Какие механизмы реализации требований кодекса в нем содержатся

Какие механизмы реализации требований кодекса в нем содержатся thumbnail

Основные направления эволюции государственной службы связываются сегодня с разработкой идей new public management (“нового государственного менеджмента”) и формированием гибких и эффективных систем управления, способных легко адаптироваться к изменяющейся внешней среде и предоставляющих чиновнику большую свободу действий; с повышением открытости государственной службы; усилением требований к этичности деятельности и поведения служащих; повышением моральных стандартов поведения чиновников; актуализацией значения личностных факторов служебной деятельности[1]. Используемые в области управления механизмы и методы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений все шире находят применение и в сфере государственной службы.

Опыт зарубежных стран показывает, что разработка инструментария реализации этических требований, предъявляемых к работникам любой сферы профессиональной деятельности и обеспечивающих безусловное выполнение этих требований каждым должностным лицом, — одно из важнейших условий жизнеспособности и эффективности этических нормативных актов.

Механизмы управления нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы

Для обеспечения реализации этических принципов в мировой практике служебной деятельности как в государственной, так и в негосударственной сфере используются и положительно себя зарекомендовали такие механизмы, как:

  • — этические кодексы;
  • — комитеты по этике;
  • — тренинг; социальный аудит;
  • – специальные службы, рассматривающие факты нарушений сотрудниками организации этических требований, а также претензии граждан по этическим вопросам[2];
  • — институт присяги.

Этические кодексы

Большой и полезный опыт разработки этических кодексов был накоплен в середине прошлого века в сфере западного бизнеса, когда, стремясь поддержать свой имидж в глазах общественности и завоевать се доверие и поддержку, многие корпорации разрабатывал и этические кодексы. Некоторые из этих кодексов действуют до сих пор, составляя “моральное кредо” корпорации. Например, Этический кодекс компании “Джонсон и Джонсон”, принятый еще в 1945 г., до сих пор существует в неизменном виде. Всемирно известная японская компания Matsushita Electric. Industrial Company, Ltd и сегодня руководствуется Этическим кодексом, разработанным в 1932 г. ее основателем и неизменным руководителем Коносуке Мацусита. В 70-х гг. XX в. свои этические кодексы имели около 90% компаний США, насчитывающих свыше 500 работников, и 45% более мелких фирм. Инициаторами и разработчиками этих кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала компаний.

Целью создаваемых кодексов была легитимация обсуждения этических проблем, поддержка способности личности к сопротивлению неэтичным требованиям непосредственных начальников, а также руководство, помощь и поддержка для тех, кто намерен поступать справедливо.

Девяностые годы прошлого века отмечены созданием международных деловых кодексов. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз новой системы этических стандартов, соответствующих требованиям постиндустриального общества, заложен в Принципах ведения бизнеса, принятых в 1994 г. лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и США в швейцарском городке Ко и получивших широкое признание в мире международного делового сообщества. Одними из ключевых позиций этого кодекса стали социальная ответственность бизнеса, забота об окружающей среде, переход от буквы закона к духу взаимного доверия. Этические требования составляют важную и неотъемлемую часть нормативного регулирования и государственной службы в развитых странах. Опираясь на эмпирические исследования роли этических кодексов в формировании нравственных стандартов поведения в организациях, зарубежные ученые приходят к выводу о том, что этические кодексы оказывают значительное влияние на мораль служащих и их представления о допустимом поведении.

Выработаны и практикуются разные подходы к оформлению этических требований к государственным служащим. Один из них предусматривает “встраивание” этических принципов, норм и стандартов поведения непосредственно в законодательство, как это сделано в Германии, что позволяет применять соответствующие механизмы их реализации и конкретизировать ответственность за их нарушение или недолжное соблюдение.

Второй подход предполагает, что наряду с общими принципами, закрепленными в законодательстве, создаются собственно этические кодексы или своды правил. Обеспокоенность серьезностью проблем, создаваемых коррупцией, которая стала приобретать глобальные масштабы и может поставить под угрозу стабильность и безопасность обществ, подорвать демократические и моральные ценности и нанести ущерб социальному, экономическому и политическому развитию, побудила Генеральную ассамблею ООН к принятию 12 декабря 1996 г. Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, в числе основных этических принципов которого названы законность, компетентность и добросовестность; внимательность и справедливость; беспристрастность при выполнении своих функций и в отношениях с общественностью.

