Какие механические свойства есть у сплавов
1. Понятие конструкционная прочность материалов и критерии её оценки
Факторы, которые определяют работу конструкционных материалов:
- статические, циклические и ударные нагрузки;
- низкие и высокие температуры;
- контакт с различными средами.
Эти факторы определяют требования к конструкционным материалам, основные из которых – эксплуатационные, технологические, экономические.
Эксплуатационные требования имеют первостепенное значение. Для того чтобы обеспечить работоспособность конкретных машин и приборов, конструкционный материал должен иметь высокую конструкционную прочность.
Конструкционной прочностью называется комплекс механических свойств, обеспечивающих надёжную и длительную работу материала в условиях эксплуатации.
Надо помнить, что требуемые характеристики механических свойств материала для конкретного изделия зависят не только от силовых факторов, но и воздействия на него рабочей среды и температуры.
Рабочая среда – жидкая, газообразная, ионизированная, радиационная, как правило, оказывает отрицательное влияние на механические свойства материала (коррозионное растрескивание, окисление, изменение химического состава и как результат охрупчивание и т.д.)
Температурный диапазон от -269 до 2000оС. От материала требуется – жаропрочность, а при низких температурах – хладостойкость.
Технологические требования направлены на обеспечение наименьшей трудоёмкости изготовления деталей и конструкций. Технологичность материала характеризует возможные методы его обработки. Она оценивается: обрабатываемостью резанием, давлением, свариваемостью, способностью к литью, прокаливаемостью, склонностью к деформации и короблению при термической обработке. От неё зависят производительность и качество изготовления детали.
Экономические требования сводятся к тому, чтобы материал имел невысокую стоимость и был доступным. Использование материалов, содержащих легирующие элементы (особенно дефицитные), должно быть обоснованно повышением эксплуатационных свойств детали. Эти требования приобретают особое значение при массовом масштабе производства.
Конструкционная прочность – комплексная характеристика, включающая сочетание критериев:
- прочности;
- надёжности;
- долговечности.
Критерии прочности материала выбирают в зависимости от условий его работы.
При статических нагрузках, при испытании на растяжения, предел прочности (σв) или предел текучести (σ0,2, σт) – характеризуют сопротивление материала пластической деформации (рис.1). Для приближенной оценки статической прочности используют твёрдость НВ или НR (рис.2, 3) (для стали справедливо эмпирическое соотношение σв = НВ/3).
Рис.1 Испытание на растяжение
Рис.2 Измерение твёрдости по Бринеллю
При циклических нагрузках: предел выносливости σR(при симметричном круговом изгибе σ-1).
Надо помнить – чем больше прочность материала, тем большие допустимые рабочие напряжения и тем самым меньшие размеры и масса детали.
Однако – повышение уровня прочности материала и, как следствие, рабочих напряжений сопровождается увеличением упругих деформаций:
εупр = σупр/Е,
где Е – модуль нормальной упругости (модуль Юнга), характеристика жёсткости металла. Именно критерии жёсткости, а не прочности обуславливают размеры станин станков, корпусов редукторов и других деталей, от которых требуется сохранение точных размеров и формы.
Возможно и противоположное требование. Для пружин, мембран и других чувствительных упругих элементов приборов, важно обеспечить большие упругие перемещения. Тогда от материала требуется высокий предел упругости σупри низкий модуль упругости Е.
Рис.3 Измерение твёрдости по Роквеллу
Дополнение: для материалов, используемых в авиационной и ракетной технике, важное значение имеет эффективность материала по массе. Она оценивается удельными характеристиками:
- удельной прочностью σв/ρg (ρ – плотность, g – ускоренное свободное падение);
- удельной жёсткостью Е/ ρg.
Примечание: для оценки конструкционной прочности необходимы характеристики прочности при рабочих температурах и в эксплуатационных средах.
Вывод – в качестве критериев конструкционной прочности выбирают те характеристики, которые наиболее полно отражают прочность в конкретных условиях эксплуатации.
Надёжность – свойство материала противостоять хрупкому разрушению (внезапному отказу).
