одного; Г) она не делима.
Устное представление информационной модели называется:
А) графической моделью; В) табличной моделью;
Б) словесной моделью; Г) логической моделью.
7. Результатом процесса формализации является:
А) описательная модель; В) графическая модель;
Б) математическая модель; Г) предметная модель.
8. Информационной моделью организации занятий в школе является:
А) свод правил поведения учащихся В) расписание уроков;
Б) список класса; Г) перечень учебников.
9. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
анализ результата; 3) определение целей моделирования;
проведение исследования; 4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
А) 3-4-2-1; В) 2-1-3-4;
Б) 1-2-3-4; Г)3-1-4-2.
10. Процесс построения моделей называется:
А) моделирование; В) экспериментирование;
Б) конструирование; Г) проектирование.
11. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
А) таблица; В) схема;
Б) график; Г) чертеж.
12.Какие из следующих моделей не являются натуральными?
А)Модель автомобиля Б)плюшевый заяц Д)глобус
В) расписание занятий Г) чертеж корабля
13. Какое действие не является этапом моделирования?
А)коллекционирование марок В)проверка совпадения свойств объекта модели
Б)получение решения задачи Г)проверка макета здания на сейсмостойкость
14. Какая форма отображения графической модели применима для отображения процессов происходящих во времени
А)карта В)чертеж
Б) график Г) схема
15. Дополните предложение
Результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе, называется_______________________
16. Между четырьмя местными аэропортами: ВОСТОРГ, ЗАРЯ, ОЗЕРНЫЙ и ГОРКА, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:
Аэропорт вылета Аэропорт прилета Время вылета Время прилета
ВОСТОРГ ГОРКА 16:15 18:30
ОЗЕРНЫЙ ЗАРЯ 13:40 15:50
ОЗЕРНЫЙ ВОСТОРГ 14:10 16:20
ГОРКА ОЗЕРНЫЙ 17:05 19:20
ВОСТОРГ ОЗЕРНЫЙ 11:15 13:20
ЗАРЯ ОЗЕРНЫЙ 16:20 18:25
ВОСТОРГ ЗАРЯ 14:00 16:15
ЗАРЯ ГОРКА 16:05 18:15
ГОРКА ЗАРЯ 14:10 16:25
ОЗЕРНЫЙ ГОРКА 18:35 19:50
Путешественник оказался в аэропорту ВОСТОРГ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт ГОРКА.
1) 16:15 2) 18:15 3)18:30 4) 19:50
1
4
1
B
1
2
C
4
2
3
D
3
E
1
17. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними
железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую
18. В таблицах приведена стоимость перевозки грузов между соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие станции не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Стоимость перевозки грузов от пункта В до пункта D равнялась 7».
2)
3)
4)
A
B
C
D
A
2
2
B
2
4
C
4
4
D
2
4
A
B
C
D
A
2
1
1
B
2
4
C
1
4
1
D
1
1
A
B
C
D
A
1
3
6
B
1
2
C
3
2
D
6
A
B
C
D
A
3
2
1
B
3
2
C
2
2
4
D
1
4
Тест по теме: «Модели и моделирование»
Вариант 2
Как называется упрощенное представление реального объекта?
А) оригинал; В) модель;
Б) прототип; Г) система.
Процесс построения моделей называется:
А) моделирование; В) экспериментирование;
Б) конструирование; Г) проектирование.
Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
А) таблица; В) схема;
Б) график; Г) чертеж.
Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
А) материальные; В) предметные;
Б) информационные; Г) словесные.
Схема электрической цепи является:
A) табличной информационной моделью;
Б) иерархической информационной моделью;
B) графической информационной моделью;
Г) словесной информационной моделью.
6. Материальной моделью является:
А) макет самолета; В) чертеж;
Б) карта; Г) диаграмма.
7. Генеалогическое дерево семьи является:
A) табличной информационной моделью; B) сетевой информационной моделью;
Б) иерархической информационной моделью; Г) словесной информационной моделью.
8. Знаковой моделью является:
А) анатомический муляж; В) модель корабля;
Б) макет здания; Г) диаграмма.
9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?
А) из нескольких; В) из бесконечного числа;
Б) из одного; Г) она не делима.
10. Инструментом для компьютерного моделирования является:
А) сканер; В) принтер;
Б) компьютер; Г) монитор.
11. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
А) графического редактора; В) операционной системы;
Б) текстового редактора; Г) языка программирования.
12. Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного использования его в качестве модели человека
А) способность мыслить и разговаривать Б) способность ходить
В)умение брать и перемещать детали, закручивать болты, гайки и т.д. Г)обеспечивать внешнее сходство с человеком
13. Неадекватной моделью для объекта Земной шар является:
А)карта в) глобус
Б) воздушный шар
14) Какие из следующих моделей являются вербальными
А)характеристика главного героя в литературном произведении В) родословное дерево
Б)правила дорожного движения Г)план квартиры
Д)инструкция по настройке телевизора
15. Дополните предложение
В таблицах, представляющих собой ____________________________, отражается качественный характер связи между объектами.
16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка ЛЕСНОЕ и увидел следующее расписание автобусов:
Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия
ЛЕСНОЕ ОЗЕРНОЕ 07:45 08:55
ЛУГОВОЕ ЛЕСНОЕ 08:00 09:10
ПОЛЕВОЕ ЛЕСНОЕ 08:55 11:25
ПОЛЕВОЕ ЛУГОВОЕ 09:10 10:10
ЛЕСНОЕ ПОЛЕВОЕ 09:15 11:45
ОЗЕРНОЕ ПОЛЕВОЕ 09:15 10:30
ЛЕСНОЕ ЛУГОВОЕ 09:20 10:30
ОЗЕРНОЕ ЛЕСНОЕ 09:25 10:35
ЛУГОВОЕ ПОЛЕВОЕ 10:40 11:40
ПОЛЕВОЕ ОЗЕРНОЕ 10:45 12:00
Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ПОЛЕВОЕ согласно этому расписанию.
1) 10:30 2) 11:25 3)11:40 4) 11:45
17. В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую.
2
4
1
B
2
C
4
5
D
1
4
E
5
4
18. В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пункты не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Максимальная протяженность маршрута от пункта C до пункта B не больше 6». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом через любой насеченный пункт маршрут должен проходить не более одного раза.
1)
2)
3)
4)
A
B
C
D
E
A
4
3
7
B
4
2
C
3
6
D
2
6
1
E
7
1
A
B
C
D
E
A
2
5
6
B
2
3
C
5
D
3
1
E
6
1
A
B
C
D
E
A
2
2
6
B
2
C
2
2
D
2
2
2
E
6
A
B
C
D
E
A
5
2
6
B
5
5
C
2
2
D
5
2
3
E
6
3
Тест по теме: «Модели и моделирование»
Вариант 3
Инструментом для компьютерного моделирования является…
А) сканер В) монитор
Б) компьютер Г) принтер
2. В отношении «объект – информационная модель» не находятся..
А) одежда – выкройка В) лампа – свет
Б) движение – законы Ньютона Г) класс – список учеников
3. К числу математических моделей относятся
А) милицейский протокол В)формула нахождения квадратного корня
Б) правила дорожного движения Г) кулинарный рецепт
4. Модель – это…
А) уменьшенная копия предмета В)профессия в шоу-бизнесе
Б) объект, который рассматривается вместо другого для каких-то целей
5. Какие из моделей можно рассматривать в качестве информационной модели человека:
А) характеристика с места учебы В) компьютер
Б) медицинская карта Г)личная карточка работника предприятия
Д) кукла
6. Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени:
А) Мягкие игрушки В) учебники
Б) подопытные животные Г)заводные игрушки
Д) глобус
7. Какие из следующих моделей не являются натуральными:
А) модель машины В)глобус
Б) плюшевый заяц Г)расписание занятий
Д) чертеж корабля
8. Информационной моделью, описывающей организацию учебного процесса школы, является
А)классный журнал В) список учащихся школы
Б)расписание уроков Г)перечень учебников
9. Предметной моделью является
А) чертеж В)карта
Б)диаграмма Г) макет здания
10.К какому типу относится таблица – информационная модель «Баскетбольная секция»
Дата рождения
рост
вес
Дата медосмотра
Иванов И. П.
14.11.1995
182
75
14.03.2007
Петров Г. А.
12.02.1996
191
71
15.04.2007
А) Объект-свойство В)объект-объект
Б) матрица Г) двоичная матрица
11.Двоичная матрица отражает
А) количественные характеристики (свойства объекта)
Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого
В) взаимосвязи между разными объектами
Г) качественный характер связей между объектами
12.Имитационные модели воспроизводят поведение (работу)
А) предприятий торговли В)погода на завтрашний день
Б) учреждения «Скорой помощи» Г)транспортных систем
Д) доменной печи
13. Материальной моделью является:
А) макет самолета; В) чертеж;
Б) карта; Г) диаграмма.