В Великобритании, парламентаризм которой насчитывает более семисот лет, этические стандарты государственной службы, формировавшиеся и передававшиеся из поколения в поколение государственных чиновников на протяжении столетий, были закреплены в 1995 г. в документе под названием “Семь принципов поведения в публичной сфере”, подготовленном Комитетом по стандартам публичной сферы Палаты общин парламента Великобритании (Committee on Standards in Public Life).

С тех пор эти принципы стали рассматриваться в качестве главных ориентиров при определении этических стандартов в британской публичной сфере. На основе рекомендаций Комитета все государственные учреждения должны были разработать свои кодексы поведения, содержащие эти семь принципов. Каждый британский государственный служащий, включая министров и членов парламента, теперь носит в кармане пиджака специальную памятку, в которой лаконично изложены требования служебного кодекса. За соблюдением этих правил следят два Комитета — по стандартам публичной сферы при Кабинете министров и по стандартам и привилегиям Палаты общин.

Во Франции, где сложились достаточно прочные принципы служебной этики в государственной службе, этическая программа нацелена прежде всего на “зоны коррупционного риска” и выполнение важнейших задач в сфере гласности, контроля, системы пресечений различных нарушений, деонтологии и этики, на развитие и закрепление в поведении государственных служащих социально ориентированных этических ценностей.

Читайте также:  Гемоглобин в каких продуктах содержится таблица

В Австралии действует обязательная Инструкция по официальному поведению служащих Австралийского Союза. Аналогичные инструкции существуют во всех субъектах федерации.

На Филиппинах принят Кодекс поведения и этических стандартов должностных лиц и государственных служащих как документ, обеспечивающий поддержание освященного временем принципа государственной службы как службы общественного доверия, согласно которому исполнение государственной должности является признаком доверия со стороны общества. В документе устанавливаются стимулы и награды за примерное поведение, а также перечисляются запрещенные действия и меры наказания за их совершение[3].

Как отмечалось ранее, в 2000 г. Комитет министров Совета Европы принял Модельный кодекс поведения для государственных служащих, рекомендовав правительствам государств-членов содействовать разработке на его основе и принятию национальных кодексов. В целях этизации государственных служащих в нем предлагается сделать кодекс “составной частью условий труда государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним”, что предполагает включение этических требований в текст служебного контракта гражданского служащего и, следовательно, в случае их нарушения распространение на них предусмотренных национальным законодательством санкций.

В Японии широко используется метод разработки карт этики — набора этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. В них содержится также имя и помер телефона консультанта организации по этическим вопросам.

Источник

Механизмы реализации требований к служебному поведению госслужащего

В условиях моральной эрозии, поразившей сегодня все слои российского общества, именно государственная служба в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества, гарантом успехов в построении действительно демократического социального правового государства, но при условии ее нравственного самоочищения и осознания своей миссии служения обществу.

Этим обусловлено особое внимание к нравственным аспектам деятельности государственных служащих. Актуальность проблемы преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса гражданских служащих подтверждена указами Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)»».

Одним из основных принципов функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих является «этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ», а в число принципов, на основе которых должно осуществляться взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества, включены требования подконтрольности системы государственной службы государству и гражданскому обществу, беспристрастности государственных служащих при исполнении должностных (служебных) обязанностей, а также соблюдения ими этических норм и правил поведения.

Общие направления развития государственной службы сегодня постепенно приобретают все более ясные очертания по мере принятия и вступления в силу федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также пакета нормативных документов, утвержденных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, в ряд статей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включены требования к служебному поведению гражданских служащих, что само по себе является новацией: впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы должного служебного поведения государственных служащих, В служебных регламентах также предусматривается закрепление ряда норм нравственного характера.

Закон принципиально изменил, по сравнению с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», порядок разрешения этической коллизии, связанной с получением неправомерного распоряжения руководства. Статья 15 Закона гласит, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение» и должен нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за исполнение такого поручения наравне с отдавшим его руководителем.