Для предупреждения хрупкого разрушения конструкционные материалы должны обладать:
- достаточной пластичностью δ, % и ψ, %;
- ударной вязкостью КСU (МДж/м2) рис.4, рис.5
Рис. 4 Маятниковый копёр для определения ударной вязкости
Рис.5 Испытания на ударную вязкость
Однако эти параметры определены на лабораторных образцах, без учёта реальных условий эксплуатации конкретной детали. Необходимо учитывать то, что в условиях эксплуатации действуют факторы, дополнительно снижающие их пластичность, вязкость и увеличивающие опасность хрупкого разрушения:
- концентраторы напряжений (надрезы);
- понижение температуры;
- динамические нагрузки;
- увеличение размеров деталей (масштабный фактор).
Для того чтобы избежать внезапных поломок в условиях эксплуатации, необходимо учитывать трещиностойкость.
Трещиностойкость – группа параметров надёжности, характеризующих способность материала тормозить развитие трещины.
Трещины являются острыми концентраторами напряжений, местные (локальные) напряжения в вершине которых могут во много раз превышать средние расчётные напряжения.
Для трещины длиной l и радиусом r напряжения в вершине:
σуmах = σср 2√ l/ r
Концентрация напряжений тем больше, чем длиннее трещина и острее её вершина. Для пластичных материалов опасность таких дефектов не велика. Хрупкие материалы, наоборот, чрезвычайно чувствительны к надрезам.
Оценку надёжности высокопрочных материалов по размеру допустимого дефекта (трещины) проводят по критерию Ж.Ирвина (К).
К = σср √ α π lкр , (МПа х мм1/2 )
где π – безразмерный коэффициент, характеризующий геометрию трещины.
К – критерий вязкости разрушения, зависит от степени пластической деформации у вершины трещины (её затуплении) и характеризует развитие вязкой трещины. Чем он больше, тем выше надёжность материала.
Для оценки надёжности материала используют также параметры:
- ударную вязкость КСU, КСV, КСТ (МДж/м2);
- температурный порог хладноломкости Т50 .
Параметром КСV оценивают пригодность материала для сосудов давлении, трубопроводов и других конструкций повышенной надёжности.
Параметр КСТ, определяемый на образцах с трещиной усталости у основания надреза, более показателен. Он учитывается при выборе материала для конструкций особо ответственного назначения (летательных аппаратов, роторов турбин).
Порог хладноломкости Т50характеризует влияние снижения температуры на склонность материала к хрупкому разрушению. Его определяют по результатам ударных испытаний образцов с надрезом при понижающейся температуре (рис.6). Т50 – обозначает температуру при которой в изломе образца имеется 50% волокнистой составляющей, и величина КСТ снижается на половину.
Рис.6 Температура Тхл. (Т50) порог хладноломкости
Долговечность – свойство материала сопротивляться развитию постепенного разрушения (постепенного отказа), обеспечивая работоспособность деталей в течение заданного времени (ресурса).
Постепенный отказ – потеря материалом работоспособности, при наступлении которой детали заменяют без угрозы аварийных последствий.
Причины потери работоспособности, т.е. постепенного отказа:
- развитие процессов усталости;
- изнашивание;
- ползучести;
- коррозии;
- радиационного разбухания и пр.
Эти процессы вызывают постепенное накопление необратимых повреждений в материале и его разрушение. Обеспечение долговечности материала означает уменьшение до требуемых значений скорости его разрушения.
Для большинства деталей машин (более 80%) долговечность определяется сопротивлением материала усталостным разрушениям (циклической долговечностью) или сопротивлением изнашиванию (износостойкостью).
Циклическая долговечность характеризует работоспособность материала в условиях многократно повторяющихся циклов напряжения. Цикл напряжения – совокупность изменения напряжения между двумя его предельными значениями σmaх и σmin в течение периода Т.
Синусоидальный цикл изменения напряжения характеризуется коэффициентом асимметрии цикла R = σmin / σmaх; амплитудой напряжения σa = (σmaхσmin) /2; средним напряжением цикла σm = (σmaх + σmin) /2.
Процессы постепенного накопления повреждений в материале под действием циклических нагрузок, приводящие к изменению его свойств, образованию трещин, их развитию и разрушению, называют усталостью, а свойства противостоять усталости – выносливостью (рис.7).
