Какие личные свойства духа святого

Какие личные свойства духа святого thumbnail
  • Ипо­стас­ные свой­ства Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Ипо­стас­ные свой­ства боже­ствен­ных лиц прот. Борис Боб­рин­ский
  • Личные (ипо­стас­ные) свой­ства прот. Олег Давы­ден­ков
  • Ипо­стас­ные свой­ства архим. Алипий (Касталь­ский-Бороз­дин)

***

Ипоста́сные (личные) сво́йства – 1) свой­ства, при­над­ле­жа­щие ипо­стаси; 2) в отно­ше­нии Боже­ствен­ных Лиц: осо­бен­но­сти суще­ство­ва­ния Лиц Пре­свя­той Троицы, отли­ча­ю­щие Их Друг от Друга; образы бытия Боже­ствен­ных Лиц.

Все три Лица Пре­свя­той Троицы отли­ча­ются лич­ными (ипо­стас­ными) свой­ствами, кото­рые несо­об­щимы Друг Другу, при­над­ле­жат исклю­чи­тельно Боже­ствен­ному Лицу Отца, Сына или Свя­того Духа.

Свой­ство Ипо­стаси Отца – нерож­ден­ность. Свой­ство Ипо­стаси Сына – рож­ден­ность. Свой­ство Ипо­стаси Свя­того Духа – исхож­де­ние.

«Нерож­да­е­мость, рож­де­ние и исхож­де­ние – только этими ипо­стас­ными свой­ствами и раз­ли­ча­ются между собой три Святые Ипо­стаси, нераз­дельно раз­ли­ча­е­мые не по сущ­но­сти, а по отли­чи­тель­ному свой­ству каждой ипо­стаси», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин.

В порядке Боже­ствен­ных Лиц Ипо­стась Отца зани­мает первое место (Мф. 28:19), поскольку Он явля­ется еди­не­нием и связью для Лиц Пре­свя­той Троицы, рож­дает Сына (Ин. 5:26, Пс.2:7, Пс.109:3) и про­из­во­дит Свя­того Духа (Ин. 15:26, 1Кор. 2:12).

«Есте­ство в Трех, единое – учит св. Гри­го­рий Бого­слов, – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним». Такое учение полу­чило в Церкви наиме­но­ва­ние монар­хии (еди­но­на­ча­лия) Ипо­стаси Отца.

Воз­водя Сына и Свя­того Духа к еди­ному Винов­нику, пра­во­слав­ное бого­сло­вие учит, что Ипо­стась Отца как совер­шен­ное Начало рож­дает и про­из­во­дит столь же совер­шен­ную Боже­ствен­ную реаль­ность, рав­но­чест­ные с Собой След­ствия (В. Н. Лос­ский). Рождая Сына и изводя Свя­того Духа, Отец сооб­щает Им Свою единую при­роду (сущ­ность) в равной сте­пени, но чрез разные формы рож­де­ния и исхож­де­ния.

«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерож­ден­но­сти, кото­рая озна­чает не раз­ли­чие по сущ­но­сти, или в досто­ин­стве, а образ бытия», – учит св. Иоанн Дамас­кин. Отец рож­дает Сына и изво­дит Свя­того Духа от веч­но­сти, совер­шенно духовно и непо­сти­жимо для твар­ного бытия.

Рож­да­ясь от Ипо­стаси Отца, Сын рож­да­ется из Его суще­ства, по слову св. Иоанна Дамас­кина, из сущ­но­сти рож­да­е­мого. Ни Боже­ствен­ная Ипо­стась еди­но­род­ного Сына Божьего (Ин. 3:16, 18; 1:14), ни Боже­ствен­ная Ипо­стась Отца не ума­ля­ются рож­де­нием Сына: «Совер­шен Родив­ший, совер­шенно Рож­ден­ное. Родив­ший Бог, Бог и Рож­ден­ный» (св. Кирилл Иеру­са­лим­ский). Рож­де­ние Сына есть рож­де­ние вечное и нераз­луч­ное. Оно нико­гда не начи­на­лось и не закан­чи­ва­лось, не озна­чает отде­ле­ния Сына от Отца. Нераз­дельно и нераз­лучно рож­ден­ный Сын всегда суще­ствует (Ин. 1:18) и пре­бы­вает в Отце (Ин. 10:38).