14. Устное представление информационной модели называется:
А) графической моделью; В) табличной моделью;
Б) словесной моделью; Г) логической моделью.
15. Дополните предложение
Вычислительный эксперимент в некоторых случаях может заменить __________________ физический эксперимент.
16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка ЧЕРНОЕ и увидел следующее расписание автобусов:
Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия
СВЕТЛОЕ ЧЕРНОЕ 06:15 08:55
КРАСНОЕ ЛАЗАРЕВО 07:15 09:45
ЧЕРНОЕ КРАСНОЕ 07:30 11:40
ЧЕРНОЕ ЛАЗАРЕВО 08:25 10:45
КРАСНОЕ СВЕТЛОЕ 09:05 10:25
ЧЕРНОЕ СВЕТЛОЕ 09:10 11:50
ЛАЗАРЕВО КРАСНОЕ 10:30 13:00
ЛАЗАРЕВО ЧЕРНОЕ 11:05 13:45
СВЕТЛОЕ КРАСНОЕ 12:10 13:25
КРАСНОЕ ЧЕРНОЕ 13:10 17:25
Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте КРАСНОЕ согласно этому расписанию.
1) 11:40 2) 13:00 3)13:10 4) 13:25
3
1
B
3
2
1
C
2
4
D
1
1
4
17. В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними
населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую таблице.
18. В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пункты не соединены автомагистралями. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Общая протяженность маршрута от пункта А до пункта С равнялась 8». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом любой населенный пункт должен встречаться на маршруте не более одного раза. 1)
2)
3)
4)
A
B
C
D
A
2
2
B
2
2
2
C
2
D
2
2
A
B
C
D
A
2
B
2
1
1
C
1
3
D
1
3
A
B
C
D
A
2
2
B
2
1
3
C
1
3
D
2
3
3
A
B
C
D
A
3
1
B
3
2
C
2
1
D
1
1
Тест по теме: «Модели и моделирование»
Вариант 4
1. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
А) материальные; В) предметные;
Б) информационные; Г) словесные.
2. На уроке биологии учащиеся берут пробы из воды в близлежайшей речке, чтобы в школьной лаборатории проверить её чистоту. Что является объектом исследования?
А) объект «река» В) процесс загрязнения водоема
Б) система «водоем» Г) объект вода и его параметры: прозрачность, чистота и т.д.
3. Примерами информационной модели исторических событий является:
А) Бородинская панорама В)экспонаты «Бородинское сражение»
Б) стихотворение А. С. Пушкина «Бородино» Г)карта местности, отражающая расстановку сил к началу боя и направления удара войск
4.Выберете параметры объекта «ученик», которые необходимы для создания информационной модели ученика, представленной в школьном журнале
А) Фамилия В) Имя Д) Оценки
Б) Вес Г) Рост
5. Учитель на уроке рассказывает о гибели динозавров. К какому виду моделей (по способу представлению)можно отнести его рассказ?
А)Информационная В) вербальная
Б) Материальная Г)Образная
6. Предметной моделью является
А) граф В)диаграмма
Б)схема Г) макет машины
7. Таблица типа «объект-объект» отражает
А) количественные характеристики (свойства объекта)
Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого
В) взаимосвязи между разными объектами
Г) качественный характер связей между объектами
8. Какими свойствами должен обладать производственный робот для успешного использования его в качестве модели человека
А) способность мыслить и разговаривать
Б) способность ходить
В)умение брать и перемещать детали, закручивать болты, гайки и т.д.
Г)обеспечивать внешнее сходство с человеком
9. К какому типу относится таблица – информационная модель «Посещение факультативов»
Танцы
Рисование
Радио кружок
Иванов И. П.
1
1
Петров Г. А.
1
А) Объект-свойство В)объект-объект
Б) матрица Г) двоичная матрица
10. Таблица типа «объект-свойство» содержит
А) информацию, где одна строка содержит информацию об одном объекте
Б) сведения, которые позволяют отличить один объект от другого
В) взаимосвязи между разными объектами
Г) качественный характер связей между объектами
11. В отношении «объект – информационная модель» не находятся..