Разрушение от усталости по сравнению с разрушением от статической нагрузки имеет ряд особенностей:
- Оно происходит при напряжениях, меньших, чем при статической нагрузке;
- Разрушение начинается на поверхности локально;
- Разрушение протекает в несколько стадий и имеет характерное строение излома:
- очаг зарождения трещины;
- зону усталости. В это зоне видны характерные бороздки, которые имеют конфигурацию колец, что свидетельствует о скачкообразном продвижении трещины усталости.
- зону долома.
О способности материала работать в условиях циклического нагружения судят по результатам испытаний образцов на усталость. Результаты испытаний изображают в виде кривой усталости: σmaх от числа циклов нагружения N. Горизонтальный участок определяет напряжение, которое не вызывает усталостного разрушения после неограниченного большого числа циклов. Это напряжение представляет собой физический предел выносливости σR (R – коэффициент асимметрии цикла), при симметричном цикле σ-1.
Ри.7 Испытание на выносливость
Кривые усталости позволяют определить следующие критерии выносливости:
- циклическую прочность – наибольшее напряжение, которое он способен выдержать за определённое время работы. Ограниченный предел выносливости;
- циклическую долговечность – число циклов (часов), которое выдерживает материал до образования усталостной трещины или до усталостного разрушения при заданном напряжении.
Циклическая прочность и долговечность зависят от большого числа факторов, из которых решающее значение имеют структура и напряжённое состояние поверхностного слоя, качество поверхности и воздействие коррозионной среды. (Отверстия, канавки, проточки, риски, поры, раковины, неметаллические включения и др.).
Дополнительные критерии выносливости:
- живучесть – определяемая скоростью роста трещины усталости (СРТУ). При высокой живучести можно своевременно путём дефектоскопии обнаружить трещину, заменить деталь и обеспечить безаварийную работу.
- износостойкость – свойство материала оказывать в определённых условиях трения сопротивление изнашиванию. Износ – процесс постепенного разрушения поверхностных слоёв материала путём отделения его частиц под влиянием сил трения. Его определяют по изменению размеров, объёма или массы. Существует три периода износа:
- начальный, период приработки;
- период установившегося (нормального) износа;
- период катастрофического износа. Материал, устойчивый к изнашиванию в одних условиях, может катастрофически быстро разрушаться в других.
Эта задача решается рациональным выбором материала трущихся пар и способа его обработки.
- ползучесть – определяется скоростью развития пластической деформации материала при постоянном напряжении и при высоких температурах.
Таким образом, работоспособность материала детали в условиях эксплуатации характеризуют следующие критерии конструкционной прочности:
- критерии прочности σв, σ0,2, σ-1, которые при заданном запасе прочности определяют допустимые рабочие напряжения, массу и размеры деталей;
- модуль упругости Е, который при заданной геометрии детали определяет величину упругих деформаций, т.е. её жёсткость;
- пластичность δ, ψ, ударная вязкость КСТ, КСV, КСU, вязкость разрушения К, температурный порог хладноломкости Т50, которые оценивают надёжность материала при эксплуатации;
- циклическая долговечность, скорости изнашивания, ползучести, коррозии, определяющие долговечность материала.
2. Методы повышения конструкционной прочности
- Технологические.
- Металлургические.
- Конструкторские.
Технологические. Цель – повышение прочности материала. Методами: легирования, пластической деформации, термической, термомеханической и химико-термической обработки. Повышение прочности указанными методами основано на ряде структурных факторов:
- увеличение плотности дислокаций. Чем больше плотность дислокаций, тем выше сопротивление пластическому деформированию;
- создание дислокационных барьеров в виде границ зёрен, субзёрен, дисперсных частиц вторичных фаз. Важная особенность этого фактора упрочнения состоит в том, что измельчение зёрен (увеличение протяжённости их границ) сопровождается повышением ударной вязкости. Сильное торможение дислокаций создают дисперсные частицы вторичной фазы.
- образование полей упругих напряжений искажающих кристаллическую решётку. Такие поля образуются вблизи точечных дефектов – вакансий, примесных атомов и, главным образом, атомов легирующих элементов. Образования атмосфер Коттрелла атомами внедрения.
