Какие качества личности проявляет студент при создании субъективного продукта образования

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные:

1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;

2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;

3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:

1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;

2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;

3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;

4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:

1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;

2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;

3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.

Вопросы для самопроверки

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?

2. Назовите авторов развивающего обучения.

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Практикум

1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.

Критерии различия образовательных парадигм Парадигма преподавания Парадигма учения
  1. Цели
   
  1. Показатели успеха
   
  1. Структура учебного процесса
   
  1. Продуктивность
   
  1. Природа ролей
   

3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.

4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?

Источник

Методика преподавания экономических дисциплин – Учебно-методический комплекс (Хвесеня Н.П.)

2.2. качества личности учащегося

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие
ученика и учителя, за время которого развиваются личностные каче- ства
обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и
предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый
продукт. Его деятельность осуществля- ется на репродуктивном и продуктивном
уровнях. При осуществле- нии студентами этих видов образовательной деятельности
проявля- ются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные
(познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные ка- чества
обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать,
обонять,

ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные:

1) эрудированность, логичность, проницательность, умение ви-
деть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать матери- ал,
устанавливать отношения между элементами и частями целого;

2) способность выработать ценностное суждение об идеях,
реше- ниях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, опера- тивно
принять решение;

3) применение принципов, методов, процессов, ранее
усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и мате-
риальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или
объективно нового образовательного продукта. Креативные качест- ва – это:

1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение,

фантазия, ассоциативность, мечтательность;

2)  инициативность,  неординарность,  нестандартность, 
способ-

ность к генерации идей;

3) применение к решению проблемы различных средств, методов,
поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики
развития;

4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей,

формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации по-

знания и творчества, включают в себя:

1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность,
корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и само- оценку;

2) способность взаимодействовать с другими субъектами
образо-

вания и окружающим миром, умение вести спор;

3) способность организовывать творчество других, совместное
познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все

группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулирова-
нии образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в част- ном, применительно
к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдель- ным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин
развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что
способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индиви- дуальному
восприятию учебного процесса и творческому использова- нию студентами
современных способов ведения учебных занятий.

Вопросы для самопроверки

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподава-

ние», «учение», и «образование»?

2. Назовите авторов развивающего обучения.

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и
парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного мате-

риала.

Практикум

1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие
ка-

чества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по
критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внеси- те в таблицу.

Критерии различения

образовательных парадигм

Парадигма

преподавания

Парадигма

учения

1. Цели

2. Показатели успеха

3. Структура учебного процесса

4. Продуктивность

5. Природа ролей

3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных
концепциях его  основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова  и 
дидактические  принципы  концепции  В. В. Давы- дова – Д. В. Эльконина.

4. Какие качества личности развиваются у студентов при
осуще-

ствлении образовательной деятельности?

Литература

1. Зинченко, В. П. Психологические  основы  построения 
системы развивающего обучения Д. В. Эльконина – В. В. Давыдова: Учеб. Посо- бие
/ В. П. Зинченко. М.: Гардарики. 2002.

2. Университетское образование: от эффективного преподавания
к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы /
Белорусский государственный университет. Центр проблем раз- вития образования.
Мн.: Пропилеи. 2001.

3. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов /
А. В. Ху-

торской. СПб.: Питер. 2001.

Источник

Выпускники вузов

Психологический портрет идеального студента

Никто не станет отрицать, что высшее образование меняет человека. Однако не только широкий кругозор и знания характеризуют выпускника вуза, но и определённые качества характера, которые в дальнейшем составляют значительную долю профессионализма. При должном подходе к обучению, каждый студент приобретает эти качества. Рассмотрим подробнее, о чём идёт речь.

Подпишитесь на наш канал

1. Самостоятельность

Выпускник вуза, успешно завершивший своё обучение, становится самостоятельным. Знания, умения и навыки, которые формируются за время учёбы, позволяют быть уверенным в том, что делаешь и не бояться ответственности. Именно самостоятельного, уверенного в себе специалиста хочет видеть в  числе своих сотрудников любой работодатель.

2. Стремление к саморазвитию

Главное умение, которое формирует вуз – это умение учиться. Желание постоянно узнавать что-то новое, осваивать другие области знания, не обязательно связанные с полученной профессией, расширяет возможности трудоустройства до безграничных пределов, и, в первую очередь, приносит личное удовлетворение.

 3. Достойное отношение к критике

Студенту не раз приходится выслушивать в свой адрес гневные речи профессоров, негодующих из-за множества учебных моментов, которые сложно даже перечислить. Это закаляет. Для будущего специалиста первостепенно важно научиться находить в критике именно те причины, которые её вызвали, оценивать их, и, по необходимости, изменять существующее положение дел.