А) одежда – выкройка В) лампа – свет
Б) движение – законы Ньютона Г) класс – список учеников
12. Какие модели учитывают изменение свойств моделируемого объекта от времени:
А) Мягкие игрушки В) учебники
Б) подопытные животные Г)заводные игрушки
Д) глобус
13. Какие из следующих моделей не являются натуральными:
А) макет здания В)глобус
Б) игрушечный кот Г)расписание проезда автобусов
Д) чертеж болта
14. Генеалогическое дерево семьи является:
A) табличной информационной моделью; B) сетевой информационной моделью;
Б) иерархической информационной моделью; Г) словесной информационной моделью.
15. Дополните предложение
______________________ модель воспроизводит поведение сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом
16. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию поселка КАЛИНИНО и увидел следующее расписание автобусов:
Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия
КАМЫШИ КАЛИНИНО 08:15 09:10
КАЛИНИНО БУКОВОЕ 09:10 10:15
РАКИТИНО КАМЫШИ 10:00 11:10
РАКИТИНО КАЛИНИНО 10:05 12:25
РАКИТИНО БУКОВОЕ 10:10 11:15
КАЛИНИНО РАКИТИНО 10:15 12:35
КАЛИНИНО КАМЫШИ 10:20 11:15
БУКОВОЕ КАЛИНИНО 10:35 11:40
КАМЫШИ РАКИТИНО 11:25 12:30
БУКОВОЕ РАКИТИНО 11:40 12:40
Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте РАКИТИНО согласно этому расписанию.
1) 12:25 2) 12:30 3)12:35 4) 12:40
17. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними
1
4
1
B
1
2
C
4
2
3
D
3
E
1
железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую
18. В таблицах приведена стоимость перевозки грузов между соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие станции не являются соседними. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Стоимость перевозки грузов от пункта В до пункта D равнялась 7».
2)
3)
4)
A
B
C
D
A
2
2
B
2
4
C
4
4
D
2
4
A
B
C
D
A
2
1
1
B
2
4
C
1
4
1
D
1
1
A
B
C
D
A
1
3
6
B
1
2
C
3
2
D
6
A
B
C
D
A
3
2
1
B
3
2
C
2
2
4
D
1
4
Источник
1.1.1. Модели и моделирование
Человек стремится познать объекты (предметы, процессы, явления) окружающего мира, т. е. понять, как устроен конкретный объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с другими объектами. Для решения многих практических задач важно знать:
• как изменятся характеристики объекта при определённом воздействии на него со стороны других объектов («Что будет, если…?»);
• какое надо произвести воздействие на объект, чтобы изменить его свойства в соответствии с новыми требованиями («Как сделать, чтобы…?»);
• какое сочетание характеристик объекта является наилучшим в заданных условиях («Как сделать лучше?»).
Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект — прототипом или оригиналом. Примеры моделей приведены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Примеры моделей
К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (Солнечная система) или слишком мал (атом), когда процесс протекает очень быстро (переработка топлива в двигателе внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические процессы), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих (атомный взрыв), привести к разрушению его самого (проверка сейсмических свойств высотного здания) или когда создание реального объекта очень дорого (новое архитектурное решение) и т. д.
Модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.
Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все признаки объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования — назначением будущей модели. Эти признаки называются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.
Подумайте, какие признаки объекта «театр» будут существенными при создании его модели с точки зрения: 1) строительной компании, занимающейся возведением здания театра; 2) режиссёра, готовящего постановку нового спектакля; 3) кассира, продающего билеты; 4) зрителя, собирающегося посетить представление.
Модель — это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.
Моделирование — метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.
Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму, обычный глобус отражает ещё расположение материков, а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.
Отразить в модели признаки оригинала можно разными способами.
Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).
Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков представления (кодирования) информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж и т. д. Такую модель называют информационной. В дальнейшем мы будем рассматривать именно информационные модели.
Информационная модель — описание объекта-оригинала на одном из языков представления (кодирования) информации.
1.1.2. Этапы построения информационной модели
Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построение информационной модели начинается с анализа условия этой задачи, выраженного на естественном языке (рис. 1.2).
В результате анализа условия задачи определяется объект моделирования и цель моделирования.
После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, существенные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результатами.
Следующим этапом построения информационной модели является формализация — представление выявленных связей и выделенных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).