Исхож­де­ние Свя­того Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипо­стас­ное исхож­де­ние. В изве­де­нии Свя­того Духа Отец «сопри­внес от Себя все силы, какие в Нем» (св. Васи­лий Вели­кий). Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Васи­лия Вели­кого, во всем неот­лу­чен и неот­де­лим от Него. Посред­ством исхож­де­ния от Отца Святой Дух явля­ется «соб­ствен­ным» Духом Сына. Он соб­стве­нен Ему по суще­ству, еди­но­су­щен Ему через Ипо­стась Отчую. Ипо­стас­ные отно­ше­ния Сына и Духа явлены опо­сре­до­ванно, чрез Ипо­стась Отца. Ипо­стаси Сына и Духа не имеют непо­сред­ствен­ного ипо­стас­ного отно­ше­ния.

«Отец – Роди­тель и Изво­ди­тель, рож­да­ю­щий и изво­дя­щий бес­страстно, вне вре­мени, и без­те­лесно; Сын – рож­ден­ное; Дух – изве­ден­ное, – учит св. Гри­го­рий Бого­слов. – Не выходя из данных нам пре­де­лов, вводим Нерож­ден­ного, Рож­ден­ного и от Отца Исхо­дя­щего, как гово­рит в одном месте сам Бог – Слово» (Ин. 15:26).

Источник

2. ЛИЧНОЕ СВОЙСТВО СВЯТОГО ДУХА

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

Ап. Павел говорит о Святом Духе:

«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).

Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.

В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним». [395]

«Все восточные Отцы признают, что Отец есть ???? ????? — единственная Причина Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне — «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу» [396].

Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:

«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем» [397].

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа
Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города — это только движение воздуха со

§ 39. Личное свойство Бога Отца.
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относят­ся:а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), от­куда

§ 40. Личное свойство Бога Сына.
Такие же твердые основания в Священном Писании имеет учение пра­вославной Церкви и о личном свойстве Бога Сына. Ибо Он весьма часто называется здесь: а) Сыном Бога Отца, напри мер: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам…, Ибо, как

§ 41. Личное свойство Бога Духа Святого.
Предварительные замечания. Приступая к раскрытию учения о личном свойстве Бога Духа Святого, т.е. исхождении Его от Отца, заметим предварительно:1) что это учение составляет самый главный из отличительных догматов нашей православной

а) Хула на Духа Святого.
3.20-27 — «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в Себе] веельзевула и что

§ 31. Личное свойство Бога Отца
Первое отличительное свойство Отца есть то, что Он «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден», иначе — Его безначальность или нерожденность, т. е. независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему

§ 32. Личное свойство Бога Сына
Личное свойство Бога Сына есть то, что Он, не рождая и не изводя от Себя другого лица божественного, Сам вечно и неизменно рождается от Бога Отца. Писание на рожденность или сыновство, как на ипостасное отличие Его от Бога Отца, указывает уже

1. Служение Святого Духа (1–17)
Слово итак, с которого начинается глава, показывает, что Апостол собирается сделать какой–то промежуточный вывод. Но этот вывод, тем не менее, сделан им не на основании только главы 7, но обусловлен всей предшествующей аргументацией, особенно

б. Разум Святого Духа (5—8)
Павел утверждает, что праведность закона может быть исполнена только в том народе, который живет не kata sarka (по плоти), но kata pneuma (по духу, или скорее Святому Духу), то есть в тех людях, которые следуют заповедям и отдаются во власть не плоти, но Духа.

1. Бог дал нам Духа Святого (ст. 13)
Мы вновь возвращаемся к уже сказанному и повторяем то доказательство, о котором упоминалось в стихе 3:24, правда, с небольшим отличием. Там Иоанн утверждал, что Бог дал нам Духа Святого, в то время как здесь он говорит, что Бог дал нам от Духа

2) …с радостью Духа Святого
Нам не следует упускать второй ссылки на Святой Дух в этих двух стихах. Тот же Дух, который дает силу тем, кто проповедует Евангелие, дает радость тем, кто принимает его. Он действует, образно говоря, с обеих сторон — и на говорящих, и на слушающих.