Широкий социальный смысл понятия «служебное поведение» вытекает и из содержания ст. 18 Закона. Включенные в нее требования к служебному поведению гражданских служащих определяют не только корпоративное поведение должностных лиц в своей профессиональной среде и их отношение к своему служебному долгу, предписывая добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, соблюдение установленных Законом ограничений и предостерегая от совершения поступков, порочащих честь и достоинство гражданского служащего, и возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Прежде всего ст. 18 Закона устанавливает характер взаимоотношений с гражданами, признание, соблюдение и защита прав и свобод которых определяют смысл и содержание профессиональной деятельности государственных служащих. Исходя из этого ведущего принципа гражданский служащий, согласно требованиям Закона, обязан проявлять корректность в обращении с гражданами, уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций.

Что же касается нравственного аспекта служебного поведения должностных лиц, то, в отличие от других стран, где в течение уже многих лет проблемы профессиональной этики вообще и этики государственной службы в частности привлекают самое серьезное внимание и специалистов, и общественности, где разработаны и активно действуют этические кодексы служебного поведения государственных служащих, в нашей стране эта проблема пока остается на периферии внимания научной общественности и политиков.

Реализация нравственных принципов деятельности государственных служащих настоятельно требует решения ряда неотложных и взаимосвязанных задач.

  • 1. Необходимо принятие Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих как моральной основы служебного поведения чиновников, как системы критериев нравственного компонента оценки профессионального уровня гражданских служащих, инструмента отбора, аттестации, конкурса и иных процедур прохождения государственной службы. В основе Кодекса как систематизированного перечня основополагающих принципов, в наиболее общей форме выражающих требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению профессиональной деятельности гражданских служащих, должна быть заложена идея общественного служения, вытекающая из положений Конституции РФ о социальном характере российского государства.
  • 2. Решение задачи законодательного регулирования профессиональной этики гражданских служащих, предусмотренной Федеральной программой реформирования государственной службы, требует правового закрепления Кодекса в форме закона, как это сделано, например, в США, где еще в 1978 г. был принят конгрессом и подписан президентом Закон о правительственной этике.
  • 3. Реализация этого закона должна обеспечиваться системой механизмов, включающих: государственный контроль в виде специального государственного органа, обеспечивающего наблюдение и контроль за состоянием нравственности кадрового корпуса государственной службы, по примеру Бюро правительственной этики в США; служебный контроль в виде штата государственных служащих, наделенных функциями служебного контроля за этичностью поведения гражданских служащих, как это практикуется во многих странах; гражданский контроль в виде независимых общественных организаций, осуществляющих контроль за выполнением гражданскими служащими требований утвержденного законом Кодекса профессиональной этики гражданских служащих.
  • 4. Поскольку этические нормы становятся внутренним регулятором поведения человека лишь при условии их интериоризации, необходимо включить курсы этики и культуры поведения в учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, как и в систему общего образования в целом.
  • 5. Воспитание необходимых сегодня российскому чиновнику нравственных качеств – гражданственности, патриотизма, честности и порядочности, неподкупности и социальной ответственности – предполагает социальную и государственную востребованность этих качеств и всемерную их поддержку со стороны государства – и правовую, и моральную. Государственный служащий должен чувствовать себя защищенным и от произвола начальства, и от коррумпированного давления неформальных групп и группировок, объединенных узковедомственными или личными целями, вступающими в противоречие с интересами общества и государства.
Читайте также:  В каких продуктах содержатся все необходимые витамины для человека

Формирование положительной мотивации государственного служащего к добросовестному, честному служению общественному и государственному интересу, выполнению своего гражданского и служебного долга не может быть успешным, если его обязанности не будут уравновешены обязанностями государства по обеспечению условий и стабильности его труда, правовой защиты и достойного уровня жизни его и его семьи. На фоне перманентной неудовлетворенности уровнем социальной защищенности мотивационный компонент профессиональной этики гражданского служащего приобретает материально-прагматическую направленность, что создает благоприятный фон для деформаций профессиональных ценностей, нарушений норм служебного поведения и развития конфликтов интересов.