Вместе с тем повышение прочности, основанное на уменьшении подвижности дислокаций, сопровождается уменьшением пластичности, вязкости и тем самым надёжности.
Проблема повышения конструкционной прочности состоит не столько в повышении прочностных свойств, сколько в том, как при высокой прочности обеспечить высокое сопротивление вязкому разрушению, т. е. надёжность материала.
Например, в углеродистых сталях закалкой на мартенсит и низким отпуском можно получить при содержании 0,4%С ϬB ~ 2400МПа, при 0,6%С ϬB ~ 2800МПа. Однако при такой прочности стали хрупки (КСТ ~ 0), эксплуатационно не надёжны.
Рациональное легирование предусматривает введение в сталь и сплавы нескольких элементов при невысокой концентрации каждого с тем, чтобы повысить пластичность и вязкость. Измельчение зерна осуществляется легированием и термической обработкой, особенно при использовании высокоскоростных способов нагрева – индукционного и лазерного.
Для повышения циклической прочности и износостойкости важно затруднить деформацию поверхности деталей. Это достигается технологическими методами поверхностного упрочнения: поверхностной закалкой, ХТО, поверхностным пластическим деформированием (обдувкой дробью, обкаткой роликами).
Металлургические. Цель – повышение чистоты металла и сплава, т.е. удаление вредных примесей: серы, фосфора, газообразных элементов (кислорода, водорода, азота и зависящих от содержания неметаллических включений).
Методы переплава: вакуумно-дуговой (ВДП), электронно-лучевой (ЭЛП), электрошлаковый (ЭШП), а также вакуумно-индукционную плавку (ВИ), рафинирование синтетическим шлаком.
Конструкторские методы предусматривают обеспечение равнопрочности высоконапряжённых деталей. При их проектировании избегают – резких перепадов жёсткости, глубоких канавок, галтелей малого радиуса и других конструктивных надрезов. Если этого избежать нельзя, то для смягчения концентрации напряжений применяют местное упрочнение для формирования остаточных напряжений сжатия.
Просмотров: 365
Источник
РоÑновнÑм меÑ
аниÑеÑким
ÑвойÑÑвам
меÑаллов оÑноÑÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑноÑÑÑ,
вÑзкоÑÑÑ, плаÑÑиÑноÑÑÑ,
ÑвеÑдоÑÑÑ, вÑноÑливоÑÑÑ, ползÑÑеÑÑÑ, изноÑоÑÑойкоÑÑÑ. Ðни
ÑвлÑÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñми Ñ
аÑакÑеÑиÑÑиками меÑалла или
Ñплава.
РаÑÑмоÑÑим некоÑоÑÑе ÑеÑминÑ, пÑименÑемÑе пÑи Ñ
аÑакÑеÑиÑÑике меÑ
аниÑеÑкиÑ
ÑвойÑÑв. ÐÐ·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑазмеÑов и ÑоÑмÑ, пÑоиÑÑ
одÑÑие в ÑвеÑдом Ñеле под дейÑÑвием
внеÑниÑ
Ñил, назÑваÑÑÑÑ Ð´ÐµÑоÑмаÑиÑми, а пÑоÑеÑÑ, иÑ
вÑзÑваÑÑий,â
деÑоÑмиÑованием. ÐеÑоÑмаÑии, иÑÑезаÑÑие пÑи ÑазгÑÑзке, назÑваÑÑÑÑ ÑпÑÑгими, а не
иÑÑезаÑÑие поÑле ÑнÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки â оÑÑаÑоÑнÑми или плаÑÑиÑеÑкими.
ÐапÑÑжением назÑваеÑÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñина внÑÑÑенниÑ
Ñил,
возникаÑÑиÑ
в ÑвеÑдом Ñеле под влиÑнием внеÑниÑ
Ñил.