1:4,5 Дар Святого Духа
4 Одним из «верных доказательств», упомянутых в ст. 3, мог выступать сам факт, что Иисус вкушал пищу. (? В греч. тексте букв.: «…и в собрании их, вкушая пищу, Он повелел…») Видимо, и во времена Луки находились люди, отвергавшие то, что Иисус воскрес из мертвых

Об исхождении Святого Духа
Древнеправославное учение о личных свойствах Отца, Сына и Святого Духа искажено в латинской церкви созданием учения о вневременном, превечном нисхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Выражение, что Дух Святой исходит от Отца и Сына ведет

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

12.2. Свойство бины и свойство малхут
Намерение[361] на отдачу называется свойством бины. Намерение получить, насладиться называется свойством малхут. Чтобы создать творение и довести его до наивысшего уровня, Творец создает желание насладиться (первую стадию), наполняет

Источник

(Конспект проповеди, которая была сказана на евангелизационном служении в д.Вулька I Лунинецкого р-на, 3 июня 2012 года)

Апостол Павел, придя в Ефес, спросил там некоторых учеников: “Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение”. (Деян.19:2,3).
Сегодня есть люди, называющими себя христианами, но ничего не знающих о Духе Святом. Чтобы восполнить этот вакуум, мы и поговорим об этом сейчас.

 1. Кто такой Дух Святой?

a)    Это Дух

v В первую очередь это Дух. Это то что не материально. Мы не можем до конца постичь, что такое дух, но мы чувствуем, понимаем, что это такое. Даже атеисты пели песню: “Смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе”. Они не верили в существование духов, но пели о духе.

v Есть различные духи в этом мире, которыми водятся люди. Это дух блуда, дух пьянства, дух гордыни, дух зависти, дух не прощения и т.д.

b)    Это Дух Святой

v Но мы ведем речь о Духе Святом, т.е. отделенном от зла. Этот Дух не может внушить человеку сделать какое-либо зло.

v Многие люди приписывают Духу Святому такие дела, которые не вписываются в самые примитивные нормы морали. К примеру, одна женщина убила своих детей и утверждала, что это Дух Святой ей дал такое повеление.

v Другой мужчина решил, что Дух Святой сказал ему, что жена его ближнего – это его жена. Это тоже от духа злого и здесь нет никакого соответствия с Духом Святым.

c)    Это Дух Утешитель

v Дух Святой послан для того чтобы поддерживать и утешать детей Божьих

v Мы все переносим скорби;

v Самая большая скорбь – это смерть наших близких;

v Дух Святой утешает и помогает переносить нам христианам скорби.

2.   2. Дух Святой обличает мир

a)    «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден». (Иоан.16:8-11).

v Мы не любим тех, кто нас обличает. Однако, обличения Духа Святого направлены на то чтобы человек был спасен, пришел к покаянию.

v Человек падок на грех и вкушая от его коварных сладостей, гибнет.

v Как-то подросток в Мозырском районе решил поживиться чужой клубникой. Когда он перелазил через забор, наткнулся на штырь, пробил артерию и погиб.

v Так каждый из людей, будучи увлечен греховными сластями, натыкается на страшный штырь смерти….

b)    Бог обращается и к нам и предупреждает: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне» (Евр.3:7,8).

c)    Задумайтесь на минуту над тем в чем Дух Святой будет обличать людей:

v О грехе, что не веруют в Иисуса Христа. Не о грехе убийства, в первую очередь, а во грехе неверия. Грех неверия в Иисуса Христа – это стартовая площадка для всех остальных грехов. Люди идут в ад в первую очередь из-за своего неверия в Иисуса Христа.

v О правде, что Иисус Христос пошел к Отцу Своему. Это правда, что есть потусторонний мир, что есть воскресение из мертвых и Дух Святой об этом говорит.

v О суде, что князь мира этого осужден. Люди верят в безнаказанность грешников и нечестивых людей. Но Дух Святой говорит, что князь мира этого осужден, что будет праведный суд Божий.

3.    3. Дух Святой послан, чтобы свидетельствовать о Христе«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).

a)    Человеку, который, слыша обличение Духа Святого и кается, надо указать выход.

b)    Дух Святой указывает на Христа, который из-за любви к нам пришел на землю, вступив с человеком в завет.

c)    Но самым центральным действием Христа, о котором говорит Дух Святой – это смерть и воскресение Иисуса во искупление наших грехов.

d)    В связи с этим говорится о великом прощении и любви Божьей.

e)    В Америке за организацию убийства своего мужа 44-летняя мать шести детей Зои Кенили приговорена к семи годам лишения свободы. Ее муж после суда заявил прессе, что простил свою жену и будет ее поддерживать.

f)     Но мы люди, не только хотели убить Христа, а обвинив Его ложно, убили.

g)    Однако еще там, страдая на кресте, Он молился о нашем прощении. Он жаждет нашего спасения!