Курсы, вебинары, мастер-классы – более 1000 образовательных программ

4. Выявление сильных сторон

На основе выполненных учебных задач в вузе, любой выпускник понимает, в чём действительно он профессионален, а что показывает, пока, его слабые стороны.

5. Развитие своих талантов

Важно не только найти сильные стороны, но и научиться правильно их использовать. Нельзя скрывать свои таланты, но и относиться к делам попустительски, рассчитывая на талант, тоже не стоит.

6. Командный дух

Быть в центре внимания не всегда необходимо. Нужно научиться прислушиваться к коллективу и действовать как единое целое.

7. Интуиция

Не всё подчиняется рациональным законам. Хорошая интуиция также незаменима, как и профессиональные знания.

8. Ответственность

Ответственность за результаты работы, в том числе и ответственность за неудачное её выполнение, несёт тот, кто её выполняет. Желание найти виноватых, как правило, не приводит ни к чему хорошему.

9. Умение слушать

Выпускник вуза, желающий стать конкурентоспособным специалистом,  должен уметь взаимодействовать с людьми. Умение слушать поможет стать приятным собеседником и обеспечит комфортное существование в любом коллективе.

Земельные участки ИЖС для дачи. Самое выгодное предложение!

Ставьте пальчики ВВЕРХ!

———————————————

Если материал показался интересным – подписывайтесь на обновления нашего Канала на Яндекс.Дзен.
Мы знаем многое об образовании и обучении, и с радостью готовы делиться своими знаниями.

Поставьте ЛАЙК, пожааалуйста !????????????

Вот еще интересные материалы нашего канала:

Множество полезных статей нашего канала

Оригинал этой статьи опубликован на сайте EduGid.ru

Источник

Личностные качества человека формируются на протяжении всей жизни. Каждый человек (и менеджер тоже) является носителем индивидуальных, только ему свойственных черт. Но требования профессии из всего многообразия проявлений характеров людей выделяют те, которые определяют успех профессиональной деятельности.

Индивидуальные качества могут проявляться не сразу. Для того чтобы их проявить, требуется большая и постепенная работа над собой. В процессе обучения менеджменту необходимо прежде всего создать в себе тягу к знаниям, проявлять творческий подход к обучению, нестандартное мышление, изобретательность, инициативность, способность генерировать идеи, упорство, воспитать в себе уверенность и преданность профессии.

Некоторые качества человеку присущи от рождения. Способности к организации, музыкальные и математические способности имеют генетическое происхождение. В условиях профессиональной деятельности они могут развиваться. При этом ведущую роль в формировании качеств эффективного менеджера играет сочетание воли и интеллекта.

Сильная воля и высокий интеллект повышают возможности влиять на людей, придают эмоциональную уравновешенность и чувство успеха.

В другом случае менеджер может быть высокоинтеллектуальным, но при этом не всегда уверенным и волевым. У такого менеджера приспособляемость к происходящим изменениям может восприниматься подчиненными как неуверенность в себе и будущем организации. Его коммуникабельность, открытость и гибкость могут быть препятствием для того, чтобы стать авторитетным лидером.

Менеджер может обладать сильной волей и недостаточным интеллектом. В этом случае образование и работа над собой особенно необходимы. Нужно прежде всего развивать внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации. Тогда энергичность, жизнестойкость и потребность работать в коллективе и с коллективом, присущие волевым людям, помогут преодолеть недостающие знания.

Устойчивые характеристики личности человека (которые проявляются при принятии решений) относятся к критериальной области организационного поведения. Критерии определяются в процессе анализа событий, совокупности ценностей и их роли в принятии тех или иных решений.

Для развития своих личностных качеств попытайтесь регулярно использовать следующие рекомендации:

  • 1. Будьте полны энтузиазма и показывайте это.
  • 2. Вносите новшества и создавайте новое — взращивайте новые идеи и положительно реагируйте на идеи людей. Не обижайтесь, если ваши идеи не будут приняты. Попробуйте снова, но другим способом. Показывайте свою старательность — нет ничего хуже человека, который постоянно стонет.
  • 3. Когда вам поручают какую-либо работу, не говорите: «Как я могу это сделать?» Вместо этого незамедлительно реагируйте на это чем-то вроде: «Отлично, вот что я предлагаю сделать — это не то, что вы хотите?»
  • 4. Упорно работайте — люди, добивающиеся успеха, достигают его упорным трудом. Но они работают не ради самой работы, эффективность никогда не является функцией того, насколько долго вы остаетесь на рабочем месте. Значение имеет то, что вы делаете и насколько результативно.
  • 5. Преподносите себя достойным образом — жизнь совсем не состоит в том, чтобы производить хорошее впечатление, однако вы должны также быть уверены в том, что ваши успехи известны и приняты. И если на людей производят впечатление руководители, которые решительны, пунктуальны, то почему бы не преподнести себя таким образом? От этого будет больше пользы, чем вреда.
  • 6. Будьте честолюбивы. Однако не переусердствуйте. Не следует казаться озабоченным своим будущим статусом больше, чем настоящим положением.
  • 7. Будьте отважны — рассчитывайте риск, будьте уверены в том, что вы делаете.
  • 8. Будьте напористы, но не агрессивны.
  • 9. Выражайте свои суждения кратко. Не болтайте слишком много и не компрометируйте себя. Копите то, что вы хотите сказать, до момента, когда это можно будет сделать (о чем говорить нельзя, о том следует молчать).
  • 10. Добейтесь, чтобы люди верили вам. Вы сможете этого достичь, если никогда не будете лгать или скрывать правду, если всегда будете выполнять свои обещания.
  • 11. Воспринимайте конструктивную критику.
  • 12. Признавайте собственные ошибки открыто. Никогда не оправдывайтесь. Если вы допустили ошибку, принимайте ответственность и упреки только на себя.