Служебная этика и стандарт этики- самые широкие понятия в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики: Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. Все эти требования делятся на две подгруппы. Первая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали(подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель). Вторая подгруппа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Стандарт этики руководителя таможенных органов наиболее четко определяет Кодекс Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее – КОДЕКС) определяет морально-этические принципы и правила поведения. Гражданин России, избравший профессию таможенника, добровольно возлагает на себя ответственность и обязанность неукоснительно выполнять положения КОДЕКСА, профессионально и честно, в соответствии с высокими моральными принципами поддерживать и укреплять авторитет Федеральной таможенной службы.

1. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации:

должны быть преданны своему Отечеству, защищать его экономические интересы и безопасность, сохранять верность Конституции, Любовь к Родине, верность долгу, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

обязаны быть примером законопослушания, дисциплинированности и исполнительности, осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации; профессионализм, компетентность, честность, порядочность и безупречная репутация – основы доверия общества, граждан, представителей делового сообщества к должностному лицу таможенного органа.

  • 2. Таможенник – представитель Российской Федерации. По культуре его речи и поведения, интеллекту, манерам, внешнему виду, форме одежды судят о таможенной службе и в целом о государстве. Таможенник обязан оправдывать эту высокую честь.
  • 3. С целью обеспечения высокого уровня выполнения своих должностных функций и для улучшения качества представляемых услуг должностные лица таможенных органов обязаны быть тактичны, корректны, внимательны к гражданам и участникам ВЭД, всеми своими действиями обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
  • 4. При осуществлении своей деятельности должностные лица таможенных органов должны быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, участников ВЭД, не использовать свое служебное положение для достижения личных интересов. При этом, должностным лицам следует использовать все законные средства, чтобы обеспечить участникам ВЭД условия для исполнения их обязательств и реализации предоставленных им законом прав.
  • 5. При исполнении служебных полномочий должностные лица таможенных органов должны соблюдать политическую нейтральность. Не способствовать и не допускать деятельности по созданию в Федеральной таможенной службе отделений политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением разрешенных законодательством). В рамках своей служебной деятельности не допускать публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов, их руководителей.
  • 6. Должностные лица таможенных органов Российской Федерации:
Читайте также:  В каких продуктах содержится глюкозамина гидрохлорид

призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий;

обязаны:

  • – не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности;
  • – уведомлять начальника таможенного органа (представителя нанимателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких либо лиц в целях склонения к свершению коррупционных правонарушений;

должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей; любые предложения каких-либо услуг, извлечения выгоды, подношений и подарков должны рассматриваться таможенником как попытки подтолкнуть его к нарушению установленного порядка и служебной дисциплины.

  • 7. Все должностные лица таможенных органов должны принимать активное участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе, свободной от дискриминации и насилия, в укреплении взаимного доверия и корпоративного духа.
  • 8. Для каждого должностного лица таможенного органа Российской Федерации должно быть нормой безусловное соблюдение этических норм и правил поведения, представленных в настоящем Кодексе.

Государственная служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным обликом государственного служащего в таможенном деле. Как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий к нему должны предъявляться следующие этические требования:

  • · приверженность высшим нравственным принципам, верность государству;
  • · государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;
  • · соблюдение принципов государственной службы;
  • · постоянная готовность выступить на защиту Конституции РФ, федеральных законов и законов ее субъектов; никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от выполнения законных требований по государственной должности;
  • · честно служить государству;
  • · стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;
  • · отсутствие в деятельности служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, а с другой — предоставление особых благ и привилегий другим субъектам за особое вознаграждение или без него;
  • · никогда не принимать для себя или для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • · не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;
  • · никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время выполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;
  • · не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • · постоянно разоблачать коррупцию и бороться с ней в государственных органах;
  • · соблюдать деловый режим работы и корректность общения с гражданами и коллегами;
  • · стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;
  • · не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;
  • · избегать корыстной или иной личной заинтересованности, злоупотребления служебным положением;
  • · в общении с гражданами как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; вежливое, корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять иную позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлекшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействия, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Все эти требования прописаны в таких НПА как Конституция РФ, УК РФ, ФЗ № 119 «Об основах государственной службы РФ», ФЗ № 114 «О службе в таможенных органах РФ», ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ» и др.

государственный служащий мотивация

Источник