4.   4.  Дух Святой наставляет на всякую истину:

a)    «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан.16:13).

b)    Часто мы в затруднении, не знаем, что сказать, как ответить людям, как поступить в данной ситуации и Дух Святой выходит нам на помощь.

5.    Дух Святой исполняет силой Своей верующих, чтобы для победы над грехом и свидетельства:

a)    «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне…» (Деян.1:8).

b)    В неравной борьбе с дьяволом человек бессилен, вот почему он находится в плену греха и на глазах погибает.

c)    Дух Святой дает мужество, силу и бесстрашие: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7)

d)    Дух Святой снаряжает христиан для труда и дает людям соответствующие дарования.

e)    И последнее, живя под водительством Духа Святого мы преображаемся в образ Христов. Апостол Павел говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22,23).

6.    5. Заключение

a)    a)    В этом бушующем грехами, жизненном море, каждый человек нуждается в помощи свыше.

b)    b) В 1928 году капитан корабля «Вестрис» Вильям Карей вышел в море с креном в пять градусов.

В результате хладнокровия капитана Вильяма Карея и то что он не вовремя отослал сигнал “SOS”, примерно половина людей погибло, в том числе и он и последними его словами были слова: «Боже мой, Боже мой, я в этом не виноват!»

c)    d) Мы тоже находимся в жизненном море. Нужно понять каждому человеку, что без Бога и победить и спастись невозможно…
e) Если ты понял это и хочешь помощи от Господа, то от всей души обратись к Нему за помощью.

Источник

Раскрыв качества Божественности Святого Духа, возникает необходимо рассмотреть также Его личные качества. Для начала определимся с понятием личности. Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность – это бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием, которое может сказать я, ты, он, мне, моя» [2]. Г. К. Тиссен говорит, что личность определяют три существенных элемента: интеллект, чувства и воля [2]. Говоря о Духе Святом, мы имеем дело не с безликой силой, а самим Богом. Особо важное значение этот вопрос приобретает сейчас, когда в нашу культуру под влиянием восточных религий проникают пантеистические веяния. Библия ясно и разными способами показывает, что Святой Дух – личность и обладает всеми вытекающими из этого качествами [4].

Единственный путь, с помощью которого можно познать любую личность, включая Бога, — это знание того, что та личность сказала или сделала.

Первая мысль что Параклет – другая личность, больше чем божественная сила Ветхого Завета находится у Иоанна в Евангелии. Апостол указывает на индивидуальность Духа Божьего, используя в Его отношении местоимения мужского рода. «Слово, обозначающее дух, pneu_ma, среднего рода, и нас следовало бы ожидать, что местоимения и прилагательные, согласно правилам грамматики, будут тоже среднего рода (Ин. 14:17,26;15:26). Это не является свидетельством ни в пользу одушевленности Святого Духа, ни против нее. Но когда местоимения, непосредственным антецедентом (слово, к которому местоимение относится) которых является, имеют форму мужского рода, мы можем только прийти к выводу, что Дух воспринимается как личность. «Утешитель же [para/klhtov], Дух Святый, Которого [o%v] Отец во Мое, [тот, e’kei_nov] научит вас всему» (Ин.14:26). Такие же выражения мы встречаем в Ин. 15:26: «Дух истины, Который [oj] от Отца исходит, Он [e’kei_nov] будет свидетельствовать о Мне». Еще выразительнее Ин. 16:13: «Когда же приидет Он [e’kei_nov], Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Здесь существительное среднего рода pneu_ma сопровождается местоимением мужского рода» [3]. Миллард Эриксон объясняет это следующим образом: «Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род, подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа служит o%v: «Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его»» [4]. Отсюда мы можем сделать вывод, что Дух воспринимается как личность.

Вторую серию указаний на индивидуальность Святого Духа представляют собой места, где Он и Его деятельность, так или иначе, отождествляются с различными личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отно-шении Святого Духа используется термин para/klhtov. Это греческое слово, кроме значения «утешитель», имеет еще несколько значений. Оно может означать учителя, адвоката, но чаще всего употребляется как синоним слова «утешитель» [5]. В каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное влияние. Слово para/klhtov используется и применительно к Иисусу: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая [para/klhton] пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать ученикам другого para/klhtov. «Другой» – перевод слова a#llov, оз-начающего «такой же другой». В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух – Личность, как и Иисус.