Личность менеджера проявляется через его морально-эстетические ценности. Этика как система норм нравственного поведения является одной из древнейших наук. Практическая, или нормативная, этика представляет для менеджера такие нравственные принципы, идеалы и нормы, которые также требуют работы над собой.

Вот некоторые способы поведения, позволяющие сформировать профессиональные качества менеджера, которые необходимо отрабатывать в себе:

  • 1. Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе — помогают убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой.
  • 2. Целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем — помогают выработать умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться только на нем. В частности, при оперативном руководстве, когда требуется быстрое решение проблемы, эти качества помогают быстро найти и принять конкретное решение из многих вариантов, постоянно возникающих в процессе производства.
  • 3. Умение предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед собой новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию собственной деятельности.
  • 4. Ответственность, способность управлять собой, своим поведением. При этом очень важно оставаться в любой ситуации тактичным, уравновешенным и не терять самообладание.

Между имиджем и карьерой существует прямая зависимость. В Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства для создания положительного студенческого имиджа нужно как минимум иметь:

  • • привлекательный внешний вид;
  • • независимое естественное поведение;
  • • грамотную речь;
  • • достойные манеры;
  • • спокойную реакцию на похвалу и критику.

Суденты Пензенского ГУАС разработали памятку.

«Как строить отношения с преподавателем»

  • (памятка студенту)
  • 1. Будьте приятны и интересны в общении.

S Будьте вежливы, тактичны и приветливы с преподавателем.

S Имейте привлекательный внешний вид.

S Не лицемерьте, не просите преподавателя оценить ваш результат выше, чем он того заслуживает.

У Проявляйте интерес к предмету, старайтесь делать свои доклады и сообщения интересными и полезными.

S He обижайтесь на справедливую критику преподавателя, а воспринимайте ее как полезную рекомендацию.

S Не хитрите, не исходите из того, что преподаватель знает меньше вас.

S Не демонстрируйте преподавателю своих переживаний, не пытайтесь вызвать его жалость.

S Сдерживайте свои отрицательные эмоции.

S Не беспокойте преподавателя по пустякам.

2. Оказывайте преподавателю реальную помощь.

S Будьте инициативны, берите на себя ответственность за выполнение предложенной вами идеи.

S Не перекладывайте выполнение своей работы (реферата, курсовой работы, дипломного проекта) на преподавателя. Действуйте самостоятельно. Советуйтесь с преподавателем, если это действительно необходимо.

S Покажите преподавателю, что вы заинтересованы в работе.

S Не перегружайте его избыточной и ненужной информацией. Это свидетельствует о недостаточном понимании вами данной темы.

S Оказывайте реальную помощь преподавателю. Избегайте пустой болтовни и бахвальства. Не обещайте того, чего не сможете выполнить.

S Цените время. Не отвлекайте преподавателя по тем проблемам, которые можете решить сами.

S Не откладывайте выполнение работы на крайний срок. Старайтесь выполнить работу досрочно.

3. Защищайте и повышайте авторитет преподавателя.

S Не критикуйте преподавателя прилюдно и за его спиной.

S Не заостряйте внимание на дефектах речи преподавателя или неправильном ударении в словах, улавливайте суть того, о чем он говорит.

S Преподаватель, как и все люди, может ошибаться. Не будьте излишне придирчивы.

S Если вам оказано доверие со стороны преподавателя, не переходите с ним на панибратские отношения, не хвастайтесь этим перед друзьями.

S При достижении успехов в научной, практической деятельности подчеркивайте вклад преподавателя в свой успех.

S В трудных ситуациях слушайте своих преподавателей.

S Реальный или долговременный успех сопутствует только тому, кто в любой ситуации проявляет не только личностные и индивидуальные качества, но и высокий уровень образования и культуры.

Источник