Ðод пÑоÑноÑÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиала понимаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑпоÑобноÑÑÑ ÑопÑоÑивлÑÑÑÑÑ
деÑоÑмаÑии или ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ дейÑÑвием ÑÑаÑиÑеÑкиÑ
или динамиÑеÑкиÑ
нагÑÑзок. Ð
пÑоÑноÑÑи ÑÑдÑÑ Ð¿Ð¾ Ñ
аÑакÑеÑиÑÑикам меÑ
аниÑеÑкиÑ
ÑвойÑÑв, коÑоÑÑе полÑÑаÑÑ Ð¿Ñи
меÑ
аниÑеÑкиÑ
иÑпÑÑаниÑÑ
. Ð ÑÑаÑиÑеÑким иÑпÑÑаниÑм на пÑоÑноÑÑÑ Ð¾ÑноÑÑÑÑÑ
ÑаÑÑÑжение, ÑжаÑие, изгиб, кÑÑÑение, вдавливание. РдинамиÑеÑким оÑноÑÑÑÑÑ
иÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑдаÑнÑÑ Ð²ÑзкоÑÑÑ, вÑноÑливоÑÑÑ Ð¸ изноÑоÑÑойкоÑÑÑ. ÐлаÑÑиÑноÑÑÑÑ
назÑваеÑÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиалов ÑпÑÑго деÑоÑмиÑоваÑÑÑÑ, а плаÑÑиÑноÑÑÑÑ â
ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑки деÑоÑмиÑоваÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑазÑÑÑениÑ.
ÐÑзкоÑÑÑ â ÑÑо ÑвойÑÑво маÑеÑиала, коÑоÑое опÑеделÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾
ÑпоÑобноÑÑÑ Ðº поглоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑ
аниÑеÑкой ÑнеÑгии пÑи поÑÑепенном ÑвелиÑении
плаÑÑиÑеÑкой деÑоÑмаÑии вплоÑÑ Ð´Ð¾ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиала. ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ
одновÑеменно пÑоÑнÑми и плаÑÑиÑнÑми.
ТвеÑдоÑÑÑ â ÑÑо ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиала ÑопÑоÑивлÑÑÑÑÑ
пÑÐ¾Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² него дÑÑгиÑ
Ñел.
ÐÑноÑливоÑÑÑ â ÑÑо ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиала вÑдеÑживаÑÑ, не
ÑазÑÑÑаÑÑÑ, болÑÑое ÑиÑло повÑоÑно-пеÑеменнÑÑ
нагÑÑзок.
ÐзноÑоÑÑойкоÑÑÑ â ÑÑо ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиала ÑопÑоÑивлÑÑÑÑÑ
повеÑÑ
ноÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ дейÑÑвием внеÑнего ÑÑениÑ.
ÐолзÑÑеÑÑÑ â ÑÑо ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиала медленно и непÑеÑÑвно
плаÑÑиÑеÑки деÑоÑмиÑоваÑÑÑÑ (ползÑи) пÑи поÑÑоÑнном напÑÑжении (оÑобенно пÑи
вÑÑокиÑ
ÑемпеÑаÑÑÑаÑ
).
Ðоведение некоÑоÑÑÑ
меÑаллов (напÑимеÑ, оÑожженной ÑÑали) пÑи иÑпÑÑании на
ÑаÑÑÑжение показано на ÑиÑ. 3. ÐÑи ÑвелиÑении нагÑÑзки в меÑалле ÑнаÑала
ÑазвиваÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ ÑпÑÑгой деÑоÑмаÑии, Ñдлинение обÑазÑа пÑи ÑÑом
незнаÑиÑелÑно. ÐаÑем наблÑдаеÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑкое ÑеÑение меÑалла без повÑÑениÑ
напÑÑжениÑ, ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод назÑваеÑÑÑ ÑекÑÑеÑÑÑÑ. ÐапÑÑжение, пÑи коÑоÑом
пÑодолжаеÑÑÑ Ð´ÐµÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑазÑа без замеÑного ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð³ÑÑзки, назÑваÑÑ
пÑеделом ÑекÑÑеÑÑи. ÐÑи далÑнейÑем повÑÑении нагÑÑзки пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑазвиÑие в
меÑалле пÑоÑеÑÑов наклепа (ÑпÑоÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ нагÑÑзкой). ÐаиболÑÑее напÑÑжение,
пÑедÑеÑÑвÑÑÑее ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазÑа, назÑваÑÑ Ð¿Ñеделом пÑоÑноÑÑи пÑи
ÑаÑÑÑжении.