Джоржд Элдон Лэд говорит об этом так: «Если Парактлет – это Дух Истины, то Иисус – сама Истина (Ин. 14:16). Если Параклет – Святой Дух, то Иисус – Святый Божий (Ин. 6:69). «Другой Параклет» – это, по сути, другой Иисус. Иисус недолго был с учениками; Параклет придет к ним навсегда (Ин. 14:16)» [3].

Еще одна общая для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на индивидуальность Духа, – прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус говорит, что Дух «прославит Меня, потому что от Моего возь-мет и возвестит вам». Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца [4]. Отсюда напрашивается вопрос, а кому выпала роль прославить Святого Духа? Ответ очевиден – Церкви, своими молитвами и служением Ему.

Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа с двумя другими Лицами Троицы. Самые известные среди них – формула крещения, заповеданная Господом перед вознесением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19) и благословение во 2 Кор. 13:13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Но есть и другие случаи. Иуда увещевает: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на Пятидесятницу, Петр заявил: «Итак, Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите… Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал. 4:6: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Другие примеры видим в Рим. 15:16: «быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]»; 1 Кор. 12:4-6: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех»; Еф. 3:14-17: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши»; 2 Фес. 2:13-14: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» [4].

«Святой Дух связывается также с Отцом и Сыном в различных эпизодах служения Иисуса. Один из таких примеров – крещение Иисуса (Мф. 3:16-17), при котором присутствовали все три Лица Троицы. Сын принимал крещение, Отец с небес высказывал Сыну слова благоволения, а Святой Дух сошел на Него в видимой форме. Еще один пример – изгнание Иисусом бесов, которое Он связывал с Отцом и Духом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Соединение Святого Духа с Отцом и Сыном в этих эпизодах указывает на то, что Он – такая же личность, как и они» [4].

Индивидуальность Святого Духа явствует также из мест, где Он связывается с людьми. Возьмем пример из книги Деяний. Послание апостолов и иерусалимских пресвитеров церкви в Антиохии содержало весьма необычное выражение: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Таким образом, по окончании первого вселенского собора видно, что Дух Святой управлял всем догматическим учением Церкви на тот период. Трудно возражать против факта, что это совместное действие Духа и христианских лидеров указывает на присутствие у Духа тех самых качеств, которые присущи человеческой личности [4].

Фактически наличие у Духа определенных личных черт служит третьим указанием на Его индивидуальность. Наиболее очевидные среди этих черт – ум, воля и эмоции, которые традиционно считаются основополага-ющими элементами личности. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух: интеллект (1 Кор.2:11; Рим. 8:27), чувства (Рим. 15:30; Еф. 4:30); воля (1 Кор. 12:11). Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (2 Кор. 13:13), а общаться свойственно только личности [2].

Святому Духу можно солгать, как это сдела-ли Анания и Сапфира (Деян. 5:3-4). Павел пишет о грехе оскорбления Святого Духа: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30) и угашения Духа: «Духа не угашайте» (1 Феc. 5:19). В ранней Церкви Стефан обвиняет своих противников в том, что они всегда противятся Духу Святому (Деян. 7:51). Очень важный вывод делает Миллар Эриксон: «Можно представить себе сопротивление какой-то безликой силе, но ей нельзя солгать и ее нельзя оскорбить» [4]. Кроме того, что особенно важно, есть грех хулы на Святого Духа (Мф. 12:31; Мк. 3:29). Этот грех, который, как можно понять из слов Иисуса, даже серьезнее хулы на Сына, невозможно совершить против чего-то безликого.

Наконец, Святой Дух предпринимает действия нравственного порядка и несет служения, которые могут совершаться только личностью. В эти Его дела входят обучение, духовное возрождение, поиск, беседы, ходатайство, повеления, свидетельство, водительство, просвещение, откровение. Интересные и необычные слова находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Несомненно, Павел имеет в виду личность. То же самое можно сказать о словах Иисуса, относящихся к Святому Духу, например, в Ин. 16:8: «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде» [4].

Все эти соображения приводят только к одному заключению. Святой Дух – Личность, а не сила, и эта Личность – Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.

Источник