Формализация — это замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.
Рис. 1.2. Этапы создания информационной модели
Пример. Ученик 9 класса к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А, С. Пушкина «Евгений Онегин», содержащие 42 строки. Сколько ему потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку он может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 2 секунды больше, чем на запоминание предыдущей строки?
В данном случае объектом моделирования является процесс запоминания стихотворения учеником; цель моделирования состоит в том, чтобы получить формулу для расчёта времени, необходимого ученику для заучивания стихотворения.
С точки зрения цели моделирования, существенной является следующая информация: время запоминания первой строки (5 секунд); разница во времени запоминания очередной и предыдущей строк (2 секунды); количество строк, подлежащих запоминанию (42 строки). Это исходные данные. Результатом должно стать время, необходимое для заучивания всех 42 строк фрагмента романа.
Так как время для заучивания каждой строки, начиная со второй, получается добавлением ко времени, требуемому для заучивания предыдущей строки, постоянного числа, то можно говорить об арифметической прогрессии: б, 7, 9, 11, …
Первым членом этой прогрессии является а1 = 5, разность прогрессии d = 10, число членов прогрессии n = 42.
Из курса алгебры известна формула для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии:
Эта формула и является искомой информационной моделью. С её помощью самостоятельно вычислите время, необходимое ученику для заучивания стихотворения.
Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив информационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.
По адресу https://earth.google.com/intl/ru/ размещено приложение «Google Планета Земля», предоставляющее возможность путешествовать по нашей планете, не вставая с кресла. Это трёхмерная модель планеты, перемещаясь по которой вы можете: просматривать спутниковые фотографии земной поверхности; осматривать города, отдельные здания и всемирно известные достопримечательности в трёхмерном изображении; исследовать отдалённые галактики, созвездия и планеты; совершать путешествия в прошлое и т. д.
1.1.3. Классификация информационных моделей
Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.
Если взять за основу классификации предметную область, то можно выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.
В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющиеся с течением времени) модели.
В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, в виде формулы и т. д.
Образные информационные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.
В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Модель — это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.
Моделирование — метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.
Цель моделирования (назначение будущей модели) определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.
Различают натурные и информационные модели. Натурные модели — реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели — описания объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.
Формализация — процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.
По форме представления различают образные, знаковые и смешанные (образно-знаковые) информационные модели.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование?
3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:
а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.
4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.
5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:
а) представления объектов окружающего мира;
б) объяснения известных фактов;
в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;
г) прогнозирования;
д) управления.
Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
6. Приведите пример информационной модели:
а) ученика вашего класса;
б) игрока баскетбольной команды;
в) пациента ветеринарной лечебницы;
г) квартиры жилого дома;
д) книги в библиотеке;
е) диска с аудиозаписями музыкальных произведений;
ж) города.
7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?
8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.
9. Ознакомьтесь с 3D-моде л я ми, размещёнными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.sc.edu.ru/). К какому классу моделей их можно отнести?
Задания №5 и №6 к §1.1 учебника.
В практической части урока можно предложить ученикам познакомиться с приложением “Google Планета Земля” и найти с его помощью информацию о следующих объектах:
1) Австралия, Sydney Opera House: 33°51’24.34″S 151°12’54.17″E
2) Великобритания, Лондон, Бигбен, Вестминстерское аббатство: 51°29’59.60″N 0°7’27.46″W
3) Греция, Акрополь: 37°58’16.69″N 23°43’34.10″E
4) Египет, пирамиды Хеопса: 29°58’41″N 31°7’53″E
5) Италия, Рим, Колизей: 41°53’24.65N 12°29’32.85E
6) Казахстан, космодром “Байконур” (одна из стартовых площадок): 45°59’46.06″N 63°33’50.18″E
7) Нидерланды, Амстердам, главная площадь, рядом с музеем восковых фигур “Мадам Тюссо”: 52°22’22.76″N 4°53’33.14″E
8) Россия, Волгоград, статуя Родины-Матери: 48°44’32.47″N 44°32’12.93″E
9) США, Ниагарский водопад: 43° 4’40.36″N 79° 4’31.48″W
10) Франция, Эйфелева Башня: 48°51’29.54″N 2°17’39.69″E
Второй вариант практической работы можно организовать на основе анимированных 3D моделей строений, образующих ансамбль московского Кремля (Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др.), находящихся в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).
Источник