РиÑ. 3. ÐиагÑамма деÑоÑмаÑии пÑи иÑпÑÑании меÑаллов на
ÑаÑÑÑжение.
ÐапÑÑженное ÑоÑÑоÑние â ÑÑо ÑоÑÑоÑние Ñела, наÑ
одÑÑегоÑÑ Ð¿Ð¾Ð´
дейÑÑвием ÑÑавновеÑеннÑÑ
Ñил, пÑи ÑÑÑановивÑемÑÑ ÑпÑÑгом ÑавновеÑии вÑеÑ
его
ÑаÑÑиÑ. ÐÑÑаÑоÑнÑе напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ â ÑÑо напÑÑжениÑ, оÑÑаÑÑиеÑÑ Ð² Ñеле, поÑле
пÑекÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑниÑ
Ñил, или возникаÑÑие пÑи бÑÑÑÑом нагÑевании и
оÑ
лаждении, еÑли линейное ÑаÑÑиÑение или ÑÑадка Ñлоев меÑалла и ÑаÑÑей Ñела
пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½ÐµÑавномеÑно.
ÐнÑÑÑенние напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазÑÑÑÑÑ Ð¿Ñи бÑÑÑÑом оÑ
лаждении или нагÑевании в
ÑемпеÑаÑÑÑнÑÑ
зонаÑ
пеÑеÑ
ода Ð¾Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑкого к ÑпÑÑÐ³Ð¾Ð¼Ñ ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑалла. ÐÑи
ÑемпеÑаÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑали ÑооÑвеÑÑÑвÑÑ 400â600°. ÐÑли обÑазÑÑÑиеÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑенние
напÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑевÑÑаÑÑ Ð¿Ñедел пÑоÑноÑÑи, Ñо в деÑалÑÑ
обÑазÑÑÑÑÑ ÑÑеÑинÑ, еÑли они
пÑевÑÑаÑÑ Ð¿Ñедел ÑпÑÑгоÑÑи, Ñо пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ñобление деÑали.
ÐÑедел пÑоÑноÑÑи пÑи ÑаÑÑÑжении в кг/мм2 опÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ð°
ÑазÑÑвной маÑине как оÑноÑение нагÑÑзки Рв кÐ, необÑ
одимой Ð´Ð»Ñ ÑазÑÑÑениÑ
ÑÑандаÑÑного обÑазÑа (ÑиÑ. 4, а), к плоÑади попеÑеÑного ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазÑа в
мм2.
РиÑ. 4. ÐеÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑноÑÑи маÑеÑиалов: а – на ÑаÑÑÑжение; б – на
изгиб; в – на ÑдаÑнÑÑ Ð²ÑзкоÑÑÑ; г – на ÑвÑÑдоÑÑÑ
ÐÑедел пÑоÑноÑÑи пÑи изгибе в кÐ/мм2 опÑеделÑеÑÑÑ ÑазÑÑÑением
обÑазÑа, коÑоÑÑй ÑÑÑанавливаеÑе» на двÑÑ
опоÑаÑ
(ÑиÑ. 4, б), нагÑÑженного
по ÑеÑедине ÑоÑÑедоÑоÑенной нагÑÑзкой Ð .
ÐÐ»Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑноÑÑи маÑеÑиала опÑеделÑÑÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑное Ñдлинение δ
пÑи ÑаÑÑÑжении или пÑогиб ƒ пÑи изгибе.
ÐÑноÑиÑелÑное Ñдлиненней δ в % опÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ð° обÑазÑаÑ
,
иÑпÑÑÑемÑÑ
на ÑаÑÑÑжение. Ðа обÑÐ°Ð·ÐµÑ Ð½Ð°Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑиÑ. 4, а) и измеÑÑÑÑ
Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ ÑаÑÑÑоÑние до иÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ (l0) и поÑле ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (l) и опÑеделÑÑÑ
Ñдлинение
δ = l-lo / lo · 100%
ÐÑогиб пÑи изгибе в мм опÑеделÑеÑÑÑ Ð¿Ñи помоÑи пÑогибомеÑа маÑинÑ,
ÑказÑваÑÑего пÑогиб ƒ, обÑазÑÑÑийÑÑ Ð½Ð° обÑазÑе в Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑиÑ. 4,
б).
УдаÑÐ½Ð°Ñ Ð²ÑзкоÑÑÑ Ð² кÐм/Ñм2 опÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ð° обÑазÑаÑ
(ÑиÑ. 4, в), подвеÑгаемÑÑ
на копÑе ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑдаÑом оÑведенного в
ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑÑника. ÐÐ»Ñ ÑÑого ÑабоÑÑ Ð´ÐµÑоÑмаÑии в кÐм делÑÑ Ð½Ð° плоÑÐ°Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÐµÑеÑного
ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑазÑа в Ñм 2.
ТвеÑдоÑÑÑ Ð¿Ð¾ ÐÑÐ¸Ð½ÐµÐ»Ñ (ÐÐ) опÑеделÑÑÑ Ð½Ð° заÑиÑенной повеÑÑ
ноÑÑи
обÑазÑа, в коÑоÑÑÑ Ð²Ð´Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÑÑ ÑÑалÑной ÑаÑик (ÑиÑ. 4, г) диамеÑÑом 5 или
10 мм под ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑей нагÑÑзкой в 750 или 3000 кРи замеÑÑÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð¼ÐµÑÑ d
обÑазовавÑейÑÑ Ð»Ñнки. ÐÑноÑение нагÑÑзки в кРк плоÑади лÑнки πd2 / 4 в
мм2 Ð´Ð°ÐµÑ ÑиÑло ÑвеÑдоÑÑи.
ÐоказаÑели Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÑ
аниÑеÑкиÑ
ÑвойÑÑв Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑновнÑÑ
Ñплавов пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð² Ñабл.
1.
ТаблиÑа.1. ÐеÑ
аниÑеÑкие ÑвойÑÑва оÑновнÑÑ
пÑомÑÑленнÑÑ
Ñплавов
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкое железо | 23 | 30 | 90 | ÐембÑÐ°Ð½Ñ |
ЧÑгÑн ÑеÑÑй | 12â38 | до 0,25 | 143â220 | ÐÑливки ÑаÑоннÑе |
ЧÑгÑн вÑÑокопÑоÑнÑй | 30â60 | 0,5â10 | 170â262 | ÐÑвеÑÑÑвеннÑе оÑливки |
СÑÐ°Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ÑглеÑодиÑÑÐ°Ñ (мÑгкаÑ) | 32 â 70 | 11 â 28 | 100â130 | ÐоÑелÑное железо ÑÑÑбÑ, коÑÐ»Ñ |
СÑÐ°Ð»Ñ ÑÑеднеÑглеÑодиÑÑÐ°Ñ (ÑÑедней ÑвеÑдоÑÑи) | 50â70 | 12 â 16 | 170 â 200 | ÐÑи, ÑаÑÑнÑ, валÑ, ÑелÑÑÑ |
СÑÐ°Ð»Ñ ÑвеÑÐ´Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñле закалки и оÑпÑÑка | 110â140 | до 9 | 400â600 | ÐнÑÑÑÑÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑдаÑнÑй и ÑежÑÑий |
ÐÑонза оловÑниÑÑÐ°Ñ | 15 â 25 | 3â10 | 70â80 | ÐеÑали, ÑабоÑаÑÑие на иÑÑиÑание и подвеÑженнÑе коÑÑозии |
ÐÑонза алÑÐ¼Ð¸Ð½Ð¸ÐµÐ²Ð°Ñ | 40â50 | 10 | 120 | То же |
ÐаÑÑÐ½Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑÐ°Ð·Ð½Ð°Ñ | 25 â 35 | 30-60 | 42â60 | ÐаÑÑонно-гилÑзовое пÑоизводÑÑво |
ÐаÑÑÐ½Ñ Ð´Ð²ÑÑ ÑÐ°Ð·Ð½Ð°Ñ | 35â45 | 30â40 | _ | ÐеÑали, изгоÑовленнÑе гоÑÑÑей ÑÑамповкой |
СилÑмин | 21â23 | 1 â 3 | 65â100 | ÐеÑали в авиаÑÑÑоении и авÑоÑÑÑоении |
Ð¡Ð¿Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð½Ð¸Ñ | 24 â 32 | 10â16 | 60â70 | То же |
Источник